Научная статья на тему 'Учетные системы управления затратами на инновации'

Учетные системы управления затратами на инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов А. В.

При управлении затратами важно иметь в виду, что на величину плановых и фактических затрат, на их регулирование определенным образом влияет система учета. Нормативные акты о бухгалтерском учете, регламентируя эту систему, предоставляют во многих случаях право самому выбирать тот или иной вариант учета. Поэтому одним из важнейших инструментов управления затратами на инновации является учет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетные системы управления затратами на инновации»

Крестьянским (фермерским) хозяйствам присуща та же «устойчивость» и, при рациональном ведении производства, те же преимущества, что и преимущества, обусловленные особыми «качественными свойствами». Но многие К(Ф)Х перестали существовать, разорились. Разориться, обанкротиться может любое хозяйство. Данный вывод вытекает, во-первых, из равенства «прочих условий», в том числе макроэкономических, и, во-вторых, из наличия сбалансированного, эффективно работающего рыночного хозяйственного механизма и адекватной системы государственного экономического регулирования на принципах, одинаковых для различных категорий хозяйств, с приоритетной поддержкой более эффективного хозяйствования, вплоть до конкретного хозяйства каждой из этих категорий.

Что касается действительного сокращения или увеличения того или иного типа хозяйств в аграрной структуре, то нельзя рассматривать только численность данной категории хозяйств. За 19952004 гг. число К(Ф)Х сократилось с 279,1 до 261,4 тыс., т.е. примерно на 6%, тогда как их землевладение возросло с 11,9 до 19,2 млн. га, т.е. в 1.6 раза. Соответственно, средние размеры земельных угодий на одно хозяйство увеличились с 39 до 73 га, 12% К(Ф)Х обрабатывали в расчете на каждое хозяйство свыше 100 га земли, из них 5% — более 200 га. В то же время размеры 16% К(Ф)Х составили от 3 до 5 га, хотя эти показатели в зависимости от специализации, уровня интенсивности непосредственно не характеризуют действительных размеров данного типа сельскохозяйственного предприятия, включая численность работающих, стоимость основных средств производства, объем производства и реализации продукции. о)

Из сказанного следует, что даже внутренняя классификация К(Ф)Х осуществляется в рамках строго дифференцированного подхода, не говоря уже о классификации семейного крестьянского ц хозяйства в социально-экономических условиях современного периода развития. ®

В результате приходим к выводу, что в современной сельскохозяйственной структуре каждая ^ из форм хозяйства в той или иной степени определила свою нишу. Необходима поддержка государ- а, ства в направлении дальнейшего укрепления положения каждой из форм. В наибольшей поддержке

.D

нуждается малый бизнес. Сельское хозяйство — это сфера малого бизнеса. Это характерно для мно- □

гих стран. И нет никаких оснований полагать, что в России будет иначе. Но малый сельскохозяй- О ственный бизнес нуждается во взаимодействии с крупным агропромышленным бизнесом на основе

кооперации или контрактации. И только в результате этого взаимодействия может быть обеспечена ^

высокая эффективность АПК. а

i—

®

ЛИТЕРАТУРА. §

1. Буздалов И.Н. Аграрная теория: концептуальные основы, исторические тенденции, современные ®

CG

представления. М.: Academia, 2005. |

2. Статистические данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации // www.mcx.ru. ^

2005. о

3. Узун В. Эффективность крупного и малого бизнеса в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. ^

2004. № 6. £5

о а

о

<

_ >■

- о

о

ЕФРЕМОВ А.В.

УЧЕТНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ИННОВАЦИИ

о о о

СО

о

I—

о о

CL

При управлении затратами важно иметь в виду, что на величину плановых и фактических зат- |

рат, на их регулирование определенным образом влияет система учета. Нормативные акты о бух- о

®

галтерском учете, регламентируя эту систему, предоставляют во многих случаях право самому выбирать тот или иной вариант учета. Поэтому одним из важнейших инструментов управления затра- '! тами на инновации является учет. й С точки зрения стратегического управления затратами на инновации учет служит инструмен- ^ том адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней среды, а также средством посто- § янного совершенствования процессов в организации, направленного на рост эффективности ее де- о ятельности. ^

Ю6

Инновационная деятельность организации по своей экономической природе носит комплексный характер, затрагивая сферы текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, вызывают изменения во всех их областях, а также оказывают влияние на отдельные факторы микросреды. В связи с этим для определения и уточнения сферы применения, задач и последовательности проведения анализа и контроля инноваций их необходимо рассматривать с позиций системного подхода к функционированию организации и управлению.

