Научная статья на тему 'УЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕРМИНАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ГРУЗОВ КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА'

УЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕРМИНАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ГРУЗОВ КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
контейнерные перевозки / терминально-складской комплекс / стратегия управления / производственная программа / учет затрат / учетная система / container transportation / terminal and warehouse complex / management strategy / production program / cost accounting / accounting system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И Н. Булгакова, М С. Левченко, Е П. Борщевская

Опыт реализации Транспортной стратегии Российской Федерации позволяет среди предлагаемых ею эффективных механизмов выделить такой механизм, как развитие маршрутных, групповых и контейнерных отправок. Рост популярности контейнерных перевозок, увеличение спроса на поставки контейнерных грузов, увеличение мультимодальных перевозок требуют новых подходов к организации работы терминально-складских комплексов, ориентированных на активное применение современных методов управления. Задачей исследования является разработка системы внутреннего учета затрат контейнерно-терминального комплекса, возникающих в процессе загрузки и складировании контейнеров. Реализация задач исследования достигнута на основе анализа процессов, происходящих на терминально-складских комплексах, которые выполняют все функции грузовых пунктов, а также осуществляют сортировку транзитных контейнеров, т.е. предоставление складских услуги по перегрузки с одного на другое транспортное средство. Реализация задач исследования достигнута на основе инструментов программного продукта «1С: Предприятие 8.3», а именно создание новой конфигурации, что позволит задать учетной системе свою уникальную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING AND INFORMATION SUPPORT OF THE TERMINAL CARGO HANDLING SYSTEM OF CONTAINER TYPE

The experience of implementing the Transport Strategy of the Russian Federation allows us to single out such a mechanism as the development of route, group and container shipments among the effective mechanisms proposed by it. The growing popularity of container transportation, an increase in demand for the supply of containerized cargo, and an increase in multimodal transportation require new approaches to organizing the work of terminal and warehouse complexes focused on the active application of modern management methods. The objective of the study is to develop a system of internal accounting for the costs of the container terminal complex arising during the loading and storage of containers. The implementation of the research objectives was achieved on the basis of an analysis of the processes occurring at terminal and warehouse complexes, which perform all the functions of cargo points, as well as sort transit containers, i.e. provide warehouse services for transshipment from one to another vehicle. The implementation of the research objectives was achieved on the basis of the tools of the software product «1S: Predpriyatie 8.3», namely the creation of a new configuration, which will allow the accounting system to set its own unique structure.

Текст научной работы на тему «УЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕРМИНАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ГРУЗОВ КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА»

EDN: SVRCXI

И.Н. Булгакова - д.э.н., доцент кафедры системного анализа и управления, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, Bulgakova-I-N@уandex.ru,

I.N. Bulgakova - Doctor of Economic, Associate Professor of the Department of System Analysis and Management, Voronezh State University, Voronezh, Russia;

М.С. Левченко - обучающаяся факультета прикладной математики, информатики и механики, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, [email protected],

M.S. Levchenko - Student of the Faculty of Applied Mathematics, Computer Science and Mechanics, Voronezh State University, Voronezh, Russia;

Е.П. Борщевская - к.э.н., доцент кафедры международной экономики и внешнеэкономической деятельности, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, [email protected],

E.P. Borshchevskaya - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of International Economics and Foreign Economic Activity, Voronezh State University, Voronezh, Russia.

УЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕРМИНАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ГРУЗОВ КОНТЕЙНЕРНОГО ТИПА ACCOUNTING AND INFORMATION SUPPORT OF THE TERMINAL CARGO HANDLING SYSTEM OF CONTAINER TYPE

Аннотация. Опыт реализации Транспортной стратегии Российской Федерации позволяет среди предлагаемых ею эффективных механизмов выделить такой механизм, как развитие маршрутных, групповых и контейнерных отправок. Рост популярности контейнерных перевозок, увеличение спроса на поставки контейнерных грузов, увеличение мультимодальных перевозок требуют новых подходов к организации работы терминально-складских комплексов, ориентированных на активное применение современных методов управления. Задачей исследования является разработка системы внутреннего учета затрат контейнерно-терминального комплекса, возникающих в процессе загрузки и складировании контейнеров. Реализация задач исследования достигнута на основе анализа процессов, происходящих на терминально-складских комплексах, которые выполняют все функции грузовых пунктов, а также осуществляют сортировку транзитных контейнеров, т.е. предоставление складских услуги по перегрузки с одного на другое транспортное средство. Реализация задач исследования достигнута на основе инструментов программного продукта «1С: Предприятие 8.3», а именно создание новой конфигурации, что позволит задать учетной системе свою уникальную структуру.

