Научная статья на тему 'Учёный, организатор, общественник (к 105-летию со дня рождения А. П. Казачека)'

Учёный, организатор, общественник (к 105-летию со дня рождения А. П. Казачека) Текст научной статьи по специальности «История геодезии и картографии. Персоналия»

CC BY
159
22
Поделиться

Аннотация научной статьи по геодезии и картографии, автор научной работы — Сергеевых Г. П.

2 ноября 2004 г. исполнилось 105 лет со дня рождения Анатолия Петровича Казачека-проректора ТПИ по учебной работе, первого помощника А.А. Воробьёва. В своё время А.П. Казачек провёл большую работу по укреплению учебно-лабораторной базы института, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению качества подготовки специалистов. А.П. Казачек оставил память о себе как замечательный, требовательный педагог и воспитатель.

Текст научной работы на тему «Учёный, организатор, общественник (к 105-летию со дня рождения А. П. Казачека)»

В новых тенденциях высшей школы происходит конвергенция направлений механики, и в 1994 г. кафедры "Теоретическая механика" и "Сопротивление материалов" были объединены, а в 1999 г. к ним присоединена кафедра "Прикладная механика".

В 1686 г. И. Ньютон изложил сформированные к его времени механистические представления о процессах в природе в фундаментальном труде "Philosophiae Naturalis Principia Mathematica", который в переводе А.Н. Крылова назван "Математические начала натуральной философии". Слово "Natura" обозначает "Природа". Человек в социуме воздействует на Природу своими машинами и сооружениями, их концепции на базе новых вопросов уже объединяют научные направления механики и придают им новый стимул. С ними смыкаются вопросы методического характера о структуре, о содержании и дозировке учебного материала. Пока существующие и даже на стадии разработки учебные пособия вызывают замечания, их консерватизм из-за неопределённости и несовершенства некоторых представлений не соответствует возможностям студентов и требованиям времени. Пожалуй, сегодня нет таких преподавателей, которые бы имели полное удовлетворение от прочитанного им курса.

Современного студента можно образно сравнить с сосудом, который имеет узкое горлышко. Он уже распирается всевозможными интересами, и одновременно в него нашими усилиями льются несколько струй. Но, как говорили древние греки по поводу обучения: как бы не был мал сосуд, в него всегда поместится сосуд меньший. Это бесспорный тезис и реализация его - наша общая задача.

Объединённый коллектив обеспечивает курсы: теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин, механика материалов и конструкций, техническая механика, основы конструирования для всех учебных подразделений университета (кроме гуманитарного факультета и института языковой коммуникации). Коллектив кафедры активно участвует в обучении иностранных студентов, как на русском, так и на английском языке. Уже по комбинаторике названий новых дисциплин можно заметить тенденцию сжатия информации, которая может быть успешной только при всесторонней лексической, понятийной и математической проработке.

Научные исследования проводятся как по традиционным направлениям, так и по новым вопросам: механика контактного взаимодействия элементов конструкций, эластика деформируемых тел, автоматическая балансировка вращающихся тел, динамика бурильных машин, приводы с промежуточными телами вращения, зубчатые передачи при изнашивании профилей зубьев.

Кадровый состав всегда формировался в соответствии с задачами кафедры. Сегодня он включает: 3 д.т.н., 1 д.ф-м.н., 22 к.т.н., 1 к.ф-м.н., среди которых 1 член-корр. РАЕН, 2 Почётных работника Минобразования РФ, 2 Почётных работника угольной промышленности. И всех нас объединяет ключевая идея философии природы - устроение взаимоотношения с ней посредством изучения её механики и применения её законов в устройствах и машинах, преобразующих, но не вредящих ей.

Анатолий Петрович Казачек - одна из самобытных личностей, работавших в Томском политехническом. Он был уникален и по внешности, и по манере разговора, и по желанию разобраться во всём, что происходит в институте и общежитиях. В ноябре 2004 г. ему исполнилось бы 105 лет. Родился А.П. Казачек 2 ноября 1899 г. в г. Кременец Тернопольской губ. Его отец Пётр Аполлинарьевич был строительным рабочим, мать Ольга Никаноровна - домохозяйка. Оба из мещан, недвижимого имущества не имели, жили в на-

ёмных квартирах. Трудится начал рано, с 14 лет. Сначала подручным плотника (1914-1916 гг.) на стройках в г Кременец, а затем плотником на чугунолитейном заводе (1916-1920 гг.). В августе 1920 г. начал службу в Красной Армии добровольцем, участвовал в боях с белогвардейцами на Западной Украине, был командиром взвода Первой конармии им. С.М. Будённого. После демобилизации в 1925 г поступил на рабфак в г Семипалатинске, а после этого - в Ленинградский горный институт, который блестяще закончил в 1931 г.

