Научная статья на тему 'Учетная политика для целей сегментного учета (на примере полиграфических предприятий)'

Учетная политика для целей сегментного учета (на примере полиграфических предприятий) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ / СЕГМЕНТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СЕГМЕНТНОГО УЧЕТА / ОТЧЕТНЫЕ СЕГМЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ / МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акатьева М.Д.

Деятельность многих современных организаций связана с необходимостью сегментирования, ведения сегментного учета и составления сегментной отчетности, что на практике необходимо осуществлять в соответствии с учетной политикой организации. Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения сегментного учета, объектов и операций и пр. должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетная политика для целей сегментного учета (на примере полиграфических предприятий)»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СЕГМЕНТНОГО УЧЕТА

(на примере полиграфических предприятий)

М. Д. АКАТЬЕВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Тенденцией в экономике последних лет является тот факт, что деятельность многих современных организаций диверсифицирована, осуществляется в различных регионах, странах, сегментирована по рынкам. В таких условиях особенно актуальной становится объективная необходимость получения качественной и количественной информации о том, что дает каждый сегмент. Такая информация необходима не только для эффективного управления, но и для принятия аргументированных решений о разукрупнении, ликвидации, создании сегментов, оценке стоимости организации, ее реорганизации в целом.

Сегмент (от лат. segmentum) — отрезок, часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие «сегмент» означает, что в бухгалтерской (финансовой) отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т. д.

По мнению автора, сегмент — это созданный для единых целей компонент деятельности организации, выделенный из общей организационной структуры по ряду параметров и критериев деятельности, характеризуемый определенными учетно-отчетными данными [1].

Соответственно, информация по сегментам — это информация, раскрывающая часть деятельнос-

ти организации в определенных хозяйственных условиях. Информация по сегментам является важной составляющей бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которой заинтересованные пользователи могут оценить специфику вида экономической деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

Современным организациям требуется значительно больше информации как внутри, так и за ее пределами. Увеличивается объем информации о спросе на продукцию (работы, услуги), возможностях ее сбыта. Бухгалтерский финансовый учет не обеспечивает управляющий персонал всех уровней необходимой оперативной информацией. Из-за своей специфики финансовый учет не может предоставлять информацию для разработки стратегии управления организацией. В связи с этим роль сегментного учета и отчетности в современном бухгалтерском учете неизмеримо растет.

В нашей стране на данном этапе экономического развития вопросы ведения сегментного учета и составления сегментной отчетности становятся все более актуальными. Ведь многие компании имеют филиалы, представительства, дочерние и зависимые общества, работающие в различных регионах. Использование сегментов в системе управления организацией значительно расширяет возможности организаций в экспансии продаж как на внутреннем,

так и на внешнем рынке. И, следовательно, в итоге информация в рамках сегментного учета должна обеспечивать конкурентные позиции организации как таковой.

Очевидно, что для эффективного управления бизнесом менеджменту компаний нужна дезагрегированная информация по сегментам. Поэтому в основе управления компанией должно лежать сегментирование.

Сегментирование непосредственно связано с потребностью внешних и внутренних пользователей в информации, сформированной в разрезе различных сегментов.

Процесс сегментирования предполагает три обязательные компоненты:

1) в учете сегментирование должно стать следствием распределения ответственности за экономические риски между управляющим персоналом различных уровней; это следствие различного влияния внешних и внутренних факторов на результаты деятельности организации;

2) необходимость формирования внешней сегментной отчетности в рамках подготовки консолидированной регламентной отчетности организаций;

3) необходимость формирования внутренней сегментной отчетности, недоступной конкурирующим организациям и позволяющей на ее основе расширять свой бизнес [1].

Внешняя сегментная отчетность является частью бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, составляемой по установленным законодательно требованиям. Данная отчетность в большей степени ориентирована на нужды внешних пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внутренняя сегментная отчетность ориентирована на внутренних пользователей и формируется по правилам, отличным от требований стандартов финансового учета и отчетности. При этом принципы выделения сегментов могут основываться на внутренних потребностях в информации для принятия управленческих решений. Порядок ведения внутреннего сегментного учета и формирования отчетности регламентируется внутрифирменными стандартами коммерческой организации.

Таким образом, сегментирование предполагает выбор целевых сегментов в качестве объектов контроля, а также наличие организованного сегментного учета и формирование данных сегментной отчетности.

