Научная статья на тему 'Учреждения музейного типа литературной тематики в России и за рубежом: история возникновения и современное состояние'

Учреждения музейного типа литературной тематики в России и за рубежом: история возникновения и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учреждение музейного типа / парамузей / литературное наследие / тематический парк / культурный центр / детский музей / кафе-музей / ресторан-музей / museum-type institution / paramuseum / literary heritage / theme park / cultural center / children’s museum / cafe-museum / restaurant-museum

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корнеева Анастасия Александровна

В статье рассматривается история возникновения и современное состояние учреждений музейного типа в России и за рубежом, занимающихся вопросами сохранения, репрезентации или популяризации литературного наследия. Обозначены причины и история формирования понятия «парамузей» за рубежом в 1980-е гг., понятия «учреждение музейного типа» в России в 2000-е гг. и дан его анализ отечественными исследователями. Предпринята попытка дать трактовку понятия «учреждение музейного типа» на основе сопоставления учреждений музейного типа с наиболее близким к ним социальным институтом — музеем и выделить их основные отличия. Выявлены причины возникновения учреждений музейного типа и дана их классификация. Обозначено, что понимается под литературной тематикой в контексте данной статьи. Приведены примеры различных видов учреждений музейного типа литературной тематики в странах Европы (Нидерланды, Италия, Финляндия, Швеция, Россия и др.), Азии (Япония, Корея и др.) и Северной Америки (США). Обозначены их основные признаки — различный объем выполняемых музейных функций, принцип расположения. Приведены примеры тематических парков («Эфтелинг», «Парк Пиноккио», «Мир Астрид Линдгрен», «Мир Муми-троллей», «Мир Канады», «Маленькая Франция» и др.), культурных центров (Центр Патрика Каваны, Культурный центр Джона Дос Пассоса, Культурный центр им. А. И. Солженицына и др.) и детских музеев (таких как «Терем Снегурочки», «Лес-Чудодей», интерактивный музей-театр «Сказки Пушкина») литературной тематики, комнат писателей и посвященных им экспозиций в библиотеках и образовательных учреждениях, кафе-музея и ресторана-музея. На основе этих примеров автором сделан вывод о том, что многие институции представляются весьма перспективными и имеют потенциал, чтобы стать полноценными музеями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum-type institutions with literary themes in Russia and abroad: History of genesis and present condition

The article discusses the history of the genesis and the present condition of museum-type institutions in Russia and abroad, dealing with the preservation, representation or popularization of the literary heritage. The reasons and history of the formation of the term “paramuseum” abroad in the 1980s and the term “museum-type institution” in Russia in the 2000s are considered, examples of researchers who addressed this topic are given. An attempt has been made to give a broader definition of the existing term “museum-type institution” based on a comparison of museum-type institutions with institutions closest to them — museums and to highlight their main differences. The reasons for the emergence of museum-type institutions are revealed and their classification is given. It is indicated what is meant by literary themes in the context of this article. Examples of various types of museum-type institutions with literary subjects in Europe (Netherlands, Italy, Finland, Sweden, Russia and others), Asia (Japan, Korea and others) and North America (USA) are given. Their main features are indicated — a different amount of museum functions performed, the principle of location. Examples are given of theme parks (Efteling, Pinocchio Park, Astrid Lindgren’s World, Moomin World, Canadian World, Petite France and others), cultural centers (Patrick Kavanagh Centre, John Dos Passos Cultural Center, Cultural Center. A. I. Solzhenitsyna and others) and children’s museums (such as “Tower of Snegurochka”, “Wizard Forest”, interactive museum-theater “Pushkin’s fairy tales”) with literary themes, rooms of writers and expositions dedicated to them in libraries and educational institutions, cafe-museum and restaurant-museum. Based on these examples, the author concludes that many institutions seem to be very promising and have the potential to become full-fledged museums.

Текст научной работы на тему «Учреждения музейного типа литературной тематики в России и за рубежом: история возникновения и современное состояние»

УДК 069

Вопросы музеологии. 2023. Т. 14. Вып. 1

Учреждения музейного типа литературной тематики в России и за рубежом: история возникновения и современное состояние

А. А. Корнеева

Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля, Российская Федерация, 121069, Москва, Трубниковский пер., 17

Для цитирования: Корнеева А. А. 2023. Учреждения музейного типа литературной тематики в России и за рубежом: история возникновения и современное состояние. Вопросы музеологии 14 (1): 37-47. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.103