УДК 528(09)

УЧЁНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР, ОБЩЕСТВЕННИК (К 105-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.П. КАЗАЧЕКА)

Г.П. Сергеевых

Томский политехнический университет Тел.: (383-2)-56-35-49

2 ноября 2004 г. исполнилось 105 лет со дня рождения Анатолия Петровича Казачека — проректора ТПИ по учебной работе, первого помощника А.А. Воробьёва. В своё время А.П. Казачек провёл большую работу по укреплению учебно-лабораторной базы института, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению качества подготовки специалистов. А.П. Казачек оставил память о себе как замечательный, требовательный педагог и воспитатель.

Страницы истории ТПУ

с квалификациеи горный инженер-маркшеидер . Сразу после окончания института поступил в аспирантуру. Одновременно работал по совместительству научным сотрудником и учёным секретарём Центрального научно-исследовательского маркшейдерского бюро. В 1936 г. успешно защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук. Вследствие недостатка научных кадров по маркшейдерской кафедре в Томском индустриальном институте (ТИИ-ТПИ), приказом ГУУЗ Наркомтяжпрома был направлен в г. Томск. С 1936 по 1938 гг. Анатолий Петрович - доцент кафедрой маркшейдерского дела. В годы Великой Отечественной войны в 1941-1942 гг. он по совместительству был управляющим и главным инженером Западно-Сибирского отделения Союзма-ркштреста Наркомугля. С 1945 по 1950 гг декан горного факультета ТПИ. С 1950 г. проректор по учебной работе. В 1948 г. ему было присвоено персональное звание горного директора.

Горный директор А.П. Казачек, 1950 г.

С 1963 г. по конкурсу А.П. Казачек был избран на должность профессора кафедры геодезии и маркшейдерского дела, которой руководил бессменно с 1938 г. За годы работы в институте он читал лекционные курсы: "Маркшейдерские работы" (общий и специальный); "Теория погрешностей и способ наименьших квадратов"; "Уравнения маркшейдерских и геодезических наблюдений"; "Геометризация недр". Руководил курсовым и дипломным проектированием студентов маркшейдерской специальности, учебными и производственными практиками. Под руководством А.П. Казачека под-

готовлены 5 кандидатов наук, выпущено из института свыше 400 инженеров-маркшейдеров.

Область научных интересов Анатолия Петровича - сдвижение земной поверхности, обусловленное проведением горных работ. Эта область науки только начинала складываться в 30-е годы прошлого века, и он ей посвятил целый ряд исследований. Им написано более 30 научных работ. В том числе были созданы "Правила по охране сооружений от вредного влияния горных разработок для медно-колчеданных рудников Урала", "Правила для рудников Черемховского бассейна", составлена инструкция по наблюдению за сдвижением земной поверхности рудников Урала". В 50-е годы кафедрой, которой руководил А.П. Казачек, научно-исследовательская работа выполнялась по проблеме: "Томск и исследование эффективных методов маркшейдерских работ на шахтах и рудниках". По данной проблеме решались вопросы: ориентирование выработок, технико-экономическое обоснование допустимых расхождений встречных забоев; развитие математических и графических методов повышения точности маркшейдерских измерений, механизация графических построений; методы обработки результатов измерений и оценка их ошибок; программы и таблицы для определения ошибки измерения горизонтальных углов; учёт добычи и потерь ископаемых; оценка содержания основного компонента. На кафедре была проведена работа по созданию нового типа теодолита. Исследователи А.И Волков, Б.А. Попко, лаборант Г.И. Савиных спроектировали конструкцию и изготовили опытный образец теодолита, который успешно прошёл испытания на шахтах и был рекомендован к серийному промышленному производству на заводе геодезических инструментов в г. Харькове. В годы Великой Отечественной войны вся деятельность коллектива происходила под общим для всей страны лозунгом "Всё для фронта, всё для победы". Ужесточились требования к научно-исследовательской работе, особенно по производственной тематике, подчёркивалась её практическая направленность. Анатолию Петровичу поручили руководство агитколлективом института, который был призван вести работу среди учёных и преподавателей по разъяснению перестройки научных исследований на нужды тыла и фронта. В этом отношении А.П. Казачек был примером. Совместно с проф. Д.А. Стрельниковым и А.И. Волковым был выполнен проект по разработке северного крыла поля шахты № 5/7 (г. Анжеро-Судженск) свиты сближенных крутопадающих пластов.