Abstract. The experience of implementing the Transport Strategy of the Russian Federation allows us to single out such a mechanism as the development of route, group and container shipments among the effective mechanisms proposed by it. The growing popularity of container transportation, an increase in demand for the supply of containerized cargo, and an increase in multimodal transportation require new approaches to organizing the work of terminal and warehouse complexes focused on the active application of modern management methods. The objective of the study is to develop a system of internal accounting for the costs of the container terminal complex arising during the loading and storage of containers. The implementation of the research objectives was achieved on the basis of an analysis of the processes occurring at terminal and warehouse complexes, which perform all the functions of cargo points, as well as sort transit containers, i.e. provide warehouse services for transshipment from one to another vehicle. The implementation of the research objectives was achieved on the basis of the tools of the software product «1S: Predpriyatie 8.3», namely the creation of a new configuration, which will allow the accounting system to set its own unique structure.

Ключевые слова: контейнерные перевозки, терминально-складской комплекс, стратегия управления, производственная программа, учет затрат, учетная система.

Keywords: container transportation, terminal and warehouse complex, management strategy, production program, cost accounting, accounting system.

Введение

Задавая направление развития транспортной системы России и конкретизируя ее функции и возможности, Транспортная стратегия Российской Федерации считает необходимым «формирование условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономки и качества жизни населения через доступ к качественным и безопасным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество» [16]. Опыт выполнения Транспортной стратегии позволяет среди эффективных механизмов ее реализации выделить такой механизм, как развитие маршрутных, групповых и контейнерных отправок.

Процесс контейнеризации грузов становится более интенсивным в последние годы и востребованным во всем мире благодаря ряду преимуществ. На сегодняшний день в России, по приблизительной оценке, действует более 18 тысяч терминалов различной мощности и специализации, большая часть из которых ориентирована на закупку продукции за рубежом, где помимо складских функций оказывают услуги по таможенному оформлению [12]. Контейнерные перевозки отличает универсальность тары, безопасность и сохранность характеристик и параметров упакованных товаров, отсутствие промежуточного складирования, доставка штучных товаров, экономичность. Упаковка в контейнеры является выгодным решением как для отправителя груза, так и для получателя благодаря автоматизации работ по погрузке и разгрузке, а также отсутствию промежуточного хранения.

Успех создания эффективной системы управления терминально-складским комплексом напрямую зависит от методологической составляющей, от качества проработке причинно-следственных связей между процессами и показателями, оптимальной производственной программы.

Целью исследования является разработка управленческой системы контейнерно-терминального комплекса, ориентация которого идёт на учет всех затрат, которые задействованы в отправке и загрузке груза, на их компетентное распределение в пределах временных параметров, а также учет запасов при частичной загрузке. Среди основных задач - анализ возможностей существующих подходов к оптимизации процесса загрузки и отправки контейнеров, используемых в транспортной логистике; разработка учетной системы сопровождения процедуры обработки контейнеров.

Контейнерные перевозки, являясь одним из самых востребованных способов грузоперевозки, при ненадлежащей организации могут столкнуться с рядом проблем, влияющих на пунктуальность и эффективность доставки грузов. Самыми распространенными из них являются:

- неправильная погрузка и разгрузка. При диспропорционально распределенном весе или некорректной эксплуатации оборудования может возникнуть риск повреждения контейнеров или повреждения груза;

- недостаток доступности контейнеров. В некоторых ситуациях, особенно в периоды повышенного спроса, может возникнуть дефицит контейнеров нужного типа или размера. Это, как правило, приводит к срывам сроков доставки груза в совокупности с завышенной стоимостью аренды контейнеров.

- сложности с мультимодальными перевозками при которых для доставки груза используются несколько видов транспорта. Возможно нарушение координации процесса перевозки, возникновение рассогласования между различными перевозчиками и логистическими структурами. Что, в свою очередь, приводит к задержкам груза, ошибкам в передаточных документах, увеличению рисков потери или частичной утраты груза.

