Научная статья на тему 'Учимся задавать вопросы (о роли вопросов на уроках английского языка)'

Учимся задавать вопросы (о роли вопросов на уроках английского языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
914
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА / ТАКСОНОМИЯ БЛУМА / ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудякова Татьяна Ивановна

В статье анализируются функции и цели вопросов на уроках английского языка, рассматривается роль вопросов в организации мыслительных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учимся задавать вопросы (о роли вопросов на уроках английского языка)»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Учимся задавать вопросы (о роли вопросов на уроках английского языка) Рудякова Т. И.

Рудякова Татьяна Ивановна /Rudiakova Tatiana Ivanovna - старший преподаватель,

кафедра филологии,

Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования,

г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются функции и цели вопросов на уроках английского языка, рассматривается роль вопросов в организации мыслительных процессов. Ключевые слова: вопросно-ответная форма, таксономия Блума, тонкие и толстые вопросы.

Важная роль в организации мыслительных процессов принадлежит вопросам и связанным с ними ответам. Они стимулируют и направляют мышление на решение разнообразных задач, которые возникают в тех или иных ситуациях.

Вопросно-ответная форма - это логическое средство управления мышлением, инструмент познания, важное коммуникативное средство, способствующее организации информационного обмена между людьми, установлению взаимопонимания между ними. Умение правильно формулировать вопросы и давать на них правильные ответы во многом определяет творческую сторону нашего мышления.

Мышление стимулируют вопросы, а не ответы. Если нам надо получить новую информацию, уточнить уже имеющуюся, перевести разговор на другую тему, выразить собственное мнение, позицию, нужно задавать вопросы. По мнению американского психолога Алисон Кинг, изучающей роль вопросов и ответов в мышлении, «отличительной особенностью критически мыслящих людей является пытливый ум. Проще говоря, умеющие мыслить умеют задавать вопросы» [1, с. 18]. Мыслящие люди постоянно анализируют все, что видят, слышат, читают, узнают и задают вопросы «Что это значит?», «Почему это происходит?», «Можно ли посмотреть на это по-другому?» и т. д.

На уровень мышления влияет уровень задаваемых вопросов. А умеем ли мы, учителя, задавать правильные вопросы? Исследования показывают, что этим умением владеют немногие (Dillon J. T., Questioning and teaching: A manual practice; Flammer A., Towards a theory of question asking; Kerry T., Classroom questions in England; King A., Enhancing peer interaction and learning in the classroom through reciprocal questioning). А. Кинг считает, что умению задавать продуманные вопросы необходимо учить, потому что большинство людей задают, в основном, фактические вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти.

Вопросы являются главным инструментом в арсенале учителя. Исследования показывают, что учитель старших классов задает около 350 вопросов в день. Это уточняющие, наводящие, проверочные, контрольные, провоцирующие, мотивирующие и другие виды вопросов, однако качество и ценность вопросов разная. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие вопросы вы задаете на уроке? Как меняется взаимодействие в режиме учитель - ученик в зависимости от задаваемых вами вопросов? Как наиболее эффективно использовать вопросы в процессе обучения?

Вопросы являются одним из самых популярных режимов работы в обучении вообще и иностранному языку в частности. Вопросы на уроке выполняют различные функции: стимулируют и поддерживают интерес учащихся; поощряют учащихся думать и сосредоточиться на содержании урока; дают возможность учителю уточнить, что сказал учащийся; позволяют учителю проверить понимание учащихся;

поощряют участие учеников в деятельности на уроке; стимулируют интерактивную деятельность; запускают процесс мышления.

Вопросы на уроке служат двум целям: проверить, насколько учащиеся усвоили знания, и побудить учащихся мыслить.

Для того чтобы проверить знания, учителю надо задавать такие вопросы, которые требуют вспомнить определенную информацию. А чтобы стимулировать у обучающихся мыслительный процесс, необходимы другие вопросы, такие, которые требуют обобщенного подхода к информации. Самый эффективный способ побудить учеников думать - это задавать им провоцирующие мысль стимулирующие вопросы [2].

Используя обновленную (уточненную) таксономию Блума, учитель может задавать вопросы, проверяя знания учеников и в то же время стимулируя их мышление.

Помнить: обучающихся просят запомнить полученную информацию, определить термины, идентифицировать говорящего, ответить на вопросы: «кто», «что», «где», «когда».

Понимать: обучающихся просят понять смысл переданной информации и употребить ее не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.

Применять: обучающихся просят осознать полученную информацию и применить это знание в аналогичной ситуации. Для этого им предлагают выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему.

