Научная статья на тему 'Учет внеучебных затрат подготовки аспиранта'

Учет внеучебных затрат подготовки аспиранта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аспирантура / расходы / МЕТОДИКА / стоимость подготовки / научная составляющая подготовки / ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ / PhD school / expenses / methodology / cost of preparation / scholarly component of preparation / Life support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудрова Е. Б.

В статье предложена методика расчета двух составляющих стоимости подготовки аспиранта: затрат, связанных с обеспечением условий выполнения научной части программы обучения в аспирантуре по определенной научной специальности, и затрат, поддерживающих социальные условия жизни аспиранта во время учебы. Рассмотрены нюансы отнесения затрат на статьи расходов применяемой бюджетной классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article offers a methodology for calculation of two major components of expenses involved in the preparation of a PhD student: expenses related to the educational part of the program of study and extra-curricular expenses necessary to support the student's life. The author discusses the nuances of coordination the expenses on the basis of the existing budget classification.

Текст научной работы на тему «Учет внеучебных затрат подготовки аспиранта»

УЧЕТ ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАТРАТ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

Е.Б. Мудрова,

доцент кафедры управления в социально-экономических системах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье предложена методика расчета двух составляющих стоимости подготовки аспиранта: затрат, связанных с обеспечением условий выполнения научной части программы обучения в аспирантуре по определенной научной специальности, и затрат, поддерживающих социальные условия жизни аспиранта во время учебы. Рассмотрены нюансы отнесения затрат на статьи расходов применяемой бюджетной классификации.

Ключевые слова: аспирантура, расходы, методика, стоимость подготовки, научная составляющая подготовки, жизнеобеспечение

УДК 338.46 ББК 74.58 + 65.497

Решая задачу определения стоимости обучения аспиранта по определенной специальности в конкретном вузе, необходимо наладить процесс внутривузовского учета целевого использования различного вида ресурсов в разнообразных процессах (подготовка студентов, подготовка аспирантов, научная деятельность персонала вуза, методическая деятельность персонала вуза и проч.).

По некоторым статьям затрат это сделать достаточно просто, так как имеются определенные нормативы на осуществление процессов. По другим статьям такое выделение практически невозможно, в силу того, что отсутствуют нормативы, отсутствует достоверная информация о вовлеченности объектов в конкретные процессы, не поставлен соответствующий учет затрат.

В статье [1] была предложена методика расчета затрат на реализацию образовательной части программы подготовки аспиранта. В данной статье рассматриваются методики расчета затрат вуза на научную часть подготовки и на обеспечение жизнедеятельности аспиранта во время обучения.

Научная часть программы подготовки

Для расчета затрат вуза на научную часть подготовки аспиранта предлагается выделить следующие элементы процесса подготовки, по которым в вузах должен быть организован учет затрат:

С^сп _ Сасп + Сасп + Сасп + Сасп

научн_прям конс н _ обм МТО инф

где Снс,чн щ>ям — прямые затраты вуза на обеспечение научной части программы подготовки аспиранта; С^ — затраты вуза на научное консультирование и кадровое обеспечение научной части программы подготовки аспиранта;

Снс"обм — затраты на обеспечение научных стажировок (научного обмена);

СМТто — затраты на поддержание материально-технического обеспечения проведения экспериментальной части работы;

Сиансфп — затраты на поддержание возможности публикаций научных работ.

♦ Научное консультирование

В настоящее время на научное руководство одного аспиранта предполагается выделять 50 часов в год. То есть, исходя из 48 рабочих недель в год (5 недель каникулы), получаем, что в неделю предусматривается затрат рабочего времени на консультирование при подготовке специалиста высшей квалификации 1,05 часа.