В статье рассматривается история возникновения и современное состояние учреждений музейного типа в России и за рубежом, занимающихся вопросами сохранения, репрезентации или популяризации литературного наследия. Обозначены причины и история формирования понятия «парамузей» за рубежом в 1980-е гг., понятия «учреждение музейного типа» в России в 2000-е гг. и дан его анализ отечественными исследователями. Предпринята попытка дать трактовку понятия «учреждение музейного типа» на основе сопоставления учреждений музейного типа с наиболее близким к ним социальным институтом — музеем и выделить их основные отличия. Выявлены причины возникновения учреждений музейного типа и дана их классификация. Обозначено, что понимается под литературной тематикой в контексте данной статьи. Приведены примеры различных видов учреждений музейного типа литературной тематики в странах Европы (Нидерланды, Италия, Финляндия, Швеция, Россия и др.), Азии (Япония, Корея и др.) и Северной Америки (США). Обозначены их основные признаки — различный объем выполняемых музейных функций, принцип расположения. Приведены примеры тематических парков («Эфтелинг», «Парк Пиноккио», «Мир Астрид Линдгрен», «Мир Муми-троллей», «Мир Канады», «Маленькая Франция» и др.), культурных центров (Центр Патрика Каваны, Культурный центр Джона Дос Пассоса, Культурный центр им. А. И. Солженицына и др.) и детских музеев (таких как «Терем Снегурочки», «Лес-Чудодей», интерактивный музей-театр «Сказки Пушкина») литературной тематики, комнат писателей и посвященных им экспозиций в библиотеках и образовательных учреждениях, кафе-музея и ресторана-музея. На основе этих примеров автором сделан вывод о том, что многие институции представляются весьма перспективными и имеют потенциал, чтобы стать полноценными музеями. Ключевые слова: учреждение музейного типа, парамузей, литературное наследие, тематический парк, культурный центр, детский музей, кафе-музей, ресторан-музей.

«Музейный бум» 1960-80-х гг. оказал большое влияние на развитие музеев: в это время появляется значительное количество их новых типов и видов. Количество институтов, которые выполняют музейные функции и считают себя музеями, увеличивается, но определение музея, принятое в 1974 г. на XI Генеральной Ассамблее Международного совета музеев (ИКОМ) имеет ограничения. Именно эта неоднозначность относительно рамок того, что может являться музеем, поро-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023

дила необходимость расширения понятийного аппарата. В результате этого стало возможным формирование нового термина — «парамузей», предложенного П. ван Меншем в 1982 г. в статье «Парамузей: райское место или паразит», опубликованной в журнале «Видение музея»1 (для того же типа институтов Э. Шнейдер в статье «Характер и миссия региональной исследовательской работы музеев» 1981 г. использовал термин «не-музей»2, а Дж. Коутс в статье «Будущее и музеи» 1984 г. — «"одноразовый" музей»3). По мнению Менша, «такое учреждение уделяет особое внимание не сохранению или изучению, а коммуникации»4. Оно хранит и экспонирует не подлинные предметы, но воспроизведения, копии или специально созданные объекты для иллюстрирования событий и явлений5. В современной зарубежной музеологии понятие «парамузей» рассматривается такими исследователями, как Н. Штернфельд6, М. Гриссер-Штермшег7 и другими, различные типы музеев и учреждения музейного типа (даже такие, как тематические парки Диснея) описаны во втором издании книги «Музеи в движении. Введение в историю и функции музеев»8.

В отечественной музеологической науке этот термин не получил широкого распространения, но все же используется исследователями в их работах9, иногда такие формы именуются «квазимузеями»10. Но наиболее часто подобные учреждения стали называть «учреждениями музейного типа», термин получил распространение с 2000-х гг.11 И уже с этого момента вопрос о том, что собой представляют эти учреждения и что следует к ним относить, остается дискуссионным. Тему изучали немногочисленные исследователи, среди которых можно выделить М. Е. Каулен, Т. П. Полякова, О. Ю. Нельзину, И. В. Чувилову, Т. Г. Гребенникову, А. Е. Алсуфьеву.

В «Словаре актуальных музейных терминов» под учреждениями музейного типа понимаются «учреждения, исполняющие отдельные функции музея и практикующие некоторые свойственные музеям формы деятельности»12. Но данная формулировка не в полной мере отражает суть и характеристики, присущие данным организациям, поэтому автором статьи предпринята попытка дать более полное определение. Для того, чтобы это сделать, необходимо обратиться к тому институту, концепцию которого в той или иной мере используют учреждения музейного типа, — музею.

Как в определении музея, данном в Уставе Международного совета музеев, принятом в 2007 г. на XXII Генеральной Ассамблее в Вене (Австрия) («Музей — постоянное некоммерческое учреждение, служащее делу общества и его развития, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследо-

1 Mensch, 1982.

2 Schneider, 1981. P. 82.

3 Coates, 1984. P. 43.

4 Менш, 2014. С. 277.

5 Каулен и др., 2009. С. 58.

6 Sternfeld, 2022.

7 Griesser-Stermscheg et al., 2018.

8 Alexander, Alexander, 2008.

9 Игнатьев, Никифорова, 2021; Шоломова, 2021.

10 Лебедев, 2015.

11 Чувилова, 2009; Каулен, 2010; Борисова и др., 2010; Алсуфьева, 2015; Гребенникова, 2015; Нельзина и др., 2019.

