Учимся играть в шашки
Козачкова А.Л.,
2-я квалификационная категория, воспитатель
МБДОУ№32 «Детский сад комбинированного вида "Снегирек"»,
г. Норильск, Россия
Аннотация. Целью статьи является познакомить читателей с программой дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Шашечная азбука».
Большой популярностью во всем мире пользуется игра - шашки. Эта народная игра вошла прочно в нашу жизнь. Ее возраст весьма солидный - не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт они стали признанной частью общечеловеческой культуры.
Шашки - это одновременно и досуг, и спорт, и искусство. Они как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. (Погрибной В.К. , Юзюк В.Я. 2010, с3).
Велика роль шашек и в эстетическом воспитании. Красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с этой игрой.
Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки - дело далеко не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Как и любой вид человеческой деятельности, шашки, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся правила. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства мы разработали программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Шашечная азбука».
Отбор детей в кружок достигается следующими мероприятиями:
1. Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома. Его увлечения, интересы, какое место в семье занимает игра в шашки.
2. Из определения воспитателя, кого в группе он считает наиболее способным к игре в шашки.
3. Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
4. Желание родителей и детей.
Наиболее эффективным является разделение детей на две группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.
1. Дети, проявляющие интерес к игре в шашки, но не знакомые с правилами игры.
2. Дети, уже умеющие играть в шашки и знакомые с правилами игры.
Основная цель кружка:
Раскрытие умственного, эстетического, нравственного, волевого потенциала личности воспитанников.
Мы поставили для себя три основные задачи:
образовательная:
• Обучение основам шашечной игры;
Воспитательная:
• вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер. (Гришин В.Г.,1991, с.11)
Развивающая:
• Развитие умственных способностей дошкольников: логического образного и аналитического мышления; осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, начальное положение, ходы, взятие.
названия шашечных фигур: простая шашка, дамка. правила хода и взятия шашки, дамки. К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске;
играть шашкой и дамкой без нарушений правил шашечного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять шашки перед игрой;
Для осуществления поставленных целей и задач нами были созданы следующие условия:
1. Подобрали необходимую материальную базу в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создаем ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем его практического применения.
3. Подготовка педагога, компетентность, знание правил игры в шашки. Основные принципы, заложенные в основу нашей работы:
- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания об истории появления шашек, разновидность игр в шашки, правила игры в шашки и т.д.)
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от простого к сложному);
- Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями). Материалы и инструменты, необходимые для работы кружка это:
- Шашечные доски.
- Шашки.
- Цветные карандаши.
- Бумага разного формата.
Программа рассчитана на 1год обучения для детей 6-7лет (подготовительная к школе группа). Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1. 2660-10 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Программа рассчитана на 32 занятия в год (16 академических часов). Занятия проводятся 1раз в неделю. Продолжительность занятий - 30минут. Кружок действует в нашем саду три года. Дети посещавшие, кружок «Шашечная азбука» отличались от своих сверстников целеустремленностью, самостоятельностью, находчивостью, усидчивостью, внимательностью умением логически мыслить. Они более внимательны, уверены в себе.
В нашем городе между детскими садами ежегодно проходят соревнования по шашкам и дети, занимающиеся по программе «Шашечная азбука» третий год занимают первые места.
Литература
1. Гришин В.Г. 1991. Малыши играют в шахматы: Кн. Для воспитателя дет. Сада: из опыта работы. М. 158с.
2. Погрибной В.К. 2010. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е. перераб. И доп. Ростов н/Д. 137с.