Научная статья на тему 'Учитель информатики рекомендует'

Учитель информатики рекомендует Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саттарова Надежда Ивановна

Автор делится своими идеями по поводу информационной безопасности школьников в сети Интернет. Предложены рекомендации родителям, рекомендации детям, направленные на то, чтобы школьники получили от Интернета больше пользы, чем вреда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель информатики рекомендует»

Саттарова Надежда Ивановна

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ РЕКОМЕНДУЕТ

В свое время (на рубеже Х1Х-ХХ в.в.) в среде российских интеллигентов пользовались популярностью шутливые стихи Б. Н. Алмазова:

По причинам органическим Мы совсем не снабжены Здравым смыслом юридическим, Сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, Нашей правды идеал Не влезает в формы узкие Юридических начал. Когда мы сегодня говорим о правовой образованности, то имеем в виду вопрос о знании или незнании правовой и нравственной культуры. Эти два вида общей культуры Человека самым непосредственным образом опираются друг на друга, усиливают одна другую. Вместе в совокупности они составляют гражданскую основу личности.

Люди с давних времен ищут способы самовыражения личности. На рубеже ХХ-ХХ1 в.в. эпоха Интернет изменила все. В современном обществе появилась возможность новых форм самовыражения и способов общения людей с помощью средств глобальной Сети, а значит, появилась новая форма нравственной культуры, сетевая культура, опирающаяся на этические законы Сети. Эти законы, с одной стороны, способствуют свободе и самовыражению индивидуума, а с другой, -требуют заботиться о благополучии всей Сети. Для того чтобы получить право на публичное выступление или сделать доступным себе бездну информации, нам достаточно сегодня получить доступ в Интернет.

Свободный доступ к ресурсам Интернет имеют сегодня многие российские семьи и школы. И это замечательно.

Как нам, детям XX века, некуда было деться от автомобильного транспорта и влияния НТР, так детям XXI века уже никуда не деться от Интернет. Об этом

свидетельствует наличие в глобальной Сети бесчисленного количества ресурсов, предназначенных для образования, развлечения и общения детей, а также наличие огромного количества WEB-серверов, содержащих бесплатно странички, созданные детьми. Установить страничку на такие сервера весьма просто с помощью предлагаемых шаблонов, однако при первом запросе от вас потребуется ввести некоторые свои личные данные.

Интернет можно сравнить с автострадой, перевозящей идеи. Но ведь не все данные или идеи полезны, познавательны, интересны и содержательны. Виртуальные незнакомцы могут оказаться не тем, кем они представляются, а многие WEB-узлы содержат информацию, и вовсе не подходящую для детей. Интернет -это общественное место, только обладающее иллюзией анонимности. Работа в Сети - это выступление на открытой сцене. Насколько мы, взрослые пользователи, готовы на такое испытание «демократизмом» Сети: имея естественное право каждого на все информационные ресурсы мира, выставлять каждому напоказ свои действия, а значит, - свой интеллект? Насколько готовы к таким же действиям наши дети, наши школьники? Где граница, с которой начинается взрослость? Должны ли люди, не готовые к роли взрослых, обвинять детей в том, что они недостаточно полно используют положительный потенциал Сети? Как защитить ребенка от разрушительной информации -этакого сухогруза, груженного непристойным содержимым? Имеются ли рекомендательные документы, которые помогли бы родителям и преподавателям, желающим оградить детей от непристойного в виртуальном мире, и научить их безопасному хождению в Интернет?

Задаваясь подобными вопросами, можно заглянуть на русскоязычные инфор-

мационные поисковые системы (ИПС). Делая различные запросы на поиск интересующей информации, можно достаточно быстро убедиться, что русский Интернет действительно богат всевозможными каталогами ресурсов для детей и родителей, на некоторых серверах проводится опрос пользователей по теме, затронутой в статье. Например, на ИПС www.vandex.ru можно ознакомиться с результатами опроса на тему «Ваше отношение к Интернет-ресурсам "для взрослых"», проведенного в 1999 году: 15% ответило, что эти ресурсы «раздражают» и «отвлекают», из них 2% - что «из-за них не пускаю детей в Сеть».

