Научная статья на тему 'Учреждения свободного времени Германии в системе работы по профессиональному самоопределению учащихся'

Учреждения свободного времени Германии в системе работы по профессиональному самоопределению учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ДЕТСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / CHILDREN'S ART SCHOOLS / FREE TIME ESTABLISHMENTS / MUSICAL SCHOOLS / YOUTH UNIFICATIONS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев Илья Фёдорович, Фисунова Наталья Викторовна

В статье описываются немецкие учреждения свободного времени различных типов, такими как музыкальные школы, детские художественные школы, молодежные объединения, детские дома творчества и спортивные организации. Эти учреждения помогают школьникам не только провести свое свободное время, но и проводят работу по профессиональному самоопределению. Опыт сотрудничества школ и учреждений свободного времени в Германии может быть очень интересным для российских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with German free time establishments of various types such as musical schools, childrens art schools, youth unifications, handcraft groups, and sport organizations. These establishments help schoolchildren not only spend their spare time there, they also assist to discover their capacities and professional self-determination. The experience of cooperation of schools and free time establishments in Germany may be of great interest and benefit for Russian schools.

Текст научной работы на тему «Учреждения свободного времени Германии в системе работы по профессиональному самоопределению учащихся»

УДК 37.018.54:37.048.45 (430)

Исаев Илья Федорович

доктор педагогических наук Белгородский государственный университет

Isaev@bsu.edu.ru,

Фисунова Наталья Викторовна

Белгородский государственный университет Fisunova@bsu.edu.ru

УЧРЕЖДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ГЕРМАНИИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

В статье описываются немецкие учреждения свободного времени различных типов, такими как музыкальные школы, детские художественные школы, молодежные объединения, детские дома творчества и спортивные организации. Эти учреждения помогают школьникам не только провести свое свободное время, но и проводят работу по профессиональному самоопределению. Опыт сотрудничества школ и учреждений свободного времени в Германии может быть очень интересным для российских школ.

Ключевые слова: учреждения свободного времени, музыкальные школы, детские художественные школы, молодежные объединения, профессиональное самоопределение.

Организация и проведение свободного времени учащихся - важная задача, которую в школах Германии рассматривают параллельно с образовательным процессом. Школа выстраивает образовательный процесс, опираясь на психологическую готовность ребенка к освоению определенного комплекса знаний, без которых молодому человеку невозможно будет адаптироваться в обществе. Знания, полученные в школе, ребенок применяет на практике в свободное от учебы время. Если этих знаний нет или они недостаточны, то их можно восполнить в учреждениях свободного времени.

Целенаправленная организация свободного времени способствует расширению кругозора школьника, эффективности его учебной деятельности в классе, развитию его познавательной активности и самостоятельности. Ощущение личной свободы, независимости, возможность действовать самостоятельно, полностью руководствуясь своими индивидуальными интересами и желаниями, - все это привлекает школьника и потому создает у него определенный настрой, повышает творческие силы, способствует достижению более высоких результатов, вызывает новое проявление ответственности за свои поступки. Степень развития профессионального самоопределения подростка, формирование его личности зависят от того, насколько правильно он делает выбор в этих видах деятельности [10; 11].

Активность учащихся зависит от правильной организации и проведения ими свободного времени. Именно этот момент очень часто остается вне поля зрения педагогов, родителей или рас-

сматривается ими в недостаточном объеме. На наш взгляд, именно школа и различные учреждения дополнительного образования должны создавать такую образовательную структуру, которая смогла бы предоставить максимальные возможности в воспитании и формировании профессионального самоопределения.

Для отечественной системы воспитания интересен опыт Германии, где сложилась оригинальная структура учреждений свободного времени. Основная цель работы учреждений свободного времени заключается в создании таких условий, которые помогут максимально раскрыть потенциал каждого подростка, содействовать их индивидуальному и социальному развитию, защищать их во время перехода от основной школы к выбору различных учебных заведений для получения дальнейшего образования [2].

К учреждениям свободного времени в Германии относятся объединения, институты, частные организации, выполняющие функции по организации свободного времени детей и молодежи.

