ББК 28.70
YAK 796.012 (571.122) 613.11+612
О.Л. НИФОНТОВА, С.В. ВЛАСОВА
O.L. NIFONTOVA, S.V. VLASOVA
УЧЁТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОК В УЧЕБНОМ ПРОУЕССЕ
ACCOUNTING FOR PHYSICAL ACTIVITY AND PHYSIOMETRICHE INDICES OF FEMALE-STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS
В данной статье представлены результаты экспериментального исследования по изучению влияния физической активности на антропометрические показатели и показатели сердечно-сосудистой системы студенток Среднего Приобья. Представлены также результаты исследования, доказывающие, что снижение физической активности противоречит биологическим потребностям молодого организма и снижает уровень его адаптационных возможностей, отрицательно сказывается на физическом развитии. В статье делается акцент на необходимости учёта выявленных результатов в учебном процессе.
This paper presents the results of experimental studies on the effect of physical activity on anthropometric indices and cardiovascular system of the Middle Ob female-students. Also it is proved that decreased physical activity contradicts biological needs of a young body and reduces its adaptive capacity, it negatively affects physical development. The article focuses on the need of taking into account the presented results in studying.
Ключевые слова: физическая активность, конституциональный тип, сердечнососудистая система, студенческий возраст, учебный процесс, учёт результатов, спортивные, хореографические, физкультурно-досуговые мероприятия, физкультурные паузы.
Key words: physical activity, a constitutional type, cardiovascular system, the student's age, educational process, record results, sporting, dancing, sports and entertaining activities, sporting pauses.
Общеизвестно, что физическая активность человека является одним из основных аспектов здорового образа жизни. Она делает его не только физически более привлекательным, но и существенно улучшает здоровье, позитивно влияет на продолжительность жизни и умственную активность. Следует уточнить, что физическую активность мы рассматриваем не просто как совокупность двигательных действий человека, организованных и направленных на развитие физических качеств и достижение совершенства, а, прежде всего, как форму поведения, связанную со здоровьем. В настоящее время студент - это ключевая фигура учебно-воспитательного процесса в вузе. Современные инновационные модели обучения требуют от студентов значительного умственного и нервно-эмоционального напряжения, однако интенсивная умственная деятельность сопровождается уменьшением количества времени на свободный досуг и занятия физическими упражнениями, т. е. существенным снижением их физической активности.
Публикации современных исследователей свидетельствуют о значительном положительном влиянии расширенного двигательного режима на показатели здоровья человека и повышение его производительности в различных видах деятельности. Многолетний опыт С.И. Логинова, Л.И. Ревдовой, Н.В. Решетникова, Ю.Л. Кислицина показал, что организация оптимального двигательного режима с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся способствует укреплению их здоровья путём повышения
неспецифической резистентности, совершенствования функциональных возможностей организма студентов [5; 6].
В исследовании мы придерживались точки зрения В.И. Дубровского относительно того, что гигиенической нормой физической активности следует считать такие величины, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья студентов и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем [4].
Соотношение между уровнем физической активности и состоянием здоровья является одним из ключевых вопросов лечебной физической культуры, профилактической медицины и педагогики. Студенты ежедневно в течение 4 - 6 лет, обучаясь в высшем учебном заведении, осуществляют активную интеллектуальную деятельность, требующую высокой нагрузки на нервную и сердечно-сосудистую системы. Их учебная деятельность отличается рваным ритмом организации производственного процесса. Физиологический стресс, напряжённые состояния организма у студентов, по справедливому утверждению коллег и по результатам наших исследований, превышают переходные рамки и могут приобретать патологическое течение. Поэтому актуальность проводимых нами исследований о влиянии уровня физической активности на антропометрические показатели и функции сердечно-сосудистой системы организма студенток, а также о необходимости их учёта при организации учебного процесса в вузе не вызывает сомнения.
Исследования проводились в 2010 - 2011 году на базе Сургутского государственного педагогического университета. В его проведении приняли участие 60 студенток вторых и третьих курсов факультета психологии и факультета физической культуры и спорта.
