Научная статья на тему 'Учетная стратегия экономического субъекта как фактор управления стоимостью бизнеса'

Учетная стратегия экономического субъекта как фактор управления стоимостью бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / ACCOUNTING STRATEGY / INTERNAL CONTROL / FINANCIAL STRATEGY / ACCOUNTING POLICY / COMPANY VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Светлана Валерьевна

В статье рассматриваются особенности формирования учетной стратегии экономического субъекта как фактора управления стоимостью бизнеса. С позиций финансовой теории от содержания учетной стратегии, ее адекватности миссии компании и направленности на реализацию финансовых интересов собственников зависят индикативные показатели финансовой стратегии. Информация, генерируемая системой бухгалтерского учета, анализа и контроля в условиях конкурентного рынка и постепенного снятия с экономических субъектов излишних (экономически неоправданных) нормативно-правовых ограничений на выбор элементов учетной политики и методов оценки показателей бухгалтерской отчетности, должна стать методической основой для осуществления процессов планирования/бюджетирования и прогнозного стратегирования стоимостных показателей, нормирования затрат, экономического анализа и внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting Strategy of a Company as a Factor in the Management of Business Value

The article deals with the features of formation of the accounting strategy of the company as a factor in the management of business value. From the point of view of financial theory, the indicative financial strategy depends on the content of the account strategy, the adequacy of the company’s mission and the financial interests of the owners. Information of accounting, analysis and auditing should become the methodological basis for planning, budgeting and forward-looking strategies of money indicators, normative cost, economic analysis and internal control in competitive conditions and in case of the gradual lifting of the excessive companies (economically unjustified) legal restrictions of limitations on the choice of accounting policies and methods of evaluation indicators of financial statements.

Текст научной работы на тему «Учетная стратегия экономического субъекта как фактор управления стоимостью бизнеса»

анализ практики

67

УДК 657.22

Учетная стратегия экономического субъекта как фактор управления стоимостью бизнеса

ПОНОМАРЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры аудита и внутреннего контроля, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия ponsvetlana@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования учетной стратегии экономического субъекта как фактора управления стоимостью бизнеса. С позиций финансовой теории от содержания учетной стратегии, ее адекватности миссии компании и направленности на реализацию финансовых интересов собственников зависят индикативные показатели финансовой стратегии. Информация, генерируемая системой бухгалтерского учета, анализа и контроля в условиях конкурентного рынка и постепенного снятия с экономических субъектов излишних (экономически неоправданных) нормативно-правовых ограничений на выбор элементов учетной политики и методов оценки показателей бухгалтерской отчетности, должна стать методической основой для осуществления процессов планирования/бюджетирования и прогнозного стратегирования стоимостных показателей, нормирования затрат, экономического анализа и внутреннего контроля.

ключевые слова: учетная стратегия; внутренний контроль; финансовая стратегия; учетная политика; стоимость компании.

Accounting strategy of a Company

as a Factor in the Management of Business Value

SVETLANA V. PONOMAREVA,

Doctor of Economics, Professor, Department of auditing and internal control, Saint Petersburg State University

of Economics, Saint Petersburg, Russia

ponsvetlana@mail.ru

abstract

The article deals with the features of formation of the accounting strategy of the company as a factor in the management of business value. From the point of view of financial theory, the indicative financial strategy depends on the content of the account strategy, the adequacy of the company's mission and the financial interests of the owners. Information of accounting, analysis and auditing should become the methodological basis for planning, budgeting and forward-looking strategies of money indicators, normative cost, economic analysis and internal control in competitive conditions and in case of the gradual lifting of the excessive companies (economically unjustified) legal restrictions of limitations on the choice of accounting policies and methods of evaluation indicators of financial statements.

Keywords: accounting strategy; internal control; financial strategy; accounting policy; company value.