Безусловно, для полноценного общения в системе «учитель-ученик», учитывая, что подготовка высококвалифицированных кадров науки — скорее штучное, чем массовое «производство», 1 часа 3 минут в неделю недостаточно. Даже на руководство и консультирование бакалавра при подготовке дипломной работы выделяется до 20 часов рабочего времени руководителя диплома (п.2.32 [2]). Подготовка и защита дипломной работы бакалавра занимает 17 недель. Таким образом, на консультирование дипломника выделяется в среднем 1,17 часа в неделю, то есть на 0,08 часа в неделю больше, чем на более сложный процесс подготовки специалиста более высокой квалификации. На руководство научно-исследовательской работой

студентов (подготовка бакалавров и специалистов) предусматривается до 1 часа в неделю на студента (п.2.28).

1. Расчет затрат на оплату труда, обеспечивающего научную часть подготовки

Объем научной части подготовки аспиранта также определяется временными требованиями к содержанию образовательной программы по отрасли науки [3] и включает время в неделях на научно-исследовательскую работу, выполнение и представление диссертации (в неделях).

Фонд оплаты труда ППС, участвующих в обеспечении учебной части процесса подготовки аспиранта (ФОТнаучн), определяется как:

ФОТ = ФОТ + ФОТУВП +ФОТАУП

научн руков науч науч

где ФОТ — заработная плата научного руководителя аспиранта;

ФОТуП — заработная плата учебно-вспомогательного персонала, приходящаяся на научную часть подготовки аспиранта;

ФОТну — заработная плата административно-управленческого персонала, приходящаяся на научную часть подготовки аспиранта;

Фонд заработной платы по научному руководству определяется:

ФОТ = Т х 2ППС

руков нр асп

где Тн — объем часов, выделенных на научное руководство научно-исследовательской работой аспиранта, подготовкой диссертационной работы и представление ее в Ученый или Диссертационный советы;

2ППС — средневзвешенная почасовая тарифная ставка ППС, участвующих в подготовке аспирантов в конкретном вузе.

Фонд оплаты труда учебно-вспомогательного персонала будет равен:

ФОТУВП = 0,4хТ х2ППС

науч у нр 1_ база

ППС

где 2 база — средневзвешенная базовая почасовая тарифная ставка ППС, участвующих в подготовке аспирантов в конкретном вузе;

ФОТППС — см. формула (1) в статье Мудровой «Подход к определению стоимости подготовки аспирантов».

^ппс =ФОТбППа/

1_ база /(^ ПРОФ + N ПРОФ + N ДОЦ )

где NПpоф, N¿5", NgЦ — соответственно численность профессоров докторов наук, профессоров кандидатов наук, доцентов кандидатов наук, участвующих в работе по обеспечению научной части программы подготовки аспиранта.

Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала (ФОТну), приходящийся на научную часть образовательной программы подготовки аспирантов, рассчитывается от тарифа ФОТ научного руководства и тарифа ФОТ УВП следующим образом:

ФОТАУП = 0,1х(Т х 2ППС +ФОТУВП)

науч у 4 нр 1_ база науч '

Теперь возможно рассчитать норматив затрат на обеспечение научной части подготовки аспиранта по заработной плате сотрудников учреждения (Санс"уч ФОТ). Он будет определяться как:

Сасп

науч _ФОТ

ФОТн,

где — приведенный контингент аспирантов, подготавливаемых по определенной научной специальности или направлению науки (в зависимости от детализации учета).

2. Начисления на выплаты по оплате труда Начисления на выплаты по оплате труда (ВзносъФОТ) определяются, исходя из начисленной суммы оплаты труда и ставки взноса:

ВзносыФОТ -науч

--СТ„„ хФОТ

ЕСН науч

Норматив затрат начислений на трудовое обеспечение учебной части подготовки аспиранта (С““ нш) будет определяться как:

Сасп

науч _ нал

Взносы,,,

(1)

Итого затраты на научное консультирование и кадровое обеспечение научной части программы подготовки аспиранта:

Сасп _ Сасп + Сасп (2)

конс науч _ФОТ науч _нал ' '