12 Каулен и др., 2009. С. 63.

ванием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения, а также для удовлетворения духовных потребностей13), так и в определении 2022 г., одобренном на XXVI Генеральной Ассамблее в Праге (Чехия) («Музей — это некоммерческое, действующее на постоянной основе учреждение на службе обществу, которое изучает, собирает, хранит, интерпретирует и экспонирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют многообразию культур и устойчивому развитию общества. Музеи осуществляют свою деятельность и коммуникацию на основе принципов этики и профессионализма, при участии сообществ, предлагая разнообразный опыт в целях образования, организации досуга, рефлексии и обмена знаниями»14), основными критериями являются организационная форма и выполняемые функции.

Исходя из этого, можно выделить два основных отличия учреждений музейного типа от музеев: первое состоит в том, что учреждения музейного типа могут быть коммерческими и их деятельность может быть направлена на получение прибыли, в то время как музеи — это некоммерческие организации; второе заключается в том, что в деятельности учреждения музейного типа представлены не все направления музейной деятельности: своей главной задачей они ставят экспонирование, тогда как сохранение, исследование, собирание и интерпретация во многих случаях отходят на второй план.

На основе этого можно заключить, что учреждение музейного типа — организация, частично выполняющая социальные функции музея, в деятельности которой представлены не все направления музейной деятельности и организационная форма которой может быть коммерческой.

Учреждения музейного типа возникают в нескольких случаях: при расширении сферы деятельности организации (в том числе не относящейся к сфере культуры) и приобретении ею отдельных черт музея, не свойственных ей изначально (например, архив-музей, театр-музей, ресторан-музей и т. п.); при создании экспозиции в учреждениях культурно-досугового типа без подлинных музейных предметов, носящей развлекательно-познавательный характер, и при отсутствии фондов.

Исходя из этого, к учреждениям музейного типа можно отнести: уникальные исторические или историко-культурные территории, где культурное наследие представлено без изъятия его из среды и прекращения его прежних функций; особо охраняемые природные территории; тематические парки — рекреационные, познавательные и культурные пространства, все объекты которых связаны единой темой; музеи под открытым небом (ботанические сады, дендрарии, зоопарки); культурные центры — организации, созданные для популяризации и содействия развитию культуры и искусства; экспозиции и музеи в учреждениях культуры (в том числе без подлинников, построенные на новоделах и реконструкциях) и выставочные залы; учреждения, сочетающие классические музейные формы с другими направлениями деятельности (магазин, ресторан, аптека и другие); некоторые детские музеи, ориентированные на развитие ребенка, его познавательную и творческую ак-

13 Музей. Ключевые понятия музеологии. URL: https://icom-russia.com/upload/iblock/532/532374 3f731b222714f20ba0205ec238.pdf (дата обращения: 20.03.2023).

14 Перевод определения понятия «Музей». ICOM Russia. URL: https://icom-russia.com/data/ events/perevod-opredeleniya-ponyatiya-muzey/ (дата обращения: 20.03.2023).

тивность, и интерактивные музеи; брендовые музеи — учреждения, созданные для развития культурного туризма и формирующие бренд территории, города, села.

Часто учреждения музейного типа используют в своем наименовании слово «музей», которое применяется как символ (духовности, элитарности и т. п.) и подразумевает подлинность и научность.

Важно отметить, что учреждениями музейного типа не являются музеи, созданные путем частичной музеефикации историко-культурных и природных объектов с сохранением их изначальных функций, когда само учреждение как памятник истории и культуры и выполняемые им функции становятся объектом музее-фикации15.

Под литературной тематикой в контексте данной статьи подразумевается все, что относится к литературному наследию: как материальное (памятники литературы — произведения и их рукописи, черновики и публикации; письменные источники, связанные с историей литературы и литературным процессом, — автографы, инскрипты, рабочие тетради, дневники, фотографии, аудио- и видеоматериалы; связанные с автором и/или созданием литературного произведения вещественные источники — предметы быта, рабочие инструменты писателя; мемориальные пространства и памятные места), так и нематериальное (фольклор, герои литературных произведений и топонимы, упоминаемые в них, и т. п.).

Первые учреждения музейного типа литературной тематики — тематические парки — появились в странах Европы в 1950-е гг. Несмотря на то что родиной тематических парков являются США, тенденция, которую отмечает О. Ю. Нельзина, заключается в том, что там они создавались и создаются в локациях, не обладающих исторической или культурной ценностью, их отличительная особенность — минимальная образовательная функция, главным же значится предоставление набора аттракционов; в Европе же они очень часто размещаются там, где есть историко-культурная среда или исторические (археологические, этнографические и т. п.) артефакты и эти учреждения выполняют ряд музейных функций16. Эти организации зачастую в наименьшей мере выполняют музейные функции и больше ориентированы на развлекательно-досуговую деятельность.

