Научная статья на тему 'Учет возрастных закономерностей развития морфологических, функциональных и силовых показателей в спортивном отборе и многолетней подготовке юных пловцов'

Учет возрастных закономерностей развития морфологических, функциональных и силовых показателей в спортивном отборе и многолетней подготовке юных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1105
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ПЛОВЦЫ / УРОВНИ МАТУРАЦИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ОТБОР И ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ / YOUNG MALE SWIMMERS / LEVELS OF MATURITY OF MORPHOLOGICAL / FUNCTIONAL AND POWER INDICES / SELECTION AND ELABORATING OF TRAINING PROCESS INSIDE AGE GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломатин Виктор Радиевич, Булгакова Нина Жановна

К выбору тренировочных нагрузок по их направленности и величине необходим дифференцированный подход в зависимости от типа биологического развития. Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен в средних возрастных группах для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки, а также поиска молодых талантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recording of the age fundamental principles of development of morphological, functional and power indicators in sport selection and long term preparation of young male swimmers

We must apply differential approach to selecting the training loads in accordance with their directness and magnitude (volume and intensity) in dependence on a type of biological development. Control over the levels of biological puberty and maturity of fundamental morphofunctional and bioenergetics indices are of particular importance inside middle age groups for defining the individual terms of applying intensive functional and strengthening training both with young talents` search.

Текст научной работы на тему «Учет возрастных закономерностей развития морфологических, функциональных и силовых показателей в спортивном отборе и многолетней подготовке юных пловцов»

количества упражнений на растягивание, которые выполнялись в паузах отдыха между высокоинтенсивными заданиями.

Таблица 2

Изменение максимальных (лучших) и минимальных (худших) результатов тестирования физической подготовленности юных тхэквондистов экспериментальной группы по микроциклам в течение макроцикла тренировочного процесса

№ измерения п = 30

Челночный бег 3х10 м (сек) Метание набивного мяча (м)

тах тах тіп тіп

1 8,8 3,51 1,96 11,3

2 8,7 3,67 2,26 11,0

3 8,2 3,43 2,01 10,4

4 8,7 3,33 1,61 10,2

5 8,5 3,25 2,12 9,9

6 8,6 3,96 1,96 10,9

7 8,1 3,88 1,92 10,4

8 7,9 3,55 1,88 10,3

9 9,0 3,44 2,22 10,7

10 8,4 3,88 2,25 10,7

11 8,4 3,43 2,00 10,8

12 8,4 3,98 2,11 10,0

13 7,9 3,66 2,11 9,8

14 8,3 3,51 2,11 9,9

15 8,1 3,53 2,11 9,7

16 8,1 3,69 2,04 9,6

17 8,4 3,76 2,12 10,4

18 7,9 3,95 2,31 9,7

19 8,1 3,55 2,16 9,9

20 7,8 3,68 2,41 9,8

21 8,3 3,89 2,53 10,1

ВЫВОД

Анализ результатов 21 тестирования уровня развития физических способностей свидетельствует о том, что распределение вариаций на протяжении эксперимента (годичный макроцикл) в большинстве изучаемых признаков стабильно и находится в пределах нормы (от 4,21 до 20,89%). В целом за время эксперимента обнаружен значительный, статистически достоверный по всем показателям прирост результатов (р<0,05 - 0,001), что свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики на ход развития физических способностей.

Контактная информация: [email protected]

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ И МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ

ПЛОВЦОВ

Виктор Радиевич Соломатин, кандидат педагогических наук, профессор,

Нина Жановна Булгакова, доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАО,

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(РГУФКСиТ) г. Москва

Аннотация

К выбору тренировочных нагрузок по их направленности и величине необходим диффе-

ренцированный подход в зависимости от типа биологического развития. Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен в средних возрастных группах для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки, а также поиска молодых талантов.

Ключевые слова: юные пловцы, уровни матурации морфологических, функциональных и силовых показателей, отбор и построение тренировки в возрастных группах.

