Научная статья на тему 'Учет затрат на автотранспортном предприятии'

Учет затрат на автотранспортном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1363
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЗАТРАТЫ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ACCOUNTING / COSTS / MOTOR TRANSPORT COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канищева Н.А.

Для принятия управленческих решений необходимо знать затраты на всех этапах хозяйственной деятельности предприятия. Анализ затрат позволяет оценить их эффективность, контролировать качественные показатели работы предприятия, прогнозировать уровень прибыли и рентабельности. Эффективность функционирования автотранспортного производства в значительной степени обеспечивается сокращением себестоимости грузовых перевозок на основании учета затрат, порядку проведения которого и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING COSTS IN A MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE

To make management decisions, it is necessary to know the costs at all stages of an enterprise’s economic activity. Cost analysis allows one to evaluate their effectiveness, to control the quality indicators of the enterprise’s work, to predict the level of profit and profitability. The efficiency of the motor transport production largelydependent on reduction of cost prices of freight transportation based on costs accounting, which is the main topic of the article.

Текст научной работы на тему «Учет затрат на автотранспортном предприятии»

УДК 657.47

КАНИЩЕВА Н. А. KANISHCHEVA N. А.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

ACCOUNTING COSTS IN A MOTOR TRANSPORT

ENTERPRISE

Аннотация. Для принятия управленческих решений необходимо знать затраты на всех этапах хозяйственной деятельности предприятия. Анализ затрат позволяет оценить их эффективность, контролировать качественные показатели работы предприятия, прогнозировать уровень прибыли и рентабельности. Эффективность функционирования автотранспортного производства в значительной степени обеспечивается сокращением себестоимости грузовых перевозок на основании учета затрат, порядку проведения которого и посвящена данная статья.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, затраты, автотранспортное предприятие.

Summary. To make management decisions, it is necessary to know the costs at all stages of an enterprise's economic activity. Cost analysis allows one to evaluate their effectiveness, to control the quality indicators of the enterprise's work, to predict the level of profit and profitability. The efficiency of the motor transport production largelyde-pendent on reduction of cost prices offreight transportation based on costs accounting, which is the main topic of the article.

Keywords: accounting, costs, motor transport company.

Учет затрат на автотранспортном предприятии ведется на балансовом счете 20 «Основное производство». По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием автотранспортных услуг: расход горюче-смазочных материалов, запчастей, расчеты с персоналом по оплате труда, а также прочие расходы. По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости оказанных автоуслуг.

Учет затрат на заработную плату и отчисления. Автотранспортное предприятие для достоверного и своевременного учета затрат на заработную плату руководствуется документами, регулирующими учет заработной платы. К ним относятся:

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г., глава 21;

- Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г., часть 2 статья 255;

- Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании»;

- Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования» от 19.12.2016 г. № 3417-ФЭ.

На автотранспортном предприятии при организации учета заработной платы используют формы первичных документов, утвержденные постановлением Федеральной службы государственной статистики от 05.01.2004 г. № 1. Первичными документами по учету движения персонала служат приказы: о приеме на работу, увольнении, предоставлении оплачиваемого отпуска, переводах и др. На каждого сотрудника, принятого на работу, заводится личная карточка и открывается персональный лицевой счет.

На лицевой счет вносятся данные о начисленной и выплаченной заработной плате, суммах вычетов и удержаний. Сведения в лицевые карты переносят из табелей учета рабочего времени, листов нетрудоспособности, приказов (о произведенных удержаниях или начислениях премии).

Для начисления заработной платы на автотранспортном предприятии используется табель учета рабочего времени - форма Т13. Табель формы Т13 является основанием для расчета заработной платы сотрудникам. В табеле содержатся данные о явках и неявках на работу. В случае неявки сотрудника на работу указывается кодовое обозначение причины отсутствия. В табеле производится расчет общего количества отработанных дней и часов сотрудников за месяц.

Для учета затрат на заработную плату Планом счетов предусмотрено открытие и ведение счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учитываются расчеты по всем видам выплат, причитающихся работникам. По кредиту счета 70 «Расчеты с

После начисления заработной платы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», за минусом произведенных удержаний по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», оставшаяся часть заработной платы выплачивается работникам.

Учет затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ). С учетом цен на топливо расходы организаций на ГСМ составляют значительные суммы. Для транспортных организаций по распоряжению Министерства Транспорта Российской Федерации разработаны методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 14 марта

персоналом по оплате труда» отражается начисление заработной платы. Расходы на оплату труда списываются на себестоимость услуг, поэтому со счетом 70 корреспондирует счет 20 «Основное производство».