Первый тематический парк литературной направленности — «Эфтелинг» — открылся в 1952 г. в Катсхевеле (Нидерланды). Он создан по мотивам европейских сказок, его достопримечательности посвящены мифам и легендам, сказкам и фольклору; здесь присутствуют герои Х. К. Андерсена, братьев Гримм и Ш. Перро. Первоначально это был природный парк с детской площадкой и «Сказочным лесом» — парком, где с помощью аниматроников и строений были созданы десять сказочных сцен (дизайн А. Пика, техническая часть П. Рейндерса), на сегодняшний день их количество возросло до 3017. С 2000 г. парк был разделен на пять тематических зон: «Королевств» (фантазий, волшебства, тайн, приключений, необузданности).

15 Учреждения музейного типа. Российская музейная энциклопедия. URL: http://www.museum. ru/rme/sci_mustip.asp?l (дата обращения: 07.02.2022).

16 Нельзина и др., 2019. С. 32, 35.

17 Efteling theme park opens new fairytale-themed attraction and it's magical. Mirror Online. URL: https://www.mirror.co.uk/travel/europe/efteling-theme-park-opens-new-20543926 (дата обращения: 03.02.2022).

В 1956 г. в Коллоди (Италия), где Карло Лоренцини — автор «Приключений Пиноккио» — провел свое детство, открылся «Парк Пиноккио». В нем установлены скульптуры персонажей из сказки: на входе — «Пиноккио и Фея» Эмилио Греко; в монументальном парке — 21 скульптура (например, Фея, Карабинер, Кот, Лиса); также имеются такие тематические объекты, как «Мозаичная площадь» со сценами из приключений, созданная Вентурино Вентури, фонтан «Акула», «Пещера пиратов», «Лабиринт» и др.18

В замке Бретей (также известном как «Замок Кота в сапогах») в коммуне Шу-азель (Франция) после его открытия в 1967 г. для привлечения публики, получения большей коммерческой выгоды и покрытия расходов на восстановление замка были созданы исторические сцены с персонажами из сказок Ш. Перро («Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица» и др.) с использованием восковых фигур, сделанных Музеем Гревен, и автоматов.

Парк «Мир Астрид Линдгрен», расположенный в родном городе писательницы Виммербю (Швеция), открылся в 1981 г. Пространство парка построено на описаниях, взятых из произведений, на его территории можно встретить персонажей из книг (Пеппи Длинныйчулок, Мадикена, Эмиля из Лённеберги, Карлсона, Ронью Ревардоттер и др.), воссоздана городская среда с домами в масштабе 1:3, которую писательница брала за основу для места действия в некоторых своих произведениях.

В 1993 г. открыт парк «Мир Муми-троллей» на острове Кайло в Наантали (Финляндия), концепция которого основана на книгах о Муми-троллях Т. М. Янс-сон. Здесь созданы объекты из произведений (к примеру, Муми-дом, пещера Ха-тифнаттов, Летний домик Сниффа), в театре «Эмма» проводятся представления. Отличительной чертой парка является отсутствие аттракционов.

Тематический парк «Мир Диккенса» в Чатеме (Великобритания), открытый в 2007 г. на месте старой верфи, где несколько лет работал отец будущего писателя, а в детстве некоторое время проживал он сам, был посвящен жизни и творчеству Чарльза Диккенса. Парк был крытым, его декорации (Лондон XIX в.), основанные на образах из произведений, менялись в зависимости от времени года. Здесь можно было увидеть героев его романов, таких как Оливер Твист, Дэвид Копперфильд, Николас Никльби и др., которых представляли аниматроники или играли настоящие актеры. Парк функционировал до 2016 г.

В некоторых странах Азии (Японии и Южной Корее), по мнению О. Ю. Нель-зиной, в противовес традиционной американской концепции появляются тематические парки с аттракционами и представлениями на темы национальных сказок, легенд и мифов19. Также в этих странах существуют тематические парки, основанные на литературных произведениях писателей других стран.

Парк «Мир Канады» в Асибецу на острове Хоккайдо (Япония), открытый в 1990 г., воссоздает мир романа Люси Мод Монтгомери «Аня из Зеленых Мезонинов». В нем создана полномасштабная модель канадской приморской деревни, которая включает дом Ани (Зеленые Мезонины), церковь, дом Дианы и другие стро-

18 Monumental Museum. Gollodi Pinocchio. URL: https://www.pinocchio.it/en/il-museo-monumen-tale (дата обращения: 20.03.2022).

19 Нельзина и др., 2019. С. 50.

ения. Пейзаж напоминает сельскую местность в Канаде, где происходит действие произведения.

В 2019 г. в развлекательном комплексе «Мется» в Ханно (Япония) открыт второй в мире тематический парк, посвященный Муми-троллям, и первый за пределами Финляндии. Парк представляет собой долину, где разворачиваются события из книг, а также в нем расположены аттракционы и магазины.