Все испытуемые были распределены на две группы по уровню физической активности: 30 студенток с низким уровнем физической активности (средний возраст 19,00±0,20 лет) и 30 студенток, активно занимающихся спортом с высокой физической активностью (средний возраст 19,00±0,20 лет). Уровень физической активности определялся путём анкетирования, наблюдений, изучения педагогической и медицинской документации. К низкому уровню физической активности относили участников исследования, у которых частота занятий физической культурой и спортом ограничивалась рамками учебного плана специальности (4 часа в неделю). К группе студенток с высоким уровнем физической активности относили студенток факультета физической культуры и спорта с недельной нагрузкой по физической культуре 10 часов.
Для конституциональной оценки проводились измерения длины и массы тела, окружности грудной клетки (ОГК) в трёх фазах. Рассчитывались весо-ростовые индексы, включая Кетле (ИК), площадь поверхности тела и тип телосложения по индексу Вервека-Воронцова (индекс стении) [2]. Антропометрические измерения проводились на стандартном, строго выверенном оборудовании в первой половине дня. Определение длины и массы тела проводились в утреннее время. Измерение длины тела осуществлялось в положении стоя медицинским ростомером (с точностью до 1 мм). Масса тела определялась медицинскими весами с точностью до 50 г. Окружность грудной клетки измерялась сантиметровой лентой в трёх позициях (вдох, выдох, пауза). Сантиметровую ленту накладывали сзади под углом лопаток, а спереди над грудными железами. Определение количественного состава массы тела проводилось прибором для определения жировых отложений OMRON BF 302 (Япония). Для оценки состояния перефирической гемодинамики с помощью автоматического тонометра «Отгоп» (Япония) методом Н.С. Коротко-ва измеряли систолическое (АСД) и диастолическое артериальное давление (АДД), рассчитывали пульсовое давление (ПД), коэффициент выносливости (КВ) и экономичности кровообращения (КЭК), индекс функциональных изменений (ИФИ). При отнесении обследованных студенток к различным клас-
сам функциональных состояний нами была использована следующая шкала: удовлетворительная адаптация сердечно-сосудистой системы - ИФИ не превышал 2,1 балла (функциональные возможности достаточные), напряжение механизмов адаптации - 2,11 - 3,2 балла (состояние функционального напряжения), неудовлетворительная адаптация - 3,21 - 4,3 балла (функциональные возможности снижены), срыв адаптации - не менее 4,31 балла (резкое снижение функциональных возможностей) [2]. Для оценки состояния центральной гемодинамики рассчитывали систолический (СО) и минутный объем крови (МОК) по Старру, индексы: сердечный (СИ), индекс кровообращения (Икр), типы кровообращения по методике Савицкого [8]. Статистический материал обрабатывался общепринятыми методами математической обработки с помощью редактора электронных таблиц MS Excel. Определялись среднеарифметические значения (М), среднеквадратические отклонения (с), сред-неквадратические отклонения среднего арифметического (m), достоверность различий по методу Фишера-Стьюдента [3].
Результаты нашего исследования показали, что сравнение показателей соматического развития студенток, в зависимости от уровня физической активности, по одному из основных антропометрических параметров - длине тела, позволило выявить достоверные различия. Нами установлено, что длина тела девушек с высоким уровнем физической активности достоверно превышала длину тела девушек с низким уровнем физической активности на 3,2 см (р<0,05) (табл. 1).
Таблица 1
Показатели антропометрических параметров студенток с разным уровнем физической активности (М±ш; С)
Показатель Уровни физической активности М s m t расч. t табл. Р
В, лет Высокий п=30 19,00 0,65 ± 0,75 2,05 р>0,05
Низкий п=30 19,60 1,06 ±
М, кг Высокий п=30 55,45 2,99 ± 4,31 3,67 р<0,001
Низкий п=30 62,10*** 3,38 ±
L, см Высокий п=30 166,50* 3,39 ± 3,46 2,05 р<0,05
Низкий п=30 163,35 5,24 ±
ОГК вдох, см Высокий п=30 91,60 3,82 ± 1,22 2,05 р>0,05
Низкий п=30 94,20 8,23 ±
ОГК выдох, см Высокий п=30 84,20 4,31 ± 1,79 2,05 р>0,05
Низкий п=30 88,20 9,03 ±
ОГК пауза, см Высокий п=30 86,40 4,09 ± 1,71 2,05 р>0,05
Низкий п=30 90,20 9,03 ±
S, м2 Высокий п=30 4,30 0,53 1,2 2,59 2,05 р<0,05
Низкий п=30 6,20* 1,07 ±
ИК, у.е. Высокий п=30 339,56 64,21 12,14 6,36 3,67 р<0,001
Низкий п=30 302,08*** 18,15 ±
ИС, у.е Высокий п=30 0,89* 0,14 0,01 2,16 2,05 р<0,05
Низкий п=30 0,79 0,11 0,02
ИП, у.е. Высокий п=30 19,70** 8,32 1,57 3,46 2,76 р<0,01
Низкий п=30 9,70 2,58 0,48
Примечание: *, **, *** - достоверность различий в зависимости от уровня физической активности (р<0,05, р<0,01, р<0,001).
