Научная статья на тему 'Учиться [нужно и можно] всю жизнь'

Учиться [нужно и можно] всю жизнь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUING EDUCATION / ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / TELECONFERENCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кедров В.С.

Ярославский государственный медицинский университет Аннотация: Статья затрагивает вопросы создания системы непрерывного дистанционного обучения судебно-медицинских экспертов РФ с использованием уже имеющихся ресурсов телеконференций для чтения лекций по современным аспектам медицины. Для отбора информации предлагается тестирование кандидатов на обучение, их анкетирование и анализ результатов их практической экспертной деятельности за определенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кедров В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING [CAN AND SHOULD BE] A LIFETIME

The article is devoted to the issues of the creation of a continuous remote postgraduate training system for Russian forensic experts using the existing resources of teleconferencing to give lectures on the aspects of modern medicine, the knowledge of which is required by service professionals. For the selection of the information it is offered to test candidates for training and to analyze the results of their practical expertise activities for a certain period.

Текст научной работы на тему «Учиться [нужно и можно] всю жизнь»

I Применение дистанционных образовательных технологий в непрерывном профессиональном развитии суаебно-меаицинских экспертов Республики Казахстан

• к.м.н., асс. профессора Т. З. Жакупова

АО «Медицинский университет Астана», факультет непрерывного профессионального развития и дополнительного образования, кафедра судебной медицины Аннотация: Статья посвящена вопросу применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в переподготовке и повышении квалификации специалистов судебно-медицинской службы. Современные требования к квалификации судебно-медицинского эксперта диктует необходимость более активного внедрения ДОТ в систему последипломного медицинского образования, что позволяет существенно повысить качество обучения. Ключевые слова: судебная медицина, дистанционные образовательные технологии, непрерывное профессиональное развитие и дополнительное образование

The application of distant educational technologies in continuous professional development forensic medical experts of the Republic of Kazakhstan

• T. Z. Zhakupova

Abstract: The article is devoted to the application of distant educational technologies (DFT) in retraining and advanced training for the specialists of forensic medical service. Current requirements for the qualification of a forensic medical expert call for more active implementation of DFT in postgraduate medical education, which can significantly improve the quality of education.

Keywords: forensic medicine, distant educational technologies, continuous professional development and additional education

Современное образование на основе дистанционных IT-технологий выходит за пределы отдельных государств и характеризуется как образование «без стен и границ». Это большой прорыв, обеспечивающий возможность получения высококачественного образования для любого человека по всему миру, вне зависимости от его местонахождения и проживания. Для Казахстана внедрение ДОТ и открытое образование - это еще и решение важной социальной проблемы. Наша республика имеет большую территорию, которая при относительно малой численности населения обуславливает его низкую плотность по стране.

В АО «Медицинский университет Астана» подготовка и переподготовка судебно-медицинских экспертов проводится с применением ДОТ на основе следующих нормативно-правовых документов:

• Закон РК «Об образовании»;

• Закон РК «О науке»;

• Государственный общеобязательный стандарт образования РК;

• Организация процесса обучения по дистанционным образовательным технологиям. Основные положения (от 4.06.2009 №266);

• Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан об утверждении Правил организации учебного

процесса по дистанционным образовательным технологиям от 13 апреля 2010 года № 169;

• Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям от 13 апреля 2010 года № 169;

• Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (Утверждены Приказом Министра образования и науки РК от 20.05.2010 №6242);

• Инструктивное письмо по порядку реализации дистанционных образовательных технологий в учебном процессе организациями образования;

• Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (Утверждены Постановлением Правительства РК от «19» января 2012 года № 112);

• Стандарт Университета «Дистанционное обучение» СУ-МУА-30-13 (Утвержден решением Правления АО «Медицинский университет Астана» № 50 от «27» ноября 2013г.);

• Рабочая инструкция для профессорско-преподавательского состава по работе в системе дистанционного обучения (Утверждена решением Правления АО «Медицинский университет Астана» № 45 от «06» ноября 2013г.);

• Рабочая инструкция для слушателя по работе в системе дистанционного обучения (Утверждена решением Правления АО «Медицинский университет Астана» № 45/1 от «06» ноября 2013г.).

На кафедре судебной медицины факультета непрерывного профессионального развития и дополнительного образования АО «Медицинский университет Астана» в ноябре 2013 года начато проведение циклов повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий. В 2013 году было проведено четыре цикла повышения квалификации для судебно-медицинских экспертов, обучено 22 специалиста. В 2014 году - 11 циклов повышения квалификации для судебно-медицинских экспертов и средних медицинских работников (медицинских сестер и лаборантов), обучено - 112 слушателя. Также проведено 4 цикла переподготовки по специальности «Судебно-медицинская экспертиза», подготовлено 8 специалистов.

Повышение квалификации проводились в виде краткосрочных курсов (1 и 2 недельные) с применением 100% ДОТ, учебные занятия проводились в режиме «on-line» и «off-line».

Переподготовка продолжительностью 16 недель (864 часа), из них с использованием 50% ДОТ - 8 недель в режиме «on-line» и «off-line» и 8 недель в виде очной формы обучения для освоения практических навыков.

ВЫВОДЫ

Внедрение ДОТ в процесс непрерывного профессионального развития и дополнительного образования специалистов судебно-медицинской службы РК открывают широкие возможности для инновационного, качественного и самое главное непрерывного образования экспертов, вне зависимости от места их трудовой деятельности, что особенно актуально для современной действительности.

