Научная статья на тему 'УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ'

УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / КОНТРОЛЬ / УСЛУГИ ЖКХ / ДОХОДЫ / СТАТЬИ ЗАТРАТ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ТАРИФЫ / ACCOUNTING / CONTROL / HOUSING AND UTILITIES SERVICES / INCOME / COST ITEMS / COST PRICE / TARIFFS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислая Ирина Александровна, Макаренко Татьяна Валерьевна

Рассматриваются проблемы зоны в контроле затрат и основные направления учетно-контрольного сопровождения в социально-значимом бизнесе, а именно в ЖКХ. Обоснована необходимость на основе учетного ресурса особого подхода к контролю стоимости тарифов в современном жилищно-коммунальном хозяйстве, нацеленная на рациональный баланс противоположных факторов, проявляющихся при ценообразовании услуг. Устремленность сферы ЖКХ на получение прибыли, приводящее к повышению тарифов, с одной стороны, и социальный фактор, сдерживающий рост цен на услуги, с другой - обусловил авторское предложение более объемной системы учета и контроля базовой составляющей тарифов - себестоимости коммунальных услуг. Аргументирована нацеленность на максимальную аналитичность учетных признаков в отношении затрат на производство услуг ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кислая Ирина Александровна, Макаренко Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT FOR EFFECTIVE CONTROL OF TARIFFS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article highlights the problems of the zone in cost control and the main directions of accounting and control support in socially significant business, namely in housing and communal services. The necessity on the basis of an account resource a special approach to control the cost of tariffs in the modern housing sector aimed at a rational balance between opposing factors in pricing services is justified. The aspiration of housing sector profits, leading to higher tariffs, on the one hand, and social deterrent to the growth of prices of services, on the other hand, led to the authors’ proposal of a larger system of accounting for and control of the basic component of the tariff - the cost of utilities. The aim of maximum analytical accounting features in relation to the cost of production of housing and utilities services is reasoned.

Текст научной работы на тему «УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ECONOMIC SCIENCE

УДК 332

DOI 10.18522/2687-0770-2020-3-84-90

УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

© 2020 г. И.А. Кислая a, Т.В. Макаренко а

2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Ростов-на-Дону, Россия

ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT FOR EFFECTIVE CONTROL OF TARIFFS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

I.A. Kislaya a, T. V. Makarenko а

а Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia

Кислая Ирина Александровна -кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия. E-mail: kislaya_irina@mail. ru

Макаренко Татьяна Валерьевна -кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия. E-mail: lettresdaffaires@mail.ru

Irina A. Kislaya -

Candidate of Economics, Associate Professor, Accounting Department, Rostov State University of Economics,

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don,

344002, Russia.

E-mail: kislaya_irina@mail. ru

Tatyana V. Makarenko -

Candidate of Economics, Associate Professor,

Accounting Department,

Rostov State University

of Economics,

B. Sadovaya St., 69, Rostov-on-Don, 344002, Russia.

E-mail: lettresdaffaires@mail.ru

Рассматриваются проблемы зоны в контроле затрат и основные направления учетно-контрольного сопровождения в социально-значимом бизнесе, а именно в ЖКХ. Обоснована необходимость на основе учетного ресурса особого подхода к контролю стоимости тарифов в современном жилищно-коммунальном хозяйстве, нацеленная на рациональный баланс противоположных факторов, проявляющихся при ценообразовании услуг. Устремленность сферы ЖКХ на получение прибыли, приводящее к повышению тарифов, с одной стороны, и социальный фактор, сдерживающий рост цен на услуги, с другой - обусловил авторское предложение более объемной системы учета и контроля базовой составляющей тарифов - себестоимости коммунальных услуг. Аргументирована нацеленность на максимальную аналитичность учетных признаков в отношении затрат на производство услуг ЖКХ.

Ключевые слова: учет, контроль, услуги ЖКХ, доходы, статьи затрат, себестоимость, тарифы.