Окружность грудной клетки у девушек с низким уровнем физической активности превышала аналогичный показатель у девушек с высоким уровнем физической активности на 3,8 см.
Оценка крепости телосложения, по методу М.В. Черноруцкого (индекс Пинье), показала, что средние показатели индекса у девушек с высоким уровнем физической активности были выше, чем у девушек с низким уровнем физической активности. Это превышение носило достоверный характер (р<0,01). Крепкое телосложение было характерно для 72,5% девушек с низким уровнем физической активности, на долю хорошего и среднего телосложения пришлось - 2,5% и 25% соответственно. У девушек с высоким уровнем физической активности 85% обследуемых имели хорошее телосложение, в то время как на долю крепкого и среднего телосложения пришлось 2,18% и 12,82% соответственно.
Исследование компонентного состава массы тела проводилось путём расчёта количества общего и подкожного содержания жира, мышечной и костной массы в абсолютных и относительных величинах. Для достаточно точного определения необходимых нам показателей были использованы формулы Матейки [4].
Оценка компонентного состава тела студенток с разным уровнем физической активности показала, что у девушек с высоким уровнем двигательной активности масса мышечной ткани превышала таковую у девушек с низким уровнем физической активности на 4,03%, в то время как масса костной ткани всего 0,71%. У девушек с низким уровнем физической активности отчётливо просматривалось достоверное преобладание жировой массы на 6,56% (р<0,05).
Исследование плотности тела по индексу Кетле показало достоверное различие по этому показателю между обследуемыми группами (р<0,01). В сравнении с нормативными параметрами для данной возрастной группы, у студенток с низким уровнем физической активности выявлен значительный недостаток мышечной плотности (отставание от нормы составило 21 - 28%). Величина индекса Кетле в группе студенток с высоким уровнем физической активности свидетельствовала о нормальном уровне мышечной плотности.
Анализ одного из важных признаков физического развития - площади поверхности тела, рассчитанной по формуле Du Bois, выявил достоверные различия в изучаемых группах. У девушек с низким уровнем физической активности площадь поверхности тела на 1,9 м2 больше, чем у девушек с высоким уровнем физической активности (р<0,05).
Сравнительная оценка показателей функций сердечно-сосудистой системы позволила выявить, что такой интегральный показатель как ЧСС, отражающий хронотропный механизм работы сердца, имел более высокое значение в группе девушек с низким уровнем физической активности (табл. 2).
В ходе исследования анализ показателей системного артериального давления студенток показал некоторое превышение возрастных норм [1]. В группе девушек с низким уровнем физической активности систолическое давление достоверно превышало таковое у девушек с высоким уровнем физической активности на 16,3 мм рт.ст. (р<0,05). Пульсовое давление было выше в группе девушек с низким уровнем физической активности на 5,9 мм рт.ст. (р<0,05).
Анализируя полученные результаты, мы учитывали, что уровень адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, оцениваемый нами по показателю индекса функциональных изменений напрямую зависит от ряда антропометрических и гемодинамических параметров [1].
Следует отметить, что средние значения показателя ИФИ у девушек с высоким уровнем физической активности укладывались в параметры достаточной адаптации, выявлены достоверные межгрупповые различия (р<0,01). Показатели ИФИ у девушек с низким уровнем физической активности укладываются в параметры состояния функционального напряжения. Студенток с неудовлетворительной адаптацией и её срывом нами не выявлено.
