РЕЦЕНЗИИ И АННОТАЦИИ
DOI 10.24411/2076-8176-2019-14009
Учитель генетиков В.С. Фёдоров А.И. Ермолаев
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники РАН, Санкт-Петербург, Россия; yamamura@yandex.ru
Науке для своего развития необходимы самые разные люди. Среди них есть первооткрыватели, имена которых на много десятилетий, а то и столетий становятся непременной составляющей учебников. Фамилии других — скромных тружеников науки — после их смерти постепенно теряются среди множества коллег и сохраняются, как правило, лишь в коллективных списках, идущих через запятую. Это справедливо, если рассматривать историю науки в виде последовательности эпохальных открытий. Но реальная история сложнее, и часто роль «скромного труженика» не менее важна, чем достижения первооткрывателя.
Именно такому человеку посвящена вышедшая в прошлом году книга1. Её автор, член-корреспондент РАН Илья Артемьевич Захаров-Гезехус вообще очень много делает для сохранения истории российской генетики2. Своими учителями
1 Захаров-Гезехус И.А. Выдвиженец по курсу общей генетики: Василий Сергеевич Федоров и его школа. М.: Ваш формат, 2018. 72 с. с ил. ISBN 978-5-906982-62-9.
2 В качестве последнего примера можно назвать хотя бы книгу: Фокин С.И., Захаров-Гезехус И.А. Юрий Александрович Филипченко и его окружение. К 100-летию основания кафедры генетики
И.А.Захаров-Гезехус
выдвиженец по курсу общей еенетики
Василий Сергеевич Федоров
128
ИСТОРИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2019. Том 11. № 4
он всегда называет двух генетиков — Михаила Ефимовича Лобашёва и Василия Сергеевича Фёдорова. Если первому из них посвящено множество публикаций, то имя второго мало кому знакомо за пределами Санкт-Петербурга. Он не совершал крупных открытий и даже публиковался очень редко. Тем не менее его роль в истории ленинградской/санкт-петербургской кафедры генетики весьма важна. В годы лысенков-щины он продолжал читать студентам менделеевскую генетику под видом ее «критики» и внёс значительный вклад в возрождение генетики. Кроме того, Фёдоровым заложена генетическая коллекция ржи, на базе которой им и его учениками были разработаны многие важные проблемы генетики растений.
В.С. Фёдоров родился 12 февраля 1903 г. в семье купца Калужской губернии. В 1928 г. окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт, стажировался на Аниковской генетической станции у А.С. Серебровского, недолго преподавал генетику и селекцию студентам Башкирского сельхозинститута, с 1933 по 1936 г. учился в аспирантуре Всесоюзного института растениеводства (ВИР) и получил закалку генетика вавиловской школы3. С 1939 по 1948 г. (с перерывом на пребывание на фронте в 1941 г. и лечение после контузии) преподавал в Ленинградском сельскохозяйственном институте, откуда был уволен после августовской сессии ВАСХНИЛ. С 1949 г. и до ухода на пенсию работал доцентом кафедры генетики и селекции Ленинградского университета.
Упоминания о В.С. Фёдорове неоднократно встречались и раньше на страницах книг И.А. Захарова-Гезехуса4, но никогда его образ не представал перед читателями настолько зримо и объемно. И хотя часть информации повторяется, именно рецензируемое издание заставило меня по-настоящему оценить значение Фёдорова для истории генетики.
Первый раздел книги посвящен описанию биографии В.С. Фёдорова. В нём в том числе приводится (в виде фотокопии и её расшифровки) пространное заявление В. Фёдорова с просьбой о трудоустройстве (1932 г.?), хранящееся в архиве ВИР. Именно оттуда взята формулировка, вынесенная в заголовок книги: «С 1927 года был выдвиженцем по курсу общей генетики» (с. 6).
Второй раздел — это воспоминания учеников об учителе. Захаров-Гезехус не только написал свои воспоминания, но и собрал их у И.М. Сурикова, Б.В. Ригина, Л.А. Лутовой, М.М. Левитина, И.Н. Голубовской, М.Д. Голубовского.
И, наконец, третий раздел — это сведения о некоторых учениках Фёдорова, среди которых И.М. Суриков (1930-2016), Ю.Б. Вахтин (1932-2006), А.Л. Юдин (1932— 2017), К.В. Квитко (1933—2014), И В. Фёдорова (1938—2012), Б.В. Ригин, В.Г. Смирнов, Л.А. Лутова. Одни справки очень краткие, а другие занимают по 2-3 страницы. В книге, естественно, упоминаются и многие другие генетики, учившиеся у Фёдорова.
Композицию книги можно назвать довольно рыхлой и эклектичной. Но в сумме эти три раздела дают яркое представление о том, что главное в личности Василия Сер-
в Петроградском университет. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. 335 с. Рецензия на неё была опубликована в прошлом номере нашего журнала.
3 Первая попытка пройти аспирантуру в этом учреждении относится ещё к 1929—1930 гг., но тогда Фёдорова отчислили из-за непролетарского происхождения.
4 См.: Захаров И.А. Генетика в XX веке: Очерки по истории. М.: Наука, 2003. С. 27, 62—63; Захаров-Гезехус И.А. Моя генетика. М.: Наука, 2014. С. 81—85, 88, 94—97; Захаров-Гезехус И.А. Выпускники Петербургского университета: шесть судеб. М.: Ваш формат, 2017. С. 149—150, 152— 153. Среди «шести судеб» последней книги описана жизнь М.Е. Лобашёва, в главе о котором и упоминается В.С. Фёдоров.
STUDIES IN THE HISTORY OF BIOLOGY. 2019. Volume 11. No. 4
129
геевича Фёдорова: он — Учитель! В годы, когда связь поколений в советской генетике была прервана, он оставался хранителем традиций и воспитателем. Он оставил множество учеников, и их открытия во многом его заслуга.
Закончу чисто личным моментом. На с. 20 сообщается, что Фёдоров работал на втором этаже так называемого Кавалерского корпуса усадьбы Сергиевка (эта усадьба до недавнего времени была базой Биологического научно-исследовательского института СПбГУ, а теперь принадлежит биологическому факультету СПбГУ). Как странно переплетаются судьбы! Я тоже там работал, только уже в начале восьмидесятых, в лаборатории физиологической генетики. А к концу 1980-х генетики уехали оттуда в новый Молекулярный корпус. Во время недавнего празднования 100-летия кафедры генетики я зашёл в полупустой ныне Кавалерский корпус, чтобы повстречаться с призраками молодости. Но к этому моменту я уже знал, что там обитают не только ментальные образы дорогих мне учителей и коллег, но и тень В.С. Фёдорова. Ниточка поколений и научных школ сразу стала прочнее в моём сознании, хотя с самим Фёдоровым я, естественно, ни разу не встречался. Он умер в 1976 году, я тогда только что закончил школу...
Рис. Кавалерский корпус усадьбы Сергиевка. 20 июня 2019 г. Фотография А.И. Ермолаева Fig. The cavalry corps of the estate Sergievka. 20.06.2019. Photo by A.I. Ermolaev
Genetics teacher V.S. Fedorov
Andrey I. Ermolaev
Institute of History of Science and Technology named after Sergey Vavilov, St. Petersburg Branch, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia; yamamura@yandex.ru
Book rewiew: Zakharov-Gezekhus I.A. "Vydvizhenets po kursu obshchei genetiki: Vasilii Sergeevich Fedorov i ego shkola" (Moscow, 2018. ISBN 978-5-906982-62-9).