Особая страница в жизни Анатолия Петровича - деятельность на посту проректора ТПИ по учебной работе. Обладая незаурядными организаторскими способностями, настойчивостью и инициативой, он проводил большую работу по укреплению учебно-лабораторной базы института, совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению качества подготовки инженеров по специальностям, связанным с новой техникой.

А.П. Казачек был правой рукой ректора А.А. Воробьёва: замещал его на время командировок и отпусков, практически решал все вопросы институтской жизни. Его считали первым номером в команде ректора. Особое внимание Анатолий Петрович уделял методической и воспитательной работе. Профессор Г.А. Сипайлов вспоминает, что общение с А. П. Казачеком помогло ему глубже вникнуть в суть методической работы и стало хорошей школой совершенствования работы методического совета, который он возглавлял, и его отдельных комиссий. Особенно его покорила та тщательность, с которой подходил Анатолий Петрович к составлению планов, отчётов, служебных писем, характеристик и других документов, исходящих из ТПИ. Интересно и поучительно было взглянуть на подлинник документа, густо испещрённый его пометками.

Те, кто помнят А.П. Казачека, отмечают, что в ТПИ у многих преподавателей и студентов сложилось мнение, что он был очень суровым, строгим администратором, его именем пугали, рассказывали легенды. В действительности же, при всей его строгости и нетерпимости к недостаткам, он был справедливым, честным, ответственным, внимательным и добрейшим Человеком. Г.А. Сипайлов вспоминает, что когда Анатолий Петрович из-за болезни был вынужден оставить пост и стать профессором-консультантом, он щедро делился своим богатым опытом в учебно-методических делах.

Бывший выпускник ТИИ, секретарь комитета ВЛКСМ ТПИ А.М. Сафронов в своих воспоминаниях отмечает, что в 50-е годы отчислили несколько сотен студентов за неуспеваемость и различные, как тогда выражались, "аморальные" поступки. Эти решения по предъявлению документов факультетов принимались на комиссии у проректора по учебной работе. Обязательным было участие секретаря комитета ВЛКСМ ТПИ. По мнению А.М. Сафронова, Анатолий Петрович был великим педагогом. Он порой до полуночи рассматривал вместе с комиссией дела на отчисление. Делал это всегда в присутствии виновника и начинал, как правило, с поиска аргументов и путей сохранения молодого "повесы" в рядах студентов. Многие представления он возвращал на факультет, предла-

гал руководству деканата ещё поработать и помочь молодым людям исправиться. Это не относилось к любителям спиртного или попавшим к нему на рассмотрение повторно. По таким лицам приказы об отчислении подписывались без промедления.

Тёплые воспоминания об А. П. Казачеке оставил проф. А.Г. Стромберг. Когда он в 1955 г. приехал в Томск в связи с приглашением его на работу в ТПИ, то встретился с Анатолием Петровичем, который в данный момент замещал А.А. Воробьёва. А.П. Казачек внимательно ознакомился с документами А.Г. Стромберга и с удовлетворением заметил: "Ого, да у Вас почти все статьи опубликованы в центральной печати!". Обсуждая возможность работы в ТПИ, А.Г. Стромберг поинтересовался у Анатолия Петровича квартирным вопросом. Проректор сразу предложил ему на выбор две квартиры. А.Г. Стромберг "даже не предполагал о таком счастье". Квартира была выбрана, и он принял окончательное решение переехать в г. Томск и занять должность зав. кафедрой ФКХ ТПИ. А.П. Казачек успешно сочетал учебную, научную и административную работу с большой общественной деятельностью: секретарь партбюро горного факультета (1946-1947); секретарь партбюро института (1947-1949); член Кировского райкома партии (1946-1949); член Томского горисполкома КПСС (1950-1953); член Томского обкома профсоюза просвещения, вузов, научных учреждений.

За безупречный труд, большую организаторскую и учебно-воспитательную работу А.П. Казачек был награждён: орденом Трудового Красного Знамени; орденом "Знак почёта"; нагрудным знаком "Шахтёрская слава"; медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За трудовую доблесть", юбилейной медалью "В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина".

Он был хорошим семьянином, любил рыбалку, охоту. Его жена Рахимова Александра Анисимовна - работник народного образования, сын - Владимир -инженер-теплоэнергетик.

Скончался Анатолий Петрович Казачек 5 февраля 1967 г., похоронен на кладбище Томск-2. А.П. Казачек оставил память о себе как замечательный, требовательный педагог и воспитатель.