Таблица 2
Показатели параметров периферического кровообращения студенток с разным уровнем физической активности (М±ш; С)
Показатель Уровни физической активности М s m t расч. t табл. Р
АДС, мм рт.ст. Высокий п=30 119,10 6,79 ± 2,61 2,05 р<0,05
Низкий п=30 135,40* 12,15 ±
АДД, мм рт.ст. Высокий п=30 79,70 5,34 ± 0,70 2,05 р>0,05
Низкий п=30 84,31 8,28 ±
ПД, мм рт.ст. Высокий п=30 37,80 6,38 ± 2,36 2,05 р<0,05
Низкий п=30 43,70* 10,10 ±
ЧСС, уд/мин Высокий п=30 63,10 12,31 ± 1,43 2,05 р>0,05
Низкий п=30 77,50 12,64 ±
КВ, у.е Высокий п=30 1,70* 0,38 ± 2,14 2,05 р<0,05
Низкий п=30 1,90 0,69 ±
КЭК, у.е. Высокий п=30 3406,10* 768,70 ± 2,53 2,05 р<0,05
Низкий п=30 2795,60 778,39 ±
ИФИ, у.е. Высокий п=30 2,10 0,23 ± 3,34 2,67 р<0,01
Низкий п=30 3,15** 0,31 ±
Примечание: *, ** - достоверность различий в зависимости от уровня физической активности (р<0,05, р<0,01).
Наряду с показателями периферической гемодинамики, для интегральной оценки функционального состояния кровообращения, мы изучали параметры центральной гемодинамики (табл. 3).
Таблица 3
Показатели параметров центральной гемодинамики студенток с разным уровнем физической активности (М±ш; С)
Показатель Уровни физической активности М s m t расч. t табл. Р
АДС, мм рт.ст. Высокий п=30 63,01* 8,77 ± 3,22 2,05 р<0,05
Низкий п=30 56,45 5,46 ±
АДД, мм рт.ст. Высокий п=30 4394,78* 890,35 ± 3,22 2,05 р<0,05
Низкий п=30 4889,85 713,06 ±
ПД, мм рт.ст. Высокий п=30 128,78 19,52 ± 3,48 2,67 р<0,01
Низкий п=30 116,60** 41,19 ±
ЧСС, уд/мин Высокий п=30 2,45* 0,02 ± 2,16 2,05 р<0,05
Низкий п=30 3,7 0,04 ±
Примечание: *, ** - достоверность различий в зависимости от уровня физической активности (р<0,05, р<0,01).
У девушек с высоким уровнем физической активности систолический объем был выше на 6,56 мл, что вероятно указывает на лучшее развитие компенсаторных возможностей сердечно-сосудистой системы, так как рост минутного объёма крови при адаптационных процессах организма за счёт уве-
личения систолического объёма крови более благоприятен, чем за счёт увеличения частоты сердечных сокращений. Нами установлены достоверные межгрупповые различия по минутному объёму крови (р<0,05).
Для характеристики индивидуально-типологических особенностей организма с целью нивелирования возможного влияния индивидуальных антропометрических различий на величину СО и МОК рассчитывали сердечный индекс. Нами установлены достоверные отличия в величине СИ между изучаемыми группами (р<0,05).
При определении типа кровообращения по классификации Н.Н. Савицкого [8] установлено, что у девушек с высоким уровнем физической активности средние значения СИ соответствовали гипокинетическому типу кровообращения (ГТК). Персональный анализ показал, что данный тип кровообращения встречался у 77% девушек, к гиперкинестическому типу кровообращения (ГрТК) в этой группе относилось 17% девушек и всего 6% девушек имели эукинетический тип кровообращения (ЭТК). В группе девушек с низким уровнем физической активности около 59% девушек имели ГрТК, ГТК - 27% и ЭТК - 14% обследованных девушек.
Таким образом, проведённое антропометрическое исследование позволило выявить ряд различий, характеризующих направленность и динамику формирования женского соматического типа в условиях Среднего Приобья в зависимости от уровня физической активности. Выявлено, что низкая физическая активность не всегда обеспечивает нормальный уровень показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, поэтому данная система находится в состоянии функционального напряжения. В то время как высокий уровень физической активности определяет экономичность функционирования сердечно-сосудистой системы и характеризуется лучшими физиометрическими показателями.
Имеются все основания утверждать, что выявленное снижение функциональных возможностей основной лимитирующей системы при снижении уровня физической активности в климатических условиях Среднего Приобья создаёт благоприятный фон для развития сердечно-сосудистой патологии в будущем. По данным проводимого нами анкетирования установлено, что у девушек факультета психологии преобладает пассивная позиция к повышению своей физической активности, что, по сути, и предопределило получение столь невысоких результатов в ходе проведённого исследования.