Из зарплаты работников ежемесячно удерживается налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В настоящий момент НДФЛ рассчитывается как 13% от начисленной заработной платы, уменьшенной на сумму налоговых вычетов по НДФЛ.

Страховые взносы автотранспортное предприятие платит в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Страховые взносы включаются в себестоимость продукции в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по учету затрат на заработную плату делается запись (таблица 1).

2008 г. № АМ-23-р. Необходимость норм расхода топлив и смазочных материалов для автомобильного транспорта заключается в расчетах нормативного значения по месту потребления расхода топлив, определения себестоимости перевозок, а также ведения отчетности [4].

Прежде всего, напомним, что ГСМ относится к материально-производственным запасам, которые подлежат не только стоимостному учету, но и контролю по количеству. Постоянный контроль за всем, что происходит в организации и влияет на финансовое состояние (результат ее деятельности), является одной из главных задач бух-

Таблица 1

Корреспонденция счетов по учету затрат на заработную плату_

Содержание операций Дебет Кредит

Начислена заработная плата работникам 20 70

Произведено удержание НДФЛ из заработной платы 70 68.01

Перечислен НДФЛ, удержанный из дохода налогоплательщиков 68.01 51

Начислены страховые взносы 20 69

Выплачена заработной платы работникам предприятия 70 51

галтерской службы. При этом в учете фиксируются фактические данные, позволяющие сформировать достоверную информацию об имуществе и фактах хозяйственной деятельности. Плановые же значения доходов (расходов) используются для составления бюджета и последующего сравнения с аналогичными фактическими показателями, чтобы по разницам выявлять перерасход или экономию, контролировать работу должностных лиц компании, имеющих дело с материальными ценностями.

В учете отражаются приход, расход и остаток ГСМ. Все эти показатели должны соответствовать тому, что есть на самом деле. Однако достоверно определить фактические остатки и расход по топливу проблематично, это можно сделать лишь в отношении поступления топлива по документам на заправках, где указано количество ГСМ, фактически заправленных в бак автомобиля. Что касается дальнейшего движения топлива, здесь все сложнее.

Дело в том, что даже количество ГСМ в баке автомобиля замеряется с большим приближением: приборы показывают в основном долю (часть) наполненности бака и остаток даже на минимуме может варьироваться от 5 до 10 л (в зависимости от автомобиля). Водитель, очевидно, не будет измерять топливный бак линейкой. Количество оставшегося топлива определяется по приборам приблизительно или же расчетным методом исходя из того, сколько было залито в бак и сколько израсходовано в поездке. Первую составляющую, как сказано выше, можно точно определить, а расход топлива оценивается приближенно по приборам или расчетным путем. Именно для последнего варианта нужны Нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте.

Расходы на приобретение ГСМ на автотранспортном предприятии связаны с осуществлением процесса транспортировки грузов и подлежат отнесению к расходам по обычным видам деятельности по элементу «Материальные затраты» (п. 7, 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Сумма всех фактических затрат включается в расходы орга-

низации (п. 6 ПБУ 10/99). ГСМ учитываются по фактической стоимости. Аналитический учет выданных ГСМ ведется по материально ответственным лицам - водителям автотранспорта. Автотранспортное предприятие осуществляет списание ГСМ на основании путевого листа [2]. Организации вправе самостоятельно разрабатывать путевые листы, соблюдая требования действующего законодательства. И такой путевой лист - если он содержит все обязательные реквизиты - вполне может являться одним из документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли.

Порядок учета, списания ГСМ и документального оформления на автотранспортном предприятии установлен внутренним распорядительным документом. Оприходование ГСМ осуществляется на основании накладной поставщика и чеков заправочных станций. Для учета ГСМ используется счет 10 «Материалы», отдельный субсчет 3 «Топливо». По дебету счета 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо» осуществляется приход ГСМ, по кредиту - списание. Причем к данному субсчету целесообразно открывать дополнительные аналитические счета - по видам топлив (ГСМ), по местам их нахождения и т.д. В частности, целесообразно предусмотреть отдельный аналитический счет для учета бензина, находящегося в баках автомобилей, ведь данный бензин тоже является частью материальных запасов организации и не может быть списан на расходы, пока он фактически не истрачен (а это должно подтверждаться путевыми листами). Путевой лист является лишь одним из документов, подтверждающих несение затрат. Поэтому при наличии чеков АЗС, авансовых отчетов, актов на списание топлива, договоров с поставщиками ГСМ, товарных накладных, расшифровок (реестров операций по топливным картам) с указанием месторасположения АЗС, даты и времени заправки, количества, марки и цены топлива и т.п. расходы являются обоснованными.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по учету затрат на ГСМ делается запись (таблица 2).