Тематический парк «Маленькая Франция», открытый в 2008 г. в районе Чхонпхён-мён (Южная Корея), основан на романе А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На территории воссозданы 16 зданий во французском стиле, есть галереи и экспозиция, посвященная писателю; проводятся театральные представления и кукольные спектакли.

В России тематические парки литературной тематики не получили столь широкого распространения. Примером может служить лишь открытый в 2014 г. «Сочи Парк» в пгт Сириус Краснодарского края, в основе концепции которого лежат русские народные сказки и персонажи отечественных мультфильмов. В парке расположены такие тематические объекты, как «Южная резиденция Бабы-яги» с избушкой на курьих ножках; «Лабиринт сказок» по мотивам произведений А. С. Пушкина со скульптурными композициями на сказочные сюжеты (например, кот ученый, 33 богатыря и дядька Черномор, русалка, Серый Волк); «Мастерская сказок», где проходят кукольные представления и творческие мастер-классы; и др.

При этом в России распространены детские музеи, посвященные сказкам и сказочным персонажам, открытые в 2010-е гг.: «Терем Снегурочки», «Резиденция Снегурочки» и музей «Лес-Чудодей» в Костроме; интерактивный музей сказок «Тридевятое царство» в Новосибирске; Музей сказочных артефактов в Кирове; Музей героев сказок мира в Домодедово Московской области; интерактивный театр-музей «Дом Сказки» в Челябинске; интерактивный музей-театр «Сказки Пушкина» в Пушкине (Санкт-Петербург).

Среди учреждений музейного типа литературной тематики также можно выделить культурные центры, которые могут быть расположены в мемориальных объектах или памятных местах. Этот тип организаций выполняет музейные функции в большем объеме, нежели тематические парки: здесь может быть коллекция и экспозиция, могут проводиться научные исследования.

Широкое распространение культурные центры получают с 1990-х гг. В Европе к ним можно отнести Центр П. Каваны в Инишкине (Ирландия), открытый в 1994 г. Он расположен в здании бывшей римско-католической церкви Святой Марии, в которой крестился писатель и в юности был прислужником. Эта церковь также присутствует в его романах «Тэрри Флинн» и «Зеленый дурак». В Центре есть экспозиция о писателе, здесь проходят выставки, рассказывающие о его жизни и истории местности, проводятся экскурсии по достопримечательным местам, связанным с Каваной и его произведениями, имеется библиотека.

Культурный центр Дж. Дос Пассоса в поселке Понта-ду-Сол (Португалия) был открыт в 2004 г. на вилле Пассос, принадлежавшей в начале XIX в. семье деда Пас-соса по отцовской линии. Здесь есть экспозиции, где представлены книги Пассоса и о нем, воссозданы интерьеры спальни и кухни XIX в., а также библиотека и аудитория для проведения культурных мероприятий. В Центре также проводятся выставки, семинары и конференции.

В Культурном центре им. А. И. Солженицына в Париже (Франция), открытом в 2017 г. при русском книжном магазине «Les Éditeurs Réunis», проводятся выставки (например, выставка гравюр Павла Кичилова «Прозрачная ночь» в 2020 г., «Пьер Струве и Иван Бунин: история дружбы» и «Иллюстрации Ивана Соллогуба» в 2022 г. и др.), лекции, презентации книг, литературные вечера.

В России эта группа учреждений музейного типа литературной тематики наиболее многочисленна. Одним из первых появился в 1990-е гг. Есенинский культурный центр в Москве. В 2000-2010-е гг. их количество существенно увеличивается, открываются культурный центр «Кривякино» в Воскресенске Московской области, Библиотека № 210 — культурный центр А. Т. Твардовского и Центр культурного наследия В. Д. Берестова в Москве, культурный центр А. В. Вампилова в Иркутске, культурный центр им. С. В. Викулова в Белозерске Вологодской области, Национальный культурно-исторический центр им. М. А. Волошина в Пскове, Культурный центр им. Л. Н. Толстого в Железноводске Ставропольского края и др. Помимо них значительную группу составляют центры по сохранению, изучению и популяризации литературного наследия: в 1990-е гг. открываются Лермонтовский национальный центр в селе Середниково Московской области, Литературный центр В. Д. Берестова при Российской государственной детской библиотеке в Москве; в 2000-е гг. появляется Замятинский центр в Тамбове, Центр В. И. Белова в Вологде, Просветительский центр по изучению наследия А. И. Солженицына Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина в Рязани и др.

При этом некоторые культурные центры имеют музеи в своем составе, например Аксаковский историко-культурный центр «Надеждино» в селе Надеждино Республики Башкортостан, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына в Москве, Центр М. М. Бахтина в Саранске Республики Мордовия.