Для формирования и активизации у студентов потребности в повышении физической активности в процессе обучения в вузе считаем необходимым рекомендовать руководству факультета, преподавателям и самим студентам ряд организационно-педагогических мероприятий. Прежде всего, целесообразно, на наш взгляд, в самом начале обучения осуществлять компетентную и разностороннюю оценку уровня физической подготовленности и физкультурно-спортивных интересов студентов и на основании полученных результатов выстраивать учебный процесс, предусматривать чередование занятий с различным уровнем статической нагрузки, создавать на факультете спортивные секции, ориентированные на интересы и запросы обучающихся. Студентам, попадающим по результатам обследования в группу риска, можно предложить специализированный практикум или тренинг, ориентированный на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, хореографией и другими видами физической нагрузки. Каждый преподаватель факультета может и в ходе занятия, на котором у студентов преобладает статическая нагрузка, организовать двигательную разминку, привлекая к её проведению студентов. Такой подход, как показал наш опыт, позволяет переключить внимание студентов, предоставляет возможность для некоторой интеллектуальной паузы и только активизирует мыслительную деятельность обучающихся, снижает статическую нагрузку на организм студентов. Помимо этого, в режиме учебного дня и всей учебной недели руководству факультета и преподавателям необходимо более рационально использовать
время, отводимое на большую перемену. Можно, на наш взгляд, организовывать физкультминутки, спортивные или хореографические разминки, танцевальные конкурсы и т. п. Для организации таких мероприятий, проведения подвижных игр и активного отдыха студенток можно привлекать аспирантов и студентов факультета физической культуры и спорта, преподавателей, тренеров. Возможно и привлечение студентов своего факультета, занимающихся в спортивных, хореографических кружках и секциях. Помимо этого, во время большой перемены (а она в нашем вузе длится 40 минут) и при возникновении «окон» в учебном расписании необходимо сделать доступными и спортивные залы вуза с предоставлением спортивного инвентаря и услуг тренера-консультанта.
Обобщая сказанное, следует ещё раз подчеркнуть, что учёт физической активности и физиометрических показателей студенток в учебном процессе, реализация комплекса физкультурно-спортивных, танцевальных, развлекательно игровых мероприятий в рамках учебного процесса позволит существенно повысить физическая активность студентов. А последняя, как отмечено в данной статье, является одним из основных показателей их здорового образа жизни и обеспечит более высокие результаты познавательной деятельности студентов высшего учебного заведения.
Литература
1. Агаджанян, Н.А. Реактивность сердечно-сосудистой системы в экологических условиях Крайнего Севера [Текст] / Н.А. Агаджанян, В.В. Колпаков ; под ред. В.М. Чимарова. - Тюмень : Наука, 1996. - 98 с.
2. Баевский, Р.М. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога [Текст] / Р.М. Баевский // Клиническая медицина. - 2000. - С. 59 - 64.
3. Гуминский А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии [Текст] / А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьев, К.В. Маринова. -М. : Просвещение, 1990. - 239 с.
4. Дубровский, В.И. Спортивная медицина : учебник для студ. вузов [Текст] / В.И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 480 с.
5. Логинов, С.И. Национально-региональное образование по физической культуре и спорту [Текст] / С.И. Логинов, Л.И. Ревдова // Материалы II научно-практической конференции. - Сургут : РИО СурГПИ, 2000. - С. 56 - 59.
6. Решетников, Н.В. Физическая культура [Текст] / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кис-лицин. - М. : Академия ; Мастерство ; Высшая школа, 2000. - 152 с.
7. Соловьев, В.С. Экологическая и социальная физиология человека в условиях Северного города [Текст] / В.С. Соловьев, В.Г. Мироненко, Н.Н. Гребне-ва // Труды NDI. «Пути и средства достижения сбалансированного эколого-экономического развития в нефтяных регионах Западной Сибири». - Нижневартовск : ИПП «Уральский рабочий», 2001. - Вып. 1. - С. 86 - 88.
8. Ткаченко, Б.И. Физиология человека [Текст] / Б.И. Ткаченко, В.Ф. Пятин. -СПб., 1996. - 239 с.