Таблица 2

Корреспонденция счетов по учету затрат на ГСМ__

Содержание операций Дебет Кредит

Оприходованы ГСМ на основании накладной поставщика 10.3 60

Оприходованы ГСМ на основании авансового отчета 10.3 71

Отражена выдача ГСМ водителям автотранспорта под отчет 10.3.4 10.3.3

Списание ГСМ 20 10.3

Остатки топлива в баках грузовых автомобилей ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков. ГСМ списываются на основании первичных расходных документов.

Учет затрат на ремонт - запасные части. Запасные части подлежат оприходованию по фактической себестоимости. Планом счетов предусмотрен отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» - 10.5 «Запасные части», на котором учитываются наличие и движение запасных частей. Корреспондирующим счетом к счету 10 «Материалы» выступает счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В бухгалтерском учете затраты на ремонт автомобиля отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. В том случае, когда запасные части, списанные со склада, были израсходованы не полностью, они подлежат возврату. Возврат оформляется накладной формы № М-11.

Небольшой ремонт подвижного состава автотранспортного предприятия может проводиться как хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, так и подрядным способом. Запасные части для ремонта автомобиля заказчик передает подрядчику (ст. 704 Гражданского Кодекса Рос-

сийской Федерации). Право собственности на эти материалы к подрядчику не переходит.

По окончании работ подрядчик сдает автотранспортному предприятию отчет об израсходованных материалах (п. 1 ст. 713 Гражданского Кодекса Российской Федерации). На основании полученного отчета материалы на автотранспортном предприятии списываются на счета учета затрат.

Автотранспортное предприятие руководствуется положениями п. 79 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства финансов России от 13 октября 2003 г. № 91н. В нем сказано, что пригодные для использования детали, узлы и агрегаты выбывающих объектов основных средств приходуются по текущей рыночной стоимости. Поступление таких запасных частей отражается в составе прочих доходов. Под рыночной стоимостью в данном случае понимается сумма денежных средств, которая может быть получена организацией в результате продажи этой запасной части (п. 9 ПБУ 5/01) [1].

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по учету затрат на ремонт делается запись (таблица 3).

Таблица 3

Корреспонденция счетов по учету затрат на ремонт__

Содержание операций Дебет Кредит

Списаны запасные части со склада 20 10.5

Оприходованы на склад неиспользованные запасные части при ремонте автомобиля собственными силами 10.5 20

Переданы подрядчику материалы для ремонта автомобиля 10.7 10.5

Списаны запасные части, израсходованные на ремонт автомобиля 20 10.7

Оприходованы запасные части, бывшие в эксплуатации (на основании требования-накладной по форме № М-11) 10.5 91.1

Учтены в стоимости запасные части расходы на ремонт, выполненный 10.5 60

подрядным способом

На склад оприходован комплект зимней резины, снятой с грузовых автомобилей 10.5 20

Чтобы привести замененные запасные части в пригодное состояние, организация ремонтирует их. В этом случае в стоимость восстановленных запасных частей включаются затраты на ремонт (п. 11 ПБУ 5/01). Если в дальнейшем замененные, но пригодные запасные части будут использованы, то их стоимость списывается в расходы (п. 5 ПБУ 10/99).

Прочие расходы. В прочие расходы автотранспортного предприятия входят расходы на:

- ОСАГО;

- техническое обслуживание;

- тахографы и карты;

- спутниковые системы.

ОСАГО. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Суть договора имущественного страхования изложена в п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации. По этому соглашению при наступлении оговоренного сторонами события одна из сторон (страховщик) за определенную плату берет на себя обязательства возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), убытки, причиненные имуществу этого лица вследствие наступления данного события. Максимальная сумма возмещения, как правило, предусматривается договором. При этом помимо риска утраты (гибели) или повреждения автомобиля по договору имущественного страхования может страховаться также риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, так называемый риск гражданской ответственности (п. 2 ст. 929 п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации). О страховании именно данного вида риска и идет речь в

рамках ОСАГО - обязательного страхования автогражданской ответственности.

Договор имущественного страхования, в том числе ОСАГО, априори является возмездным. Автотранспортное предприятие заключает договор ОСАГО в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законом. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), взносы по договору обязательного страхования гражданской ответственности отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности [2].