68

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ

Под разрабатываемыми компаниями учетными стратегиями следует понимать информационно-аналитическую реакцию бухгалтерии на изменения факторов внешней рыночной среды, которая проявляется прежде всего в создании специального документа (приказ об учетной политике), определяющего методы отражения в учетных регистрах фактов хозяйственной жизни в соответствующей стоимостной оценке. Выбор учетной стратегии сводится к разработке бухгалтером проекта учетной политики компании, в котором он выражает свое понимание ситуации на рынке, выбирая из совокупности законодательно допустимых методов признания затрат и доходов те, которые по истечении отчетного периода сформируют «бухгалтерскую» прибыль.

Положения (стандарты) бухгалтерского учета предоставляют бухгалтеру возможность самостоятельно выбирать и изменять методы учета, устанавливать и менять сроки полезного использования активов, а также использовать так называемые бухгалтерские оценки. Следовательно, экономически обоснованные положения учетной политики могут принести компании или иным заинтересованным лицам дополнительные доходы.

Два вида управления отчетной информацией: управление прибылью и управление структурой баланса — аналитики относят к наиболее распространенным концепциям [1]. Как известно, с позиций теории бухгалтерского учета стоимостная оценка объектов учета — элемент метода бухгалтерского учета [2, 3]. Однако все методологические решения — выбор принципов, концепций и методов оценки хозяйственных фактов, первоначальная оценка объектов бухгалтерского учета, их последующая переоценка и отражение в отчетности строго определены действующими нормативными документами. Вариативность учетной политики дает бухгалтерам лишь некоторую возможность выбора методов такой оценки при формировании показателей финансовой отчетности [4]. Как уже подчеркивалось выше, менеджмент может принять такую учетную политику и такие способы раскрытия информации, в результате которых вуалируется

истинное положение дел компании на рынке. Критическое отношение экспертов к показателю «бухгалтерская прибыль» основывается на том, что он в принципе не может служить оценкой успешности бизнеса компании, а тем более свидетельствовать об общих тенденциях развития рыночной конъюнктуры, на которые ориентируется менеджмент компании в управлении стоимостью бизнеса. Неинформативен этот показатель и в оценке текущей деятельности компании. Практика изобилует фактами неправомерного манипулирования таким показателем. Так называемая бухгалтерская прибыль вводится в финансовую отчетность достаточно условным показателем по целому ряду причин. В отечественном бухгалтерском учете главной причиной манипулирования показателем прибыли является налоговый фактор. С целью уменьшения прибыли для налогообложения бухгалтеры используют отказ от создания на очередной финансовый год резервов на оплату отпусков, на выплату вознаграждения за выслугу лет, на ремонт основных средств, на гарантийный ремонт, по сомнительным долгам, а также от применения амортизационной премии [п. 9 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)]. Как известно, срок переноса убытков ограничен (пп. 1 и 2 ст. 283 НК РФ) и до истечения этого срока при наличии убытков отчетного периода бухгалтеры не учитывают их в расходах или учитывают лишь незначительную часть, перенося на будущее использованием приема так называемых искусственных ошибок.

Другой причиной сокрытия убытка в балансе является часто негативное влияние кредитного фактора. Убыточная компания не привлекательна для банков, таковой она является и для потенциальных инвесторов. В силу этих причин руководство компании часто ставит перед бухгалтером цель — уменьшить убыток расчетным путем, что не всегда правомерно. Однако такая практика достаточно широко распространена. Сказанное свидетельствует о том, что по своей сути учетная политика является действенным инструментом управления бухгалтерской стоимостью учитываемых объектов, на основании которых формируется финансовая и налоговая

отчетность. На наш взгляд, этого явно недостаточно для разработки финансовой стратегии на стоимостной основе. Многие носители стоимости, обращаясь в хозяйственном обороте, участвуют в создании новой стоимости, но этот их «вклад» не отражается на результирующем счете финансовых результатов. Следовательно, для определения вектора финансового развития компании требуется не только выбор методов признания в учете затрат и доходов, равно как и методов бухгалтерских (учетных) оценок в соответствии с действующим законодательством, но и принятие реальных управленческих решений в отношении скрытых резервов роста экономической прибыли или маржинального дохода, что уже входит в компетенцию финансовых менеджеров (аналитиков, оценщиков, контролеров и других специалистов). Следует подчеркнуть, что скрытые резервы прироста стоимости бизнеса несут в себе не только производственные факторы (более эффективное использование ресурсов, повышение технической оснащенности компании и т.д.), но и факторы управленческого характера (например, грамотно организованный учетно-контрольный и аналитико-оценочный процесс). Во втором разделе Отчета об изменениях капитала «Корректировки, связанные с изменением учетной политики и исправлением ошибок» следует вносить сведения, обусловленные:

