Научная статья на тему 'Учет возмущений во внешней сети при имитационном моделировании систем тягового электроснабжения'

Учет возмущений во внешней сети при имитационном моделировании систем тягового электроснабжения Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Закарюкин Василий Пантелеймонович, Крюков Андрей Васильевич, Асташин Сергей Михайлович

Разработана методика учета возмущений во внешней сети при имитационном моделировании систем тягового электроснабжения. Результаты компьютерного моделирования, проведенные применительно к системе электроснабжения западного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, показали применимость предлагаемой методики для решения практических задач, связанных с определением режимов и нагрузочной способности систем тягового электроснабжения переменного тока. Показано, что учет возмущений во внешней сети особенно актуален для железных дорог в регионах Сибири и Дальнего Востока, схемы внешнего электроснабжения которых характеризуются наличием протяженных ЛЭП 110 -220 кВ, питающих тяговые подстанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Закарюкин Василий Пантелеймонович, Крюков Андрей Васильевич, Асташин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет возмущений во внешней сети при имитационном моделировании систем тягового электроснабжения»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Закарюкин В.П., Крюков А.В., Асташин С.М. УДК621.311

УЧЕТ ВОЗМУЩЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ СЕТИ ПРИ ИМИТАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ СИСТЕМ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

При учете электромагнитных и электро- Ввиду большой размерности, сложности и механических переходных процессов система недостаточной информационной обеспечен-тягового электроснабжения (СТЭ) магис- ности СТЭ практическое использование моде-тральной железной дороги переменного тока ли (1) на современном этапе не представляется представляет собой сложный нелинейный ди- возможным. Поэтому для определения режи-намический объект, для формального описа- мов СТЭ применяют имитационные методы ния которого может быть использована следу- [1...4]. При этом используется концепция так ющая модель: называемых мгновенных2 схем [5] и осуще-

X( t) = Ft [Y( t), C(t),S(t)], (1) ствляется редукция динамической модели (1) к

Чч „ набору статических моделей. Для выполнения

t) — n-мерный вектор параметров, ха-

процедуры моделирования исследуемый ин-рактеризующих режим СТЭ; тервал TM разбивается на малые промежутки

Ft [Y(t),C(t),S(t)] - нелинейный, динами- At, внутри которых параметры X,Y,C и S при-

ческий оператор, в общем случае зависящий нимаются неизменными.

от времени; Y(t) - m-мерный вектор возму- На каждом интервале моделирования At

„ ч , „ осуществляется решение следующей нели-

щающихвоздействий; C(t) - /-мерныйвектор нейной системы уравнений, описывающей

управляющих воздействий; S(t) — р-мерный установившийся режим соответствующей

вектор структурных параметров СТЭ. мгновенной cxmbL

х х j j А i i Hjr"Y Л/" с* \ _А ({Г)\

В качестве параметров X(t) обычно ис- F[Xk, Yk,Ck,Sk]_u, (2)

Stt' ttгде XY ,C, ,S, — значения векторов X,Y,C,S пользуются декартовые (U i ,U t I или полярные k k k k 1

/ ч для k-ой мгновенной схемы.

координаты (U,. ,5 ,) узловых напряжений. Па- Описанный алгоритм реализован в ком-

раметры Y(t) представляют собой изменяю- плексе программ Fazonord «Расчеты режимов

щиеся во времени и перемещающиеся в про- и нагрузочной способности систем тягового

странстве активные P и реактивные Q тяго- электроснабженйявфазныхкоординатах>>[6].

i i Однофазная СТЭ связана с рядом других под-

вые нагрузки. Вектор управлений C(t) форми- систем, активно взаимодействующих друг с

руется на основании детерминированного или другом. К их числу можно отнести трехфаз-

случайного графика движения поездов1. ную электроэнергетическую систему (ЭЭС) и

Структурные параметры S( t) включают в свой районы электроснабжения (РЭС) нетяговых и

нетранспортных потребителей. Объединен-

состав в основном элементы матрицы прово- ^

ная система электроснабжения (ОСЭ) желез-димостеи, отвечающей электрической сети ^ у '

Суд нодорожнои магистрали характеризуется

1 Ниже будет показано, что в состав этого вектора могут входить управляющие воздействия, направленные на коммутацию линий электропередач и изменение режимов работы генераторов, нагрузок и компенсирующих устройств.

2 Под мгновенными понимаются схемы СТЭ с расположением поездов в определенный момент времени [5].

©

УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

большой размерностью и сложностью взаимосвязей. Отличительная особенность комплекса Fazonord состоит в возможности подробного описания внешней сети, что позволяет выполнять корректное моделирование ОСЭ с учетом процессов, происходящих во внешней сети, в частности, с учетом коммутаций линий электропередач высокого напряжения и изменений режимов работы генераторов, нагрузок, а также компенсирующих и регулирующих устройств.

В настоящей статье приведены результаты исследований, показывающих актуальность учета возмущений во внешней сети при имитационном моделировании СТЭ. Моделирование проводилось применительно к ОСЭ

западного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на основе комплекса программ Fazonord. Сформированная в программном комплексе расчетная схема ОСЭ показана на рис. 1. Расчетная схема составлена в предположении включения всех автотрансформаторов системы 2х25 кВ в соответствии с проектом.