♦ Поддержание программы научного обмена

Например, научный обмен для аспиранта может включать:

— посещение 1-2 научных центров, вузов или т.п., готовящих научные кадры по этой же специальности;

— участие в научных конференциях. Необходимо заложить в смету расходов необходимый минимум конференций. Научная подготовка должна обеспечить аспиранту минимальный

набор коммуникационных каналов, связывающих его с научной средой, повысить его академическую мобильность. Это так же создаст базу для позиционирования будущего кандидата наук в научной среде, без которой невозможна полноценная отдача от результатов деятельности научного работника с точки зрения общественного доступа к этим результатам.

Для учета затрат программу научного обмена следует трактовать как практику (ее следует предусматривать в индивидуальном плане подготовки аспиранта. План утверждается ректором / Ученым советом вуза или руководителем / научно-техническим советом научного учреждения). В этом случае затраты на поддержание научного обмена будут включать расходы на проживание; проезд (по фактическим расходам), оплату пребывания на мероприятии.

Если в вузе аспирант оформлен на должность или с ним подписан трудовой контракт, и вуз отправляет данное физическое лицо на конференцию как сотрудника, то это уже другой вид отношений. Он не рассматривается как затраты на подготовку.

Затраты на научный обмен должны определяться вузом и зависеть от его научной политики, связей, активности участия в мероприятиях, нормативов продолжительности командирования аспирантов и проч. В настоящее время данные затраты не предусмотрены к бюджетному финансированию. Расходы аспирантов по данному направлению подготовки могут оплачиваться из бюджетных и внебюджетных средств вуза по подстатьям: 212 (прочие выплаты) — суточные; 222 (транспортные услуги) — оплата проезда; 226 (прочие услуги) — наем жилых помещений. В сметах вуза по бюджетным и внебюджетным средствам должны быть предусмотрены расходы по этим подстатьям. Затраты по перечисленным статьям не поддаются нормированию в связи с различным географическим местоположением учебных заведений (удаленность и различные тарифы на транспорт), их различным статусом (институт, академия, университет), различием в региональных тарифах.

Таблица 1

Расчет затрат на обеспечение научного обмена подготовки аспиранта

Статья затрат Норматив затрат Стажировка 1 Стажировка 2 Итого затраты

Кол-во дней стажировки Сумма затрат Кол-во дней стажировки Сумма затрат

1 2 3 4 5 6 7

Оплата пребывания СТ к СТ х N1, к 1 N21 СТк х N21 I столбцы (4) и (6)

Проживание СТ т2 СТ х N1 N2., СТп х N22 I столбцы (4) и (6)

Проезд Стоимость проезда по действующим тарифам (место стажировки в соответствии с планом подготовки аспиранта) I столбцы (4) и (6

ИТОГО I по столбцу I по столбцу I по столбцу I по столбцу С<асп _ н обм = I по столбцу

Потребность в средствах определяется методом суммирования на основе обоснованных учебными заведениями заявок. Расчеты производятся на основании документов Минфина России.

Расчет затрат на научный обмен в программе подготовки аспиранта (С0с”обм) предлагается вести в таблице (табл.1).

♦ Материально-техническое обеспечение проведения научной части подготовки

Материально техническое и информационное обеспечение предлагается рассматривать в разрезе научных специальностей по кафедрам, где учатся аспиранты.

Затраты будут варьироваться из-за различия тем исследований, специфики в потребности материальной поддержки каждого конкретного исследования, т.е. будут меняться веса статей в структуре затрат на научную часть для каждой темы и специальности. Финансовое обеспечение данной составляющей научной части аспирантской подготовки должно включать затраты по следующим составляющим:

— помещения. Содержание помещений (санитарное обеспечение, противопожарное обеспечение, коммунальное обслуживание; охрана; текущий ремонт помещений, техническое обслуживание оборудования, помещений) (ст. 225). Данные затраты определяются кафедрой, ведущей подготовку аспиранта. Кафедра предоставляет расчет-обоснование нормативов, связанных с особенностями эксперимента.