При анализе выявленных проблем планирования перевозок, загрузке и отправлении контейнеров возникает множество различных задач, которые разрешимы только с позиции-корректного внутреннего учета операций терминала.

Анализируя современные научные подходы и практические рекомендации в области логистического менеджмента, можно заметить, что предлагается довольно большое количество различных методов и способов учета операционных затрат грузового терминала. Так Кравченко Е.А., Бабий А.В., Ушмаевым Е.Н предложена модель расчета эффективности грузовых автотранспортных терминалов [10]. Авторы отмечают, что важным условием четкой работы терминальной системы является централизованное управление, которое позволяет синхронизировать процессы и оборудование, используемые при погрузочно-разгрузочных работах, а также автоматизированный учет себестоимость единицы терминальной работы. Власова Н.В. и Оленцевич В.А.[8]рассматривают учетно-информационную систему терминально-складского комплекса как один из этапов формирования маркетинговой стратегии. Проведенный ими SWOT-анализ позволил выявить в качестве характеристик сильной стороны деятельности по управлению терминально-складским комплексом - наличие современных и / или специальных погрузочно-выгрузочных механизмов для осуществления работ практически с любыми видами грузов, наличие услуг мобильных бригад, т. е. возможности организации работы не только на грузовых дворах терминала, но и на территории клиентов. А в качестве слабых сторон - высокая себестоимость предоставляемых услуг. Мустанов О.Г., предлагая вариант информационно-аналитической инфраструктуры терминально-складского комплекса [13] делает акцент на создание единой информационной системы учета потоков грузов. По мнению Беловой П.Е. и Царегородцевой Е.Ю. в современных условиях новые подходы в организации терминальн-складских комплексов требуют усовершенствования методов планирования [6].

Обзор научных публикаций и анализ предлагаемых подходов еще раз убеждает в том, что обслуживание и транспортировка грузового контейнера представляет собой сложную систему, интегрирующую разные этапы, с момента обработки груза и заканчивая его приемом и отправкой в так называемых контейнерных пунктах или терминалах, и приводит к выводу о необходимость дальнейшей оптимизации работы этой организации. На наш взгляд, более надежный и эффективный подход состоит не столько в проектировании системы терминалов, подборе типов контейнеров и способов их обработки, а в реализации наиболее эффективной программы их загрузки и отправки.

Материалы и методы исследования

Терминально-складские комплексы являются, по сути, элементами контейнерной транспортной системы и размещаются в пунктах взаимодействия разных видов транспорта. Выделяют следующие виды контейнерных терминалов: грузовые, грузосортировочные и сортировочные терминалы.

В своем исследовании мы будем опираться на анализ процессов, происходящих на грузосортировочных терминалах, которые выполняют все функции грузовых пунктов, а также осуществляют сортировку транзитных контейнеров, т.е. предоставление складских услуги по перегрузки с одного на другое транспортное средство [15].

Контейнер загружается на транспортное средство с помощью вилочного погрузчика, бокового погрузчика, ричтрака, контейнерного домкрата или другого оборудования [9]. Развитие системы грузоперевозок с использованием стандартных контейнеров привело к возникновению новой формы транспортного обслуживания -предложение контейнеров, ролл-трейлеров, автотрейлеров, автотягачей, погрузчиков в аренду как грузовладельцам, экспедиторам, так и перевозчикам. Поэтому при анализе издержек, связанных с работой терминально -складского комплекса, необходимо учитывать все возможные варианты.

Используемое транспортно-перегрузочное и складское оборудование напрямую влияет на основные технико-экономические показатели терминально-складского комплекса: наличие и использование складских площадей, время переработки одного контейнера, суточное количество перерабатываемых контейнеров, количество единиц техники, количество персонала и т.д. [17]. В качестве основных параметров работы грузосортиро-вочного терминала будем рассматривать следующие.

Функционирование терминально-складского комплекса рассматривается на горизонте планирования Т, который определяется как период, в течении которого определен спрос на формирование контейнеров с определенным видом продукции.

