Научная статья на тему 'Учитель и его роль в современном образовательном процессе'

Учитель и его роль в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11847
1035
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель и его роль в современном образовательном процессе»

Тихомиров С.Е.

УЧИТЕЛЬ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

Он олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания». А. Дистервег утверждал [1], что роли и личности учителя во все времена уделялось большое внимание в обществе. Еще вчера учитель вместе с дополнительной литературой они были главными источниками знаний, и слово учителя было истиной в последней инстанции.

Кто же такой учитель и какова его роль? Что включается в понятие "роль учителя"? Ответ на этот вопрос даёт Толковый словарь С.О. Ожегова: «Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь» [2]. Роль учителя — это «совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется представлением его самого и окружающих об этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации» [3]. Учитель - это состояние души, образ жизни. Являясь одним из лучших представителей российской интеллигенции, учитель - это человек, который должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях

[7].

Школа всегда чутко реагировала на изменения в обществе. Учитель является ключевой фигурой в школе. Меняется общество, меняются требования. Учитель тоже меняется. Он должен быть подготовлен к работе в новых условиях, которые предопределяют не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новом учебном процессе. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника [4]. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], согласно которому, учитель - это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения. В соответствии с законом, новые

535

государственные образовательные стандарты (ФГОС) используются в школе, и на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности.

Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога и, поэтому, учитель современной школы осуществляет различные функции:

является источником знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Задача педагога сегодня научить школьников способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, и именно он участвует в интеллектуальном и нравственном формировании его личности. Поэтому, он в учебном процессе: - чаще организует индивидуальные и групповые формы работы; - систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений); - использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся; -стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи; - планирует метапредметные и предметные задачи урока, а также учит детей вести диалог и задавать вопросы и многое другое;

- обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;

- выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся. У учителя появились новые роли:

• учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;

• учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

• учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

• учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка. Именно поэтому, учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей — ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения в различных повседневных ситуациях.

- создает педагогические условия для успешного обучения, развития и

воспитания детей. Современное обучение - это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся. Задачей учителя становится создание позитивных условий для образовательного процесса ;

- осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы. Воспитать гармонично развитую личность возможно при тесном содействии школы и семьи. Ребёнок поступает в школу в возрасте 7 лет, имея определённый жизненный опыт. Ребёнок проводит 9-11 лет в школьных стенах. Школа становится вторым домом. Для родителей очень важно, чтобы школьные годы их ребёнка прошли в окружении внимательных, мудрых и достойных педагогов. Известно, что характер человека формируется уже к 5 годам и ребёнок начинает знакомится с окружающим его миром, людьми, нормами поведения в обществе. Своим поведением, взаимоотношениями и образом жизни родители закладывают базу. Воспитание начинается в семье, продолжается в школе, и важно, чтобы все его участники действовали в одном направлении. Но не всегда это так. Родители часто и регулярно посещают школу, когда их дети учатся в начальных классах, затем реже посещают учителей и школьные мероприятия своих детей, начиная с 5 класса. И ещё реже встречи с родителями происходят в старших классах, чаще всего, по звонку или приглашению классного руководителя или администрации.

- выполняет функцию классного руководителя [6].

Итак, в настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В настоящее время нужен учитель новой формации, соответствующий потребностям экономической и общественной модернизации.

Есть мир бесконечно малого, есть мир бесконечно большого. Есть мир бесконечно сложного - мир Образования.

Литература:

1. А. Дистервег «Избранные педагогические сочинения». Москва, Учпедгиз, 1956. С.136-203.

2. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка». 28 -е издание, Москва, Мир и Образование. 2015. с. 1263.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». О-13. Москва: Проспект, 2015.

4. Л.Г. Викторова Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы / Л. Г. Викторова. — М: Академия, 2001. — 135с.

5. В.С. Подерягин Какой учитель нужен школе? / Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы всероссийской конференции (г. Белгород, 16 апреля 2015 г.). — ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 360 с.

6. В.Ю. Горохова Изменение роли учителя в современной школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — с. 528-530.

7. М.В. Жернакова Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. с. 8-10.

8. А.Е. Зимбули Профессия учителя сквозь призму этики [Текст] // Вестник Герценовского университета. -2010. № 1. -с. 26 —31.

9.В.А. Козырев, Речевой портрет современного учителя [Текст] /В.А.Козырев, В.Д Черняк // Вестник Герценовского университета. -2010. - № 1. -с. 36 —42.

10. К.М. Левитан Основы педагогической деонтологии / К. М. Левитан. — М. — 1994. — 119 с.

11.В.М. Лизинский Изменение функций современного учителя [Текст] / В.М. Лизинский // Педагогический Вестник. -2010. -№ 2. -с. 8 —9

12. А.П. Панфилова Лидерство и профессиональное мастерство учителя // Вестник Герценовского университета. -2010. -№ 1. -с. 32—36

13. Е.В. Пискунова Характеристика культурно-профессиональной идентичности современного учителя [Текст] // Вестник Герценовского университета. -2010. -№ 2. -с. 15 —19.

14.А.С. Роботова, Учителями славится Россия... [Текст] // Вестник Герценовского университета. -2010. -№ 1. -с. 12 —21.

15. Г.Н. Скударева Молодой учитель начальной школы: проблемы, кризисы, противоречия / Г. Н. Скударева // Журнал начальная школа. — 2014. — № 1. с.13-19.

16.И.И. Соколова Социально-профессиональный портрет учителя [Текст]/ // Вестник Герценовского университета. -2010. № 2. -С. 3 —15.

17. А.П. Тряпицына Современный учитель: информация к размышлению // Вестник Герценовского университета. - 2010. -№ 1. -С. 3 —11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.