— оборудование для экспериментов. Кафедра предоставляет расчет-обоснование общего фонда рабочего времени по каждому виду оборудования, доступ к которому обеспечен аспирантам. Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечения заказов на исследования, предоставления широкого спектра различных (в том числе — уникальных) услуг, работ и прочее.

— расходные материалы (ст. 340). Кафедра предоставляет расчет-обоснование нормативов, связанных с особенностями эксперимента;

— оргтехника (компьютеры, факсы, принтеры, ксероксы и т.п.) (ст. 310 основные фонды, если покупка). Кафедра предоставляет расчет-обоснование нормативов, связанных с особенностями эксперимента.

— коммунальное обеспечение (газо-, водо-, теплоснабжение помещений — ст. 223) Кафедра предоставляет расчет-обоснование нормативов, если есть необходимость в увеличенном потреблении воды и т.д.

Сводный расчет затрат на материально-техническое обеспечение научной части аспирантской подготовки приводится в табл.2.

♦ Информационная поддержка исследования

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий. Библиотеки оказы-

Таблица 2

Расчет затрат на материально-техническое обеспечение научного эксперимента программы подготовки аспиранта

Наименование статьи расходов Срок использования (час) Норматив (кол-во) Потребление в год Стоимость за единицу Сумма в год

Помещения для проведения эксперимента Тэксп <_спец Рабочие часы (р.час) £ эксп г спец (кв.м) 3 $ЭКСП _ Т эксп х £ эксп 1 _ сие^_ I спец I спец Балансовая стоимость 1 м2 Б<с5^^^с^Г7 г спец Э sэксп х БСяэкс" г спец г _ спец

Содержание помещений Эsшcn 1 спец N3ЭКСП i спец руб./(м2 х р.час) Эsэ}ccn х №эксп I _ спец / спец

Оборудование для экспериментов (перечень позиций) расчет Эобэксп г спец

Расходные материалы (перечень позиций) расчет Эрмжсп Г г спец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оргтехника расчет Эоргтэксп Г г спец

Доп. комму-нальное обеспечение, ВСЕГО расчет Экомм обсл™™^

В том числе:

Холодное водоснабж. расчет Эхвэксп г спец

Горячее водоснабж. расчет Эгвэксп г спец

Газ расчет Эгазэксп спец

Электроснабжение расчет Ээнэксп г спец

ИТОГО Сасп МТО

вают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ. Информационная поддержка подготовки научных кадров должна быть связана и с обеспечением возможности продвижения результатов исследовательской деятельности аспиранта в широкую научную среду, с обеспечением общественного доступа к результатам его труда, с введением каждого аспиранта в широкий круг ученых, работающих в данной научной области. Информационное обеспечение должно поддерживать доступ к общественным и локальным узко специализированным библиотекам, к Шете! к опубликованию научных работ в специализированных журналах, поддерживать возможности мобильности на научном поприще: участие по профилю подготовки в конференциях, стажировки в вузах и научных центрах, готовящих кадры по данному профилю и т.п.

Данная составляющая научной части программы подготовки научных кадров высшей квалификации включает затраты на поддержание публикаций аспиранта в различных научных изданиях и участие в научных конференциях по профилю подготовки:

— взнос на участие в конференции. Как минимум за 3 года в 10 конференциях;

— оплата публикаций в журналах.

Сасп = Neзн, хК ,+ N , хК хСТ (3)

инф конф конф публ стр стр

где Сиансфп — затраты на информационную поддержку исследования аспиранта;

N7^ — средний размер взноса за участие в одной;

Кконф — количество конференций за время обучения в аспирантуре, участие в которых предусмотрено учебным планом аспиранта данной специальности на данной кафедре;

N^0, — минимальное количество публикаций за время обучения в аспирантуре, предусмотренное учебным планом аспиранта данной специальности на данной кафедре;

Кстр — среднее количество страниц публикаций за время обучения в аспирантуре;

СТстр — средняя стоимость страницы текста публикации в научном журнале по данной специальности.