Так как грузовые емкости подчиняются международному стандарту ISO 830-1981 [14] и практически все типы контейнеров (стандартные, рефрижераторные, платформенные, танк-контейнеры, контейнеры с открытым верхом и т.д.) имеют два типоразмера - двадцатифутовые (чуть более 6-ти метров в длину) и сорокафутовые контейнеры (около 12-ти метров в длину), общепринятым измерителем количества перевезенных или переработанных крупнотоннажных контейнеров является TEU (от англ. twenty-foot equivalent unit, «двадцатифутовый эквивалент»). При расчете этого показателя принимается, что один двадцатифутовый контейнер ISO соответ-

ствует 1 ТЕи, один сорокафутовый - 2 ТЕи. Поэтому будем считать д* > 0 спросом на контейнеры определенного типоразмера, в которые помещена запрашиваемая продукция. 1=1,...,Т.

Для технико-экономических обоснований параметров необходимо определить стоимость выполнения проводимых операций. К таким операциям относятся оформление заказа на отправку груза (операция букировки груза), транспортно-экспедиционное обслуживание, складское обслуживание, операции по погрузке и выгрузке (стивидорное обслуживание, на которое приходится значительная часть транспортных издержек), аренда погрузчиков и автотрейлеров и т.д. [5]

Все параметры, характеризующие работу терминально-складского комплекса, представим в таблице 1.

Таблица 1 - Основные параметры работы терминально-складского комплекса

Обозначение Единицы измерения Характеристики

е: ТЕИ Спрос на контейнеры определенного типоразмера в 1-м периоде, 1=1,..,Т

01 ТЕИ Плановый объем переработки контейнеров

4 ТЕИ Количество контейнеров, которые возможно разместить на складе в момент времени 1 (технологическое накопление), 1=1,.., Т

кг д.е Затраты на хранение одного контейнера в период 1; 1=1,..,Т

с11 д.е Затраты на эксплуатацию погрузочно-разгрузочного оборудования в 1-м периоде с учетом амортизационных отчислений 1=1,..,Т

с1 д.е Затраты на аренду погрузочно-разгрузочного оборудования в 1-м периоде, 1=1,..,Т

с,21 д.е Затраты на автоперевозки собственным транспортом в 1-м периоде с учетом амортизационных отчислений 1=1,..,Т

с 22 д.е Затраты на аренду автотрейлера в 1-м периоде, 1=1,..,Т

ТО д.е Обязательные затраты терминально-складского комплекса в 1-м периоде, 1=1,..,Т : -проведение визуального осмотра груженого/порожнего контейнера в вагоне/автомобиле, его внешнего состояния, наличия исправного запорно-пломбировочного устройства и соответствие номера, указанного в перевозочном документе - букировка; - поддержание температурного режима рефрижераторных контейнеров; - очистка, промывка и ветеринарно-санитарная обработка и дезинфекция вагонов/контейнеров после выгрузки грузов на дезинфекционно-промывочных пунктах и станциях; - оформление и выдача сертификата VGM (верификация массы груженых контейнеров).

УС, д.е Издержки терминально-складского комплекса, связанные с обработкой одного контейнера в 1-м периоде, 1=1,. ,.,Т: - транспортно-экспедиционное и стивидорное обслуживание, - перемещение груженого контейнера в пределах терминала для осуществления отбора проб, таможенного или иного досмотра; - перемещение груженого контейнера в пределах терминала для осуществления досмотра с возможной выгрузкой и сортировкой по наименованиям; - перемещение груженого контейнера в пределах терминала для определения фактической массы; -перегруз по варианту контейнер-склад или в обратном направлении.

хг ТЕИ Количество загруженных и переработанных контейнеров в 1-м периоде, 1=1,..,Т

Уг ТЕИ Количеств контейнеров, готовых к отправлению и помещенных на склад в 1-м периоде (уровень запасов), 1=1,...,Т

Искомыми параметрами являются х1 и у1. Для их нахождения сформулируем оптимизационную задачу.

= е'

/=1

У, = У,-1 + х, - б*, * = 1.-.Т.

Т

К, + Р, + ЕС, + УС,х, + Ь,У, шт '

,=1

У,,х, , , = 1,...,Т

(1) (2)

(3)

(4)

(5)

В ограничении (1)

б=Ъе<.

Ограничение (2) описывает динамику изменения количества ТЕи на складе и является уравнением баланса запаса.