Вместе с тем, после того как компания заключила договор ОСАГО, возможны два варианта развития событий.

Автомобиль эксплуатируется в организации в период всего срока действия договора. Этот вариант, пожалуй, самый простой, поскольку не требует от бухгалтера отражения каких-либо дополнительных операций в налоговом учете.

До истечения срока действия полиса ОСАГО организация решит расстаться с застрахованным автомобилем, например, продать. В этом случае компания досрочно расторгает соглашение со страховой компанией, и бухгалтеру придется отразить в налоговом учете часть страховой премии, возвращенной страховщиком.

Для учета страховых взносов используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Аналитический учет по этому счету ведется отдельно по каждому заключенному организацией договору страхования.

Признанные расходы по страхованию отражаются на счете учета затрат 20 «Основное производство». Страховые платежи перечисляются ежемесячно. Страховые платежи отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». В дальнейшем расходы, учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов», списываются на счета учета затрат на производство и реализацию в порядке, установленном организацией в течение периода, к которому они относятся.

Техническое обслуживание. В соответствии сп. 12 ст. 1 Федерального закона

№ 170-ФЗ под техническим обслуживанием транспортных средств понимается проверка их технического состояния. В ходе такой проверки выявляется соответствие автомобилей обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, а также

Тахографы. Обязанность обеспечить автомобили тахографами вытекает из положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Помимо затрат на приобретение и установку тахографов, у автотранспортного предприятия возникает ряд сопутствующих расходов, например, на их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию. Плюс приобретаются карты тахографа.

Тахограф, приобретенный и установленный на транспортное средство в соответствии с требованием ст. 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, учитывается в со-

Спутниковые системы. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» для повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспе-

за ее пределами. Плата за техосмотр и выдачу талона «Чистый воздух» учитывается в составе прочих расходов [3].

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по учету затрат на техническое обслуживание делается запись (таблица 4).

ставе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01). Стоимость тахографа списывается через амортизацию. В соответствии с Классификацией основных средств аппаратура и приборы для измерения параметров движения, включая тахометры и скоростемеры, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет включительно. В бухучете стоимость приобретенных карт водителя и предприятия учитывается в составе материалов на одноименном счете 10 [1].

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по учету затрат на тахографы делается запись (таблица 5).

чивается российскими навигационными системами. В перечень таких транспортных средств, определенных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в соответствии с их полномочиями, входит автотранспортная организация.

Таблица 4

Корреспонденция счетов по учету затрат на техническое обслуживание

Содержание операций Дебет Кредит

Внесена оплата за услуги технического обслуживания через подотчетное лицо 60 71

Внесена оплата за услуги технического обслуживания через расчетный счет 60 51

Таблица 5

Корреспонденция счетов по учету затрат на тахографы _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание операций Дебет Кредит

Приобретен тахограф 10.9 60

Тахограф установлен на автомобиль 20 10.9

Оприходованы карты тахографа 10 60

Списана стоимость карты, переданной сотруднику организации 20 10

Спутниковая система слежения, установленная на автомобили, фиксирует именно фактический расход топлива на основании данных, получаемых непосредственно от топливной системы. И расход по каждому рейсу на самом деле разный - он зависит от степени изношенности автомобиля, качества отладки его механизмов, времени работы на холостом ходу и т.д. и т.п. Поэтому не стоит удивляться, если показания установленного на автомобиле оборудования контроля и слежения отличаются от данных, полученных расчетных путем исходя из пробега и минтрансовских норм.

Расходы на приобретение спутниковых систем отражаются аналогично расходам по приобретению тахографов [3].

Итак, одно из самых важных условий для реализации производственных планов предприятий различных отраслей экономики - своевременное и систематическое удовлетворение потребностей в перевозках. С повышением скорости доставки грузов появляется возможность ускорить оборачиваемость оборотных средств. Это создает благоприятную среду для увеличения эффективности общественного производства. Вместе с тем, расходы автотранспорта приводят к увеличению издержек в других отраслях. Поэтому предприятия ищут возмож-

ности взаимодействия с теми автотранспортными фирмами, которые обеспечат уменьшение расходов на транспортировку грузов. Таким образом, учету затрат на автотранспортном предприятии нужно уделять повышенное внимание.

Литература

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 № 44н.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № ЗЗн.

3. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждены Министерством транспорта Российской Федерации от 30 июля 1971 г. с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации № ГКПИ07-257.

4. О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 г. № AM-23-p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.