Научная статья на тему 'Учителю: Медицина и педагогика неразделимы'

Учителю: Медицина и педагогика неразделимы Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Астма и аллергия
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учителю: Медицина и педагогика неразделимы»

ВНУТРЕННИЙ МИР

Руки. Согнуть с максимальным напряжением руки в локтях (также сначала справа, затем слева).

Кисти рук. Сжать кисти в кулак, затем расслабляя их. Растопырить пальцы настолько, насколько это возможно, с последующим расслаблением (сначала справа, затем слева).

Грудная клетка. Глубокий, максимально глубокий вдох, так, чтобы почувствовать напряжение, после чего -расслабление, спокойный выдох. Следует проводить упражнение так, чтобы и напряжение, и расслабление отчетливо ощущались.

Бедра. Максимально, с напряжением распрямить ноги и затем расслабить их. Упереться пятками в пол, максимально нажимая на него (будто зарывая пятки в песок), с последующим расслаблением.

Стопы. Встать на носки, максимально напрягая ступни и затем расслабляя их. Затем встать на пятки, максимально потянув на себя пальцы ног ступней с последующим расслаблением (сначала справа, затем слева).

Лицо. Максимально поднять брови с последующим расслаблением. Затем нахмурить брови и расслабиться. Максимально, с напряжением растянуть лицо в улыбке и расслабиться. Сжать до предела губы в трубочку с последующим расслаблением. Крепко зажмурить глаза и затем расслабиться.

Каждое упражнение повторяют дважды. Ритм каждого элемента следующий: на 4 счета достигается максимум

напряжения, на следующие 4 счета это напряжение удерживается, затем на 4 счета происходит расслабление и еще на 4 счета - отдых. Процедура занимает примерно 30 секунд. Важно, что, в отличие от аутогенной тренировки, при данном методе полное расслабление может быть достигнуто на первом сеансе. Сеансы рекомендуется проводить два раза в день. Если есть проблемы с суставами, то напряжение проводят, не причиняя себе боль или неприятные ощущения, то есть проводят напряжение насколько возможно.

Важно знать, как заканчивать процедуру. В результате упражнений может несколько понизиться артериальное давление, поэтому нельзя сразу вставать. Следует несколько минут полежать, ощущая расслабленное тело, вернуться, так сказать, в окружающий мир, затем поворочаться, как следует потянуться и не спеша, без рывков встать.

Для такой процедуры противопоказаний нет. Относительным противопоказанием может быть пониженное давление, однако если немного подольше полежать после упражнения и поосторожней вставать, то и в этом случае ничего страшного нет. А вот людям, длительно принимающим гормоны и страдающим стероидными осложнениями, в особенности гормональным остеопорозом, подобные напряжения не рекомендуются.

Если попробовать расслабить тело - может, и бронхи поддадутся? Во всяком случае, попытка не пытка.

ОСТРЫЙ УГОЛ

УЧИТЕЛЮ: МЕДИЦИНА И ПЕДАГОГИКА

НЕРАЗДЕЛИМЫ

ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОУЧИМ ДРУГ ДРУГА

Из разговоров в учительской:

«Лентяй этот ваш Иванов. Ну и что, что одни пятерки? По физкультуре-то еле на тройку тянет. И представляете - отказывается бегать. Под любыми предлогами! Стоит передо мной такой верзила и говорит -мне, мол, дышать трудно. А сам выше меня. Причем как в зале играть в волейбол - так он первый, а на стадионе стометровку - видите ли, не могу...»

«...А я им сразу сказала - если у вашего ребенка астма - забирайте его из школы, и пусть на дому учится. Если что случится - я отвечать не хочу. Он начнет задыхаться - а я что буду делать? Да еще не кричи на него, не волнуй, убираться он не может, клетки ему в живом уголке чистить вредно... Не нужно мне такого в классе!»

Врач и учитель очень похожи. И тот и другой имеют дело с людьми, и тот и другой не очень любят сложные случаи.

Нет сомнения, что присутствие в классе ребенка, болеющего астмой, - не очень простая ситуация. Хотя и не очень сложная. Астма - болезнь распространенная, и очень вероятно, что учителю попадется один, а то и несколько детей-астматиков. Поэтому очень важно знать их особенности, некоторые черты болезни, принципы оказания неотложной помощи. Ниже публикуется памятка для учителя.

ПСТМП и АЛЛЕРГИЯ 2001 /3 13

ОСТРЫЙ УГОЛ

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, У КОТОРОГО В КЛАССЕ ЕСТЬ РЕБЕНОК, БОЛЕЮЩИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

1. Мальчик или девочка, болеющие бронхиальной астмой, - совершенно нормальные люди, как правило способные, что, правда, не всегда проявляется в отличных отметках.