Мощности районных нагрузок взяты из результатов контрольных замеров для летнего режима. Для получения сопоставимых результатов во всех вариантах расчета моделировалось движение пакета из трех нечетных поездов массами 3000 т с интервалами в 30 мин. Характер изменения активных и реактивных мощностей, потребляемых таким поездом, по-

Рис. 1. Расчетная схема ОСЭ.

Время, мин

Рис. 2. Активные и реактивные мощности, потребляемые поездом массой в 3000 т.

казан на рис. 2. Шунтирующие реакторы (ШР), установленные на шинах 10 кВ тяговых подстанций (ТП), моделировались с помощью индуктивных шунтов или реактивных нагрузок. Информация о реакторах рассматриваемой ОСЭ представлена в табл. 1. Параметры ШР выбраны по данным контрольных замеров, а также из условия обеспечения напряжения холостого хода в 29 кВ на тяговых шинах подстанций.

С целью изучения влияния возмущений во внешней сети на результаты расчетов имитационное моделирование выполнялось для двух вариантов:

1) нормальная схема внешней сети с двух-цепной ЛЭП-220 кВ и включенными реакторами; отключение на 170-й минуте одной цепи ЛЭП 220 кВ между ТП Ангоя и Уоян.

2) нормальная схема внешней сети с двух-цепной ЛЭП-220 кВ и включенными реактора-

ми; отключение на 170-й минуте одной цепи ЛЭП 220 кВ между ТП Ангоя и Уоян с одновременным отключением части ШР.

Результаты расчетов представлены на рис. 3 и 4 в виде графиков изменения напряжения на токоприемнике среднего поезда моделируемого пакета.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы.

1. Возмущения во внешней сети, связанные с коммутациями линий электропередачи и компенсирующих устройств, могут оказывать существенное влияние на режимы систем тягового электроснабжения.

2. Для корректного моделирования СТЭ необходим учет процессов, происходящих во внешней сети, в частности, учет коммутаций линий электропередач высокого напряжения и изменений режимов работы генераторов, нагрузок, а также компенсирующих и регули-

Табл. 1.

Коммутируемые реакторы.

№ Подстанция Число и мощность включенных реакторов Эквивалентная проводимость, приведенная к напряжению 220 кВ

1 Киренга 1 х 18 Мвар 372 мкСм

2 Даван 2 х 3.3 Мвар 136 мкСм

3 Северобайкальск 4 х 3.3 Мвар 272 мкСм

4 Кичера 2 х 3.3 Мвар 136 мкСм

5 Ангоя 2 х 3.3 Мвар 136 мкСм

6 Уоян 2 х 3.3 Мвар 136 мкСм

7 Янчукан 4 х 3.3 Мвар 272 мкСм

8 Таксимо 2 х 10 Мвар 414 мкСм

©

УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Рис. 3. Напряжение на токоприемнике среднего поезда для первого варианта расчета.

рующих устройств. Такой учет особенно актуален для железных дорог в регионах Сибири и Дальнего Востока, схемы внешнего электроснабжения которых характеризуются наличием протяженных ЛЭП 110 — 220 кВ, питающих тяговые подстанции.

Заключение.

Разработана методика учета возмущений во внешней сети при имитационном моделировании систем тягового электроснабжения. Результаты компьютерного моделирования, проведенные применительно к системе электроснабжения западного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, показали применимость предлагаемой методики для решения практических задач, связанных с определением режимов и нагрузочной способности систем тягового электроснабжения переменного тока.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Тер-Оганов, Э.В. Имитационная модель работы системы электроснабжения двухпутного электрифицированного участка [Текст] / Э.В. Тер-Оганов // Сб. научн. тр. ВЗИИТ. - 1983. - Вып. 788.

2. Герман, Л.А. Схема замещения электрифицированного участка железной дороги переменного тока [Текст] / Л.А. Герман // Электричество. - 1988. - № 3. - С. 71-75.

Рис. 4. Напряжение на токоприемнике среднего поезда для второго варианта расчета: а) уплотненный масштаб по оси абсцисс; б) разреженный масштаб по оси абсцисс для интервала времени 300...320 мин.

3. Дынькин, Б.Е. Алгоритм и программа имитационного моделирования системы тягового электроснабжения на ЭВМ [Текст] / Б.Е. Дынькин, Л.Н. Рачек, С.Ю. Поступаев // Вопросы повышения эффективности устройств тягового электроснабжения в условиях Дальнего Востока и БАМ. - 1989. - С. 10-16.

4. Закарюкин, В.П. Имитационное моделирование систем тягового электроснабжения [Текст] / Закарюкин В.П., Крюков А.В. -Иркутск: ИрГУПС, 2007 - 124 с.

5. Марквардт, К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог [Текст] /К.Г. Марквардт. - М.: Транспорт, 1982. -528 с.

6. <^а20П0М - Расчеты режимов и нагрузочной способности систем тягового электроснабжения в фазных координатах». Сви-дет. об офиц. регистр. программы для ЭВМ №2005611179 (РФ) / Закарюкин В.П., Крюков А.В., Литвинов Е.Ю. - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. -Зарегистр. 19.05.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.