Следовательно исследование экономической природы, сущности и содержания инновационной деятельности имеет большое значение для формирования теоретических и методических положений ее учета, анализа и контроля. В частности, разграничение сфер инновационной и инвестиционной деятельности, выделение этапов жизненного цикла инноваций, определение целей и задач инноваций в системе управления организацией позволяют выбрать экономически обоснованные методы их учета оценки, анализа и контроля. Классификация видов нововведений дает возможность рационально организовать учет и контроль. Уточнение сущности инноваций играет важную роль при отнесении к инновационным расходам затрат на исследования и разработки. Определение содержания инноваций необходимо для их идентификации в ходе практической деятельности учетно-аналитических работников.

Организация инновационной деятельности становятся эффективными лишь при постоянном ГМ поддержании инновационного климата в организации. Можно выделить 10 основных условий под-я держания инновационного климата: Предоставление необходимых ресурсов; распространение идей

0 внутри организации; стимулирование открытых групповых процессов; признание стоящих идей;

1 выражать доверие работникам; подчеркивать профессионализм; Признавать потребность работников в автономии; давать возможность поскользнуться; использовать децентрализованные структуры принятия решений; ослаблять формализацию организационной структуры.

Правильный учет затрат является одним из важнейших условий достижения эффективности д инновационной деятельности, так как собственно эффективность определяется соотношением меж-0ду результатом и затратами.

Содержание инновационных затрат зависит от вида инноваций. Конкретная деятельность фир--<> мы, ориентированная на коммерциализацию инноваций включает в себя три группы затрат:

Маркетинговые затраты: идентификация рыночных возможностей (для новых продуктов и усей луг); тестирование новых продуктов (услуг); подготовка каналов сбыта; рекламная деятельность; и подготовка (переобучение) персонала по сбыту.

ф Затраты на технологическую подготовку инновации: выполнение НИОКР (собственными сила-

| ми и/или с привлечением сторонних организаций); покупка технической документации (ноу-хау) ^ или лицензий на использование результатов исследования и разработок; затраты на лицензирова-о ние (сертификацию) новой продукции (услуг); приобретение нового оборудования, материалов, ком-х плектующих и полуфабрикатов; переподготовка (переобучение) производственного персонала. ЕЕ Производственные затраты освоение использования нового оборудования, материалов, комп-

о. лектующих и полуфабрикатов; выпуск новой (модернизированной) продукции. < Для удобства управления затратами важно разделить их на виды так, так чтобы связать их с ^ субъектами управления, ответственными именно за эти затраты в данном месте. Для этого предус-д мотрена следующая группировка затрат.

о 1. Затраты, непосредственно связанные с носителями и местами возникновения расходов. Их

^ величина прямо зависит от объема деятельности. Это прямые производственные затраты, относимые

2 непосредственно на носители затрат.

£ 2. Затраты, связанные с носителями и местами их возникновения. Их величина не имеет пря-

мой связи с объемом деятельности. Это — организационные затраты первой группы, относимые на ^ соответствующие центры прибыли.

® 3. Затраты, связанные с носителями, с объемом деятельности, но связанные только с местами

>| возникновения расходов. Это — косвенные организационные затраты второй группы, относимые на * места возникновения затрат или общий центр затрат только в виде суммы.

® Важнейшей составляющей управленческого учета, функционирующей параллельно с системой

Л финансового учета по своей сути является сегментарный учет. М.А. Бахрушина говорит о сегмен-§ тарном учете как о системе сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных <т) структурных подразделений организации [2]. Значение учета по сегментам бизнеса очень велико,

т.к. данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного правления. При этом имеется возможность контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления и. соответственно, строить систему управленческого контроля предприятия. Составляя и анализируя сегментарную отчетность можно судить об эффективности функционирования того или иного структурного подразделения организации и принимать различные управленческие решения. Отчетность по уровням управления для целей учета контрактных отношений позволит определить совокупные затраты по контрактам в целях более эффективного управления объединением.

В учетной литературе выделяют следующие методологии управления затратами производство и сбытом, при этом указывая на то. что в отечественной практике, несмотря на то. что данные методологии известны, «они не получили еще статуса методологии, а тем более стандарта, т.к. применялись статочно разрозненно, без взаимоувязки отдельных компонентов в единое целое».

1. Методологии общего управления и планирования производства: MPS «Master planning shedule» — объёмно — календарное планирование. MRP/CRP «Material/Capacity Requirements Planning» — методология планирования материальных производственных ресурсов, сущность которой состоит в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемно — календарного плана производства.