В странах Азии к таким центрам можно отнести Центр культуры и литературы Исафа Нашашиби в восточной части Иерусалима (Палестина), который расположен во дворце, где проживал писатель. Первоначально он основан в 1982 г. как научная библиотека, в 1997 г. учреждение пересмотрело свою концепцию, направив усилия на продвижение палестинского литературного наследия, для чего привлекаются студенты и проводятся культурные мероприятия для местного населения (чтения, выставки, концерты и лекции). Коллекция Центра включает книги, рукописи, местные газеты.

В открытом в 2014 г. Культурно-образовательном центре Назрул Тирта, посвященном поэту Н. Исламу, в Калькутте (Индия) представлена выставка о его жизни, имеются цифровой архив документов, публичная библиотека, кинозалы, картинная галерея, театр под открытым небом и гостевые номера.

В Баку (Азербайджан) в 2012 г. открыт Международный центр Н. Гянджеви, который занимается изучением наследия поэта, а также содействует событиям и мероприятиям во имя установления мира и справедливости. В 2013 г. Центр организовал выставки рукописей и иллюстраций в различных городах мира (в том числе в Бишкеке, Вашингтоне, Александрии, Тбилиси). Центром учреждена «Международная премия Низами Гянджеви», вручаемая лицам и организациям, воплощающим ценности, которые поэт выразил в своих стихах.

В Северной Америке многие культурные центры больших и малых городов проводят выставки, посвященные писателям и их произведениям. Одним из ярких

примеров культурного центра, ориентированного именно на популяризацию литературного наследия, является Центр афроамериканской культуры Августа Уилсона в Питтсбурге (США), где родился и вырос писатель. Он функционирует с 2009 г., организует культурные мероприятия, в числе которых Международный джазовый фестиваль, выставки, ежегодный поэтический фестиваль, кинофестиваль. В 2022 г. открыта постоянная выставка «Август Уилсон: пейзаж писателя», посвященная жизни и творчеству драматурга; люди и места, оказавшие влияние на его творчество, представлены в трех разделах: «Кофейня» (реконструкция местной закусочной, которую часто посещал Уилсон), «Офис» (воссозданный интерьер кабинета писателя с его личными вещами), «Улица» (информация о районе и основных темах пьес цикла «Американский век»).

В России также широко распространены комнаты писателей и посвященные им экспозиции, созданные в библиотеках, многие из которых — именные. Такие экспозиции наиболее близки музейным, а библиотеки, в которых они устроены, имеют коллекцию (в некоторых случаях не только книг, но и мемориальных предметов), ими могут проводиться исследования, но у них не всегда есть фонды. В 1990-е гг. созданы экспозиция «Жизнь и творчество Михаила Зощенко» в Центральной библиотеке им. М. М. Зощенко в Сестрорецке Ленинградской области и мемориальная комната А. В. Сухово-Кобылина в Некоузской центральной библиотеке им. А. В. Сухово-Кобылина в селе Новый Некоуз Ярославской области; в 2000-е гг. — экспозиция И. А. Ефремова в Вырицкой поселковой библиотеке им. И. А. Ефремова в поселке Вырица Ленинградской области, экспозиция «Тамбовский автограф» в Тамбовской областной детской библиотеке в Тамбове, музейная экспозиция, посвященная Б. В. Шергину в Соломбальской библиотеке № 5 им. Б. В. Шер-гина в Архангельске, экспозиция о жизни и творчестве А. Б. Горской «Наша Ася» в Детской библиотеке № 2 им. А. Б. Горской в Челябинске и др. В 2010-е гг. открыты посвященная О. Э. Мандельштаму экспозиция в Центральной библиотеке во Фря-зино Московской области, литературно-художественная экспозиция С. А. Есенина в библиотеке № 173 им. С. А. Есенина в Москве, музейная комната И. И. Молчанова-Сибирского в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского в Иркутске, мемориальный зал Н. М. Рубцова в Библиотеке № 21 им. Н. М. Рубцова в Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и многие другие.

В образовательных учреждениях также имеются музейные комнаты и экспозиции, репрезентирующие литературное наследие. Например, музейная экспозиция «Анна Ахматова. Царское Село» в Царскосельской гимназии искусств им. А. А. Ахматовой в Пушкине (Санкт-Петербург), музейный класс имени Н. А. Заболоцкого «И детство позовет к себе опять» в Гимназии г. Уржума Кировской области, Сол-женицынский зал в Рязанском государственном университете в Рязани, музейная комната В. А. Солоухина в Черкутинской школе им. В. А. Солоухина в селе Черкути-но Владимирской области.

Отдельную группу составляют кафе-музеи и рестораны-музеи. Объем выполняемых ими музейных функций может быть различным: от присутствия в названии слова «музей» до вполне полноценной работы с музейным предметом.

Так, в Литературном кафе, открытом в 1985 г. на Невском проспекте в здании, где в начале XIX в. располагалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, можно

увидеть гравюры из Русского музея. В этом месте встречались писатели, журналисты, музыканты и бывал А. С. Пушкин. Современные интерьеры выполнены в стиле салонов-ресторанов XIX в., на страницах меню присутствуют стихотворения А. С. Пушкина.

