Научная статья на тему 'Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами в компаниях сотовой связи'

Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами в компаниях сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шпагина Н. О.

В настоящее время недостаточно разработаны вопросы учетного обеспечения управления затратами с позиций отраслевой специфики предприятий. Автором статьи предложена организационная структура бизнес-единиц, которая влияет на формирование учетно-аналитической информации о затратах компаний сотовой связи. Исследованы особенности их деятельности, рекомендован порядок группировки издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Registration-analytical maintenance of management with expenses in the mobile communication companies

Nowadays aspects of accounting security of cost control as regards branch specifics of the enterprises are insufficiently developed. The author of the article proposes organizing structure of business-units, which influences formation of the accounting and analytical information on costs of the mobile communication companies. Having investigated features of their activity, the grouping order of costs is recommended.

Текст научной работы на тему «Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами в компаниях сотовой связи»

УДК 657.47:654

УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В КОМПАНИЯХ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Как показали исследования, в настоящее время в компаниях сотовой связи практически отсутствует достаточно надежная информационная база для принятия решений, связанных с эффективным управлением затратами, нет сопоставимости данных, содержащихся в статистической и учетноаналитической информации. Следствием этого являются неточности в расчете себестоимости услуги связи.

Системный и ситуационный подходы к стратегическому управлению предполагают, что для принятия оперативных тактических и стратегических решений необходима достоверная учетно-аналитическая информация.

Эффективное учетно-аналитическое обеспечение управления затратами требует организации соответствующей системы учета, контроля и анализа по видам деятельности. Кроме того, при организации системы управленческого учета следует обратить внимание на тот факт, что поскольку одной из экономических особенностей, которые отличают отрасль связи от других отраслей материального производства, является совпадение во времени процесса производства и потребления продукции связи, то в компаниях сотовой связи отсутствует незавершенное производство.

Разработка рекомендаций по организации учета затрат, по усовершен -ствованию его учетно-аналитического обеспечения, а также корректировка схем управления себестоимостью на основе полученных данных, направленных на оптимизацию затрат, являются условиями выхода компаний сотовой связи, несмотря на жесткую конкурентную борьбу на рынке связи, на безубыточной уровень.

При формировании системы учета затрат важное значение имеет их классификация. В настоящее время отсутствует типовая методика учета издержек на услуги связи, что не позволяет обеспечить формирование учетно-аналитической информации, необходимой для составления оптималь -ного прогноза расходных статей сотовых компаний.

Для правильного отражения различных видов расходов в бухгалтерском учете автором была выявлена необходимость разработать экономически обоснованную классификацию затрат для отрасли сотовой связи. При этом классификацию расходов следует рассматривать как один из первых шагов по выработке единых подходов к отражению в бухгалтерском учете расходов, организации аналитического учета затрат операторов и разработке методических рекомендаций по формированию и учету затрат на производство и реализацию услуг компаниями, оказывающими услуги сотовой связи.

Кроме того, для целей распределения затрат на объекты калькулирования деятельность сотовых компаний с учетом требовани й закона «О связи»1 и методических рекомендаций по учету доходов и расходов операторов связи2 рекомендуем подразделять на два вида:

1) основную, осуществляемую в целях возмездного оказания услуг связи, а также выполняемых работ и услуг;

2) неосновную - по оказанию услуг, выполнению работ и продаже товаров, за исключением основной деятельности.

При этом к основной деятельности относят:

1) оказание сервисных технологических услуг, непосредственно связанных с возможностью стандарта связи, таких как роуминг переадресация звонка, определитель номера, антиопределитель номера, голосовая почта, прием и передача данных и факсимильных сообщений, передача коротких сообщений, ожидание вызова, удержание вызова, запрет (блокировка) вызова, конференц-связь, беспроводный доступ в Интернет;

2) оказание потребительских услуг, связанных с первоначальным подключением абонента к сотовой сети и последующим его обслуживанием в процессе эксплуатации мобильного телефона;

Н.О. Шпагина,

соискатель кафедры бухгалтерского учета, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 1(20)

3) услуги присоединения и по пропуску трафика с других операторов связи.