The article highlights the problems of the zone in cost control and the main directions of accounting and control support in socially significant business, namely in housing and communal services. The necessity on the basis of an account resource a special approach to control the cost of tariffs in the modern housing sector aimed at a rational balance between opposing factors in pricing services is justified. The aspiration of housing sector profits, leading to higher tariffs, on the one hand, and social deterrent to the growth ofprices of services, on the other hand, led to the authors' proposal of

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

a larger system of accounting for and control of the basic component of the tariff - the cost of utilities. The aim of maximum analytical accounting features in relation to the cost of production of housing and utilities services is reasoned.

Keywords: accounting, control, housing and utilities services, income, cost items, cost price, tariffs.

Деятельность сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) после перехода России к рыночному хозяйствованию уже не один год подвергается процессам реформирования. Особенно реформистскими для ЖКХ были 1991-2008 гг., когда, с одной стороны, под воздействием инфляции существенно менялись тарифы на услуги, с другой - формировалась база для адресной социальной поддержки наиболее уязвимой части населения. Кроме того, потребовалась существенная финансовая поддержка на содержание объектов жилого и нежилого фонда, которую получали и по настоящее время получают регионы. Также серьезной реструктуризации подверглась сама система управления ЖКХ. С 2014 г. лицензируемым для управляющих компаний ЖКХ стал вид их профессиональной деятельности, а также введено конкурсное размещение заказов на реконструкцию и ремонт помещений.

Трудности реформирования ЖКХ в отечественной экономике еще в 2010 г. привели к необходимости утвердить распоряжением Правительства РФ от 02.02.10 г. № 102-р Федеральную целевую «Комплексную программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». На первое место в программе было выдвинуто решение проблемы повышения качества услуг ЖКХ, которое спустя только несколько лет стало характеризоваться своими положительными сдвигами. Так, по июльским 2020 г. данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 60 % ответили, что их устраивает качество жилищно-коммунальных услуг, 9 лет назад - только 39 % [1]. Как показал опрос, в лучшую сторону изменилось отношение самих управляющих компаний к исполнению обязанностей по содержанию и эксплуатации жилья. Если в 2010 г. об исполнении указанных функций негативно отзывались более половины граждан (52 %), то в 2020 г. - около трети (30 %).

О том, что качество работы управляющей компании удовлетворяет требования жильцов, сегодня говорит почти половина россиян (49 %) [1], что свидетельствует о позитивных изменениях в сфере ЖКХ, которое имеет огромный финансовый потенциал. Но использовать его возможно только при условии притока инвестиций и применения наиболее эффективных технологий в

совершенствовании качества оказания услуг. По данным РИА, инвестиционные потребности коммунального хозяйства в секторе экономики составляют не менее 500 млрд р. [2]. Открытость и доступность всех экономических показателей доходов и расходов делают систему ЖКХ привлекательной для частных инвесторов. Конечно, как и для любой иной отрасли, проблемы в развитии ЖКХ во многом связаны с экономическими кризисами, которые стали регулярными в мировой практике и тормозят внедрение в этой сфере эффективных технологий.

Тем не менее, несмотря на экономические и политические кризисы, сфера ЖКХ имеет свои возможности для улучшения качества оказываемых услуг. Не последнюю роль в этом процессе играют подсистемы менеджмента и внедрение современных коммуникаций и 1Т-технологий. Особое место в процессе совершенствования менеджмента отводится учетной системе, построенной по принципу максимальной информативности о себестоимости всех составляющих бизнеса.

Методы. Настройка системы учета в организациях ЖКХ сегодня стала объектом интереса не только со стороны потенциальных инвесторов, но и со стороны законодателей. Объясняется это тем, что на функционирование ЖКХ в условиях рыночной экономики довлеют два разнонаправленных фактора. С одной стороны, как и любой бизнес, сфера ЖКХ нацелена на получение прибыли, что обязывает акционеров и инвесторов периодически лоббировать вопросы повышения тарифов и цен на услуги ЖКХ. С другой - кроме коммерческого для ЖКХ существует социальный фактор, движущая сила которого в лице государства обязывает сдерживать рост цен путем контроля затрат на социально значимые услуги.

