УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Зелинская Мария Владимировна, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, 350051 г. Краснодар.
Аннотаиия. В ходе эволюции экономики региона возникает потребность в системе информации о важнейших макроэкономических показателях его функционирования для регулирования рыночных отношений и принятия экономических решений. Учетноаналитическая функция региональных экономических систем реализуется через показатели системы региональных счетов.
Ключевые слова: Региональная экономическая система, развитие, функции, система региональных счетов, анализ, задачи, информационно-аналитическое обеспечение экономики региона.
Контакты автора: E-mail: [email protected]
ACCOUNTING ANALYTIC FUNCTIONS IN DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS
Zelinskaya Maria Vladimirovna, candidate of economical science, professor assistant of chair of the Accountant, Analysis and Audit’s of the South Institute of Management.
The summary. While studying the economics of the region there arises the need in the system of information about important macroeconomic indicators of its development for regulating the market relationships and making economic decisions. Accounting analytic functions of the regional economic systems is realized through the indicators of the regional accounts system. Key words: The regional economic system, development, functions, the system of regional accounts, analysis, tasks, information analytical providing of the regional economics.
Исследованию региональных пространственных систем посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей, проанализировав которые можно выделить ряд аспектов, имеющих существенное значение для характеристики их современного состояния.
Во-первых, это аспект недооценки процессов, протекающих в пространстве регионов, который можно квалифицировать как «макроэкономическое высокомерие». Системная оценка состояния регионов для целей государственного регулирования их развития, в настоящее время практически не осуществляется» [1]. Мезо- уровень организации социальноэкономических отношений по-прежнему недооценивается; в какой-то мере это объясняется инерцией
практической политики, экономического мышления и анализа.
Во-вторых, необходимо выделить аспект последовательного расширения самого понятия «региональная социально-экономическая система». В отечественной науке преодолевается узкий «экономизм» в оценке процессов, протекающих в региональном пространстве, и утверждается представление о системе региона как о единстве двух сторон - экономической и социальной [3]. Отметим, что системное качество отношений, локализованных в пространстве региона, лишь ослабевает и снижает свой уровень, если оно ограничено экономическим взаимодействием. Развернутые социальные коммуникации становятся в условиях современного этапа развития общества необходимым условием дальнейшего прогресса общественного производства.
Интенсивное социальное общение в рамках сложившейся пространственной общности людей пронизывает современный хозяйственный процесс. В пространственной системе отношений, основанной на интенсивных социальных коммуникациях, реализуется детерминанта, установленная еще К. Марксом: чем больше развивается общественное разделение труда и чем многостороннее становится система общественных потребностей, тем одностороннее становится производство отдельного индивида. Как отдельный производитель, он теряет свою самостоятельность и независимость, но общественное производство при этом выигрывает на специализации, кооперировании и комбинировании труда, на производстве в крупном масштабе, на применении силы науки. Общественная производительность труда обретает новый - социальный - базис своего развития [2].
В-третьих, в отечественной экономической литературе, посвященной региональным проблемам, вслед за западной экономической литературой происходит смена акцентов в анализе и оценке процессов, происходящих в пространстве региона. На первый план выходит развитие сложившихся в данном пространстве систем отношений. Категория «развитие» вообще становится ключевой практически во всех отраслях современной экономической науки.
Отметим, что указанная категория существенным образом обогащает свое содержание и разветвляется, становится более конкретной и специфицированной. Абстрактное понятие развития перестает быть конструктивным для оценки современных социально-экономических процессов. Представляется, что в пространстве современного региона необходимо четко разграничивать два смежных, соприкасающихся, но принципиально различных по своему содержанию и общественной ориентации процесса:
1. Восстановительный рост, который ориентирован на преодоление последствий того или иного кризиса региональной системы (вследствие трансформационного перехода страны к иной системе хозяйствования, слияния регионов или выделения из существующих регионов новых пространственных образований); данный процесс завершается там, где достигнут предкризисный максимум региональной системы.
2. Собственно развитие, которое только начинается после достижения предкризисного максимума; данный процесс продолжает экономический рост, однако переводит его в иную плоскость - инноваци-
онной модернизации хозяйственной и социальной подсистем региона, глубокого совершенствования институциональной среды, реструктуризации системы региона и т.п. Другими словами, развитие региона означает достижение нового качества роста экономики и социальной сферы.
Поэтому в настоящее время в большинстве развитых стран возрастает внимание к исследованиям в области региональной макроэкономики и экономических счетов. Можно сформулировать две основные предпосылки для развития регионального счетоводства как учетно-аналитической функции экономической системы.