Учреждение свободного времени представляет собой место, куда может прийти каждый учащийся в свое свободное время и заняться любимым видом деятельности по своему желанию. Одним из основных направлений деятельности учреждений свободного времени является работа по профессиональному самоопределению молодежи, предоставление возможности учащимся самостоятельно ознакомиться и получить начальные навыки интересующей профессии [6]. Это касается тех, кто любит заниматься каким-либо делом (шить, мастерить и т. д.), но не

© Исаев И.Ф., Фисунова Н.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010!

хочет посещать отдельные курсы и тем самым ограничивать себя во времени.

Анализ литературы и опыта практической организации профессионального самоопределения позволяет выделить основные типы учреждений свободного времени в Германии:

- музыкальные школы, основная направленность которых - дать базовое музыкальное образование, обучить навыкам пения, игры на музыкальных инструментах, предоставить возможность заниматься народными танцами, балетом, способствовать развитию одаренных детей, осуществлять дошкольную подготовку;

- детские художественные школы, основной целью деятельности которых является эстетическое развитие детей, интересующихся лепкой, выжиганием по дереву, живописью, рисованием, скульптурой и другими видами изобразительного искусства;

- молодежные объединения детей и молодежи для совместного проведения свободного времени. Например, совместные вечера, походы, встречи, совместные поездки, экскурсии и многое другое;

- детские дома творчества - для занятий по исполнению народных песен, организации и проведению праздников и концертов, а также по рукоделию, кройке и шитью, фотографии, моделированию. Основная цель_работы учреждений заключается в развитии творческих способностей учащихся;

- спортивные секции - для игры в футбол, настольный теннис, фехтования, стрельбы, организации различных активных игр на воздухе. Основной целью работы таких учреждений является физическая подготовка и общее оздоровление детей;

- интеллектуальные клубы - для игры в шахматы, изучения языков, просмотра и обсуждения интересных фильмов [7].

В деятельности, проводимой в учреждениях свободного времени, можно выделить три направления:

1) свободную деятельность (чтение, игра, развлечение и т.д.);

2) работу в группах (группы по интересам, рабочие общества, курсы);

3) коллективные мероприятия (праздники, концерты, дискотеки и т.д.).

Помимо дискотек проводятся литературные и музыкальные вечера, ставятся кукольные и те-

атральные пьесы, читаются доклады на различные темы, в том числе и краеведческие. В различных учреждениях организация и проведение коллективных мероприятий отличаются друг от друга.

Работа учреждений свободного времени рассчитана для учащихся, находящихся на разных стадиях выбора профессии, - тех, кто уже определенно знает, какая профессия его интересует, и тех, кто еще не пришел к окончательному решению, поэтому возраст посетителей колеблется от 6 до 27 лет. Молодым людям здесь предлагают всевозможные способы проведения свободного времени. Это могут быть кафе для молодежи, которые чаще всего используются как место встреч для обсуждения молодежных проблем, здесь находят друзей и поддержку те, кто интересуется театром, средствами массовой информации и т.д.

Среди разнообразных форм работы учреждений свободного времени особое место занимают игровые площадки, где ребята под присмотром педагогов могут самостоятельно организовывать игры, строить шалаши, хижины, на детских фермах они учатся ухаживать за животными. Особенностью функционирования таких учреждений является их сотрудничество с образовательными учреждениями. Так, совместно со школами они предлагают разнообразные способы проведения свободного от занятий времени, оказывают поддержку старшеклассникам в выборе их будущей профессии [4].

Работа по профессиональному самоопределению в учреждениях свободного времени заключается не только в проведении ознакомительных мероприятий. Она более разнообразна и включает в себя также самостоятельное изучение профессий, элементы трудовой деятельности, пробы на практике своих собственных сил. Немецкие педагоги исходят из того, что чем шире у учащегося будет представление о выбранной им профессии, тем с большей вероятностью можно говорить о том, что выбор будет сделан правильно.

Основной принцип работы учреждений свободного времени заключается в возможности самостоятельного выбора деятельности. Для подростков предоставляются различные варианты проведения свободного времени, способствующие их развитию. Сегодня потребности молодежи очень часто меняются, поэтому предложения

228

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

постоянно обновляются и выстраиваются с учетом их интересов [1].