Условие (3) представляет собой ограничение на доступность складского хранения в определенный период. В функции (4)

К = с11 + (1 - затраты на эксплуатацию погрузочно-разгрузочного оборудования,

1, если используется оборудование, принадлежащее терминально-складскому комплексу, (0, если используется оборудование, взятое в аренду.

Р = Р, с21 + (1 - Р,)с22 - затраты на автоперевозки,

1, если используется автотрейлер, принадлежащий терминально-складскому комплексу

(0, если используется автотрейлер, взятый в аренду. Алгоритм решения задачи (1)-(5) представлен в [7]. Здесь заметим только, что

,=1

- процесс принятия решения может быть разбит на отдельные этапы (шаги);

- решение, принимаемое на каждом шаге, зависит только от состояния управляемого объекта и сложившейся ситуации на данном этапе;

- состояние объекта в конце каждого шага зависит только от его состояния в начале шага и от решения, принимаемого на этом шаге;

- при формировании плана работы терминально-складского комплекса для любого конечного числа контейнеров (TEU) основной проблемой является учет всех издержек, возникающих при погрузочно-разгрузочных работах.

Результаты и обсуждения

На российском рынке программного обеспечения функционирует ряд специализированных компаний, занимающихся разработкой профессионального программного обеспечения для контейнерных терминалов. Так, BizArt Group [2] разработано решение «Контейнерное экспедирование и логистика» на базе 1С: Предприятие, предназначенное для автоматизации учета транспортно-экспедиторских предприятий, которые занимаются контейнерными перевозками любыми видами транспорта. Компания SeaData [3] представила операционную систему управления контейнерным и грузовым терминалом, тарификацию услуг и контроль оплат. Управление контейнерным и портовым терминалом - программное решение, разработанное AXELOT [1] для автоматизации управления всеми операциями с грузами, транспортом и техникой на территории портовых и контейнерных терминалов. И, наконец, компания SOLVO [4] является одним из лидирующих российских разработчиков программного обеспечения SCE (Supply chain execution или исполнение цепей поставок в режиме реального времени): системы класса WMS (Warehouse Management System) и TOS (Terminal Operating System) для автоматизации процессов на складах, контейнерных, балкерных и прочих портовых терминалах, грузовых дворах железнодорожных станциях и др. Сравнительная характеристика функциональных модулей в системах автоматизированного управления контейнерными и грузовыми терминалами перечисленных компаний приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Функциональные модули в системах автоматизированного управления контейнерными

и грузовыми терминалами

------- Разработчики ПО Функции (модули) ---- SeaData BizArt Group SOLVO AXELOT

Управление предварительными заказами и заявками на перевозку + + + +

2D-визуализация плана терминала + - - -

Отраслевая сопроводительная документация + + + +

Назначение заданий для техники и сотрудников + + + -

Тарификация услуг и контроль оплат + + + +

Обмен данными с линиями, таможней, клиентами + + - +

Мониторинг и отчетность в реальном времени + + + +

Интеграция с другими информационными системами - - - +

Автоматизация досмотровых операций: первичный, коммерческий и технический осмотр - + + +

Построение и оптимизация маршрута доставки - + - -

Взаимодействие с привлеченными перевозчиками - + - -

Статистика о показателях эффективности работы - - + -

Внутренняя интеграция стоимости отправки и загрузки с процедурой управления обработки контейнеров - - - -

Источник: составлено авторами

Как показал проведенный анализ, рамках программных решений компаний-разработчиков возможно построение только стоимостной модели, в то время как существует необходимость совместить ее с процедурой управления обработки контейнеров [7, 12].

Успех создания эффективной системы управления терминально-складским комплексом напрямую зависит от оптимальной производственной программы, разрабатываемую с учетом сложной системы издержек (рисунок 1):

Рисунок 1 - Диаграмма возникновения издержек терминально-складского комплекса

Для системы управления терминально-складским комплексом предлагается программное решение внутреннего учета загруженных и отправленных контейнеров, себестоимости операций, связанных с загрузкой и отправкой,

координации временных параметров работы терминала, регулировании видов статей затрат, разработанное на платформе «1С:Предприятие 8.3» и представленное конфигурацией «Терминально-складской комплекс» [11].