Обоснованием плановых нормативов информационных условий подготовки по каждой научной специальности должны выступать отчетные данные. Учет данных по оценке данного ресурса можно вести в таблице (табл. 3), что дает представление

об уже налаженных каналах коммуникации каждого подразделения организации, расширяет возможность качественной оценки условий подготовки.

Средства по всем перечисленным выше компонентам затрат подготовки аспиранта могут выделяться из общих сумм финансирования вуза по отдельным кодам экономической классификации с учетом запланированной возможности выделения средств на ту или иную аспирантскую программу. На данные направления вуз получает средства в разрезе следующих кодов экономической классификации, исходя из общевузовского расчета потребностей на:

— средства на приобретение прочих расходных материалов и предметов снабжения (ст. 340),

— средства на оплату услуг связи (ст. 221) (потребность рассчитывается как сумма объемов средств на основные услуги связи, которыми пользуются образовательные учреждения. Это оплата услуг за пользование каналами передачи данных и за пользование услугами телефонной связи, мобильной связи. Все показатели рассчитываются исходя из действующих тарифов на услуги связи, в зависимости от месторасположения образовательных учреждений;

— средства на оплату услуг по содержанию хозяйственного комплекса (ст. 225), в том числе:

◊ на содержание помещений, включая расходы на: паспортизацию зданий и сооружений; противопожарные мероприятия; уборку и вывоз мусора; благоустройство прилегающих территорий; другие расходы по содержанию помещений;

◊ на оплату коммунальных платежей (ст.223) за услуги водоснабжения, отопления, газоснабжения, электроэнергии и на приобретение котельно-печного топлива. (Расчет предполагает наличие финансирования в зависимости от выделенных натуральных лимитов, так как только в их пределах образовательное учреждение имеет возможность заключить договора с поставщиками коммунальных услуг. Следует учитывать, что в зависимости от месторасположения и климатических условий образовательного учреждения потребность в средствах будет варьироваться, поскольку нет единых тарифов на отпуск коммунальных услуг, используются различные виды топлива, значительно различаются продолжительность отопительного сезона и т.п.)

◊ на аренду помещений и оборудования (ст. 224) (учесть потребность по данному коду возможно только методом прямого счета на основании заключенных и планируемых договоров на

Таблица 3

Оценка информационно-коммуникационного обеспечения подготовки аспирантов (данные отчетного года)

Научная специаль- ность Подразделе- ние Доступ к биб-лиоте-кам Участие аспирантов в конференциях, симпозиумах, круглых столах Стажировки аспирантов Публикации аспирантов

в среднем на одного аспиранта

Всего В т.ч. в международных * Количество дней стажировок * В том числе международных* всего в том числе в международных журналах

Научные * Локальные научные сети* я и ц -г « П ду Ш в Печатных листов Единиц публикаций* Печатных листов

Код научной специальности Подразделение 1

Подразделение М

' приложить перечень организаций (журналов, конференций или т.п.)

аренду помещений и оборудования. Вуз должен доказать обоснованность их заключения);

◊ средства на оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря (ст. 225);

◊ средства на оплату текущего ремонта зданий и сооружений (ст. 225);

◊ средства на приобретение периодической, учебной, нормативно-справочной литературы, обеспечение учебниками, учебными пособиями, научно-методической литературой и монографиями (пополнение библиотечных фондов) (ст. 310);

◊ средства на вневедомственную охрану, охранную и пожарную сигнализацию (ст. 226);

◊ средства на приобретение бланков дипломов и других бланков строгой отчетности, а также на приобретение учебных программ (ст. 226).