В этой связи Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике еще в 1999 г. во исполнение Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке ЖКХ было принято Постановление от 23.02.1999 г. (в ред. от 12.10.2000 г.) «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ» (далее -Методика). Его основная задача заключалась в унификации и создании типовой схемы калькулирования себестоимости услуг ЖКХ на этапе

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

планирования и учета затрат. В регламенте предусмотрена детализация элементов и статей затрат, которые могут быть включены в себестоимость услуг ЖКХ. Типичность структуры затрат мало чем отличается от таковой в любой иной отрасли, для которой были разработаны аналогичные рекомендации. Однако именно типичность частично становится преградой для эффективного управления затратами альтернативных по технологии производства услуг ЖКХ, которые имеют свои отличительные особенности. Появление такой преграды обусловлено следующими факторами:

1. Сферу ЖКХ отличает большой перечень специфических услуг, каждая из которых имеет свои технологические особенности производства и должна быть обеспечена соответственным расчетом себестоимости. К таким услугам относятся: водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, сбор и переработка бытовых отходов, инженерная защита территорий, содержание территории населенных пунктов, жилого и нежилого фонда, обслуживание дорог и ливневых канализаций, содержание зеленых насаждений, ритуальные услуги и пр. В итоге ЖКХ представляет собой многопрофильное хозяйство, обслуживающее несколько подотраслей, охватывающих более 30 видов деятельности. Управление затратами каждой из них выделено в отдельную отрасль и в силу специфики технологии должно опираться на индивидуализацию учетно-управленческой информации о затратах. Однако законодательно такая индивидуализация частично предусмотрена лишь в отношении прямых затрат. Тем не менее любая технология предусматривает характерные особенности для управленческих условно-переменных и условно-постоянных статей затрат. Утвержденная методика для сферы ЖКХ не индивидуализирует такие статьи для различных ее подотраслей, что делает вольным подход менеджмента к наполняемости косвенных затрат и что недопустимо в условиях жесткого контроля социально значимых услуг.

2. Компании монополисты по теплоснабжению, газификации, водоотведению и водоснабжению диктуют агрессивные методы хозяйствования, формируя по своему усмотрению приемы менеджмента, что может привести к непрозрачности финансовых потоков. Объективность информации монополистов о себестоимости оказываемых услуг и защита от субъективного внутреннего вмешательства в расчет этой себестои-

мости должны обеспечиваться третьей независимой стороной в лице государства.

В этом контексте целесообразно обновление стандартов по учету и контролю себестоимости услуг ЖКХ, которые сделают прозрачной и понятной себестоимость каждого процесса производства той или иной услуги. Речь идет о перенастройке отраслевого стандарта по планированию, учету и калькулированию на процессную технологию производственного учета (и соответственно расчета попроцессной или попередельной себестоимости) в каждой подотрасли ЖКХ. До настоящего времени в действующем отраслевом регламенте статьи затрат ориентированы на услугу в целом и попроцессная (или попередель-ная) технология предусмотрена в отношении лишь ряда услуг. К примеру, это относится к услугам водопроводно-канализационных хозяйств. Так, в п. 7.2.2 укрупненно указаны переделы для расчета себестоимости: подъем воды (перекачка сточной жидкости), очистка воды (очистка сточной жидкости), транспортирование воды (транспортирование и утилизация сточной жидкости). Также укрупненно указаны переделы для услуг по теплоснабжению и электроснабжению (п.7.3 Методики) и услуг по санитарной уборе мусора (п. 7.4 Методики). Для остальных услуг ЖКХ детализация процессов (или переделов) не предусмотрена. Поскольку услуги ЖКХ ориентированы на единую технологию их оказания, со стороны государства было бы целесообразным включение в Методику всех процессов (или переделов) для каждой отрасли ЖКХ, которые должны стать объектом планирования и объектом фактического калькулирования. Введение любого нового процесса (или передела) должно быть обосновано технологами или отраслевыми специалистами и обеспечено нормами расходования материальных и трудовых ресурсов.