RECORDING OF THE AGE FANDAMENTAL PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF MORPHOLOGICAL, FUNCTIONAL AND POWER INDICATORS IN SPORT SELECTION AND LONG TERM PREPARATION OF YOUNG MALE SWIMMERS

Victor Radiyevich Solomatin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Nina Zhanovna Bulgakova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Corresponding member of the Russian Academy of education,

The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism,

Moscow

Annotation

We must apply differential approach to selecting the training loads in accordance with their directness and magnitude (volume and intensity) in dependence on a type of biological development. Control over the levels of biological puberty and maturity of fundamental morphofunctional and bioenergetics indices are of particular importance inside middle age groups for defining the individual terms of applying intensive functional and strengthening training both with young talents' search.

Key words: young male swimmers, levels of maturity of morphological, functional and power indices, selection and elaborating of training process inside age groups.

ВВЕДЕНИЕ

Многолетняя спортивная подготовка и отбор подчиняются единой целевой установке на высшее спортивное мастерство. Разработка эффективной системы отбора и многолетней спортивной тренировки связана с изучением биологических закономерностей роста и развития организма детей и подростков, данных о формировании физической и функциональной подготовленности, юных спортсменов, таких как: возрастная динамика показателей, лимитирующих спортивные достижения; гетерохронность развития различных функциональных систем; периоды наиболее интенсивного роста и возраста «пиковых» приростов для различных физических качеств; степень консервативности и тренируемости этих качеств на различных этапах многолетней тренировки; влияние индивидуальных темпов созревания на физическое развитие юных спортсменов; уровни зрелости отдельных функциональных систем в разном возрасте и др. [2, 3,

4, 5, 6, 7].

Принимая это во внимание, настоящие исследование проводилось с целью выявления возрастных особенностей морфологического и функционального развития, повышения силовых возможностей пловцов 11-18 лет.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки физического развития пловцов измерялись длина тела, масса тела, ЖЕЛ, отношение масса тела/длина тела и ЖЕЛ/масса тела, кистевая и становая сила, время максимальной задержки дыхания.

Для определения аэробных возможностей организма пловцов применялся тест со ступенчато-возрастающей нагрузкой в гидроканале. Выполнение теста начиналось со скорости потока 1,0 м/с и каждые 2 мин скорость повышалась на 0,2 м/с. В результате тестирования фиксировались показатели, характеризующие механизмы энергообеспечения организма: уровни МПК (абсолютный и относительный), легочной вентиляции, ЕхсСО2, скорость и мощность на уровне анаэробного порога (Упано и

^WПАНО).

Анаэробные возможности пловцов оценивались по показателю концентрации лактата в крови после выполнения максимального теста 4^50 м с интервалом отдых 15 секунд на 3 мин восстановления. Регистрировалось также суммарное время проплыва-ния теста (Е1;4х50м), определялся показатель гликолитической мощности (HLa/Et^^), средняя скорость и мощность работы в тесте.

Развитие силовых возможностей оценивалось по комплексу показателей:

- статическая сила тяги на суше двумя руками (в положении рук, имитирующем середину гребка); индекс скоростно-силовой выносливости (ИССВ) в 30секундном тесте на тренажере Хюттеля с отягощением, равным 80% от максимальной силы тяги;

- индекс силовой выносливости (ИСВ) в 3-минутном тесте на тренажере Хюттеля с отягощением, равным 60% от максимальной силы тяги.

Оценка специальной силы включала измерения силы тяги на привязи при нулевой скорости (F при У=0) в полной координации движений и при плавании с помощью движений ног, также измерения дополнительной силы тяги в гидроканале со скоростями потока воды 0,6 - 1,0 - 1,2 - 1,4 м/с.

Биологический возраст определялся с учетом выраженности вторичных половых признаков.