Цель сегментного учета и отчетности — предоставление внешним и внутренним пользователям информации о фактических, плановых и прогнозных показателях, деятельности сегментов коммерческой организации, об их активах, обязательствах, а также данных о сегментах с целью формирования внешней сегментной отчетности.

И в настоящее время одной из наиболее важных проблем крупных многоотраслевых компаний является оценка деятельности различных сегментов, а также степени их влияния на результаты деятельности этих компаний.

Следует напомнить, что положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (12/2010), утвержденное приказом Минфина России от 08.11.2010 N° 143н [3], в большей степени регламентирует раскрытие информации в бухгалтерской отчетности, а не учетные правила. В связи с этим организация должна выработать собственные методические подходы к учету и формированию сегментных данных и закрепить их в своей учетной политике.

Можно предположить, что информация об отчетных сегментах скорее имеет отношение к пояснениям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не к учетной политике как таковой, если бы не одно принципиальное обстоятельство: субъект учета самостоятельно группирует свою деятельность по сегментам. И эта самостоятельность обусловливает необходимость описания избранного пути в учетной политике.

Рассмотрим, в чем же заключается и выражается на практике указанная самостоятельность субъекта учета.

1. В первую очередь организация должна идентифицировать отчетные сегменты. Основной принцип выделения сегментов — одновременное выполнение следующих условий:

— обособленная деятельность способна приносить экономические выгоды и предполагает соответствующие расходы;

— результаты обособленной деятельности систематически анализируются лицами, наделенными полномочиями по принятию решений в распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;

— по обособленной деятельности могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

2. В зависимости от организации и управленческих стандартов используются следующие основания для выделения сегмента:

— производимая продукция (закупаемые товары, выполняемые работы, услуги);

— основные покупатели или заказчики;

— географические регионы;

— структурные подразделения.

Однако самый главный критерий выделения сегментов — практическое значение обособления информации о части деятельности для целей управления организацией.

Количество отчетных сегментов не должно превышать 10 единиц, если только организация не представит обоснование невозможности агрегирования их количества.

3. Далее организация должна выделить из состава отчетные сегменты, информация по которым раскрывается отдельно в примечаниях к бухгалтерской отчетности.

Для обособления информации в отчетный сегмент должно выполняться хотя бы одно условие:

— выручка сегмента от продаж и операций с другими сегментами составляет не менее 10 % общей суммы выручки всех сегментов;

— финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 % от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, имеющих прибыль, или суммарного убытка сегментов, имеющих убыток;

— активы сегмента составляют не менее 10 % суммарных активов всех сегментов.

На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности должно приходиться не менее 75 % выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации. В противном случае необходимо выделить дополнительные отчетные сегменты.

4. Все сегменты должны быть раскрыты. Иными словами, сформирована требуемая информация, характеризующая сегмент в общей деятельности организации.

5. Если выручка, расходы, активы и обязательства относятся к двум и более отчетным сегментам, их надо распределить между этими сегментами.

Однако совсем без пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности в этом вопросе не обойтись.

Организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:

— общую информацию (описание основы выделения сегментов, признанных отчетными; случаи объединения сегментов; наименование вида (группы) продукции, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также прочих сегментах);

— показатели отчетных сегментов (финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период; общую величину активов и обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочными лицами организации));

— способы оценки показателей отчетных сегментов (порядок учета операций между отчетными сегментами; характер различий и изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде; описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны);

— сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей баланса или отчета о прибылях и убытках (суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации; суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль; суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации; суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации; суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации);

— иную информацию, предусмотренную Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010).

Таким образом, изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей информации по отчетным сегментам, а также причины этих

изменений и оценка последствий их в денежном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Важно подчеркнуть, что раскрытие информации по сегментам согласно ПБУ 12/2010 должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации информацией, позволяющей оценить:

• отраслевую специфику деятельности организации (достигается путем выделения сегментов и раскрытия информации о наименовании вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг по каждому отчетному сегменту);

• хозяйственную структуру организации (достигается путем выделения сегментов);

• распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности (до-

стигается путем раскрытия совокупности показателей по каждому отчетному сегменту). Итак, разобравшись с самостоятельными действиями и выбором в вопросах сегментирования, определившись с информацией по отчетным сегментам в пояснениях в бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо сделать следующий логический шаг: такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера (хотя последняя редакция ПБУ 1/2008 и допускает разработку учетной политики и другими должностными лицами) [4], так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами. После утверждения учетной политики для целей сегментного учета главный бухгалтер становится одновременно и «гарантом» ее соблюдения, и

лицом, претворяющим ее положения в практическую деятельности.