Необходимое дополнительное новое оборудование или модернизация уже имеющегося должны рассчитываться и обосновываться вузами отдельно. В случае подтверждения целесообразности таких вложений для вуза бюджетные средства будут выделены по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств». Расчет потребности в средствах по данному коду экономической классификации базируется на применении среднего срока эффективной эксплуатации непроизводственного оборудования в образовательных учреждениях.

Выше были рассмотрены прямые затраты по обеспечению научной части аспирантской подготовки. Накладные расходы на научную часть программы подготовки аспиранта определяются как:

Сасп = 0,1хСасп (4)

науч _ накл 7 научн _ прям у+/

Общие затраты на научную составляющую подготовки аспиранта:

Сасп = сасп + Сасп (5)

научн научн _ прям науч _ накл \'-1/

Обеспечение жизнедеятельности аспиранта

И, наконец, третья составляющая подготовки аспиранта — обеспечение жизнедеятельности аспиранта—должна включать расходы на: стипендиальное обеспечение; приобретение научной литературы в личное пользование; медицинское обеспечение; общежитие; мягкий инвентарь, связанные с условиями проживания аспиранта (вне дома).

Стипендиальное обеспечение аспирантов учитывается в ст.290 «Прочие расходы» и определяется постановлением Правительства РФ. Но вуз может самостоятельно устанавливать поощрительные выплаты аспирантам, если это предусмотрено локальными актами вуза.

Сасп = Zасп хТасп (6)

стип стип мес

где С^ти,, — общий стипендиальный фонд одного аспиранта за время обучения;

Тмасепс — срок обучения в аспирантуре (месяцы).

Затраты на приобретение научной литературы (Са1Цтпер) определены в размере двух стипендий в год:

Сасп = литер

(7)

Финансирование бюджета на медицинское обеспечение аспирантов в настоящее время не предусмотрено. Однако целесообразно ввести такие затраты по аналогии с затратами бюджета на медицинское обслуживание студентов по медицинским показаниям. Например, возможно предусмотреть минимальную продолжительность санаторно-профилактического обслуживания аспиранта 12 дней.

Сасп = zасп хТасп (8)

мед мед мед

где Смсепд — затраты на санаторно-профилактические мероприятия по медицинским показаниям;

ZMе,д — стоимость одного дня пребывания в санатории-профилактории. Сейчас финансирование студентов осуществляется из суммы: 113 руб. в день на человека на продукты питания; 58 рублей/день — медикаменты; оплата труда медперсонала — согласно нормативам, — при продолжительности курса профилактики 18 дней;

Тмасепд — количество дней пребывания в санатории-профилактории.

Обеспечение условий проживания аспиранта определяется затратами вуза на поддержание общежития. В настоящее время сумма оплаты студентам бюджетной формы обучения за пользование общежитием ограничено суммой 5% от размера стипендии. Однако содержание фонда общежитий обходится вузу в значительно большую сумму в расчете на одного проживающего.

Затраты, связанные с проживанием аспиранта вне дома

СХ):

Сасп = (¿чсп -0асп )хТасп (9)

общ 4 общ общ7 мес

где Zабщ — общие затраты вуза на содержание одного койко-места в общежитии в месяц;

ОаЩЩ - размер месячной оплаты проживания аспиранта в общежитии.

Затраты вуза по третьей составляющей обучения в аспирантуре определяются сложением результатов формул (6) — (9).

Рассмотрев составляющие трех основных процессов обеспечения подготовки научных кадров — образовательной подготовки, научной подготовки, обеспечения жизнедеятельности, — каждый вуз может оценить примерную стоимость подготовки аспиранта по реализуемой в нем послевузовской подготовке кадров высшей квалификации по лицензированным научным специальностям.

Для государственных органов управления образованием реализация предложенного подхода к расчету стоимости подготовки аспиранта по определенной научной специальности в каждом вузе создаст объективную основу для сравнения организаций, позволит выявить наиболее сильные вузы / НИИ, сконцентрировать на них финансовые потоки (в рамках государственного задания на подготовку. Это будет стимулировать создание «по-

7 V? стип мес

люсов роста» в государственной системе подготовки, создаст направлениям подготовки аспирантов, обеспечит основу для «вузы-моторы» как доминирующие единицы по определенным структурного изменения подготовки научных кадров.

