УДК 591.9(517.3)
УЧЕТЫ И ВСТРЕЧИ АЗИАТСКОЙ ДИКУШИ (FALCIPENNIS FALCIPENNIS) ВЕРХНЕГО ПРИАМУРЬЯ
© Сандакова Светлана Линховоевна
доктор биологических наук, профессор Дальневосточного государственного аграрного университета
Россия, 675006, г. Благовещенск, ул. Ленина, 180 E-mail: [email protected] © Тоушкин Александр Анатольевич
кандидат биологических наук, доцент Дальневосточного государственного аграрного университета
Россия, 675006, г. Благовещенск, ул. Ленина, 180 E-mail: [email protected] © Тоушкина Алия Фаритовна
соискатель Дальневосточного государственного аграрного университета Россия, 675006, г. Благовещенск, ул. Ленина, 180 E-mail: [email protected] © Красавина Анна Александровна
кандидат биологических наук, доцент Дальневосточного государственного аграрного университета
Россия, 675006, г. Благовещенск, ул. Ленина, 180 E-mail: [email protected]
Целенаправленные исследования азиатской дикуши производились разными исследователями на протяжении многих десятилетий, но опубликованных полных материалов нет. Экология «краснокнижного» вида с небольшим ареалом представляет большой интерес, и поэтому уже существуют некоторые материалы по экологии вида. Но численность до конца так и не выявлена, как нет и точных сведений о распространении вида в пределах области распространения. Поэтому наши исследования направлены именно на определение не только численности, но и на выявление биотопических факторов и их нюансов, являющихся ключевыми для оптимального обитания вида. Помимо выявленного ранее условия — присутствие ели аянской, как мы видим, важным является и заболоченность отдельных участков с зеленомошниковым подлеском. Начиная с 60-х гг. XX в., численность вида сократилась на отдельных участках более чем в 5 раз — это тревожный сигнал, который требует немедленного принятия мер по охране данного вида птицы.
Как мы видим, традиционные методы учета не дают точных цифр численности вида. Применение собак хотя и выявляет некоторую часть птиц, но тоже не является универсальным методом и в период выведения птенцов является неприемлемым. Скрытность данного вида птицы требует также и разработки новых более эффективных методов учета, не наносящих урон. Ключевые слова: азиатская дикуша, Верхнее Приамурье, учеты численности, ареал, распространение, места обитания, биология, экология.
CALCULATIONS AND MEETINGS SPRUCE GROUSE (FALCIPENNIS FALCIPENNIS) UPPER AMUR REGION
Svetlana L. Sandakova
Sc.D., Professor of Far Eastern State Agrarian University 180 Lenin st., 675006 Blagoveshchensk, Russia.
Alexander A. Toushkin,
Ph.D., associate professor of the Far Eastern State Agrarian University 180 Lenin st., 675006 Blagoveshchensk, Russia
Toushkina Aliya Faritovna
Ph.D., associate professor of the Far Eastern State Agrarian University 180 Lenin st., 675006 Blagoveshchensk, Russia.
Anna A. Krasavina
Ph.D., associate professor of the Far Eastern State Agrarian University
180 Lenin st., 675006 Blagoveshchensk, Russia.
Targeted studies of Asian spruce grouse were produced by different researchers. They came for many decades, but there are no complete published materials. View included in the Red Book, he has a small area, its ecology is of great interest and, therefore, there are already some of the materials on the ecology of the species. But the number until the end and was not found, there is no precise information about the habitat of species within the area of distribution. Therefore, our research is aimed at identifying not only the number, but also to identify biotopic Faculty tori and their nuances are key to optimal habitat type. Terms identified earlier - the presence of Ajan spruce, as we see important marshes are separate sections with green moss and grass and shrubs. Since the 60s of the last century the number of species has declined in some areas more than 5 times, it is an alarm that requires immediate action for the protection of bird species.
As we see the traditional accounting methods do not give the exact figures the number of species. The use of dogs though and identify some of the birds, but it also is not universal, and in the period of breeding chicks is unacceptable. Subtlety of this type of bird calls as well, and the development of new and more effective methods of accounting are not causing damage.
Keywords: Asian spruce grouse, Upper Amur region, account numbers, habitat, distribution, habitat, biology, ecology.
Материалом для исследования послужили как данные ранних исследователей, так и собственные данные с конца XX в. с активным участием в последние годы студентов и сотрудников факультета природопользования ДальГАУ. В результате исследований обобщены и выявлены особенности экологии, места обитания и численность вида.