Вспомним причины внесения изменений в

Рис. 1. Причины изменения учетной политики предприятия

учетную политику для целей бухгалтерского учета организации в свете последних законодательных нововведений, включая Федеральный закон № 402-ФЗ (рис. 1), добавив также и ситуации, не считающиеся изменением учетной политики, что имеет практически важный характер и часто ошибочную реализацию.

Применительно к вопросам сегментного учета, следует подчеркнуть, что учетную политику необходимо изменить или дополнить в случае разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета. Важно, что Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) подчеркивает, что применение нового способа должно привести к одному из двух последствий:

— более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

— меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Следует заметить, что в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ [2] менять учетную политику необходимо, только если новый способ способствует повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета.

Вывод: снижение трудоемкости не является причиной для корректировки учетной политики, да и применительно к ведению сегментного учета — это факт неоднозначный. Более же достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организаций с диверсифицированной деятельностью при введении сегментного учета не вызывает сомнений.

В целях обеспечения сопоставимости данных сегментного учета, изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Федерального закона № 402-ФЗ.

Как уже отмечалось, учетная политика для целей сегментного учета должна формироваться главным бухгалтером и служить главным образом для нужд бухгалтерского учета. Поэтому утверждать учетную политику следует путем издания отдельного приказа по организации, а участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все сегменты организации в пределах своей компетенции.

Форма учетной политики для целей сегментного учета нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовой формат с делением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом, имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее издания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.

Табличная форма построения учетной политики имеет ряд преимуществ:

— делает этот документ более структурированным;

— имеет наглядные ссылки на нормативные документы, являющиеся обоснованием для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета;

— позволяет географически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям сегментного учета.

Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.

Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика для целей сегментного учета со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.

В учетной политике для целей сегментного учета, также как и для целей бухгалтерского учета, целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический.

Организационно-технический раздел определяет:

— организацию ведения сегментного учета;

— технологию обработки сегментной информации;

— порядок документооборота;

— рабочий план счетов сегментного учета;

— права и обязанности работников бухгалтерии, отвечающих за ведение сегментного учета и составление отчетности;

— ответственность за несвоевременное выполнение обязанностей работников бухгалтерии, отвечающих за ведение сегментного учета и составление отчетности.

При этом порядок организации сегментного учета должен устанавливать способ ведения и степень его децентрализации, структуру бухгалтерии.

Учетная политика для целей сегментного учета организации должна содержать ряд приложений: как минимум указанные рабочий план счетов сегментного учета, применяемый в данной организации, и график документооборота. Также в приложении к учетной политике могут быть отражены дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов и формы внешней сегментной отчетности. В первую очередь это актуально для организаций, имеющих

сложную внутреннюю структуру и разветвленную сеть филиалов.

Технология обработки сегментной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов. Поэтому в приложение целесообразно вынести и общий перечень, а также формы составляемых регистров сегментного учета и инструкции по их заполнению. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень имущества и обязательств сегментов, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций.

Внутренний контроль за хозяйственной деятельностью сегментов должен осуществляться силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.

Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий сверки информации,

Основные аспекты учетной политики организации для целей ведения сегментного учета

Методические элементы учетной политики

Методика составления внешней сегментной отчетности

Технические элементы, отражаемые в учетной политике

Регистры сегментарного учета

Методы оценки активов и обязательств сегмента

Методы признания доходов и расходов сегмента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок распределения доходов и расходов по сегментам

Порядок распределения активов и обязательств между сегментами

Технс обработкр ной инф логия сегмент-ормации

Порядок документооборота

Рабочий план счетов сегментного учета

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств сегмента

Рис. 2. Основные аспекты учетной политики для целей ведения сегментного учета

раскрытой для отчетных сегментов, с информацией по организации в целом. По каждому сегменту следует указать сверку между информацией по отчетным сегментам и информацией в сводных финансовых отчетах в отношении выручки сегмента, его результатов, активов и обязательств.

В методическом разделе учетной политики должны быть определены:

— методы оценки активов и обязательств сегментов;

— методы признания доходов и расходов сегментов;

— методика составления внешней сегментной отчетности;

— порядок распределения доходов и расходов по сегментам;

— порядок распределения активов и обязательств между сегментами и др.