3. Ключевыми направлениями для группировки статей затрат в законодательно предложенной Методике расчета себестоимости услуг стали: затраты, непосредственно связанные с производством и его подготовкой, сбытом услуг и гарантийным обслуживанием; а также с управлением производства. Перечень является закрытым с целью постатейно-единообразного формирования себестоимости при обосновании перед муниципалитетами цен и тарифов на услуги ЖКХ. Однако тактика изменения действующих тарифов, основанная на информации фактической себестоимости (принцип «от достигнутого»), вызывает большие сомнения в

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

целесообразности включения в себестоимость ряда затрат.

В качестве примера можно привести такую статью, как проведение аварийно-восстановительных работ. В Методике отсутствуют ограничения на причины, которые могут быть связаны с некачественным обслуживанием сетей самой организацией ЖКХ и затраты по которым являются непроизводительными. На наш взгляд, такие расходы не могут быть включены в себестоимость услуг ЖКХ для обоснования тарифов. Другой пример - потери от брака, включая доводомерные утечки в сетях, потери материального носителя услуги, которые также могут быть в связи с некачественной работой служб ЖКХ и сомнительны для включения в тарифы. В Методике таким затратам дан «зеленый свет».

Также считаем нецелесообразным включение в стоимость тарифов затрат по статье «Общеэксплуатационные непроизводительные расходы» подстатьи «Потери от простоев, от порчи материалов и других материальных ценностей при хранении их на складах организации, когда ущерб не может быть взыскан с виновных лиц». При этом такие потери в соответствии с действующей Методикой разрешено закладывать в тарифы еще на стадии планирования. Как указано в п. 7.2.3 Методики, «потери тепловой и электрической энергии на стадии планирования определяются по нормативу, согласованному с регулирующим органом или со службой заказчика, в зависимости от состояния основных средств, в т.ч. сетей». В итоге непроизводительные потери сверх установленных нормативов, включенные в фактическую себестоимость услуг, компенсируются потребителями и снижают инициативы организаций ЖКХ по их минимизации.

В этой связи, поскольку себестоимость является ключевым показателем при утверждении цен и тарифов на услуги ЖКХ, оценка объективности включения отдельных затрат в себестоимость предполагает привлечение специалистов технологического аудита, которые в отличие от финансового аудита способны подтвердить целесообразность включения различных потерь в себестоимость.

4. Есть еще одна классическая отличительная черта формирования себестоимости услуг в ЖКХ, которая никак не учтена в отраслевом регламенте. Для организаций ЖКХ характерно то, что производственный цикл не является долговременным, в силу чего там практически отсут-

ствуют затраты незавершенного производства. В этой связи все учтенные в системе производственного учета издержки списываются в одном отчетном периоде и полностью участвуют при расчете финансового результата. Несмотря на то, что оказание ряда услуг носит сезонный характер, как, например, отопление жилого и нежилого фонда, это приводит к серьезным разницам между уровнями затрат летом и зимой. При этом содержание рабочих бригад по контролю отопительного оборудования происходит в течение года, а расходы на профилактические работы списываются ежемесячно даже при отсутствии оплаты за отопление. С целью равномерного формирования себестоимости было бы целесообразным создание своеобразного резерва на покрытие указанных расходов, что позволило бы нивелировать сезонное влияние на расчет финансового результата организаций ЖКХ.

На рис. 1 схематично указаны современные проблемы в сфере ЖКХ, которые негативно влияют на обоснование тарифов на услуги данной сферы.

Таким образом, реагируя на указанные проблемы, снять давление монополистов на рынок услуг благодаря объективному раскрытию информации о реальной себестоимости услуг ЖКХ способна более прикладная технологическая себестоимость, на которую должна быть ориентирована каждая подотрасль ЖКХ, а не использование универсальной структуры себестоимости для всей отрасли. Важность этого в условиях обоснования тарифов на услуги ЖКХ является социально значимой задачей.