Азиатская дикуша распространена спорадично по долине р. Амур, на юг идет до 50° с. ш. [1; 2]. Распространена дикуша по левому берегу р. Амур от северо-западных районов Амурской области (верхнее течение р. Нюкжа, приток р. Олекма) и юго-восток Якутии (северные склоны Алдано-Учурского хребта на северо-востоке до устья р. Мая) до побережья Охотского моря; и от горно-таежных районов хребта Сихоте-Алинь до правого берега р. Амур, до верховьев рек Большая Уссурка (Иман) и Рудная на юге; восточная граница — на побережье Татарского пролива и северной части Японского моря; на о. Сахалин [3]. В Амурской области у дикуши проходит южная граница ареала — по южным отрогам восточной части Станового хребта.
Ранее считалось, что ареал азиатской дикуши распространяется лишь на два района области: Зейский и Селемджинский. Последние данные опроса местного населения в 2001 г. и результаты западно-сибирской проектно-изыскательной экспедиции Главохоты РСФСР в 1980 г. показали, что ареал дикуши намного шире предполагаемого ранее и захватывает северную территорию Зейского и часть Тындинского района до р. Сигикта. Также считалось ранее, что дикуша отсутствует на территории недавно созданного Норского заповедника в Селемджинском районе, теперь же в этом районе наблюдаются встречи с ней. Причины таких перемещений неизвестны и могут быть выяснены только после дополнительных исследований биологии и экологии дикуши в Амурской области.
В 60-70 гг. XX в. численность азиатской дикуши в Амурской области была довольно высока. Учеты дикуш, проведенные А. Г. Юдаковым в Селемджинском районе в 1960-1965 гг., показали, что средняя плотность составляет 2,5 особи на 1 000 га [4]. Площадь, занимаемая ею в Се-лемджинском районе, равна примерно 25 000 км2, на которой предположительно может обитать около 6 200 особей. В настоящее время численность дикуши, по всей видимости, значительно ниже приведенного, поскольку произошло сокращение площади пригодных угодий в результате пожаров и вырубки лесов.
В Зейском районе в 1960-1970 гг. местами на 2-3 км маршрута можно было встретить 2-3 выводка. В выводках насчитывалось от 2 до 7 молодых птенцов [5]. В августе 1975 г. на хребте Джагды встречаемость составила 15 особей на 10 км маршрута [6]. В июле 2000 г. во время экспедиции по дикуше в заказник «Бекельдеуль» плотность ее составила 0,7 особей на 10 км маршрута. В других областях района (по опросам охотников) дикуша встречается редко.
В течение лета — зимы 2000 г. на территории Зейского и Селемджинского районов студентами ДальГАУ были проведены три экспедиции по поискам мест обитания дикуши и определению ее ареала. Общая протяженность маршрутов экспедиции составила 67,5 км.
При прохождении экспедиции в июле — августе 2000 г. были зарегистрированы три встречи с дикушей. Первая встреча зафиксирована в нижнем течении р. Кумусун, выше ключа Лабазный (1 км), на правой стороне Кумусуна. Был обнаружен выводок, состоящий из самки и трех птенцов. Птицы кормились на земле в елово-лиственничном лесу с подлеском из березы белой, тополя, ольхи, ивы. Кустарниковый ярус образовали смородина красная, жимолость, малина, багульник, брусника. Наземный покров состоял из разнотравья, осоки, мха.
Вторая встреча отмечена в среднем течении р. Кумусун между ключами Малая Китэма и Ку-рум, на правом берегу Кумусуна в зеленомощном лиственничнике с подлеском из кедрового стланника и ивы, наземным покровом из мха вперемежку с осокой. Был встречен один птенец, сидящий на лиственнице. Других птиц рядом не было.
Третья встреча была отмечена в августе в пойме реки ивово-лиственничного леса, в среднем течении р. Куге между ключами Дикий и Китема Макит. Встречен самец дикуши, который сидел на галечниковой косе. В декабре 2000 г. в верхнем течении р. Селемджа в ключе Боричи была зарегистрирована встреча двух птиц самца и самки. Птицы находились на снегу. Тип леса: ельник зеленомошник (по данным Е. В. Роголева, А. В. Скоробогача).