2. Дети, болеющие бронхиальной астмой, иногда отказываются от интенсивных нагрузок на занятиях по физкультуре. У них при нагрузках может развиться спазм бронхов, и ребенок ограждает себя от мучительного ощущения одышки или удушья. Иногда он не хочет показаться отличающимся от своих сверстников и занимается физкультурой наравне с ними, однако постоянно отстает, особенно занимаясь бегом и другими упражнениями, требующими выносливости дыхательной системы. Поэтому если ребенок отказывается бегать или отстает от сверстников - не стоит его тут же записывать в лентяи. Необходимо уточнить - нет ли какой-либо объективной причины этого. Дети-астматики физические нагрузки в зале переносят лучше, особенно в зимнее время, так как в зале воздух теплее. Холодный воздух может вызывать повышенную реакцию бронхов -так называемую гиперреактивность, что приводит к сужению дыхательных путей и одышке.

3. Дети, больные астмой, иногда отказываются от уборки классов. Это связано с тем, что они на собственном опыте узнали о вредном для них воздействии пыли, паров моющих средств и так далее. Если такие реакции действительно имеются, нельзя ребенка заставлять выполнять эти работы. Контакт с факторами, вызывающими бронхоспазм, должен быть исключен. Это касается и всяких зверюшек из «живого уголка» - попугайчиков, хомячков и т.п.: их перья и шерсть - мощные аллергены.

4. Школьная медицинская сестра обязана знать, что в классах есть дети, болеющие астмой, но напомнить ей об этом будет нелишне.

Во-первых, некоторые лекарства, обычно применяющиеся при головной боли или же других болях, нежелательны или даже противопоказаны астматикам. К ним относятся аспирин, анальгин, цитрамон, седалгин и другие - так называемые нестероидные противовоспалительные препараты. Иногда (правда, очень редко) астматик может реагировать на такие лекарства тяжелым спазмом. Однако на всякий случай всем больным астмой следует воздерживаться от излишнего применения этих лекарств. Если уж очень нужно снять боль или понизить температуру, предпочтение отдают парацетамолу - он менее опасен.

Во-вторых, в школьной аптечке должны быть обязательно:

адреналин в ампулах (применяется при анафилактическом шоке, у астматиков нередко проявляющемся сильнейшим бронхоспазмом);

дозированный аэрозоль с сальбутамолом и спейсер (колба, в которую сначала впрыскивают лекарство, а потом из нее вдыхают - это увеличивает количество по-

ступающего в бронхи препарата), а лучше небулайзер (стационарный ингалятор), через который распыляют раствор сальбутамола или беродуала;

эуфиллин для внутривенного введения;

преднизолон для внутривенного введения;

антигистаминные препараты в инъекциях.

Такая аптечка поможет и при других формах аллергии, которая, увы, встречается очень часто.

5. Учитель может помочь поставить диагноз. Упорные отказы от занятий физкультурой и уборки помещений должны его заставить задуматься - просто ли это проявление лени? Иногда рассказать о болезни могут другие аллергические «сигналы» - периодические высыпания на коже; частое чиханье, особенно приступами, при контакте с книгами, пылью, животными; постоянно заложенный нос. Учитель может услышать шумное или свистящее дыхание ребенка.

6. Учитель обязательно должен обсудить и с ребенком, и с родителями необходимость постоянного наблюдения у специалиста. Он также должен настаивать на постоянном наличии в кармане школьника баллончика с дозированным аэрозолем, содержащим облегчающее лекарство. Он должен быть осведомлен о всех факторах, которые могут вызвать приступ.

7. Учитель должен помнить - на течение астмы серьезно влияет психологическое состояние ребенка. Неблагоприятная атмосфера в школе, конфликты с одноклассниками и учителями, проблемы во взаимоотношениях с родителями делают болезнь более тяжелой.

ИНСТРУКЦИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ПРИСТУП АСТМЫ?

1. Увести ребенка в медицинский кабинет.

2. Не укладывать, а удобно посадить.

3. Расстегнуть верхние пуговицы, снять галстук.

4. Говорить ободряющие и успокаивающие слова, самому сохраняя полное спокойствие.

5. Помочь сделать две-четыре ингаляции облегчающего лекарства из баллончика, имеющегося у школьника или в медицинском кабинете (лучше через спейсер), или начать ингаляцию через небулайзер облегчающего раствора.

6. Дать горячее питье.

7. Позвонить, если возможно, родителям.

8. Если состояние не улучшается в течение 10-15 минут, сделать повторную ингаляцию облегчающего препарата и вызвать «скорую помощь».

9. Решение о проведении всех остальных лечебных мероприятий в условиях школы принимает только медицинский работник.

10. Если состояние сразу тяжелое (ребенок говорит с трудом, очень сильная одышка, беспокойство) - см. пункты 1-7 плюс возможные дополнительные мероприятия, которые проведет медицинская сестра (или врач, если таковой имеется в школе), и немедленно вызывать «скорую помощь».

Отдел связей с общественностью

14 2001 /3 ПСТМП и АЛЛЕРГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.