В эксперименте приняли участие 205 юношей, специализирующихся в плавании кролем на груди, со спортивной квалификацией от III разряда до мастера спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для более наглядного представления гетерохронности созревания различных показателей физического развития, функциональных и силовых возможностей и сопоставления их по степени зрелости, полученные абсолютные значения этих показателей были выражены в процентах от дефинитивного уровня развития. За дефинитивный уровень развития условно были приняты значения исследуемых показателей в 18летнем возрасте.

В табл. 1. представлены временные ряды, отражающие уровни матурации (т.е. степени зрелости) показателей физического и функционального развития, энергетической производительности, силы, специальной работоспособности в процентах от дефинитивного уровня у пловцов 11-17 лет. Из представленных данных видно, что наиболее зрелым во всех возрастах является длина тела. Ей значительно уступают по уровням зрелости до возраста 14-15 лет масса тела и ЖЕЛ. Характерно, что во всех возрастах относительные показатели масса тела/длина тела и ЖЕЛ/масса тела являются более зрелыми, чем масса тела и ЖЕЛ. Высокие уровни зрелости отношения ЖЕЛ/масса тела косвенно свидетельствуют о том, что уже в младших возрастных группах имеются морфологические предпосылки для развития аэробных способностей организма пловцов.

Степень зрелости показателей функциональных возможностей ЕхсСО2, МПК, ЛВ, в 11-13 лет значительно уступает показателям физического развития (длине и массе тела, ЖЕЛ). В то же время относительный показатель МПК/мин/кг по степени зрелости уступает только длине тела и отношению ЖЕЛ/масса тела. Вероятно, именно этот факт позволяет юным пловцам 11-13 лет выполнять объем мягкого, экстенсивного плавания.

В 11-13 лет уровень матурации МПК несколько уступает уровню матурации ЛВ, а после 14 лет превышает его. Вероятно, в младших возрастах опережающее увеличение ЖЕЛ и ЛВ является предпосылками для роста МПК, а в старших возрастных группах прирост МПК определяется в большей степени совершенствованием тканевых механизмов дыхания. Во всех возрастах степень зрелости показателей Упано и WnAHO выше, чем МПК, что подтверждает предрасположенность юных пловцов к экстенсивной тренировке аэробной направленности.

Показатели анаэробной гликолитической производительности (HLa, HLa/Et^^)

во всех возрастах являются более близкими к дефинитивным значениям, чем показатели аэробной работоспособности. Уровни матурации анаэробной гликолитической емкости были выше уровней мощности гликолиза. Однако темпы созревания этих показателей значительно отстают от темпов созревания аэробных возможностей. Это позволяет лучше понять, почему у юных пловцов спортивные достижения на средних и длинных дистанциях растут значительно быстрее, чем на коротких. На это также указывает динамика созревания эргометрических показателей - мощность ПАНО возрастает более высокими темпами, чем мощность в тесте 4^50 м.

Таблица 1

Уровни матурации показателей физического развития, функциональных и силовых возможностей у юных пловцов 11-17 лет _____________________(в % от дефинитивного уровня в 18 лет)____________________

Показатели Возраст, лет

11 12 13 14 15 16 17

Длина тела 82,7 85,0 88,0 93,6 95,8 97,5 98,4

Масса тела 53,0 57,5 66,4 76,1 86,2 89,2 94,8

Длина тела/масса тела 64,3 67,7 74,7 81,4 90,1 91,6 96,3

ЖЕЛ 45,4 51,2 60,1 71 79,2 88,0 92,9

ЖЕЛ/масса тела 85,5 89,0 90,5 93,2 91,9 98,7 98,0

Задержка дыхания 49,2 56,6 64,8 76,3 87,2 90,9 96,4

Функциональная производительность в тесте со ступенчато-возрастающей нагрузкой в гидроканале