Учреждения свободного времени способствуют реализации молодежной политики, выраженной в законе о правах детей и молодежи: создание условий для игры, отдыха, расслабления, оказание помощи тем, кто особенно в ней нуждается [9].

Большую конкуренцию для деятельности учреждений свободного времени в Германии представляют сегодня частные коммерческие предложения. Посещение таких заведений, как Интернет-кафе, частных спортивных комплексов, современных клубов для проведения молодежных вечеринок, молодежных студий и т.д., предполагает немалую затрату денег, поэтому выбор посещения во многом зависит от финансового состояния семьи. Кроме этого, в учреждениях свободного времени ребенок рассматривается как «равноправный член общества», а в частных заведениях всего лишь как «потребитель» [8].

Учреждения свободного времени могут быть конкурентоспособны, благодаря постоянному обновлению программ, современному оборудованию, определенным часам работы, компетентности персонала. Преимуществом работы учреждений свободного времени является то, что их могут посещать учащиеся добровольно, и им не обязательно покупать абонемент или быть постоянным членом этих организаций, кроме того, посещение учреждений свободного времени в большинстве своем бесплатно или оплата носит добровольный характер [8].

При этом усилия педагогов направляются на воспитание у школьников не только желания чем-то заниматься в свободное время, но и на формирование потребности в том или ином занятии, понимание их смысла, осознание цели деятельности. Эти виды деятельности дают возможность молодежи ознакомиться и получить начальные навыки интересующей профессии. Однако, несмотря на масштабность деятельности учреждений свободного времени, они не в силах самостоятельно предоставить равные возможности при выборе профессии всем подросткам без исключения.

Анализ работы по организации свободного времени молодежи в Германии дает основание предположения о том, что опыт немецких педа-

гогов может стать важным источником обогащения теории и практики организации свободного времени молодежи в России, а также возможностей использования положительного опыта для совершенствования отечественной системы дополнительного образования.

Библиографический список

1. Хисамутдинова Г. И. Становление дидактической теории в Германии во второй половине XX века: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 32 с.

2. ЧалдаеваД.А. Становление и развитие социально-педагогической работы в Германии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань: Изд-во КГТУ 1997. - C. 16.

3. Fromman D. Bewegungsorientierte Jugendarbeit: eine Analyse der Moglichkeiten, Grenzen und der strukturellen Voraussetzungen. -Bielefeld: Universitat Bielefeld, 1999. - 137 s.

4. Hampsch H. Freizeit und Schule: die Selektion von Freizeitaktivitaten und ihr EinfluP auf schulisches Leistung- und Sozialverhalten. -Frankfurt am Main: Lang, 1998. - 274 s.

5. Hell Ch. Freizeitpadagogik und Kirche: zur Aufgabe einer Neuorientierung sozialer Institutionen in d. Nachindustriellen Gesellschaft. -Bielefeld: Pfeffer, 1989. - 134 s.

6. Hubertyverlag: Handbuch. Duisburger Jugendhilfe-und- Kultur. - Gelsenkirchen; Duisburg, 2005. - 279 s.

7. Kaiser A., Rohner Ch. Kinder im 21. Jahrhundert. Beitrage zur Welt der Kinder // Kinder im 21. Jahrhundert. - Munster, 2000. - S. 7-11.

8. Opaschowski H. Probleme im Umgang mit der Freizeit; Schrifteinreihe zur Freizeitforschung. -Hamburg: BAT Freizeit - Forschungsinst, 2003. -157 s.

9. Sozialgesetzbuch SGB VIII/ KJHG -Sozialgesetzbuch Achtes Buch - Kinder und Jugendhilfe: ein Kommentar fur Ausbildung, Praxis Rechtsprechung und Wissenschaft - Neuwied: Luchterhand, 2005. - 70 s.

10. Schwedes Ch. Freizeit und Wohnen in der Bundesrepublik Deutschland. - Munster, 2001. -287 s.

11. VahsenF.G. Sozialpadagogik. Sozialarbeit und Freizeitpadagogik. Kulturarbeit. Freizeitpadagogik. -2003. - №>15/2. - S. 163-169.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.