Интерфейс данной конфигурации (рисунок 2) имеет вид раздела «Администрирование», содержит основные документы, справочники и отчеты.

Рисунок 2 - Программный интерфейс В программе содержатся два справочника: «Контейнеры» и «Статьи затрат» (рисунок 3-4).

Контейнеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создать

Наименование

— 20фут

— 40фут

Код Вместимость вес фут Размер высота Размер ширина

000000001 20 10 00

000000002 40 10.00

Размер длина 20.00 30.00

40.00 30,00

Рисунок 3 - Справочник «Контейнеры»

Информация по затратам, занесенная в справочник (рис.4), будет в дальнейшем использована при формировании учетной цены поставщика и фактической себестоимости операций терминально-складского комплекса:

Статьи затрат

Создать

Наименование

= Затраты на аренду автотрейлера ™ Затраты на погрузочно-разгрузочное оборудование ™ Затраты на хранение

™ Затраты на эксплуатацию погрузочно-разгрузочного оборудования ™ Издержки терминально-складского комплекса ™ Обязательные затраты терминально-складского комплекса

Код 000000002 000000001 000000003 000000006 000000004000000005

Рисунок 4 - Справочник «Статьи затрат»

Для формирования документа «Себестоимость отправки контейнеров» необходимо определить параметры, связанные с расшифровкой затрат отправки, расшифровкой затрат загрузки, расшифровкой затрат отправки подрядчиком, расшифровкой затрат загрузки подрядчиком (рисунок 5).

Рисунок 5 - Формирование себестоимости процедуры отправки контейнеров

Стоит отметить, что документ «Себестоимость отправки контейнеров» включает в себя одновременно два типа издержек - связанных с загрузкой и с отправкой. Затраты на каждую неделю в рассматриваемом примере будем считать одинаковыми, хотя система может быть настроена и на их изменение. Данные, заполняемые в табличной части документа, суммируется в итоговых полях, каждое из которых соответствует вкладке табличной части. При этом «Затраты на погрузочно-разгрузочное оборудование», «Затраты на эксплуатацию погрузочно-разгрузочного оборудования», «Затраты на аренду автотрейлера» соотносятся с процедурой отправки контейнеров, а затраты «Обязательные затраты терминально-складского комплекса», «Затраты на хранение», «Издержки терминально-складского комплекса» соотносятся с процедурой загрузки контейнеров. Итоговые документы, отражающий затратную модель по всем оперативным периодам, приведен на рисунке 6.

Себестоимость отправки контенеров

Создать К

Дата Номер Период себестонмос и Контейнер Себестоимость отправки (на 1км) Себестоимость загрузки Себестоимость отправки подрядчик(на 1км} Себестоимость зэгрулм подрядчик 1

® 01.03 2024 12:23:37 000000004 07 03 2024 40фут 400,00 3295.00 2399.00 461,00

^ 08.03.2024 12:00:01 000000006 14.03.2024 40фут 400.00 3295.00 2 399.00 461,00

[Щ 15.03.2024 12:00:01 000000008 21.03.2024 40фут 400.00 3 295.00 2 399,00 461,00

[Щ 22.03 2024 12 00 01 000000010 2803 2024 40фут 400,00 3295,00 2 399.00 461,00

(=} 08.03 2024 12 00:00 000000005 14 03 2024 20фут 239,00 1 643,00 2480,00 3 700,00

Э 15.03 2024 12:00:00 000000007 21 03 2024 20фут 239.00 1 643,00 2480.00 3 700,00

Щ} 22.03.2024 12:00:00 000000009 28.03.2024 20фут 239.00 1 643.00 2480.00 3 700,00

® 01.03.2024 12:00:00 000000003 07.03.2024 20фут 239,00 1 643,00 2480,00 3 700,00

Рисунок 6 - Документы «Себестоимость отправки контейнеров»

Заключительный документ предлагаемой учетно-информационной системы - «Производственный план». Согласно плану, контейнерные грузы будут отправляться и загружаться. Плановые индикаторы по отправке контейнеров можно ввести вручную или использовать опцию «Распределить объемы», которая позволяет задать равномерный план по периодам. При ручном распределении важно учитывать, что в табличной части все объемы в сумме не должны превысить производственную программу планового периода.