МПК, абсолютное 37,9 41,1 51,3 63,6 78,1 89,1 94,4

МПК, относительное 76,9 74,3 80,3 85,3 92,3 96,2 99,5

ЛВ 41,1 44,5 53,5 57,8 74,8 81,9 91,4

ЕхсСО2 22,7 26,8 34,9 44,7 54,5 58,5 78,9

УПАНО 72,3 78,3 84,2 89,5 96,0 98,0 99,3

^^ПАНО 37,9 47,9 59,8 71,8 88,6 94,3 97,7

Анаэробная производительность в тесте 4x50 м с интервалом отдыха 15 секунд с максимальной скоростью плавания

ИЬа 52,2 61,9 66,4 67,0 85,2 86,4 95,9

НЬа/ЕІ4х50м 37,8 47,4 54,8 58,5 77,0 80,0 92,6

У4х50м 73,1 77,0 82,3 86,8 90,2 92,0 96,6

W4х50м 39,1 44,4 55,6 66,5 74,3 78,6 90,8

Силовые возможности

Кистевая сила 46,7 54,7 64,0 75,0 87,7 95,4 98,0

Становая сила 41,0 47,0 52,6 64,7 76,6 84,0 97,0

Б тяги на суше 32,9 38,5 47,0 60,3 76,6 88,9 95,4

ИССВ 24,7 31,5 41,2 63,9 79,7 93,4 97,3

ИСВ 31,8 39,7 57,2 71,3 92,4 93,8 98,1

Б тяги, У=0, в полной координации движений 45,4 50,0 59,5 67,4 84,7 93,4 99,2

Б тяги, У=0, с помощью движений ног 61,2 66,9 74,3 80,2 91,7 93,4 97,5

Дополнительная сила тяги в гидроканале

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б тяги, У=0,6 м/с 42,3 48,2 57,1 66,7 83,9 94,6 97,6

Б тяги, У=1,0 м/с 29,3 36,7 47,3 58,0 72,7 86,7 94,0

Б тяги, У=1,2 м/с 20,3 30,5 43,8 57,8 75,0 90,6 93,8

Б тяги, У=1,4 м/с 8,5 19,8 35,8 51,9 74,5 90,5 95,5

Динамика созревания показателей кистевой силы фактически отражает возрастную динамику созревания массы тела. Такие силовые показатели, как становая сила и сила тяги на суше двумя руками, на 1-2 года отстают по уровню матурации от массы тела, что хорошо иллюстрирует представления И. А. Аршавского [1] о двух стадиях избыточного анаболизма - сначала идет накопление мышечной массы, а затем ее функциональное развитие. Наименьшими по степени зрелости из силовых показателей

на суше вначале пубертата являются ИССВ и ИСВ. Только к 13-14 годам они достигают 50-процентного уровня матурации. Вероятно, биологические предпосылки для совершенствования скоростно-силовых качеств и силовой выносливости у юных пловцов складываются после 14 лет.

Из показателей силы тяги в воде наиболее зрелым вплоть до 16 лет является сила тяги с помощью движений ног при нулевой скорости. Движения ногами при плавании являются наиболее простыми в координационном отношении и с их помощью юные пловцы способны развить большую энергетическую мощность, чем при плавании с помощью рук или в полной координации движений. Нами было установлено, что юные пловцы 11-12 лет при плавании с помощью ног достигают более высоких значений в уровне потребления О2, чем при плавании в полной координации, и только после 13-14 лет они способны достичь больших значений в уровне потребления О2 в полной координации движений, чем при плавании с помощью ног.

Наименее зрелыми из всех силовых показателей проявили себя значения дополнительной силы тяги в гидроканале. Причем, чем выше скорость потока, на которой регистрировалась сила тяги, тем ниже уровень матурации этого показателя. Даже в 15 лет они уступали степени зрелости показателей статической силы и силы тяги при нулевой скорости.