FRP «Finit/Finance Requirements Planning», где первая — планирование производственных ресурсов в условиях ограниченных мощностей, вторая -планирование финансовых ресурсов, обе они q] специфичны для каждого конкретного предприятия и конкретной реализации. ^

MRP II «Manufacturing Resource Planning» — интегрированная методология планирования, ц включающая MRP/CRP. C.H. Колесников отмечает, что в данном случае обязательно проводится ана- ® лиз финансовых результатов производственного плана. По мнению Бакаева А.С. методология стандарта MRP II — это «набор правил, моделей и процедур управления, которые обеспечивают улуч- ^ шение показателей экономической деятельности производственных предприятий». Она определяет главную цель применения MRP II как «сокращение расходов и времени на производство продукции, 0 что, в свою очередь, экономит средства, снижает объемы незавершенного производства, позволяет О выпускать высоко прибыльные изделия и оперативно «подстраиваться» под текущее состояние рынка» [1, с. 52]. ^ ERP «Enterprise Resource Planning» — «бизнес — планирование». По мнению С.Н. Колеснико- D

, I-

ва важным «является возможность динамического анализа и / или динамического изменения плана œ по всей цепочке планирования после подготовки «планового черновика». Таким образом достига- о ется возможность более точного определения причин возникновения исключительных ситуаций и ®

CG

управления плановыми компонентами» [3]. |

Project management — проектное управление, «при которой вводится специальная единица ^

управления и отнесения затрат — «проект», что предполагает изменение учетных регистров и до- о

кументооборота». ^

2. Методологии специализированного управления и планирования производства. Í Process management — непрерывное производство, при которой определяется необходимость g-

планирования исходя из загрузки производственных мощностей, а не выпуска конечного продукта. <

Применяется в пищевой, химической и добывающей продукции. Серийное производство — основа- о

но на внутреннем производственном заказе с использованием объемно — календарного планиро- 0

вания. Заказное производство — основой планирования является внешний заказ. °

3. Управление «внешним» и «внутренним» сервисом — определяет последовательность дей ствий по обслуживанию произведенного и установленного оборудования.

4. Некоторые методики управления качеством. Идеология ISO 9001 — основой является принцип документирования всех действий в процессе g

подготовки исходным материалов, производства, складирования и транспортирования готовой про- ï

дукции, существенно влияющие на качество продукции. 2

TQM «Total quality management», CPI «continuos processee improvement» — методологии управ- >|

ления качеством. о

Методологии управления материальными (товарными) потоками. |

Методологии JIT / CABAN, которые представляют собой разновидность методологий управле- |

ния материальными (товарными) потоками с упором на снижение запасов путем более точного со- §

блюдения (стоков поставки / доставки материальных ресурсов на объект потребления. ôô

10S

К универсальным методологиям С.Н. Колесников относит ABC — методики менеджмента и оценки ресурсов, которая, по его мнению, «подразумевает деление материалов на три группы: А, В, С, которые отличаются, например, по интенсивности движения или, например, по вкладу в окончательную стоимость готового продукта», но при этом выбор критерия классификации, соответствующего сущности решаемой проблемы, представляет определенную трудность.

К. Зусманович описывает другой метод Absorbtion Costing (AC), как «ему «распределения затрат по «объектам затрат» (которыми могут быть изделия, так и производственные процессы, оказание услуг, выполнение работ.)». По его мнению, она является одной из самых распространенных дик управленческого учета, т.к. дает информацию о затратах компании, ассоциированных с тем или иным продуктом или процессом. Автор выделяет основных типа AC: Job-Order Costing (JOC), используемый если в качестве объекта затрат рассматривается та или иная работа, и Process Costing (PrC), применяемый при непрерывном процессе производства без выделения отдельных работ в качестве объекта затрат [3].

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что наличие мощной информационной системы, позволяющей взять под контроль всю деятельность предприятия, является очень важным для эффективного давления производством. Описание данных систем нашло свое место в трудах многих отечественных исследователей: Е. Шуремова, И. Болдыревой, Ю. Баниной, В. Кириллова и др. ГМ Следует отметить, что система «Стандарт-кост» в зарубежной практике не регламентирована

jfl нормативными актами, в связи с чем не имеет единой методики установления стандартов и ведения О учетных регистров. Даже внутри одной компании действуют различные нормы: базисные, текущие, j идеальные, прогнозные, достижимые и облегченные.

При установлении норм широко используются физические (количественные) стандарты, позво-Z ляющие измерить в натуральном выражении расход материала, количество рабочей силы и объем

услуг, необходимых для производства данного изделия. q Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода

0бухгалтерского учета — системы учета «Директ-костинг», в основе которой лежит исчисление со-^ кращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

<í> Значительное развитие система «Директ-костинг» получила после Второй мировой войны. Уси-

D ление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в ф области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахожде-и нием точки критического объема производства.