В случае превышении общего объема предусмотрен контроль («Объем превышении»), отображающий излишек загруженных, но неотправленных контейнеров в оперативном периоде (рисунок 7). Эта величина позднее будет отражен в запасах, т.е. тех контейнеров, которые ждут своей отправке на складе.

Общий объем: | 10 000.00р|ИГ|

Запасы: | -2 500.00& 1 |

Добавить | ^ | 41 | | Распределить объемы | | Заполнить период | Запопнить20 Заполнить40

N На.чало периода Конец периода Объем Объем превышение Контейнер20

1 01.fl3.2G24 07.03.2024 2 500,000 125

2 08.03.2024 14.03.2024 2 500,000 125

3 15.03.2024 21.03.2024 2 500,000 125

4 22.03.2024 28.03.2024 5 000,00р"| 2 500.000 125

Рисунок 7 - Контроль превышения общего объема в документе «Производственный план»

Считая запасами загруженные, но не отправленные контейнеры, отправка которых планируется в последующие периоды, стоит обратить внимание, что в поле «Запасы» сформировалась отрицательная величина.

Процесс внутренней загрузки самих контейнеров можно организовать как вручную, так и с помощью опций «Заполнить20» и «Заполнить40». При вводе вручную можно создавать ситуацию, при которой в один и тот же оперативный период часть товара будет отправлена контейнерами 20 футов, а другая часть будет отправлена контейнерами 40 футов. Как и в случае с распределением объемами недогрузки и перегрузки товарных единиц будет контролировать столбец «Объем превышение» (рисунок 8).

Общий объем: Залась:

О ♦

Распределить объемы | Заполнить период | Заполнить20 Заполнить40 |

Начало периода Конец периода Объем Объем превышение Контейнер20

1 01.03.2024 07.03.2024 2 500,000 125

2 08.03.2024 14.03.2024 2 500,000 125

3 15.03.2024 21.03.2024 2 500,000 125

4 22.03.2024 28.03.2024 2500,000 300,000 110

Рисунок 8 - Контроль превышения объема контейнеров при загрузке в документе

«Производственный план»

В случае недогрузки контейнеров фиксируется тот объем, который не распределен по контейнерам, что является прямой ошибкой, так как загружаемая товарная продукция уже распределена на загрузку, но сама за-

грузка не состоялась и, таким образом, данная ситуация не сформирует запас - товар считается списанным и фактически отправленным. Для перевозки 2500 тонн еженедельного объема загрузки и отправки понадобиться (рисунок 9) 125 контейнеров вместительностью 20 футов (что соответствует 20-ти тоннам).

Рисунок 9 - Производственный план для 20-футовых контейнеров

Себестоимость не будет сформирована полностью, если не учесть издержки на перевозку. Поэтому фиксируя длину маршрута перевозки и стоимость выполнения операции собственными силами или с помощью подрядчика, получаем недостающие издержки в процессе управления терминалом (рисунок 5).

Аналогично происходит упаковка 40-футового контейнера.

В заключении необходимо сформировать отчет «Анализ расчета себестоимости», который. позволяет подробно отследить в динамике процесс формирования суммарных издержек обслуживания одного контейнера в течении всего планового периода. На рисунке 10 отражен подробный пример анализа в оперативном периоде планирования. Отчет за весь плановый период может иметь вид рисунке 11.

Рисунок 10 - Пример анализа себестоимости по оперативному периоду планирования

Рисунок 11 - Отчет «Анализ расчета себестоимости»

Таким образом, предлагаемая учетная система управления терминально-складским комплексом позволяет вести комплексный учет расходов предприятия, расширяет возможности аналитики результатов деятельности, дает возможность получать детальную и своевременную информация по отправкам грузов и может быть использована в целях планирования затрат на отправки и прогнозирования доходов. Заключение

Рост популярности контейнерных перевозок, увеличение спроса на поставки контейнерных грузов, увеличение мультимодальных перевозок требуют новых подходов к организации работы терминально-складского комплекса, ориентированных на активное применение современных методов управления, включение в эти методы количественного обоснования принятого решения.

Предлагаемый в статье подход к разработке внутренней учетной системы загрузки и отправки контейнеров может быть применен для повышения эффективности механизмов управления существующими терминально-складского комплекса, а также учитываться при введении в эксплуатацию новых терминальных комплексов.

