Раздел 1 ЭКОНОМИКА
Редакторы раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ТЕРЕНТЬЕВА - доктор экономических наук, проректор по НИР, зав. каф. бухучета и аудита (г. Владивосток)
УДК 336.025
Orlova E.A. THE ACCOUNTING POLICY OF THE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY FOR TAX INSPECTION.
The article gives reasons for the necessity to develop tax accounting policy based on the specificity of National Research University activity. It formulates the main aim of accounting policy and its function. The article also contains a description of accounting policy structure, its purpose and questions which should be covered in the accounting policy.
Key words: national research university, tax accounting policy, the specificity of activity, optimization.
Е.А. Орлова, соискатель Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, начальник управления финансов, учета и отчетности, ННГУ, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В статье обоснована необходимость разработки налоговой учетной политики с учетом специфики деятельности национального исследовательского университета. Сформулирована основная цель учетной политики и её функции. Статья также содержит описание структуры учетной политики, её назначение и вопросы, которые должны быть освещены в учетной политике.
Ключевые слова: национальный исследовательский университет, налоговая учетная политика, особенности деятельности, оптимизация.
Тщательно разработанная и подготовленная учетная политика для целей бухгалтерского учета является базой для подготовки и дальнейшей разработки налоговой учетной политикой. Следует отметить, что организация налогового учета в научно-исследовательском университете (НИУ) имеет некоторые особенности.
Основная сфера деятельности НИУ финансируется как за счет бюджетных ассигнований, так и за счет иных источников (грантов, субсидий, пожертвований, иных целевых средств, договоров с физическими лицами на оказание услуг в сфере платного образования и т.п.). Кроме того некоторые программы могут иметь смешанное финансирование, либо предполагают со-финансирование со стороны ВУЗов. В связи с этим при разработке учетной политики для целей налогового учета важнейшей задачей является тщательная её проработка, чтобы правильно классифицировать все виды доходов и учесть их в соответствии с синтетическим и аналитическим учетом, который регламентируется в учетной политике для целей бухгалтерского учета, а также определить соответствующий режим налогообложения для каждого вида доходов.
В связи с тем, что организации, ведущие образовательную деятельность, с 01.01.2011 вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль, в учетной политике необходимо отразить информацию об использовании предоставленного права, при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ.
Причем наиболее важным для ННГУ условий является наличие не менее 90 процентов доходов за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в общей массе доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Далее необходимо решить задачу по организации учета расходов будущих периодов. В связи с тем, что в отличие от плана счетов, применяемого коммерческими организациями, в плане счетов бюджетного учета отсутствует аналог счета “Расходы будущих периодов”. При организации налогового учета бюджетные учреждения не могут отражать на нем в рамках бухгалтерского учета расходы, произведенные в текущем периоде, но подлежащие отнесению на уменьшение облагаемой базы только в следующих периодах. В результате данные учреждения не имеют возможности в указанном случае не вести налоговый учет, заменяя его бухгалтерским [1].
Существенной долей расходов, учитываемой в целях налогового учета, является амортизация. В отличие от коммерческих учреждений переоценка активов бюджетных учреждений объявляется государственными органами, поэтому в соответствии с требованиями ст. 257 НК РФ организация налогового учета амортизации, например, основных средств в связи с несовпадением их стоимости для целей бухгалтерского и налогового учета является для них обязательным мероприятием [1].
Качественное ведение налогового учета невозможно обеспечить без тщательно продуманной и грамотно составленной учетной политики для целей налогообложения. От того, насколько полно все тонкости исчисления налогов будут учтены во внутреннем нормативном документе университета, зависит не только величина налоговых платежей, но и финансовое благополучие в целом.
Действующее сегодня налоговое законодательство России предоставляет налогоплательщикам определенную свободу при составлении своей налоговой политики, так как, помимо строго закрепленных правил налогового учета, гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, зачастую либо предоставляет налого-
плательщику возможность выбора, либо обязывает его принять самостоятельное решение по тому или иному вопросу [2].
В целях налогообложения под учетной политикой понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом РФ способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета других, необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности. Такое определение налоговой политики закреплено в ст. 11 НК РФ.
Учитывая это, можно отметить, что элементами налоговой политики являются лишь те моменты учета, в части которых гл. 25 НК РФ предоставляет возможность выбора.
Целью формирования учетной политики для целей налогообложения является формирование и документальное закрепление принципов организации налогового учета, форм его ведения, а также порядка отражения в нем осуществляемых финансово-хозяйственных операций.