Учиться [нужно и можно] всю жизнь

• к.м.н., доцент В. С. Кедров

Ярославский государственный медицинский университет Аннотация: Статья затрагивает вопросы создания системы непрерывного дистанционного обучения судебно-медицинских экспертов РФ

с использованием уже имеющихся ресурсов телеконференций для чтения лекций по современным аспектам медицины. Для отбора информации предлагается тестирование кандидатов на обучение, их анкетирование и анализ результатов их практической экспертной деятельности за определенный период. Ключевые слова: система непрерывного образования, телеконференции, дистанционное обучение

Learning [can and should be] a lifetime

• V. S. Kedrov

Abstract: The article is devoted to the issues of the creation of a continuous remote postgraduate training system for Russian forensic experts using the existing resources of teleconferencing to give lectures on the aspects of modern medicine, the knowledge of which is required by service professionals. For the selection of the information it is offered to test candidates for training and to analyze the results of their practical expertise activities for a certain period. Keywords: continuing education, teleconferencing, distance learning

Почти не вызывает сомнений то обстоятельство, что морфологам становится все труднее общаться с клиницистами. Первые в своей работе могут использовать результаты современных методов исследований, у морфологов же таких возможностей чаще всего не имеется. Из-за невозможности разговаривать на «одном языке» клиницисты выдвигают обвинения морфологам в архаичности их представлений и даже высказывают сомнения в целесообразности проведения морфологических исследований для анализа некоторых случаев.

Действительно, участвуя в клинических разборах и осуществляя клинико-анатомические сопоставления, судебно-медицинский эксперт часто оказывается в ситуации невозможности продемонстрировать свои доказательные морфологические находки. И это ставит их в неравное положение по отношению к клиницистам.

По нашему мнению, предоставив эксперту соответствующее оснащение и обучив пользоваться им, эту проблему можно успешно преодолеть. Эксперт должен постоянно учиться не только современной морфологии, но и клинической медицине - методам клинической лабораторной и инструментальной диагностики, оценке их результатов, тактике и принципам лекарственного лечения, подходам к выбору и осуществлению оперативного лечения, а также принципам осуществления интенсивной терапии и реанимационных мероприятий.

Как вариант оптимизации системы подготовки может быть предложено осуществление обучения штатных судебно-медицинских экспертов совместно со специалистами-клиницистами, которые привлекаются к проведению сложных экспертиз, например, по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников, что могло бы взаимно обогащать обучающихся.

Один из возможных путей - дистанционная система обучения. В частности, телеконференции могут стать эффективным форматом для проведения обучающих циклов. Они способны охватить всю систему экспертных учреждений и всех специалистов. Часть предполагаемых мероприятий возможно осуществить через систему тестов и проверку их результатов сотрудниками профильных кафедр вузов системы последипломного образования (РМАПО/ СПбМАПО), а также сотрудниками вузов системы профессионального образования. В процессе обучения целесообразно было бы использовать перекрест-

ную систему оценки результатов экспертной деятельности на основе деперсонифицированных материалов.

Необходимо подчеркнуть: пришло время четко определить, в какой мере эксперт должен владеть знаниями смежных специальностей (патологической анатомии, травматологии, хирургии, терапии, нейрохирургии и других), чтобы выработать квалификационные критерии эксперта для присвоения ему соответствующей категории.

Получению подготовительной информации могли бы служить результаты предварительного тестирования и углубленного анкетирования кандидатов на обучение (с учетом достоверности данных способов).

Собранные в ходе проведения обучения материалы могли бы быть использованы для создания модели специалиста. Задача получения и оценки соответствующей информации может стать темой ни одного диссертационного исследования, которые могут планироваться и осуществляться на базе РЦСМЭ и кафедр вузов системы постдипломного образования.

Организация в РЦСМЭ пополнительной профессиональной подготовки судебно-медицинских экспертов-генетиков как элемент единого научно-методического подхода к производству молекулярно-генетических экспертиз

• д.б.н. И. А. Шилов, к.м.н. Е. Ю. Земскова, Н. Р. Туаева, д.б.н., проф. П. Л. Иванов

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва

Аннотация: Судебно-медицинское экспертное исследование с применением молекулярно-генетических методов анализа представляет собой сложный процесс, который должен осуществляться в соответствии с единым научно-методическим подходом. Его суть состоит в стандартизации реагентной и приборной базы, а также в единой платформе профессиональной подготовки судебно-медицинских экспертов-генетиков с целью создания полноценной тиражируемой медицинской технологии. Ключевые слова: судебно-медицинская мо-лекулярно-генетическая экспертиза, контаминация ДНК, дополнительная профессиональная подготовка судебно-медицинских экспертов-генетиков, единый научно-методический подход

FCFME-based additional professional training for forensic genetics specialists as an element of methodological uniformity in molecular genetic examinations

• I. A. Shilov, E. Y. Zemskova, N. R. Tuaeva, P. L. Ivanov

Abstract: Forensic expert examination using molecular genetic methods of analysis is a sophisticated process that must be carried out in accordance with the unified scientific and methodical approach. Its essence is to standardize the reagent and instrument base, as well as to create the single platform of professional training for forensic genetics specialists for creation a full replicated medical technology. Keywords: forensic molecular genetic examination, DNA contamination, additional training for forensic genetics specialists, unified scientific and methodical approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.