Литература

1. Мудрова Е.Б. Подход к определению стоимости подготовки аспирантов. Методика расчета образовательной составляющей // Проблемы современной экономики — 2011. — № 1.

2. Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (письмо Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15).

3. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утверждено приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 г. № 814.

исследование процесса формирования профессиональной надежности у студентов вузов туристского профиля

Я.А. Никифорова,

соискатель Института образования взрослых Российской Академии образования (г. Санкт-Петербург) [email protected]

В статье раскрыта сущность профессиональной надежности выпускника вуза туристского профиля; представлен комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования профессиональной надежности у студентов вузов; раскрыта система критериев и показателей оценки эффективности формирования профессиональной надежности у обучающихся; представлены результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: профессиональная надежность, выпускник вуза, турбизнес, критерии оценки, педагогические условия, студенты вузов.

УДК 378.14+34.02 ББК 74.58

В настоящее время особенно актуальным является изучение профессиональной надежности будущих специалистов туристкой отрасли, а также динамики ее становления в процессе вузовской подготовки. Основы профессиональной надежности формируются в вузе. Поэтому профессиональная подготовка специалиста, направленная на овладение им системой профессиональных знаний, умений и навыков, должна обязательно включать процесс формирования его профессиональной надежности. Просчеты, допущенные на этом этапе профессионализации, могут в дальнейшем привести к тому, что человек, пригодный по своим психологическим качествам для данной профессии, владеющий совокупностью специальных знаний и умений, все-таки не сможет в ходе последующей самостоятельной профессиональной деятельности работать на требуемом уровне надежности. Таким образом, проблема надежности профессиональной деятельности является актуальной проблемой профессионального образования.

Под профессиональной надежностью специалистов в сфере туризма понимается качественная характеристика, отражающая их направленность на эффективное решение профессиональных задач (разработка туристских маршрутов, привлечение партнеров, обслуживание потребителей туристских услуг и т.д.) и способность к осуществлению продуктивных действий в течение заданного времени и сложившихся условиях [1,5,6,7].

Профессиональная надежность является совокупным качеством человека, обусловленным его направленностью на профессиональную деятельность и профессиональной подготовленностью. На уровень профессиональной надежности специалиста оказывают влияние и степень развития его профессионально важных качеств, и состояние функциональных систем организма.

Профессиональная надежность специалиста проявляется в том, что он (при прочих равных условиях) [2]:

— разбирается в том деле, которое выполняет, лучше других;

— постоянно стремится к совершенствованию;

— проявляет инициативу и находчивость;

— разносторонне развит в профессиональном отношении, быстро находит нужное решение в сложной обстановке;

— имеет крепкое здоровье, способность длительное время трудиться в условиях интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, быстро настраивается на работу и переключается на различные виды деятельности;

— соблюдает требования безопасности, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений;

— понимает руководителя с полуслова и готов оперативно решать поставленные задачи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— содействует в поддержании порядка и дисциплины в организации, сплоченности коллектива, формированию здорового психологического климата, предотвращению конфликтов между сотрудниками;

— владеет различными технологиями, применяемыми для решения профессиональных задач;

— постоянно отличается в лучшую сторону по результатам труда;

— рассудителен и хладнокровен;

— сохраняет служебные тайны.

Проявление данных характеристик возможно в том случае, если у специалиста развита профессиональная мотивация, сформирована профессиональная компетентность, имеются в наличии необходимые для высокой работоспособности свойства личности.

Надежность трудно измерить, так как не существует прибора, который бы мог указать величину данного качества. Поэтому одним из наиболее важных и сложных моментов является разработка совокупности критериев, по которым можно было бы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.