Источники:

1. AXELOT. Решения для логистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.axelot.ru/abou1/ - (Дата обращения: 01.07.2024).

2. BizArt Group. 1С учет на контейнерном терминале [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bizart-group.ru/nashi-razrabotki/uchet-v-agentirovanii-sudov/ - (Дата обращения: 01.07.2024).

3. SeaData. Операционная система управления контейнерным и грузовым терминалом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.seadata.ru/product/cterminal-tos/ - (Дата обращения: 01.07.2024).

4. SOLVO.Автоматизация грузовых терминалов, портов, многопрофильных перегрузочных комплексов и логистических центров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.solvo.ru/solutions/ports-terminals/ - (Дата обращения: 01.07.2024).

5. АО «СиАйТи Терминал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cit-ekb.ru/- (Дата обращения: 01.07.2024).

6. Белова П.Е. Новые подходы в организации терминально-складских комплексов / П.Е. Белова, Е.Ю. Царегородцева // Электронный научный журнал «Молодая наука Сибири». 2022. №. 3(17). URL:https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/867 (дата обращения 01.02.2024).

7. Булгакова И.Н. Динамическое моделирование системы управления терминально-складским комплексом / И.Н. Булгакова, М.С. Левченко // Естественно-гуманитарные исследования. Международный журнал. - 2024. - N° 1 (51) - С.364-371.

8. Власова Н.В. Этапы формирования маркетинговой стратегии управления терминально-складским комплексом ОАО «Российские железные дороги» с целью достижения максимальных результатов продвижения транспортных услуг и привлечения клиентов / Н.В. Власова, В.А. Оленцевич // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2022. - № 2 (74). - С. 163-174. - DOI 10.26731/1813-9108.2022.2(74). 163-174.

9. Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства. Москва. Стандартинформ. 2017 URL:https://meganorm.ru/Data2/1/4293747/4293747700.htm#i157882 (дата обращения 01.02.2024).

10. Кравченко Е.А. Эффективность терминальной системы перевозок грузов / Е.А. Кравченко, А.В. Бабий, Е.Н. Ушмаев // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12-1. - С. 61-65; URL: https://fjndamental-research.ru/ru/artide/view?id=3903 (дата обращения: 30.06.2024).

11. Левченко М.С. Моделирование учетной системы управления терминально-складским комплексом на базе 1С:Предприятие 8.3 / М.С.Левченко, И.Н.Булгакова, // Математика, информационные технологии, приложения: сборник трудов Межвузовской научной конференции молодых ученых и студентов, Воронеж, 25 апреля 2024 г. - Воронеж, 2024. С.490-497.

12. Максимов С. А. Совершенствование терминально-складского комплекса крупного транспортного узла // Аспирант. 2020. № 5(56). С. 197-201.

13. Мустанов О. Г. Разработка структуры и функций грузовых терминалов // Проблемы Науки. 2023. №1 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-struktury-i-funktsiy-gruzovyh-terminalov (дата обращения: 30.06.2024).

14. Национальный стандарт Российской Федерации. Контейнеры грузовые. Термины и определения. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 19 января 2004 г. № 18-ст (с изменениями от 01.03.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200035346?marker=6580IP&section=text (дата обращения 01.02.2024).

15. Роль контейнерных терминалов в организации грузоперевозок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://amg-trans.ru/news/what-exactly-are-container-terminals/ (дата обращения 01.02.2024).

16. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года [Электронный ресурс] [утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р]: офиц. текст / Минтранс РФ. - Режим доступа: https://rosavtodor.gov.ru/docs/ofitsialnye-dokumenty/507701 (дата обращения 01.02.2024).

17. Хлебородов В. С., Корнилов С. Н. Анализ эффективности существующих систем организации контейнерных терминалов при использовании различного транспортно-грузового оборудования / В.С. Хлебородов, С.Н. Корнилов // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2012. №2. С.238-251.

18. Шаповалова М. А. Выбор схемы организации работы контейнерного терминала / Я. Я. Эглит, К. Я. Эглите, М. А. Шаповалова, К. А. Кирносов // Транспортное дело России. - 2021. - № 6. - С. 144-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.