Достаточно короткий перечень рассматриваемых вопросов не должен вводить в заблуждение — методический раздел всегда бывает объемным, и именно он определяет правила учета в организации. Следует отметить, что приведенные элементы организационно-технического и методического разделов учетной политики не являются исчерпывающими. Организации вправе расширять их, дополняя другими подразделами.

Для более наглядного отображения всех основных аспектов учетной политики для целей сегментного учета представим их в виде рис. 2 [1].

И еще один аспект. В соответствии с учетной политикой для целей сегментного учета сегменты как обособленные подразделения юридического лица (филиалы, представительства) могут:

— иметь отдельный баланс и расчетный счет;

— не иметь отдельного баланса и расчетного счета.

Как известно, юридическое лицо имеет право наделять

Организационные элементы, отражаемые в учетной политике

Права и обязанности работников бухгалтерии, отвечающих за ведение сегментного учета и составление отчетности

Ответственность за несвоевременное выполнение обязанностей работников бухгалтерии, отвечающих за ведение сегментного учета и составление отчетности

сегменты имуществом. Это имущество носит относительный характер, так как это имущество является имуществом организации, даже если оно учитывается на отдельном балансе сегмента. Если у сегмента возникают обязательства перед контрагентами, то организация несет ответственность всем своим имуществом.

На отдельный баланс, как правило, выделяются крупные обособленные подразделения, обладающие большими имущественными средствами и осуществляющие множество различных операций. Сегмент, выделенный на отдельный баланс, не является юридическим лицом.

Все приведенные положения и подходы справедливы и применительно к деятельности полиграфических предприятий, что позволяет в качестве примера практической реализации представленных аспектов сегментирования и формирования учетной политики для этих целей предложить фрагмент учетной политики (при условии необходимости сегментирования), адаптированной к деятельности полиграфических предприятий (см. таблицу).

В заключение сформулируем следующие выводы.

1. Раскрытие информации по сегментам направлено на обеспечение пользователей данными, которые готовятся для высшего менеджмента и в соответствии с которыми в организации принимаются управленческие решения. Эта информация позволяет оценить отраслевую специфику деятельности и хозяйственную структуру компании, а также распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.

2. Ведение внешнего сегментного учета и составление внешней сегментной отчетности необходимо осуществлять в соответствии с учетной политикой организации. Учетная политика организации является важнейшим фактором составления не только финансовой, но и сегментной отчетности. Поэтому при формировании учетной политики для целей сегментного учета необходимо учитывать отраслевые особенности компании; риски и прибыли от производства товара (работы, услуги); риски и прибыли от деятельности в том или ином географическом регионе.

3. Учетная политика организации не только регламентирует деятельность бухгалтерии,

«

Н К 5

а с

ч <и а

е

*

=

и <и т

х &

«

а

и

4 о с <и

а

г

а

с

«

гг

5 Н 5

ч

о

С

«

о X

н <и

т

^

н X <и

г

и «

а

е

£ =

и

£

:=

О =

и

X =

т. =

&

Й СО

Л в -

' §

^ в

е I

I==

8 « /5 о

т я

о

к

«

о

Я

ю £

о

X

X

I

н о

£

О «

о н и

Й £

X

о

Ь =Я ® а Й я

¡3 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ^

-

&

о 5 Я

я

л а

о

к

о -о

я«

о

N В

5 О

6 £

X X

о Л

« [2

« о

а И

В 2

Й о

Ч Е-

О Й

Ю Н

« I

К ^

х х О о о

X

я о

0 К л

1 К

я о

Ё

л ^

<3 ^

о и

о к

й Ч ^

Й Я

§ &

о к

О 5К

н о

й к

Й й

и «

х а

я й

о &

Й §

а «

к *

§

н х

ю ^

8

0

1 Л

й

£

2

к й и х

я ю

„ ^

х №

я Н ю 2 Я й

я I

й ^ ея о

« 8

2 I

3 _ я 5

о

Я К Я °

I Я

о н

Л

&

я

о Я н

Н «

а в

о

С в

. о

о

я й Л

Н § о Е я а

Р й

^ г

& я х

я а

о4

£ « Я И

В

X

I

о

Я

£ с

а я ¡Й ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 3

Ж и и й

о ^

й I о X о Я о о ю

0

X

н

X

ю й

1

N -

о «

5 Н О

о Я Н

о ^

о

о х о

0 Я й

1

©

=Я §

о

а

и

5! ^

Я £

о

ч ю

о о ч Я

Й X

о

X (г

я о о

в |й

Я N

к

X О

ч

о

^

о «

о Я Л

о и

В В

5 £

- я

о « «

2 %

Ь о £ "