• изменениями норм российского законодательства;

• введением в учетную практику компании новых методов бухгалтерских записей, оценки и корректировок данных для отчетности в целях снижения трудоемкости учетного процесса и повышения достоверности отчетности;

• реорганизацией бизнеса;

• выявлением ошибок прошлых отчетных периодов по критерию существенности ошибки, указанного в учетной политике компании.

Следовательно, учетную политику компании правомерно характеризовать как учетную стратегию, концепция которой на практике реализует теорию конвергенции учетной и управленческой парадигм. Учетная стратегия базируется на стремлении руководства компании оказывать влияние на разработку и состав

показателей бухгалтерской отчетности, а также методы, инструменты и способы, используемые для этих целей.

Разработка концепции учетной стратегии рассматривается нами как своего рода планирование факторов стоимости бизнеса: будущих доходов и расходов в системе бухгалтерского учета, их прирост усилиями эффективных управленческих решений в системе финансового менеджмента. Следует заметить, что на основе показателей финансовой отчетности, рассчитанных в соответствии с принятой учетной политикой, разрабатываются такие важнейшие информационные носители в системе финансового менеджмента, как миссия компании и мастер-бюджет ее реализации на практике. Тем самым в таком едином элементе функционального механизма управления финансовой стратегией, как планирование, органично сочетаются методы и учета, и бюджетирования, и контроля, и формирования отчетности. Органичность этого процесса выражают два документа: бухгалтерский Отчет о движении денежных средств и Бюджет о движении денежных средств.

Одной из предпосылок разработки подлинной эффективной учетной стратегии, т.е. способной воплощать в себе и учетные, и финансовые методы оценки стоимости различных объектов, определяющих успешность бизнеса, является, на наш взгляд, совершенствование приемов учетной политики, регламентированных нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).

В некоторых нормативных актах, регламентирующих порядок признания в учете отдельных расходов и доходов, приводится перечень вариантов их признания, которые необходимо включать в учетную политику для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль. В действующей финансово-хозяйственной практике, естественно, документооборот по содержанию описываемых процессов гораздо насыщеннее. В связи с этим руководителю компании следует отдельным приказом утверждать перечень некоторых документов, последствия оборота которых потребуются позднее для уточнения показателей

70

АНАЛИЗ ПРАктики

финансовой отчетности, причем они могут оказаться необходимыми до истечения отчетного периода или появления законодательных поправок, наступления срока корректировки учетной политики по утвержденным правилам. В данном случае к основному приказу об учетной политике рекомендуется составлять специальное приложение, в котором могут описываться изменившиеся факты хозяйственной жизни.

Если у компании имеются все основания для формирования резерва по сомнительным долгам, то резерв необходимо создавать. Когда же бухгалтер вносит в учетную политику запись о том, что резерв по сомнительным долгам не создается, то это однозначно можно оценить как нарушение бухгалтером принципа осмотрительности. В действующие нормативные положения о регулировании финансовых отношений в цепочке «кредитор ^ должник» необходимо, на наш взгляд, внести норму об обязательности оценки вероятности погашения должником долга перед кредитором. Данная норма, помимо уже действующих квалификаций и признаков невыполнения долговых обязательств, должна включать перечень мер ответственности за невыполнение таких обязательств (перечень финансовых санкций, устанавливаемых по специальной шкале). До принятия этой нормы от бухгалтера компании требуется осмотрительное поведение при разработке учетной политики, привлекая к этому важнейшему процессу финансовых менеджеров, в документах которых (финансовых, налоговых и других бюджетов) значатся показатели, выполнение которых определяется должной платежной дисциплиной всех участников хозяйственных отношений.