Во-первых, разработка региональных счетов осуществляется в связи с необходимостью проведения межрегионального анализа, потребителем результатов которого являются в основном центральные экономические власти. Чаще всего данные такого анализа используют для выработки экономической политики центрального правительства, в том числе различных программ межрегионального экономического выравнивания. Существует объективная потребность в оценке вклада отдельных территорий в национальную экономику. При этом состав показателей региональных счетов должен быть ориентирован на адекватное отражение территориальной структуры национальной экономики, а степень их детализации определяется набором задач, стоящих перед правительством страны.
Во-вторых, функцией региональных счетов является обеспечение принятия решений в области регионального развития. В этом случае система региональных счетов играет роль, аналогичную роли системы национальных счетов, т.е. выполняет функции инструмента макроэкономического анализа на региональном уровне, причем основным заказчиком ее разработки становятся региональные органы государственного управления. Состав региональных счетов диктуется потребностями наиболее полного описания процессов, протекающих в экономике каждого отдельного региона.
Разработка методологии составления системы региональных счетов (СРС) осуществляется в определенном порядке, который обусловлен следующими требованиями. Во-первых, требуется сформулировать общие концепции и подходы к составлению СРС. При этом необходимо рассматривать вопросы, касающиеся возможности и целесообразности составления всего набора счетов или только отдельных счетов системы, а также подходов к согласованию расчетов отдельных показателей на уровне регионов с соответствующими показателями экономики страны в целом.
Во-вторых, следует рассмотреть возможности применения в СРС общих принципов системы национальных счетов (СНС ООН 1993 г.) в отношении определения границ производства товаров и услуг, а также границ расходов на конечное потребление на региональном уровне.
В-третьих, необходимо согласовать методы расчета ВРП и ВВП. В связи с этим тщательно рассматриваются особенности показателей СРС, особенно метода расчета ВРП производственным и распределительным методами, а также методом конечного использования. В осуществлении этих расчетов требуется расчет практически всех сводных показателей счетов системы. Одновременно необходимо определить и общие принципы переоценки
ВРП и его элементов из текущих в сопоставимые цены. При этом необходимо сформулировать и основные требования к информационной базе для расчета показателей региональной СНС. И, наконец, следует определить основные задачи и направления анализа состояния и развития экономики региона, сопоставления с другими регионами страны и с экономикой страны в целом.
Основная цель составления системы счетов на региональном уровне состоит в том, чтобы создать макроэкономическую базу данных, позволяющую оценить и проанализировать эффективность проводимой региональной политики, определив место данного региона в экономике страны, сравнить и проанализировать уровни развития отдельных регионов внутри страны и между странами.
СРС призвана решить следующую совокупность задач:
- отразить валовой выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление и добавленную стоимость региона по отраслям и секторам экономики и региона в целом;
- охарактеризовать важнейшие стоимостные, отраслевые и секторальные пропорции и соотношения экономики региона, определить результаты экономической деятельности в разрезе секторов, отраслей и региона в целом;
- исследовать процесс образования доходов в экономике региона, выявить динамику и структуру доходов по труду, доходов от собственности, прибыли и смешанных доходов;
- изучить процессы образования конечных доходов секторов и их использование;
- исследовать формирование валовых и чистых сбережений региона как важнейших источников финансирования капитальных вложений, накопление национального имущества региона в разрезе секторов;
- проанализировать межотраслевые, межрегиональные и международные экономические взаимосвязи изучаемого региона;
- охарактеризовать финансовые потоки между резидентами и нерезидентами;
- выявить влияние факторов роста экономических результатов, определить интенсивность и эффективность общественного производства региона.
В счетах региона должны отражаться результаты всех видов экономической деятельности — производство материальных благ и услуг; формирование первичных и вторичных доходов, всех видов трансфертов; использование доходов и накопление имущества. Таким образом, информационные возможности СРС позволяют проанализировать практически все основные экономические процессы, имеющие место в регионе, и их результаты.
В обобщенном виде СРС должна содержать упорядоченную определенным образом информацию обо всех следующих моментах:
- хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе региона: юридических лицах (предприятиях, корпорациях, банках, страховых компаниях, учреждениях образования, здравоохранения, органах регионального государственного управления и др.) и домашних хозяйствах;
- экономических операциях, связанных с производством материальных благ и услуг, а также операциях, связанных с распределением и перераспределением доходов, конечным потреблением населением, накоплением активов
и с другими аспектами экономического процесса изучаемого региона;
- экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство региона (основные фонды, материальные оборотные средства, финансовые активы и др.).