Анализировать: обучающихся просят разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее структура. Они должны обсудить разные точки зрения, ответить на вопрос «почему», определить мотивацию, причины, сравнить события, сделать вывод из полученных фактов.

Оценивать: обучающихся просят высказаться о ценности информации на основании личного опыта или данного им критерия. Они должны оценить ситуацию, выразить мнение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения.

Создавать: обучающихся просят соединить малые части так, чтобы создать что-то новое: другое окончание, решение проблемы, собственный рассказ.

Таксономия Блума обеспечивает структуру для разработки вопросов, которые соответствуют каждому уровню мышления и стимулируют студентов думать на разных уровнях. В пределах каждого уровня могут быть построены тонкие или закрытые и толстые или открытые вопросы.

Тонкий (закрытый) вопрос - это способ найти конкретный ответ. Такие вопросы используются для получения фактов и конкретной информации. Например, What's the capital of France? How old are you? When are you leaving?

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ «да», «нет», сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т. д. Может сложиться впечатление, что тонкие вопросы бесполезны или менее полезны в обучении иностранному языку, однако это не так. Все зависит от цели: тонкие вопросы хорошо работают для проверки понимания содержания (понятия, идеи), в тесте, викторине. Тем не менее, для других целей их эффективность ограничена. Например, они не эффективны, когда вы хотите, чтобы учащиеся открыто и свободно выражали свои чувства или идеи. Тонкие вопросы, как правило, не стимулируют творческое мышление.

Большая часть вопросов на низких уровнях таксономии Блума (особенно на уровнях помнить, понимать) - тонкие вопросы.

Толстый или открытый вопрос - это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом», «каковы ваши предложения», «каким будет ваше решение по поводу» и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме. Толстые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника, они дают

возможность более обширного высказывания. Например: How did you solve the problem? Why is that so important to you? How will you use this information? Толстые вопросы могут быть сформулированы в виде команды. Например: Predict what will happen next; explain why a character in a story does/says something; describe a person/place in the story.

В таксономии Блума вопросы уровней применять, анализировать, оценивать, создавать - толстые вопросы.

Вопросы, которые учитель задает на уроке, могут быть хорошими и плохими. Что делает вопрос плохим? Плохой вопрос может быть задан в неподходящем контексте, содержать сложную и оттого непонятную лексику, и, наконец, он может быть синтаксически неправильным. Однако главной отличительной особенностью является то, что плохой вопрос подразумевает, что ученик пытается догадаться, что думает по этому поводу учитель, и старается удовлетворить ожидания учителя, а не продемонстрировать собственные мысли, идеи, рассуждения.

Хороший вопрос - точный, правильно сформулированный, заданный в нужное время, позволяющий четко обозначить проблему, имеет огромный обучающий эффект. Он вызывает любопытство, способствует развитию воображения, стимулирует высказывать собственное мнение, побуждает задавать вопросы.

Когда вы раздумываете над вопросами, старайтесь сделать их хорошими: смоделируйте их развитие от простого к сложному; поэкспериментируйте с формулировками; поиграйте с интонацией; упростите синтаксис, чтобы в результате осталась четкая мысль.

Если вы только начинаете овладевать искусством задавать правильные вопросы, можно начать с этих пяти:

1. Что вы думаете? (What do you think?)

2. Почему вы так думаете? (Why do you think that?)

3. Что привело вас к этим мыслям? (How do you know this?)

4. Можете ли вы сказать мне больше? (Can you tell me more?)

5. Какие вопросы у вас ещё остались? (What questions do you still have?)

Эти вопросы дают вам возможность увидеть ход рассуждений обучающихся, помочь им выстроить связь между обсуждаемой проблемой и их предыдущим опытом, подтолкнуть к дальнейшим размышлениям, сформулировать собственные вопросы.

Эффективный вопрос является основным методом учителя, который направляет учащихся активно думать, что позволяет формировать способности учеников анализировать и создавать. Кроме того, он является важным каналом для обмена идеями между учителем и учеником и дает возможность учителю получать обратную связь. Таким образом, учитель должен уделять большое внимание мастерству задавать вопросы на уроке. Каждый заданный вопрос должен служить достижению определенных целей и решению поставленных задач.

Литература

1. King A. Inquiry as a tool in critical thinking. In D. F. Halpern (Ed.), Changing college classrooms: New teaching and learning strategies in an increasingly complex world. San Francisco: Jossey-Bass. PP. 13-38.

2. Рубиноф Э. Искусство преподавать. [Электронный ресурс]. Еврейская Интернет-библиотека. URL: http ://istok.ru/library/learn-n-teach/teaching-up/art-of-teaching-rubinof/art-of-teaching-rubinof_34.html (дата обращения: 8.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.