Объектом интереса организация учета в сфере ЖКХ в отечественной практике является на протяжении всего периода рыночной экономики [3-8]. Ученые прямо или косвенно склоняются к комплексному подходу и экономическому обоснованию тарифов на услуги ЖКХ, практическая реализация которых невозможна без максимальной взаимосвязи калькуляционного процесса со спецификой отраслевого калькулирования. Уровень цен и тарифов на услуги ЖКХ, значимых для жизнеобеспечения населения, во многом зависим от эффективных приемов учета и контроля на местах производства услуг. В этой связи последовательными станут предложения о мерах повышения такой эффективности, систематизированные автором в ответ на выявленные проблемы в тарифной политике ЖКХ (рис. 2).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ЖКХ

Использование универсальной структуры прямых и косвенных затрат для всех отраслей ЖКХ

отра

О

Законодательно не определено использование попере-дельной технологии калькулирования

Включение непроизводительных затрат при обосновании тарифов

Отсутствие информации о сезонном влиянии затрат на себестоимость услуг ЖКХ

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ТАРИФОВ

НА УСЛУГИ ЖКХ

Расчет необъективной себестоимости в части влияния на нее сезонных затрат

Рис. 1. Современные проблемы обоснования тарифов в сфере ЖКХ / Fig. 1. Modern problems of pricing justification in the housing and utilities sector

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ УСЛУГ ЖКХ С ЦЕЛЬЮ ОБОСНОВАНИЯ ТАРИФОВ

Индивидуализация статей прямых и косвенных затрат для каждой услуги ЖКХ с учетом специфики технологии

о

Введение попро-цессной технологии калькулирования по всем видам услуг ЖКХ

Исключение непроизводительных затрат при обосновании тарифов

Создание резерва в составе себестоимости услуг под сезонные колебания затрат

Последствия изменения методики калькулирования на этапах планирования и производственного учета

Прозрачность и объективность себестоимости различных услуг ЖКХ

Точность фактической себестоимости каждого техпроцесса при производстве различных услуг ЖКХ

V_У

Стимулирование производителей услуг ЖКХ к минимизации непроизводительных потерь

Исключение влияния сезонных затрат на занижение финансового результата

Рис. 2. Пути повышения эффективности системы калькулирования услуг ЖКХ при обосновании тарифов / Fig. 2. Ways to improve the efficiency of the system for calculating housing and utilities services when justifying tariffs

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

Как видим, информационной основой для обоснования прозрачности и объективности тарифов на услуги ЖКХ является индивидуализация технологии производства и ориентированное на это калькулирование себестоимости аналитических носителей затрат. Они уже заявлены в Методике по планированию и учету в сфере ЖКХ. Объектами калькулирования себестоимости в соответствии с этой Методикой являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ, а калькуляционной единицей - соответствующие измерители, которые приведены ниже:

- жилищное хозяйство - общая площадь жилья, м ;

- водоснабжение - количество отпущенной воды, м ;

- водоотведение - количество отведенной сточной жидкости, м ;

- теплоснабжение - отпущенная тепловая энергия, Гкал;

- горячее водоснабжение - тепловая энергия на подогрев воды, Гкал, или отпущенная горячая вода, м ;

- электроснабжение - отпущенная электроэнергия, кВт-ч;

- санитарная уборка городов: вывоз бытового мусора, бытовых отходов, м3, или уличная уборка, м2;

- гостиницы - койко/сутки.

При переходе системы учета в ЖКХ на по-процессную (или попередельную) технологию предполагается использование вышеуказанных единиц на каждом технологическом процессе, что позволит последовательно формировать себестоимость услуг и главное через процессное калькулирование обосновать тарифы в целом по каждой услуге. При этом такая прозрачность более всего важна для муниципалитетов, утверждающих цены на услуги ЖКХ на основе подтверждённой организацией и аудиторами технологической себестоимости по той или иной услуге. В меньшей степени в такой прозрачности заинтересованы сами производители, что является характерной чертой взаимоотношений законодателей и производителей в рыночной экономике. В этой связи только на законодательном уровне могут быть внесены изменения в Методику планирования и учета затрат в сфере ЖКХ, не оставляя прав на изменение всего алгоритма калькулирования в отраслевых организациях.