Общественная потребность в системе региональных счетов на современном этапе развития экономики России носит многоуровневый характер и обусловлена следующими факторами: экспансией в регионы России транснациональных корпораций, международных экономических организаций и других субъектов мего-уровня; взаимодействием между федеральным центром и регионами в процессе формирования и реализации социальноэкономической политики; активизацией процессов межрегиональной интеграции, в результате которой складываются макрорегионы и возрастает потребность в межрегиональных сопоставлениях и оценках; развитием конкуренции на мезо-уровне и утверждением конкурентоспособности в качестве императива развития региональной экономической системы; структуризацией хозяйственного пространства региона и формированием в нем субрегиональных систем, а также систем местного хозяйства, нуждающихся в определении своей позиции, оценке результатов собственного развития с помощью СРС.
С методологической точки зрения, региональная система счетов определяется как система информации о важнейших макроэкономических показателях, представленная в форме счетов и вспомогательных таблиц. При построении счетов региона можно применять те же принципы, постулаты, схемы и классификации, что и по экономике в целом.
Центральным моментом в статистической модели рыночной экономики является группировка институциональных единиц региона по секторам. Группировка институциональных единиц по секторам применяется для изучения объема выпуска товаров и услуг по секторам экономики, потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов институциональных единиц. Кроме того, она создает предпосылки для разработки интегрированной системы показателей, необходимой для регулирования рыночных отношений в региональной экономической системе и принятия экономических решений.
При этом главное внимание следует обратить на центральный блок показателей, отражающих формирование и движение доходов и расходов секторов региональной экономики, что обеспечит наблюдение за развитием социально-экономических процессов в регионах, а также позволит измерить финансово-экономические взаимосвязи как межрегиональные, так и между регионами с центром.
По международной стандартной классификации элементы системы региональных счетов могут быть сгруппированы следующим образом:
1) Текущие счета отражают регулярно повторяющиеся процессы, непосредственно не затрагивающие капитал: счет производства; счета образования, распределения и перераспределения дохода и счета использования доходов.
2) Счета накопления характеризуют накопление материально-вещественного и финансового капитала: счет операции с капиталом, финансовый счет, счет переоценки и других изменений в активах и пассивах.
3) Счета отдельных экономических операций: счет товаров и услуг.
4) Балансы активов и пассивов.
В России система национальных счетов по экономике в целом, так же как и система региональных счетов находятся на стадии создания, и полной системы таблиц счетов еще нет.
Главным показателем системы региональных счетов является валовой региональный продукт (ВРП). Расчеты, проводимые на основе ВРП, позволяют оценивать положение и вклад региона в экономику страны, анализировать региональную структуру отраслевого и секторального выпуска и доходов, выделять приоритеты регионов при распределении инвестиций и т. д.
По своему экономическому содержанию показатель валового регионального продукта является аналогом валового внутреннего продукта. Валовой региональный продукт представляет собой конечный результат экономической деятельности институциональных единиц — резидентов региональной экономики в течение отчетного периода (год) и исчисляется разными методами в рыночных ценах. Он характеризует взаимосвязанные аспекты экономического воспроизводственного процесса в региональной экономической системе: производство товаров и услуг, распределение и перераспределение доходов, конечное использование товаров и услуг, т. е. использование доходов на конечное потребление , накопление и экспорт.
Современные требования к информационноаналитическому обеспечению экономики региона диктуют необходимость разработки по региону не отдельных показателей, а целой системы региональных счетов, системы экономических и финансовых балансов, включая СНС и систему стандартных таблиц, характеризующих производственные, финансовые, кредитно-денежные и иные отношения на уровне регионов, их взаимосвязи с экономикой страны.
Следовательно, возникает необходимость в разработке методологии построения системы региональных счетов, которая позволяла бы, с одной стороны, единообразно отображать экономикосоциальную деятельность каждого региона за отчетный период и определять его место, значимость и специфические особенности в региональной экономике страны. С другой стороны, позволяла бы создать предпосылки для комплексного анализа и прогнозирования финансово-экономической и социальной деятельности данного региона, определять его влияние на развитие всей экономики страны. Система региональных счетов должна отражать характер деятельности всех секторов экономики региона, формирование их доходов и расходов.
Список литературы:
1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 3-е издание (стереотипное). М., 2005.
2. Маркс К. Капитал. Т.1./ Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд. Т. 23.
3. Рисин И.Е. Региональная социальноэкономическая политика: содержание и механизмы реализации. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006.