К неосновной же деятельности следует отнести продажу сотовых телефонов и аксессуаров к ним.

На базе критических подходов, имеющих место в научных исследованиях, и изучения состава издержек, действующих в компаниях сотовой связи, автором разработана следующая их группировка в зависимости от вида деятельности (таблица).

Планирование и учет затрат в соответствии с такими классификациями дают возможность оценить их абсолютную величину решать задачи по обоснованности увеличения или уменьшения этих затрат, определять направления их наиболее эффективного использования, анализировать и совершенствовать их структуру

Методическое обеспечение принятия решений финансового характера в системе учета сотовых компаний обусловлено формированием учетно-аналитической

Порядок группировки издержек прикалькулировании услуг сотовой связи

Существующий для всех видов деятельности в следующей группировке затрат Рекомендуемый (по видам деятельности)

Основная д эятельность Неосновная деятельность

1 2 3 4 5 6

Заработная плата х х х х х

Начисления на заработную плату х х х х

Амортизация х х х х

Материальные затраты х

Расходы по оплате услуг присоединения х

Расходы1 по оплате услуг по пропуску трафика х

Расходы1 на аренду каналов связи х х х х

Расходы1 по оплате товаров х

Расходы1 по оплате работ и услуг сторонних организаций х х

Расходы1 на налоги, сборы и неналоговые платежи х х

Расходы1 на изготовление Б1т- и скрейч-карт х х

Ком исси онн ое в озн аграждени е дилера м х х

Расходы1 по оплате дорогостоящего оборудования, используемого при стро ител ьстве ба зо вых ста нци й св язи х

Прочие расходы, в том числе расходы по согласованию рабочей документации при строительстве базовых станций связи х х х х

Гримечание: 1 - сервисные технологические услуги (роумшг, переадресация звонка, определиель и антиопределиель номера, ожидание, удержание и загрег вызова, конференц-связь), 2 - сервисные технологические услуги (голосовая почта), 3 - сервисные технологические услуги (передача данных и факсимил^ых сооб щеюй), 4 - сервисные технологические услуги (передача коротких сообщений),5 - потребительские услуги (первоначальное подключена абонента к сотовой сетии последующее его обслуживаюе в процессе эксплуатации мобильного телефона), 6- услуги фисоединения и услуги по гропуску трафи<а с другие операторов связи.

Разработанная классификация калькуляционных статей, по нашему мнению, позволит включать расходы в себестоимость определенного вида услуги сотовой связи, основываясь на соблюдении принципа единства классификационных признаков, в полном объеме учитывающих особенности, характерные для сотовой связи.

На основании обобщения опыта существующих отечественных и зарубежных классификаций затрат и исходя из сложившейся системы их учета в сотовых компани -ях предлагаем основные признаки их классификации:

1) функциональный, заключающийся в группировке затрат по статьям, отражающим их целевую направленность, а также с точки зрения их функций и роли в обеспечении качества услуги связи;

2) учетный, связанный с отражением в учете затрат в зависимости от их характера;

3) калькуляционный - с подразделением затрат на прямые и косвенные, а также условно-постоянные и условно- переменные;

4) по периодичности, связанный с делением затрат на текущие и единовременные за определенный период времени для правильного их включения в себестоимость услуги связи;

5) по месту возникновения, в зависимости от вида деятельности и территориальной принадлежности;

6) по источникам возмещения, связанный с определением себестоимости, экономического результата деятельности.

информации. Учитывая характер информации (конфи -денциальность и общедоступность), можно определить достаточно широкий спектр вариантов интерпретации этой информации для принятия решений финансового характера разными пользователями.

