Научная статья на тему 'Учет возрастных особенностей младших школьников при обучении информатике'

Учет возрастных особенностей младших школьников при обучении информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1512
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ангелина Валерьевна

В работе рассматриваются проблемы, связанные с возрастными особенностями младших школьников при обучении информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет возрастных особенностей младших школьников при обучении информатике»

Информационные технологии в обучении

79

не позволяющие в полной мере реализовать данные виды деятельности. На следующем этапе анализируются дидактические возможности и функционал имеющихся средств информационных технологий с точки зрения восполнения выявленных пробелов. В результате осуществляется подбор средств информационных технологий, создающих наилучшие условия осуществления выделенных видов деятельности. И, наконец, важным этапом является определение методов обучения, в которых дидактические возможности средств информационных технологий реализуются наиболее эффективно.

Только в этом случае средства информационных технологий смогут проявить свои специфические дидактические свойства и тем самым принципиально (по целевому и результативному основанию) преобразовать образовательную деятельность, в которую они включаются.

Так, в принимаемом нами подходе отбора необходимых средств информационных технологий особую роль играет выстраивание логической цепочки: современные цели образования - образовательные результаты - виды деятельности - адекватные им средства информационных технологий, создающие гибкую, мобильную образовательную среду.

В целом, такой подход позволит создать системный и, главное, функционально полный перечень средств информационных технологий, обеспечивающих освоение важнейших видов деятельности и соответственно достижение планируемых образовательных результатов.

Учет возрастных особенностей

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Иванова Ангелина Валерьевна (ivlina2005@yandex.ru)

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

В работе рассматриваются проблемы, связанные с возрастными особенностями младших школьников при обучении информатике.

Успех обучения информатике в начальной школе зависит, прежде всего, от знания педагогами закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

У младших школьников возникает множество позитивных изменений и преобразований. Ученики с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Для деятельности младшего школьника характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия, образность мышления. Книжка с картинками, компьютер, наглядное пособие - все вызывает у них немедленную реакцию. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая это, необходимо применять большое количество наглядных пособий, раскрывать содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров.

Известно, что младшие школьники способны концентрировать внимание даже на неинтересных действиях, у них преобладает непроизвольное внимание. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут [1]. Эта особенность внимания является одним из факторов для включения в уроки по информатике элементов игры и достаточно частой смены ритма учебного процесса, например, работа в тетрадях может сменяться выполнением заданий на компьютере.

Характеристика памяти у учеников начальной школы аналогична характеристике внимания. Ребенок запоминает первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на него наибольшее впечатление: что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Необходимо максимально обогатить урок, используя разнообразные средства подачи информации и, тем самым, усилить наглядность излагаемого материала. В этом аспекте компьютер является хорошим инструментом и помощником учителя. Применение различных цветов, графики, звука, интерактивных приложений позволяет моделировать разные ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности, интересы учащихся.

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, необходимо отметить, что школьники по своей природе отличаются друг от друга. Фактически невозможно найти в классе двух совершенно одинаковых учеников. Школьники отличаются друг от друга не только разным уровнем

80

ИТО Марий Эл -2010

подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, что налагает определенные требования на организацию учебного процесса. Прежде всего, каждый ребенок имеет свой тип темперамента, который необходимо учитывать при выборе темпа и режима работы. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы детей: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т. д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Поэтому необходимо подавать учебный материал в такой форме, при которой будут задействованы все органы чувств учащихся. При обычных способах организации учебного процесса индивидуализация учебной работы весьма затруднена. Данную проблему можно решить с помощью использования электронных средств обучения. Применение компьютера в начальной школе регулируется двумя требованиями: гигиеническими и учебно-методическими [2, 3].

Для эффективного обучения информатике младших школьников необходимо учитывать закономерности возрастного развития и индивидуальные особенности детей.

Литература

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2002. 464 с.

2. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. № 118 // Российская газета. - 2003. № 120 (3234).

3. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе // Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе / Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеев, Т.А. Рудченко, А. Л. Семенов. М., 2004. С. 14-19.

Современный учитель - ключевая фигура для введения

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛЫ

Канянина Татьяна Ивановна (tkanyanina@gmail.com), Власова Галина Сергеевна (vlasova38@yandex.ru)

«Нижегородский институт развития образования» (ГОУДПО НИРО), МОУ СОШ № 2, г. Первомайск, Нижегородская область

Аннотация

В статье представлен опыт Первомайской школы № 2 Нижегородской области по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы и о позитивном влиянии на этот процесс образовательных инициатив Intel.

«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы»

(Наша Новая Школа)

Развитие современного общества определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителей в соответствии с задачами модернизации российского образования. «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» (Концепция модернизации российского образования). Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» - к «знаю, умею и могу применять на практике». Одним из приоритетных методов является метод проектного обучения.

Муниципальное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа № 2» Нижегородской области имеет все предпосылки для внедрения и использования современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.