Небольшой социологический опрос учащихся, пользующихся ресурсами Интернет, был проведен автором статьи в Межшкольном учебном комбинате № 1 Василеостровского района Санкт-Петербурга в мае 2000 года. Результаты убеждают в том, что многие родители имеют слабое представление о возможностях, о содержательной структуре и об опасностях Интернет для подростков. Во многих случаях учащиеся имеют хорошие навыки работы в Интернет, имеют опыт создания собственных сайтов, используют ресурсы Интернет в образовании по школьным предметам. Особенный интерес был проявлен к ответам учащихся, чье знакомство с Интернет произошло не на уроках информатики в школе, а дома (в семье) или в другом месте. Выяснилось, что в большинстве случаев родители не участвовали в первых путешествиях своего ребенка в Сети, не учили этикету в Интернет, не учили избегать непристойного. Также выяснилось, что опрошенным школьникам никто из взрослых не помог справиться с иллюзией анонимности, чтобы избежать буду-

щих проблем. Самое ценное, что удалось выяснить в результате опроса: учащиеся не знают, что составной частью сетевой культуры является ограничение на сбор частной информации в Интернет, касающейся несовершеннолетних. На вопрос, «Какими средствами (специальными программами) приходилось пользоваться для фильтрации поступающей информации?» ответил всего 1 из 10 опрошенных школьников («настройка браузера»). Только 3 школьника из 10 умеют преодолевать «замки», установленные браузером (с 12, 14, 15 лет). По итогам опроса 90% подростков считают, что добровольное самоограничение - достаточное условие и средство для избежания непристойного в Сети Интернет, 10% - не ответили на этот вопрос, 80% опрошенных имеют представление о принципе «демократизма» в глобальной Сети.

Самый доступный способ защиты детей от информации, предназначенной только для взрослых, путем настройки браузера предлагает ИПС Yandex. Авторы предлагают:

«Чтобы настроить браузер, надо зайти в компьютер с тем именем пользователя, для которого Вы хотите осуществить эту настройку, открыть браузер, зайти на эту страницу и нажать на ссылку - «Установить семейный Yandex». Проверить результат просто - нажмите еще раз на ссылку «Установить семейный Yandex», и в ответе будет написано, что «Семейный Yandex уже установлен!». Еще один способ проверки - поищите слово «эротика» и, если Вы не нашли ни одного документа, значит, браузер успешно настроен. ВНИМАНИЕ!!! Если на Вашем компьютере используются разные браузеры (например, Internet Explorer и Netscape), то операцию настройки надо проделать для каждого браузера по отдельности.»

Услугами «семейных» фильтров можно воспользоваться и на других ИПС. H ИПС www.altavista.ru имеется сервис: «семейный» фильтр, который можно настроить в трех предлагаемых режимах. «Multimedia Only - filters image, video and audio search only. All - filters all searches: web pages, categories, news, discussions, images, audio and video.

None - will not filter any search» Рекомендуется использовать режим второй: «фильтровать все документы».

Авторами Yahoo! разработан компонент Yahooligans, который предназначен для поиска и просмотра ссылок на различные развлекательные, игровые и просто интересные детям Web-страницы. Доступ к этой компоненте Yahoo! пользователь может получить посредством ссылки Yahooligans! for kids, расположенный в конце базовой страницы Other Guids.

«Семейный» фильтр на www.WebRing.com используется по желанию при выборе информационного кольца. Здесь настраивается режим поиска: Rating: -ALL или -FAMILY. Аналогичная служба имеется на сайте поисковой системы Magellan - функция GreenLight.

В Интернете же можно найти и публикации, подтверждающие, что не всем «семейным» фильтрам можно доверять.

«Вы не найдете мата и порнографии, то есть ничего, что не разрешено "детям до 1б"» - обещают авторы данного компонента «Семейный» Yandex. Какие результаты дает простейший эксперимент по поиску в «Семейном» Yandex, рассказывает автор статьи «Прячьте порно от детей в недоступные места» Haстик Грызунова на www.vesti.ru.

Запросы на предмет «эротика», «рогno OR sex» в ИПС www.yandex.ru, www.altavista.com,www.webring.com в режимах настроенных «семейных» фильтров дают результаты, которые убеждают в том, что фильтры данных компонентов работают весьма условно. О найденных «нехороших» страницах можно сообщить создателям, прислать ее URL на адрес ИПС. Авторы рассчитывают на широкое

сотрудничество в этой области с добровольцами, в первую очередь из числа родителей и учителей.

Наиболее удачным выбором среди поисковых каталогов для детей является Yahooligans от Yahoo!, который на подобные запросы дает нулевой результат, а также позволяет искать интересующие темы по категориям. Данный ресурс имеет ссылки на Интересное место Сети, меняющееся еженедельно, а также каталог других детских узлов.

Альтернативным средством защиты детей от нежелательной информации являются всевозможные специальные фильтрующие программы, которые можно найти по адресам:

• www.smartparent.com - здесь имеется курс обучения родителей по защите их детей в Сети.

• www.netnanny.com/netnanny/ - здесь можно для семьи найти «Сетевую няню»

• www.kidscom.com - здесь имеется игра, с помощью которой ваши дети могут научиться безопасному хождению в Интернет.

• www.missingkids.org - здесь можно поучаствовать в разговоре родителей, попросить последить за вашим ребенком во время «вашего отсутствия».

• www.surfwatch.com/products/ swhome.html - здесь имеется три варианта фильтрующих программ: для дома, для школы, для офиса. Демо - версию для дома и семьи можно скачать бесплатно на 15 дней.