Полученные результаты позволяют говорить о возможности оценки биологической зрелости юных пловцов на основе анализа уровней развития и степени зрелости отдельных показателей и групп родственных показателей (морфологических, функциональных, силовых), лимитирующих достижения в спортивном плавании. Наиболее простым способом дифференцирования юных пловцов будет оценка на принадлежность к «ростовому», «функциональному», «силовому» классам. Для повышения надежности оценки биологического возраста требуется рассматривать весь комплекс показателей, характеризующих состояние организма в определенный момент времени. При этом нужно учитывать то, что главным результатом развития является способность индивида к выполнению рабочих функций. Чем выше дееспособность и адаптационные возможности организма, тем более зрелым он является. Для интегральной оценки биологической зрелости юных пловцов нами предлагаются специальные шкалы соматической и функциональной зрелости, позволяющие производить сопоставительную оценку юных спортсменов по отдельным морфологическим, функциональным и силовым показателям, рассчитывать интегральную оценку их физических, функциональных и силовых потенций. Такие интегральные оценки имеют большое прикладное значение для определения спортивной перспективности и доступности тренировочных программ для юных пловцов.

При этом определение биологического возраста повышает надежность прогноза физических потенций юных пловцов. Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни функциональных и силовых возможностей, то к зрелому возрасту окажется выше, выносливее и сильнее тот из них, который позже вступит в пубертат. Контроль уровня биологической зрелости юных спортсменов особенно важен для определения сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.

ВЫВОДЫ

1. Возрастная динамика физического и функционального развития является основным критерием, определяющим сроки и содержание каждого очередного этапа тренировки и отбора в процессе многолетней подготовки.

2. При построении многолетней тренировки необходимо учитывать уровни матурации, темпы прироста и соотношения морфологических, функциональных и силовых показателей, определяющих спортивные достижения в каждом возрасте (возрастные этапные модели).

3. Соматические показатели, физические качества и функциональные возмож-

І0І

ности организма развиваются гетерохронно (это зависит от темпов пубертатного развития индивидов). У юных пловцов период наиболее интенсивного прироста большинства показателей анаэробной производительности, силы и силовой выносливости приходится на возраст после 14 лет с пиками прироста в 14-15 и 16-17 лет. Наиболее интенсивное развитие аэробных возможностей приходится на возраст 11-15 лет с пиками прироста в 13-15 лет. Это определяет содержание подготовки на каждом этапе многолетней тренировки (направленность, объем и интенсивность применяемых нагрузок).

4. В те возрастные периоды, когда наблюдаются низкий уровень матурации и низкий темп прироста того или иного физического качества, нецелесообразно и неэффективно проводить тренировку, направленную на развитие этого качества, так как его прирост будет незначительным. Поэтому в первые годы многолетней подготовки, когда физическое развитие протекает очень медленно (для мальчиков 9-11 лет), целесообразно акцентировать внимание на совершенствовании технической подготовленности, овладением широким кругом двигательных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. - М. : Наука, 1982. - 270 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Соотношение темпов биологического развития и прироста основных морфо-функциональных показателей юных пловцов / Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, И.Ю. Радыгина // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 3. -С. 16-18.

3. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 191 с.

4. Закономерности возрастно-полового развития соматических и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания с 11 до16 лет, как факторы определяющие построение и содержание многолетней тренировки / Н.Ж. Булгакова, В.Р. Соломатин, Я.В. Рыбина, Е.Е. Вовк // Теория и практика физической культуры. -1995. - № 3. - С. 48-50.

5. Гужаловский, А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры / под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М. : Физкультура и спорт, 1984.- С.211-224.

6. Тимакова, Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация / Т.С. Тимакова. - М. : Физическая культура и спорт, 1985. - 145 с.

7. Тимакова, Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза : методическое пособие / Т.С. Тимакова. - М. : Симилия, 2006. - 132 с.

Контактная информация: [email protected]

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ “МИНИ-ФУТБОЛ” СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Сергей Александрович Томаров, преподаватель,

Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ)

Аннотация

Работа посвящена оптимизации физического воспитания студентов технического ВУЗа за счет рациональной организации и совершенствования содержания учебно-тренировочного процесса (на примере специализации по физическому воспитанию мини-футбол).

Ключевые слова: физическое воспитание, спортизация учебного процесса, комплексный контроль, физическая нагрузка, интенсивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.