Таким образом, надзорная функция со стороны государства в отношении организаций

ЖКХ должна быть реализована, с одной стороны, путем изменения действующего регламента по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг ЖКХ, с другой - привлечением для подтверждения обоснованности тарифов не только финансового аудита, но и технологического. В настоящее же время недостаточная аналитичность учета в сфере ЖКХ ослабляет контроль обоснованности затрат, включенных в тарифы по отраслевым услугам.

Литература

1. Аналитический обзор ВЦИОМ. URL: https://wciom.m/index.php?id=236&uid=9786 (дата обращения: 22.05.2020).

2. РИА. Недвижимость. URL: https:// realty.ria.ru/ 20150727/405797735.html (дата обращения: 22.05.2020).

3. Викулина Е.В. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства // Вопросы региональной экономики. 2017. Т. 32, № 3. С. 132-140. URL: https:// doi.org/10.21499/2078-4023-2017-32-3-132-140 (дата обращения: 22.05.2020).

4. Лазарева Т.Г., Гизьянова Ю.Ю. Особенности организации учетно-аналитического обеспечения деятельности управляющих компаний // Вестн. Евразийской науки. 2019. № 4, т. 11. URL: https:// esj.today/PDF/05ECVN419.pdf (дата обращения: 22.05.2020).

5. Паничкина М.В., Бурова И.В. Повышение эффективности менеджмента управляющих компаний, действующих в сфере ЖКХ // Фундаментальные исследования. 2018. № 11-1. С. 70-75. URL: http:// www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=42302 (дата обращения: 22.05.2020).

6. Фиголь В.Ю. Особенности бюджетирования предприятий ЖКХ в условиях неопределенности платежных обязательств // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/ v/osobennosti-byudzhetirovaniya-predpriyatiy-zhkh-vusloviyah-neopredelennosti-platezhnyh-obyazatelstv (дата обращения: 22.05.2020).

7. Шулепина С.А. Особенности организации системы бухгалтерского учета управляющих компаний в ЖКХ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2011. № 2 (119). С. 163-166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Юдина Г.А. Особенности учета в управляющих компаниях сферы жилищно-коммунального хозяйства // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4. С. 41-51.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 3

References

1. Analytical review of VTsIOM. Available at: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=9786 (accessed May 22, 2020). (in Russian).

2. RIA. Real Estate. Available at: https:// realty.ria.ru/ 20150727/405797735.html (accessed May 22, 2020). (in Russian).

3. Vikulina E.V. (2017). Features of accounting at enterprises of housing and communal services. Voprosy re-gional'noi ekonomiki, vol. 32, No. 3, pp. 132-140. Available at: https://doi.org/10.21499/2078-4023-2017-32-3-132-140 (accessed May 22, 2020). (in Russian).

4. Lazareva T.G., Gizyanova Yu.Yu. (2019). Features of the organization of accounting and analytical support for the activities of management companies. Vestn. Evraziyskoi nauki, No. 4, vol. 11. Available at: https:// esj.today/PDF/ 05ECVN419.pdf (accessed May 22, 2020). (in Russian).

5. Panichkina M.V., Burova I.V. (2018). Improving the efficiency of management of management companies oper-

ating in the field of housing and communal services. Fun-damental'nye issledovaniya, No. 11-1, pp. 70-75. Available at: http:// www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view? id=42302 (accessed May 22, 2020). (in Russian).

6. Figol' V.Yu. (2016). Peculiarities of budgeting of housing and public utilities enterprises in conditions of uncertainty of payment obligations. Baikal Research Journal, vol. 7, No. 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/ v/osobennosti-byudzhetirovamya-predpriyatiy-zhkh-vusloviyah-neopredelennosti-platezhnyh-obyazatelstv (accessed May 22, 2020). (in Russian).

7. Shulepina S.A. (2011). Features of the organization of the accounting system of management companies in housing and communal services. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki, No. 2 (119), pp. 163-166. (in Russian).

8. Yudina G.A. (2012). Features of accounting in management companies in the sphere of housing and communal services. Audit i finansovyi analiz, No. 4, pp. 41-51. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received 15 августа 2020 г. / August 15, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.