20 июля отмечена самка дикуши с выводком (2 птенца) на лесной дороге по водоразделу ключей Большой Резниковский и Бекельдеуль. Биотоп включал лиственницу с присутствием ели аянской и березы белой. Наземный покров — мох. Самцы дикуши встречены на водоразделе р. Окака и Бекельдеуль, на вершине хребта Сокта-хан, в верховьях р. Окака 21 и 23 июля. Биотоп включал лиственницу с присутствием ели аянской и березы белой. Наземный покров — мох. Общее количество встреченных птиц на 10 км маршрута составило 5 особей. По последним же данным, в этих же местах число встреч дикуш на 10 км маршрута составило 0,7. Следовательно, численность вида в этих же местах значительно снизилась.
В настоящее время, по опросным данным охотников, одиночные и стайки из 2-3 дикуш, иногда с выводками, встречаются в верховьях р. Селеткан, в устье ключа Коврижки, в нижнем течении р. Кумусун, на р. Акишма между ключами Ниман и Адумае.
Частота встреч дикуши коррелирует с изменением площади ельников. Чем дальше на восток, где количество ельников уменьшается, тем дикуша встречается реже. К западу же, в районах поселков Экимчан, Коболдо, Союзного, площадь ельников увеличивается и количество встреч с дикушей тоже.
По предварительному анализу всех проведенных работ по поискам мест обитания дикуши и определению ее ареала в течение летних и зимних маршрутов на территории Зейского и Се-лемджинского районов выявлено заметное сокращение численности. Основными причинами сокращения численности вида являются лесные пожары и вырубка леса.
Работа с дикушей показала, что существующие методы учета тетеревиных птиц (маршрутный, по лункам, по голосам самцов и т. д.) непригодны для учета этого вида. При приближении человека она не взлетает, а обычно затаивается и сидит неподвижно, подпускает человека до 58 м. Трудно учесть дикуш и по лункам в силу их малочисленности. Возможно, дикуши в зимнее время иногда ночуют и на деревьях. Ток дикуши проводят очень скрытно, что не дает возможности учитывать их на токах или по голосам самцов. Подавляющее большинство дикуш обнаружили с помощью охотничьих собак, данный метод является наиболее практичным методом учета численности дикуши.
Литература
1. Потапов Р. Л. Отряд Курообразные (Galliformes), семейство Тетеревинные (Tetraomdae) // Фауна СССР. Л.: Наука, 1985. Т. 1, вып. 1. 638 с.
2. Бабенко В. Г. Птицы Нижнего Приамурья: моногр. М.: Прометей, 2000. 724 с.
3. Степанян Л. С. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: Наука, 1990. 727 с.
4. Юдаков А. Г. Биология дикуши ^а1ареп^ Ыареп^) в Амурской области // Зоологический журнал. 1972. Т. 51, № 4. С. 620-622.
5. Ильяшенко В. Ю. О птицах бассейна Верхней Зеи. Распространение и биология птиц Алтая и Дальнего Востока: тр. ЗИН АН СССР. Л., 1986. Т. 150. С. 77-81.
6. Воронов Б. А. К фауне не воробьиных птиц /Non-Passeriformes / зоны влияния Зейской ГЭС. Хабаровск, 1983. 21 с.
References
1. Potapov R.L. Otryad Kuroobraznye (Galliformes), semeistvo Teterevinnye (Tetraonidae) [Class Galliformes, family Grouse (Tetraonidae)]. Fauna SSSR. L. Vol. 1. No. 1. 1965. 638 p.
2. Babenko V.G. Ptizy Nizhnego Priamur'ya[Birds of Amur region]. Monografiya. Moscow. 2000. 724 p.
3. Stepanyan L.S. Konspekt ornitologicheskoi fauny SSSR [Abstract ornithological fauna of USSR]. Moscow. 1990. 727 p.
4. Yudakov A.G. Biologiya dikushi (Falcipennis falcipennis) v Amurskoi oblasti [Biology of Sibeiran grouse (Falcipennis falcipennis)] Zool. Zhurn. 1972. Vol. 51. № 4. Pp. 620-622.
5. Il'yashenko V.Yu. O ptitsakh basseina Verkhnei Zei. Rasprostranenie I biologiya ptits Altaya I Dal'nego Vos-toka[About birds of Zeya riverhead. Spreading and biology birds' in Altay and Far East]. Vol.150. Leningrad. 1986. Pp. 77-81.
6. Voronov B.A. K faune ne vorob'inykh ptits / Non-Passeriformes / zony vliyaniya Zeiskoi GES [Fauna nonpasser birds (Non-Passeriformes) in zone of Zeya's hydro power influence]. Khabarovsk. 1983. 21 p.