В график погашения долгов следует включать позиции, фиксирующие период просрочки. По возможности и на основе косвенных свидетельств о финансовом положении должника менеджер компании в дополнение к учетной политике может разработать методику оценки платежеспособности должника. Бухгалтер на основе такой информации сможет под формирование суммы резерва по сомнительным долгам подвести более существенные основания. В любом случае постоянный мониторинг

и расширенный анализ дебиторской задолженности обязателен.

Списание за счет зарезервированной суммы нереальной к взысканию задолженности не является ее полным аннулированием. Списание такого долга отражается за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания. Такая забалансовая сумма долго является объектом финансового мониторинга и финансового анализа. В настоящее время переоценка этой суммы не предусмотрена. На наш взгляд, такую процедуру можно ввести хотя бы в предельно низкой процентной величине (0,01-0,05%), поскольку и числящиеся на забалансовых счетах суммы подвержены влиянию инфляционного и других факторов. Поскольку всегда существует вероятность изменения имущественного положения должника, а следовательно, и взыскания долга в этом случае, то корректировка забалансовой суммы долга позитивно отразится на совокупной стоимости бизнеса кредитора. На счет 99 «Прибыли и убытки» списывается сальдо со счетов 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Качество регулирования реализации методов учетной политики определяется целой совокупностью факторов. Наши исследования подтверждают, что, помимо профессионализма бухгалтера, его следования принципу осмотрительности при ведении бухгалтерских записей, важное значение имеет их документирование и контроль за содержанием информации в документах, своевременностью их поступления и обработки. Согласно нормам Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 23.05.2016) (далее — Закон № 402-ФЗ) право подписи первичных документов закрепляется за руководителем компании. В крупных компаниях холдингового типа право подписи некоторых документов целесообразно делегировать на нижние уровни управления. Перечень таких документов и ответственных за их содержание сотрудников компании должен утверждаться руководителем компании. Например, в п. 6 ст. 169 НК РФ закреплена возможность предоставления права подписи счетов-фактур

иными сотрудниками экономических служб компании. Все эти возможности прописываются в дополнительном приложении к приказу об учетной политике. Также в этом документе рекомендуется представить график внутреннего документооборота, фиксирующего все звенья прохождения документов (например, вход и выход документов от финансовых менеджеров, юристов, контролеров компании).

Существенное значение на рост стоимости бизнеса, как известно, оказывает бонусная политика компании. Следовательно, содержание механизма реализации такой политики также может быть описано в специальном приложении к учетной политике компании. Это обусловлено тем, что в условиях конкурентного рынка и экономической неопределенности функционирования компании часто меняется состав поставщиков, подрядчиков и покупателей. Для обеспечения стабильности данного состава следует разрабатывать особый документ, отражающий состав бонусов, скидок, равно как и штрафов за несоблюдение договорных условий, а также раскрывающий условия их реализации на практике. В такое дополнительное приложение к учетной политике можно включать и документ о мерах реализации маркетинговой политики, а также условия формирования специальных ликвидационных комиссий, например, по списанию неликвидов, основных средств, пришедших в негодность, недостач числящихся в учетных регистрах ценностей и т.п.

До тех пор пока вопросы сближения правил учета для финансовых и налоговых целей не решены до конца, а только декларируются руководителями финансовых и налоговых ведомств, разработка учетной политики для формирования базы для исчисления налога на прибыль является неотъемлемой функцией бухгалтера и финансового менеджера (аналитика, контролера, аудитора), за которыми закреплены обязанности налогового модератора (составление деклараций и общение с налоговыми органами). При разработке учетной политики для налогообложения прибыли менеджер должен основываться на информации о возможных финансовых, налоговых и других предпринимательских рисках. В крупных

компаниях для этих целей создаются отделы риск-менеджмента, в средних компаниях такие функции выполняют разные специалисты, при этом информация для оценки рисков всегда поступает от бухгалтерии и отдела внутрикорпоративного финансового контроля.