Основная функция учетной политики учреждения для целей налогообложения - определить объекты налогового учета, организация учета которых для целей налогообложения отличается от организации бюджетного учета аналогичных операций, в целях выявления сумм доходов и расходов учреждения, отражаемых в бюджетном, но не учитываемых в налоговом учете и наоборот [3].
Учетная политика Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского закреплена приказом руководителя. Установленной формы этого документа нет, поэтому она может быть произвольной. В случае ННГУ, положения учетной политики вписаны в текст приказа.
Как правило, учетная политика состоит из двух разделов: общего и специального. В общем разделе отражаются организационно-технические вопросы, а именно правила ведения налогового учета (какое подразделение ведет налоговый учет или лицо, ответственное за его ведение), порядок документооборота при ведении налогового учета, порядок ведения налогового учета в структурных подразделениях и представления данных в головной офис (при их наличии) и т.д. В специальном разделе указывается порядок формирования налоговой базы [4].
Основные элементы учетной политики представлены в таблице 1.
Следует отметить, что к подготовке учетной политике в целях налогообложения необходимо подойти особенно внимательно. Поэтому при формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении таких задач, как:
1) оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку;
2) оптимизация трудозатрат. Ведение налогового учета по правилам, аналогичным правилам бухгалтерского учета, конечно же, упрощает работу бухгалтерии;
3) снижение риска спора с налоговым органом. Чем подробнее в учетной политике определены правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения. Главное, чтобы закрепленные в учетной политике правила не противоречили нормам действующего законодательства [3].
В составе Управления финансов учета и отчетности ННГУ создан отдел налогового учета, который занимается вопросами формирования и подготовки учетной политики университета в целях налогообложения, а также решает задачи по формированию налоговой отчетности, сдачи её в налоговые органы и осуществлению стратегического и текущего налогового планирования.
В учетной политике следует регламентировать следующие вопросы:
- выбрать порядок учета основных средств и нематериальных активов, закрепить методы начисления амортизации. При этом, сумма начисленной амортизации принимается для целей налогообложения прибыли пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования);
- выбрать порядок учета и списания стоимости материальных запасов (по фактической или по средней стоимости);
- уточнить перечень прямых и косвенных расходов учреждения;
- уточнить порядок распределения транспортных и коммунальных затрат, а также расходов на оплату услуг связи и содержание нефинансовых активов;
- уточнить классификацию для целей налогообложения прибыли платежей в возмещение коммунальных и прочих расходов учреждения арендаторами закрепленного за ним имущества;
- описать порядок учета всех возможных отклонений налогового учета от бюджетного;
- при наличии убытков будет ли использовано право переноса их на будущее в соответствии со статьей 283 Налогового Кодекса;
- закрепить порядок расчетов с бюджетом, в том числе, по обособленным подразделениям;
- регламентировать формы, а также порядок оформления и ведения регистров налогового учета.
Предполагается, что налоговую учетную политику применяют с момента создания и до момента ликвидации организации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику [4].
Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:
1) если организация решила изменить применяемые методы учета;
Таблица 1
Структура учетной политики ННГУ
Общий раздел Специальный раздел
Приказ «Об учетной политике для целей налогового учета в 2009 году» № 19-Од от 09.02.2009.
Положение «Об учетной политике для целей налогового учета»
Положение «Об учетной политике по налогу на прибыль»
1. Общие положения. 2. Раздельный учет доходов и расходов. 3. Порядок учета доходов в целях н/о. 7. Формирование расходов, учитываемых при н/о. 8. Доходы и расходы будущих периодов. 4. ОС и НМА. 5. Материальные расходы. Метод оценки материалов. 6. Расходы на оплату труда. 9. Учет для целей налогообложения убытков. 10. Расчеты с бюджетом.
Положение «Об учетной политике по налогу на добавленную стоимость»
1. Общие положения. 3. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами. 4. Налоговые ставки. 5. Налоговые вычеты. 7. Счета-фактуры. Книги покупок. Книги продаж. 2. Порядок определения налоговой базы. 6. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Порядок и сроки уплаты налога. 8. Ведение учета. Контроль.
2) если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.
Таким образом, с помощью учетной политики обеспечивается прозрачность и достоверность учета, оптимизация объемов и сроков налоговых платежей, снижение трудоем-
Библиографический список
кости и унификация учетных процедур, решение многих других управленческих и учетных задач. От правильного понимания учетной политики, ее оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности университета.
1. Путеводитель по налогам: практич. пособ. по налогу на прибыль, 2013 (с использованием системы «Консультант Плюс»).
2. Анищенко, А.В. Учетная политика для целей налогообложения // Налоговый вестник. - 2010. - № 1.