В ресторане-музее «Жюль Верн» в Алуште Республики Крым, открытом в 2018 г., можно увидеть предметы XIX в., демонстрирующие развитие науки и техники, а также личные вещи доктора Штейнгольца и его супруги, в гостях у которых в 1903 г. гостил Жюль Верн, а также фотографии и письма.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что учреждениями музейного типа литературной тематики могут быть различные культурные институты и культур-но-досуговые учреждения, в их экспозициях содержатся объекты разной степени музеальности и музейной ценности. Несмотря на то что музейные функции реализуются в таких учреждениях в разной степени, они играют большую роль в сохранении, популяризации и актуализации литературного наследия. Многие из этих институций представляются весьма перспективными и имеют потенциал, чтобы стать полноценными музеями: так, например, экспозиции, созданные в библиотеках, могут стать музеем в его классическом понимании (музей А. Башлачева в Череповце Вологодской области создан на базе мемориальной экспозиции, существовавшей в 2002-2009 гг. в библиотеке № 5; музей «Иван Бунин: города, события, встречи» в Санкт-Петербурге — на базе экспозиции 2011-2014 гг.; музей «Есенинская деревня» в Нижнем Новгороде первоначально открыт как музейная экспозиция памяти Есенина и др.).

За счет аттрактивности и интерактивности, учреждения музейного типа привлекают аудиторию, не всегда готовую посещать классические музеи, расширяют возможности взаимодействия с литературным наследием и способствуют его облегченному восприятию. Благодаря этому они активно осваивают рынок досуга, развлечений и туризма, что приводит к доходности и их коммерческому успеху. При этом важно обозначить риск того, что при использовании учреждениями музейного типа в своих названиях слова «музей» у посетителя (как потенциального, так и реального) может сложиться искаженное восприятие классического музея, так как теряются различия между подлинными музейными предметами и новоделами, происходит утрата понимания того, что такое подлинник.

Литература

Алсуфьева А. Е. 2015. Учреждения музейного типа и их роль в музейном мире. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: Сб. науч. ст. междунар. конф., Барнаул, 20-24 окт. 2015 г. Барнаул: Алтайский гос. ун-т. 2494-2499. Борисова М. В., Каулен М. Е., Сундиева А. А., Черкаева О. Е., Чувилова И. В. 2010. Каждая эпоха рождает свои музеи, но... Музей 8: 36-40. Гребенникова Т. Г. 2015. Учреждения музейного типа в Алтайском крае: многообразие форм и опыт

организации. Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение 2 (18): 74-84. Игнатьев Д. Ю., Никифорова А. А. 2021. Современный музей и парамузей: экзистенциальное отчуждение и актуализация. Идеи и идеалы 13 (3): 410-425. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-410-425 Каулен М. Е. 2010. Музей или не-музей. Музей 8: 13-18.

Каулен М. Е., Сундиева А. А., Чувилова И. В. и др. 2009. Словарь актуальных музейных терминов. Музей 5: 47-68.

Лебедев А. 2015. Малый и средний музейный бизнес. The Art Newspaper Russia 37. URL: https://www. theartnewspaper.ru/posts/2218/ (дата обращения: 20.03.2023).

Менш П. ван. 2014. К методологии музеологии. Вопросы музеологии 1 (9): 15-291.

Нельзина О. Ю., Окороков А. В., Поляков Т. П. 2019. Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы. М.: Институт Наследия.

Чувилова И. В. 2009. Классификация музеев и проблемы наследия. Музей 5: 20-25.

Шоломова Т. В. 2021. От кризиса до расцвета: современный музей в оценках специалистов. Идеи и идеалы 13 (2): 426-441. https://doi.Org/10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-426-441

Alexander E. P., Alexander M. 2008. Museums in motion: an Introduction to the history and functions of museums. 2nd ed. Lanham, AltaMira Press.

Coates J. 1984. The future and museums. Museum News 62 (6): 40-45.

Griesser-Stermscheg M., Haupt-Stummer C., Höllwart R. et al. 2018. The Museum of the Future. The Future of Museums. Springer International Publishing: 117-128.

Mensch P. van. 1982. Paramuseum: Paradijs of parasiet? Museumvisie 6 (3): 72-75.

Schneider E. 1981. The character and mission of the regional research work of museums. Muzeologicke sesity 8: 67-93.

Sternfeld N. 2022. Das para-museum und die gespenster der infrastruktur. Widersprüche. Kuratorisch handeln zwischen Theorie und Praxis: 18-34.

Статья поступила в редакцию 10 февраля 2023 г.;

рекомендована к печати 3 апреля 2023 г.