В Законе № 402-ФЗ указано, что содержание учетной политики может меняться только при появлении новых требований правоприменительной практики учета и налогообложения, а не просто законодательных поправок. В учетной политике следует закреплять и Методику раздельного учета налога на добавленную стоимость (НДС) в целях применения так называемого правила пяти процентов. Ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС, необходимо для реализации права налогоплательщика на возврат НДС. При непревышении издержек по необлагаемой деятельности 5% всех расходов компании НДС не распределяется и полностью принимается к вычету. Разделение общехозяйственных расходов между облагаемыми и необлагаемыми операциями позволяет определить размер такого процента.

Таким образом, с позиций финансовой теории от содержания учетной стратегии, ее адекватности миссии компании и направленности на реализацию финансовых интересов собственников зависят индикативные показатели финансовой стратегии. В бухгалтерской практике содержание учетной политики законодательно регламентировано, что рассматривается нами как препятствие к выбору бухгалтером компании методов признания объектов учета в оценке, экономически выгодной и собственникам, и инвесторам.

Информация, генерируемая системой бухгалтерского учета, анализа и контроля в условиях конкурентного рынка и постепенного снятия с экономических субъектов излишних (экономически неоправданных) нормативно-правовых ограничений на выбор элементов учетной политики и методов оценки показателей бухгалтерской отчетности, должна быть максимально полезной внутренним и внешним ее пользователям. Это означает, что такая информация должна служить методической основой для осуществления процессов

планирования/бюджетирования и прогнозного стратегирования стоимостных показателей, нормирования затрат, экономического анализа и внутреннего контроля. Иными словами, информация бухгалтерского учета должна служить платформой методико-правового обеспечения разработки и реализации эффективных управленческих стратегий по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности компании.

Немаловажную негативную роль играет и налоговый фактор. При формировании

учетной политики бухгалтерам предстоит анализировать налоговые последствия введения новых положений по бухгалтерскому учету, поскольку вводимые учетные нормы могут в одних случаях увеличивать налоговую нагрузку, а в других — ее снижать. Такие ситуации требуют дополнительных корректировок финансовой стратегии компании. Соответственно, дополнительному анализу подвергаются хозяйственные договоры с контрагентами, поправки которых всегда сопряжены с финансовыми, налоговыми и страховыми рисками.

Литература

1. Мельник М. В. Эволюция методологии экономической устойчивости организаций в условиях инвестиционной экономики // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 1. С. 377-386.

2. Бодяко А. В. Концептуальная характеристика роли бухгалтерского учета и контроля в иерархии корпоративной системы управления // Сибирская финансовая школа. 2015. № 3 (110). С. 68-74.

3. Мироненко В. М. Аудит отчетности экономических субъектов топливно-энергетического комплекса // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 3. С. 159-163.

4. Рогуленко Т. М. Теория системности научного познания экономических процессов и ее роль в развитии контроля управления компанией как социально-экономической системы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 3. С. 173-177.

References

1. Mel'nik M. V. Evoliutsiia metodologii ekonomicheskoi ustoichivosti organizatsii v usloviiakh investitsionnoi ekonomiki [The evolution of the methodology for the economic sustainability of organizations in terms of investment economy]. Audit i finansovyi analiz — Auditing and financial analysis, 2016, no. 1, pp. 377-386 (in Russian).

2. Bodiako A. V. Kontseptual'naia kharakteristika roli bukhgalterskogo ucheta i kontrolia v ierarkhii korporativnoi sistemy upravleniia [A conceptual description of the role of accounting and control in the hierarchy of corporate management system]. Sibirskaia finansovaia shkola — Siberian financial school, 2015, no. 3 (110), pp. 68-74 (in Russian).

3. Mironenko V. M. Audit otchetnosti ekonomicheskikh sub»ektov toplivno-energeticheskogo kompleksa [The auditing of financial statements of fuel and energy companies]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia) — The Bulletin of the University (The State University of Management), 2015, no. 3, pp. 159-163 (in Russian).

4. Rogulenko T. M. Teoriia sistemnosti nauchnogo poznaniia ekonomicheskikh protsessov i ee rol' v razvitii kontrolia upravleniia kompaniei kak sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy [The theory of consistency of scientific exploration of economic processes and its role in the development of control management of the company as a socio-economic system]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia) — The Bulletin of the University (The State University of Management), 2014, no. 3, pp. 173-177 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.