А также и другие фильтрующие программы, например,

• www.interMute.com

• www.natscape.com/kids/

• www.soskidproof.com

• www.cyberpatrol.com

• www.ezconnect.com

• www. vir tu ocity.com/family.html можно приобрести примерно за $30.

Некоторые из них позволяют настроить даже сам компьютер на ограниченный доступ.

Поиск документов по проблеме безопасности детей на англоязычных ИПС по запросу: «child* & online & privacy & protection» выдал самые подходящие стра-

ницы по адресам www.cdt.org/legistion/ 105th/privacy/coppa.html - акт COPPA (Children's Online Privacy Protection Act). Предыдущий вариант акта можно найти по адресу ftp://ftp.loc.gov/pub/thomas/c105/ h3783.in.txt). который был принят в США, где законодатели с 1996 года вели затяжную борьбу за нравственность в Сети. В 1998 Конгрессу удалось принять Акт по защите детей (COPA - Child Online Protection Art), который является детищем CD A («Акт защиты коммуникаций»). Согласно этому акту, становится обязательным верификация возраста посетителей сайтов. Было сделано предписание запрашивать и проверять данные кредитной карточки посетителя сайта, содержащего информацию «только для взрослых». Наиболее эффективная техническая реализация резолюций COPA связана с проверкой кредитной карточки пользователя, что как раз требуется при оплате услуг коммерческих сайтов. В последнее время вместо COPA употребляется COPPA - Child Online Privacy Protection Art, последнее ужесточение положений которого состоялось 21 апреля 2000 года. Одно из основных положений документа - ограничение на сбор частной информации, касающейся несовершеннолетних.

«В результате крупнейшие «онлайновые» службы Hotmail и ICQ закрыли свои электронные почтовые ящики всем своим пользователям моложе 13 лет (вернее, тем, кто был зарегистрирован с таким возрастом). Согласно этому положению, web-сайты не имеют права без разрешения родителей запрашивать у детей любые личные данные, вплоть до имени и e-mail. За нарушение положения владелец сайта может быть осужден на 6 месяцев тюрьмы и штраф до $50 000», - пишет автор статьи «Борьба с порнографией «по-американски» Вячеслав Ансимов в газете «Привет, Интернет» (№ 8(34)//2000).

На англоязычных образовательных сайтах можно найти большое количество материалов, одобряющих или осуждающий данный Акт.

Многие противники подобной цензуры считают, что блокировать свободу

слова только из-за того, что некоторые взрослые обеспокоены оборотной стороной сетевой культуры, - это нарушение Первой поправки в отношении как взрослых, так и детей.

Действительно, соблюдение прав и свобод граждан - это святое право любого общества, но, что касается несовершеннолетних, то стоит хотя бы предлагать рекомендательные приемы родителям и преподавателям школ.

Ведь именно на родителей и учителей возложена задача подготовки детей к жизни, а все, что есть в жизни, есть в Интернет. Станет Интернет для детей нравственным средством самовыражения и общения с друзьями по всему миру - отпадет необходимость в программах-фильтрах и других компаниях, ущемляющих чьи-либо права.

Размышляя над данной проблемой и максимально используя публикации, посвященные проблеме обеспечения безопасности детей в Интернет, автор статьи попыталась разработать некоторые рекомендации для детей, родителей и учителей информатики по защите детей при работе в Интернет.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ

Если в семье есть ребенок, то он с какого-то возраста начнет интересоваться домашним компьютером, а с какого-то - и Интернет. Компьютер, подключенный к Сети, всегда должен стоять в доступном Вам месте. Вы должны видеть, чем занимается Ваш ребенок в Интернете, не устраивая слежку, а приветствуя свободу слова в Сети, направлять его на истинный путь интеллектуального и духовного обогащения. Настройте браузер на фильтрацию или используйте эффективные специальные программы для ограничения доступа к компьютеру и нежелательным для ребенка Интернет - ресурсам. Наиболее важны психологические проблемы. Если даже Ваш ребенок переписывается толь-

ко в сети FIDO, побеседуйте с ним о том, как вести себя, - это примерно те же правила общения с «незнакомым человеком». Прочтите следующие рекомендации и проверьте себя, все ли вы сделали для информационной безопасности своего ребенка.

1. Начинайте путешествия в Сети вместе. Изучайте содержание Сети, учите ребенка избегать непристойного.

2. Объясните, что в Интернете прилично, а что нет. Очень важно сразу дать понять, что Интернет «прозрачен».

3. Покажите, как регистрируются посещенные Web-узлы в журнале, как работает функция автозаполнения адресной строки. Объясните ребенку, что все действия каждого участника всемирной Сети запоминаются на промежуточных серверах.