Как известно, информация для принятия решений по управлению затратами в компаниях сотовой связи бази -руется на данных первичных учетных документов, формирующих систему документооборота. При этом с учетом особенностей отечественного плана счетов бухгалтерского учета и специфики деятельности компаний сотовой связи на состав и структуру документов будут ока -зывать влияние такие основные факторы:

- требования к информации закона «О бухгалтерском учете»3, а именно требования адресности, достаточности, аналитичности, оперативности и полезности;

- цель деятельности компаний, которая может быть представлена в нескольких вариантах - наращивание темпов роста, поддерживание условий текущей деятельности, использование новых достижений;

- общие и конкурентные стратегии компаний на рынке сотовой связи, что требует дополнительных учетных регистров;

- учетная политика, в составе которой предусмотрены схема документооборота и особенности формирования их учетной информации.

Как показали исследования, в настоящее время сложилась такая тенденция, что традиционный первичный

учет не отвечает требованиям кон -троля уровня издержек сотовой компании, ослабляет свои контрольные функции учета, снижает эффектив -ность управления себестоимостью.

Функцион альн ые службы

АППАРАТ УПРАВЛЕНЕ

Клиентские

службы

В качестве основных направлений Т ехн и- Дирекция по Дирекция

совершенствования первичного чес кая маркетингу, информа- Дире кция по

учета затрат можно выделить сле- дирек- рекламе и ци онных управлен ию

дующее: ция по работе с техн оло- персоналом

- сокращение объемов первич- дилерами гии

Служба

продаж

ных данных за счет устранения избыточных сведений, содержащихся в первичных документах и не используемых в дальнейшей обработке, выведения из них постоянных нормативно-справочных данных;

- оптимизация количества первичных документов путем отражения всех перемещений по объекту бухгалтерского учета в одном унифицированном документе;

- внедрение передовых технических средств, позволяющих компьютеризировать операции сбора обработки и передачи информации.

Кроме того, для принятия адекватных управленческих решений всю информацию о затратах сотовых компаний мы рекомендуем формировать на основе следующих принципов:

- обоснованности включения расходов в себестоимость услуг связи с учетом их экономической калькуляционной группировки;

- сопоставимости оказанных услуг связи и величины издержек на их создание ;

- информационной открытости калькуляции себестоимости услуг связи для всех видов экономических служб операторов связи.

Как показали исследования, на порядок формирования информации о затратах оказывают существенное влияние такие факторы, как организационная структура компании и ее размер. Так, одним из субъектов рынка сотовой радиотелефонной связи является ОАО «ВымпелКом-Регион» (торговая марка «БиЛайн»), организационная структура которого, влия -ющая на формирование учетно-аналитической информации о затратах, представлена на рисунке.

Рекомендованная ранее номенклатура калькуляционных статей в полной мере обеспечит и отразит аналитичность отчетных калькуляций, содержащих информацию об издержках в разрезе представленных бизнес-единиц сотовых компаний с целью определения оптимального уровня цены на услуги связи.

Учет вышеизложенных факторов позволит сформировать релевантную информацию, используемую в дальнейшем для принятия оптимальных управленческих решений.

Таким образом, при учете организационной структуры компаний сотовой связи, состоящей из бизнес-еди-

■ ■

1_____________I

Абон ен-тская служба

Финансовая

служба

---

Управленческие расходы

Дирекция по региональному развитию

Региональная филиальная сеть

Региональная дилерская сеть

Службы по развитию сети в регионах

Финансовая и техническая службы

Админи страти вн ая служба Служба информационных технологии

—Ф Фин ансовая 4

служба Комиссионное

t вознаграждение

Заработная плата и начисления дилерам

ЕСН амортизация; прочие

расходы

і I і і

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информационные потоки бизнес-единиц, влияющие на формирование информации о затратах компаний сотовой связи

ниц, предложенный порядок ведения учета затрат позволит усилить контроль за уровнем издержек, повысить эффективность принятия, оптимальность и адекватность управленческих решений. Предложенная же структура расходов, по нашему мнению, способствует не только усилению аналитического учета, но и корректному распределению фактических затрат между отдельными объектами учета, такими как услуга сотовой связи, территория оказания услуги.

1 См.: Федеральным закон от 7 июля 2 0 03 г. № 126-ФЗ «О связи».

2 См.: Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 21 марта 2006 г № 33 «Об утверждении Методи -ческихрекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи».

3 См.: Федеральным закон от 21 ноября 1996 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.