Контактная информация:

Корнеева Анастасия Александровна — науч. сотр.; formuseums1@gmail.com

Museum-type institutions with literary themes in Russia and abroad:

History of genesis and present condition

A. A. Korneeva

Vladimir Dahl Russian State Literary Museum,

17, Trubnikovsky per., Moscow, 121069, Russian Federation

For citation: Korneeva A. A. 2023. Museum-type institutions with literary themes in Russia and

abroad: History of genesis and present condition. The Issues of Museology 14 (1): 37-47.

https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.103 (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the history of the genesis and the present condition of museum-type institutions in Russia and abroad, dealing with the preservation, representation or popularization of the literary heritage. The reasons and history of the formation of the term "paramuseum" abroad in the 1980s and the term "museum-type institution" in Russia in the 2000s are considered, examples of researchers who addressed this topic are given. An attempt has been made to give a broader definition of the existing term "museum-type institution" based on a comparison of museum-type institutions with institutions closest to them — museums and to highlight their main differences. The reasons for the emergence of museum-type institutions are revealed and their classification is given. It is indicated what is meant by literary themes in the context of this article. Examples of various types of museum-type institutions with literary subjects in Europe (Netherlands, Italy, Finland, Sweden, Russia and others), Asia (Japan, Korea and others) and North America (USA) are given. Their main features are indicated — a different amount of museum functions performed, the principle of location. Examples are given of theme parks (Efteling, Pinocchio Park, Astrid Lindgren's World, Moomin World, Canadian World, Petite France and others), cultural centers (Patrick Kavanagh Centre, John Dos Passos Cultural Center, Cultural Center. A. I. Solzhenitsyna and others) and children's muse-

ums (such as "Tower of Snegurochka", "Wizard Forest", interactive museum-theater "Pushkin's fairy tales") with literary themes, rooms of writers and expositions dedicated to them in libraries and educational institutions, cafe-museum and restaurant-museum. Based on these examples, the author concludes that many institutions seem to be very promising and have the potential to become full-fledged museums.

Keywords: museum-type institution, paramuseum, literary heritage, theme park, cultural center, children's museum, cafe-museum, restaurant-museum.

References

Alexander E. P., Alexander M. 2008. Museums in motion: An Introduction to the history and functions of museums. 2nd ed. Lanham, AltaMira Press.

Alsufieva A. E. 2015. Museum-type institutions and their role in the museum world. Lomonosovskie chteniia na Altae: fundamental'nye problemy nauki i obrazovaniia: Sb. nauch. st. mezhdunar. konf., Barnaul, 20-24 okt. 2015 g. Barnaul: Altaiskii gosudarstvennyi universitet Publ. 2494-2499. (In Russian)

Borisova M. V., Kaulen M. E., Sundieva A. A., Cherkaeva O. E., Chuvilova I. V. 2010. Each era gives birth to its own museums, but... Muzei 8: 36-40. (In Russian)

Chuvilova I. V. 2009. Classification of museums and problems of heritage. Muzei 5: 20-25. (In Russian)

Coates J. 1984. The future and museums. Museum News 62 (6): 40-45.

Grebennikova T. G. 2015. Museum-type institutions in the Altai region: Variety of forms and organizational experience. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiia i iskusstvovedenie 2 (18): 74-84. (In Russian)

Griesser-Stermscheg M., Haupt-Stummer C., Höllwart R. et al. 2018. The Museum of the Future. The Future of Museums. Springer International Publishing: 117-128.

Ignatiev D. Yu., Nikiforova A. A. 2021. Modern museum and paramuseum: Existential alienation and actualization. Idei i idealy 3 (2): 410-425. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2021-133.2-410-425 (In Russian)

Kaulen M. E. 2010. Museum or not-museum. Muzei 8: 13-18. (In Russian)

Kaulen M. E., Sundieva A. A., Chuvilova I. V. et al. 2009. Dictionary of relevant museum terms. Muzei 5: 47-68. (In Russian)

Lebedev A. 2015. Small and medium-sized museum business. The Art Newspaper Russia 37. Available at: https://www.theartnewspaper.ru/posts/2218/ (accessed: 20.03.2023). (In Russian)

Mensch P. van. 1982. Paramuseum: Paradijs of parasiet? Museumvisie 6 (3): 72-75.

Mensch P. van. 2014. Towards the methodology of museology. Voprosy muzeologii 1 (9): 15-291. (In Russian)

Nelzina O. Yu., Okorokov A. V., Polyakov T. P. 2019. Theme parks as museum-type institutions: Problems and prospects. Moscow: Institut Naslediia Publ. (In Russian)

Schneider E. 1981. The character and mission of the regional research work of museums. Muzeologicke sesity 8: 67-93.

Sholomova T. V. 2021. From crisis to prosperity: A modern museum in the opinion of specialists. Idei i idealy 3 (2): 426-441. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-426-441 (In Russian)

Sternfeld N. 2022. Das para-museum und die gespenster der infrastruktur. Widersprüche. Kuratorisch handeln zwischen Theorie und Praxis: 18-34.

Received: February 10, 2023 Accepted: April 3, 2023

Author's information:

Anastasiia A. Korneeva — Researcher; formuseums1@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.