3. Крутякова, Т.Л. Годовой отчет 2012. - М., 2012 (с использованием системы «Консультант Плюс»).
4. Годовой налоговый отчет 2013: электронная книга [Э/р]. - Р/д: [Ьійр://е.тк.ш/Ьоок^рх?т^=11949]
Bibliography
1. Putevoditelj po nalogam: praktich. posob. po nalogu na pribihlj 2013, (s ispoljzovaniem sistemih «Konsuljtant Plyus»).
2. Anithenko, A.V. Uchetnaya politika dlya celeyj nalogooblozheniya // Nalogovihyj vestnik. - 2010. - № 1.
3. Krutyakova, T.L. Godovoyj otchet 2012. - M., 2012 (s ispoljzovaniem sistemih «Konsuljtant Plyus»).
4. Godovoyj nalogovihyj otchet 2013: ehlektronnaya kniga [Eh/r]. - R/d: [http://e.rnk.ru/book.aspx?mid=11949]
Статья поступила в редакцию 09.10.13
УДК 336.7
Kotenev A.D. ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC IMPACT OF IMPLEMENTATION OF AGRICULTURE REGION IN FOREIGN TRADE. The problems associated with the development of agriculture in the region in foreign trade. Proposed use of the concept of SED APK from a regional perspective
Key words: region, the concept of development, regional characteristics, and trade, agriculture.
А.Д. Котенев, преп. ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России» г. Михайловск, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием агропромышленного комплекса региона при осуществлении внешнеторговой деятельности. Предложено использование концепции развития ВТД АПК с учетом региональных особенностей.
Ключевые слова: регион, концепция развития, региональные особенности, внешнеторговая деятельность, агропромышленный комплекс.
Основная необходимость государственной и региональной поддержки агропромышленного комплекса (далее - АПК) региона - это твёрдая ориентация государства, края, как субъекта Федерации на обеспечение продовольственной безопасности через насыщение его продовольственного рынка за счёт интенсификации краевого АПК, в свете вступления в ВТО.
Рассматривая этот аспект надо исходить из того, что ни одна отрасль в крае не сможет эффективно возрождаться и функционировать, если не будет отдан приоритет экономике, а не политике. Первоначальным основным шагом должно быть возвращение под эгиду государства (в нашем случае субъекта РФ -края) основных сосудов краевой экономики - энергетики, топливной промышленности, всех видов транспорта, определяющих наполнение краевого бюджета. В этом случае станет возможным снижение тарифов и стабильная работа предприятий АПК за счёт снижения себестоимости продукции, повышения её конкурентоспособности и снижения темпов инфляции. Это необходимо, прежде всего, из-за «открытия» товарных границ при вступлении в ВТО, так как сельскохозяйственная продукция не только края, но и России в целом, пока не способна выдержать ценовую конкуренцию на аналогичную импортную продукцию [1].
Одной из основных проблем, связанных с реализаций комплексных мероприятий и программ в России, является их несвоевременное и не стопроцентное финансирование. Причём недостаток реформ АПК края и России в целом, обусловлен действием целого ряда социально-экономических факторов и носит системный характер.
Так, стабилизация и развитие высокоэффективного сельскохозяйственного производства на основе достижений научно-
технического прогресса, а также политики государственного регулирования и поддержки субъектов АПК, занимающихся внешнеторговой деятельностью (далее - ВТД) предполагает достижение ряда целевых индикаторов и показателей. Данные индикаторы и показатели целесообразно включить помимо прочего в Концепцию развития ВТД аПк региона (далее - Концепция), являющейся по сути системой положений и принципов, направленных на создание условий развития ВТД АПК региона.
Важнейшим направлением реализации Концепции развития ВТД АПК региона является обеспечение финансовой поддержки экономически эффективных программ развития АПК, на основе конкурсного отбора с последующим мониторингом промежуточных и конечных результатов со стороны государства.
Принципами реализации программ финансовой поддержки экономически эффективных программ развития АПК, в том числе занимающихся ВТД, являются следующие:
• ориентировка на достижение максимального эффекта;
• доступность информации о проводимой государством финансовой политики в области развития ВТД АПК;
• прозрачность в проведении процедуры отбора перспективных проектов;
• инновационность подхода в применяемом механизме реализации запланированных мероприятий;
• соблюдении экономичности и экологичности в решении поставленных задач;
• гарантированность исполнения государством взятых на себя обязательств перед сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Финансовая поддержка АПК имеет довольно сложную структуру, объединяющую элементы бюджетной, налоговой, страхо-