4. Покажите ему на примере системы телеконференций, как запоминается любое сообщение, отправленное в Сеть вместе с данными об отправителе.

5. Объясните ему, что все это хранится много лет вместе с другими документами, группируется и предоставляется для анализа любому из клиентов Сети.

6. Объясните ребенку, в чем состоит «демократизм» Сети. Пусть ребенок знает, что, если мы хотим, чтобы все информационные ресурсы мира были нам открыты, мы должны быть готовы к тому, что и наши действия не менее открыты всему миру.

7. Самое главное - снимите ореол анонимности с Интернет, и вы избежите будущих проблем.

8. Будьте вежливы в переписке. Если вы отправляете письмо в конференции Usenet - сначала прочитайте его. Подавайте пример вежливости своему ребенку.

9. Объясните ребенку, что если он попадет неожиданно на узел, который его испугал или не позволяет выбраться, то луч-

ше использовать кнопку «Назад» (BACK).

10. Изучите правила пользования FIDONET (www.fido7.ru).

11. Если по электронной почте вашего ребенка некто «забрасывает» пакетами неизвестного содержания, пожалуйтесь в системную службу Интернет. Не вскрывайте приложенные файлы неизвестных отправителей.

12. Установите как Основную страницу Yahooligans for kid!.

PeM^fifOiyM рхршйел^ *u> 13. Используйте програм-

рщиНг fe&rn лН Неф&лоН&льНой мы — фильтры

(¿Лфо&маими & fyfaHefafteiH,,, л л п

' г ' г 14. Прислушайтесь к

Children's Online Рпуасу Protection Ас

www.cdt.org/legistion/105th/privacy/

coppa.html.

Можно предложить детям подписать

подобный «контракт».

МОИ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В СЕТИ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕТЯМ)

1. Я не буду давать информацию о себе -мой адрес, номер телефона, рабочие адреса и телефонные номера родителей, название и местонахождение моей школы -без разрешения родителей.

2. Столкнувшись с любой информацией, которая заставит меня испытать какой-либо дискомфорт, я буду немедленно сообщать об этом родителям.

3. Я никогда не соглашусь встречаться с кем-либо, кого я ранее «встретил» в Сети, не спросив предварительно разрешения у родителей. Если родители дадут согласие на встречу, я удостоверюсь, что она будет происходить в общественном месте, и приведу с собой мать или отца.

4. Я никогда не пошлю никому свой портрет или что-либо еще, не спросив предварительно разрешения у родителей.

5. Я никогда не отвечу ни на какое послание, которое имеет гнусное содержание.

Если я получу послание такого сорта, то это произойдет в основном по моей вине. Получив такое послание, я немедленно скажу об этом родителям, чтобы они могли связаться с телекоммуникационной службой.

6. Я попрошу родителей установить правила моей работы в Сети. Мы договоримся о времени дня, когда я смогу получать доступ к Сети, о продолжительности такого доступа и о тех зонах, которые являются подходящими для моих посещений. Я не буду входить в другие зоны или нарушать эти правила без согласия родителей.

7. Не буду заходить на сайты, где предлагают бесплатный Интернет.

8. Никогда, никому не буду посылать свой пароль. Буду стараться использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв. Буду стараться придерживаться в переписке вежливости.

10. Создавая собственную страничку, буду помнить, что это мое виртуальное лицо, это

^ои tbatfuta бе^млсКосеии при рябо&е tf

визитная карточка, это приглашение к контакту.

Обращаясь к преподавателям информатики в частности, хотелось бы пригласить добровольцев к обсуждению этой проблемы. Разумеется, проблема безопасности детей при работе в Интернет не единственная, это одна из проблем. Заглядывая в информационную бездну вместе с детьми, довольно часто учитель сталкивается с психолого-педагогическими проблемами погружения подростков в виртуальные миры.

«Обязательный минимум содержания образования по информатике», подготовленный Минобразованием России на основе проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта, содержит курс «Информационные технологии», одной из составляющих разделов которого, по мнению автора данной статьи, могла бы стать тема «Сетевая культура Интернет».

Литература.

1. Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Информатика». М.: «Просвещение», 1998.

2. Симонович С., Евсеев Г. Новейший самоучитель по работе в Интернете. М.: «Ин-форком-Пресс», 2000.

3. Джуди Хейм. Советы по Internet. Научите своих детей безопасным прогулкам по Internet. Мир ПК, № 1, 1998, стр. 112-113.

3. Евсеев Г., Пацюк С., Симонович С. Вы купили компьютер. 1000 советов. М.: «АСТ пресс», 1998.

4. Ансимов В. Борьба с порнографией «по-американски». Статья в газете «Привет, Интернет!», № 8(34), 2000.

Саттарова Надежда Ивановна, преподаватель информатики МУК-1 Василеостровского района Санкт-Петербурга.

НАШИ АВТОРЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.