ф В отечественную учетную теорию термин «Директ-костинг» вошел сравнительно недавно и

| сразу приобрел широкую популярность. На первых этапах практического применения системы «Ди-^ рект-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов о списывались непосредственно на финансовые результаты. Позднее «Директ-костинг» трансфор-

х мировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых

® „

ЕЕ переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая услов-

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а ность в названии.

< Современный «Директ-костинг» имеет два варианта:

^ 1. Простой «Директ-костинг», основанный на использовании в учете данных только о перемен-

q ных (оперативных) затратах.

о 2. Развитой «Директ-костинг» (верибл-костинг), при котором в себестоимость наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты на производство и реализацию про-

2 дукции.

£ Кайзен — это философия постепенного усовершенствования качества и бизнес-процессов, а кайзен-костинг — инструмент снижения затрат, который используют менеджеры для достижения

í целевой себестоимости и обеспечения прибыльности производства.

® Таргет-костинг, и кайзен-костинг решают практически одну и ту же задачу, но на разных ста-

>| диях жизненного цикла продукта и разными методами. Обе концепции предназначены для сниже-

g ния уровня отдельных статей затрат и себестоимости конечного продукта в целом до некоторого

® приемлемого уровня, но если мы разделим жизненный цикл продукта на две части — (1) стадию

§ планирования и разработки и (2) стадию производства, то таргет-костинг решает данную задачу на

g первой стадии, а кайзен-костинг — на второй. Вместе обе системы дают предприятию весьма цен-

<т) ное конкурентное преимущество, состоящее в достижении более низкого по отношению к конкурен-

10Э

там уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата / удержания соответствующих секторов рынка.

Для определения целевой себестоимости продукта величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса — от менеджера до простого рабочего — трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости. Идея таргет-костинг довольно проста: производить только те инновационные продукты, расчётная себестоимость которых не превышает целевую себестоимость. Если же разрыв между этими двумя величинами сохранился, невзирая на все усилия, следует, очевидно, отказаться от проекта.

Система таргет-костинг — это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями. Именно с такой позиции мы и будем её рассматривать в дальнейшем.

Особенность системы таргет-костинг, которые делают её прекрасным средством предпроизвод-ственной оптимизации затрат в инновационных отраслях:

Исследование экономической природы, сущности и содержания инновационной деятельности имеет большое значение для формирования теоретических и методических положений ее анализа и контроля. В частности, разграничение сфер и выделение этапов жизненного цикла инноваций, оп- ^ ределение целей и задач в системе управления организацией позволяют выбрать экономически обо- ^ снованные методы их оценки, анализа и контроля. ц

со

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бакаев А.С., Шнейдман А.З. Учетная политика предприятия // Бухгалтерский учет. 1995. № 1. ^

2. Бахрушина М. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчетность.

Российская практика: проблемы и перспективы. М.: Экономика. 2003 г. □

3. Шеремет А.Д. Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 2000. О

ЗАЙНУЛЛИНА Т.Г. £

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ &

со

- ^

X

>

О

Развитие жилищного строительства за счет мультипликативного эффекта позволяет ускорить о

рост и развитие всех связанных со строительством отраслей. Мировой опыт свидетельствует, что ^

развитие жилищного строительства позволяет экономике преодолеть период экономического спада. £

Рынок жилья с некоторой долей условности может рассматриваться в качестве разновидности рынка капиталов, поскольку операции на нем всегда имеют характер инвестирования, то есть представляют собой операции с капиталом или на приобретение капитальных ценностей. о

Поэтому рынок жилья в системе развитой рыночной экономики тесно увязан с вопросом перс- о

о о

со

О

IX

о ®

пективных направлений инвестирования. Вместе с тем, следует принимать в расчет индивидуальные характеристики жилья как товара, которые определяют его особое место среди других возможностей для вложения капитала. о

Говоря о специфических чертах инвестиций в жилье, ссылаясь на научный анализ, проведенный западными исследователями [4, рр. 22-23], отметим следующие.

По своей природе данные инвестиции — всегда затраты, имеющие длительный характер. Издержки, сопряженные с покупкой или продажей капитала, инвестированного в жилье, относительно велики. '! Время покупки и продажи так же достаточно велико. о Доказательство прав на владение жильем может вызвать иногда немалые проблемы. ^ Сумма капитала для приобретения жилья требуется довольно большая, и не всегда возможно § приобретать жилье долями. о Жилье легко становится объектом государственного воздействия в самых различных проявле- ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.