о

о

я д-я

3

Я й Й « й «ю

те ч р

н и

2 я

ч &

1ГС

«

Я я

х "

Н (-Г

<3 ^

Ей й

X ¿1

г^ и

Н °

сЗ 5И

Я ч

О X

« я

о н

м О

о ^ 3 яО &

0 о

1 2

я

Я ч

й е

л ^

о о

О ^

О

„ г^ NN ¡2 ^ ^ ^

й Н С

ю й

5 Я

я

а

о

=Я О

& к

Я 8 О Я

Я «

Я й

л а

^ ^у

о я

м н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡3 ^

эт Я

й н

к

Ч

О ■ «

Н й

:В Я

я Ь

о я о

с

ы

й X ■г

о

X -

о

о

,!Й

й Я

О

Я а о о

£

х Я

й й

1

г^ О

и £

=

о

£

3 =

I

СО

:=

О =

о

т

^

=

т.

и &

й СО

Л в -

' §

^ а

Ё I 1 ==

8 « /5 о

т я

н к я с т я с о н т о и

и ц

а з и н

ган р

о а вс то

о

о

5

н е

т л о ю и о ис

сто

м о и н

ы н т е ч т

о

ду

N

п м ^ «

е теа

и

и ц

а

й е

и ц

аз зи ин на

аг р

ы н

ял

р

ои я ти

то

2 я % £

« Ё

ея рее

пр о

во он дс

иО

я

^ ¡а

ел

Е ^

^ 2 Й о

И я

ен ра

й ин

л л я ^ от се

и к

ас

на и р

я

Я * ня ы

з к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нй ч гай Г; вч

« § I

сло зак

поды я д

соч

ыт дн ое

х £

сг ае р с

8 § * а

чн

ре ыч вт

и 2

лм си

М и

е

с

ао

л ь

ы ек

о

" о

о К О о

ы н т е

ач

Л Е-

тк

а ра

ня р в

е и и ма и икв рчо и

аз ^

нви * § «

оы

Н

к

ер с

2 5 е

еао оСчМ

й

Й ,

& о п с мн ма

8 © й

оо

яв арии

а §

кто цаз

„ к 8 ® ё 2 ер цо

йп той

т е _ „ _

о я

3 * ё £

^ Й тн

е

I Я

ин

ес су

ог о

онт

ны

Й Н

2 5

е

° !

го онл

п К

ат ил

н М

о

К Э ве

§ а

£ ь

Ё о ас

р о

онте

е

I

о в о

£ § 3 I

оли

а

к ^ ай

кс

Й л

ее

у и

^ ь Й р

те

в

с

ва тт

нц

.1 к

ти раду

ео тр

В &

пт

й о

о Ю

I

г-

м а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ I

о н

X

л а н о

и

& н ^ «

Й в

оз л -

с? Я

^ к

г<ч К

ч о

ю

а

о н

х

л а

н р

а р

е

Й

р

а

ли пк я с ае нч ти

о

10 ся ■ <3 п

£ I §

ч о

ю

а р

а

ата

гоо

в § ^

N

ч

ыо

н ю

X

н оа ю л ю аа е а

я а н

н

ао

рак зар ар

_

ся с еае

я

I я |

О I о

к I к

а

ата р

рта

ы н

X

л а

и р

о н

X

л а н о

и ц

.; л

сЯ О

л к ео

£ £

а П & ^

н

я » ^

О Йр

о

. Й О т ^ И

но также прямо или опосредственно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений в частности. Поэтому учетная политика является важным распорядительным документом, и принимать решения при установлении положений учетной политики должен руководитель организации, исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов.

4. Участвовать в подготовке и проработке учетной политики должны практически все структурные подразделения организации по направлениям своей деятельности, а работу по подготовке и совершенствованию учетной политики следует вести планомерно в течение всего года.

5. Целесообразно осуществлять постоянный мониторинг изменений в законодательстве и различных нормативных документах, а также непосредственно в деятельности организации.

6. Учетная политика для целей сегментного учета организации должна применяться последовательно из года в год, изменения в ней должны носить несущественный характер и являться исключением из правил.

Список литературы

1. Акатьева М.Д. Бухгалтерское дело в условиях сегментации бизнеса: монография / М. Д. Акатьева, Моск. гос. университет печати им. Ивана Федорова. М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2013.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.

4.Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.