Научная статья на тему 'Учет влияния свойств материала, конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов при установлении ресурсов деталей авиационных ГТД'

Учет влияния свойств материала, конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов при установлении ресурсов деталей авиационных ГТД Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
56
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — А. В. Шереметьев, А. В. Петров

Даны рекомендации по определению комплексов влияния материала, конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов при установлении ресурсов ретроспективным методом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for definition of influence complexes of material, constructive, technological and operational factors when establishing service life by retrospective method are given.

Текст научной работы на тему «Учет влияния свойств материала, конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов при установлении ресурсов деталей авиационных ГТД»

УДК 629.7.036:539.4

А. В. Шереметьев, А. В. Петров

УЧЕТ ВЛИЯНИЯ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА, КОНСТРУКТИВНЫХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ РЕСУРСОВ ДЕТАЛЕЙ АВИАЦИОННЫХ ГТД

Аннотация: Даны рекомендации по определению комплексов влияния материала, конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов при установлении ресурсов ретроспективным методом.

В настоящее время широко используются рас-четно-экспериментальные методы установления ресурсов деталей авиационных ГТД. Среди этой группы методов заслуживают внимание методы, основанные на опыте эквивалентно-циклических испытаний и эксплуатации прототипов, например ретроспективный метод [1].

Формула установления циклических ресурсов деталей авиационных ГТД в ретроспективном методе может быть представлена в виде (1):

N

N н = N.

пр.н

пр

N

пр

■ Пф •-

X

пр X н

(1)

Nн = Nпр ■ Пм ■ Пктэ ■ Пе ,

(2)

где пм - комплекс учета влияния свойств материала; пктэ - комплекс учета влияния конструктив-

ных, технологических и эксплуатационных факторов; пв - комплекс учета влияния вибрационных напряжений.

Определение величин, входящих в формулы (1) и (2) производится на основе предварительного анализа напряженно-деформированного состояния (НДС) деталей. При этом, как правило, должны быть использованы модели высокого уровня, включающие учет контактного взаимодействия в соединениях, физическую и геометрическую нелинейности [2].

Комплексы влияния, входящие в формулу (2), определяются следующим образом:

N

где Nн - циклический ресурс детали нового двигателя; N пр - экспериментально определенный ресурс детали двигателя - прототипа; NПр.н - расчетное число циклов до разрушения детали двигателя - прототипа, изготовленного из нового материала; ыПр - расчетное число циклов до разрушения детали двигателя - прототипа; Пф - комплекс учета влияния конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов; Хпр и Xн - коэффициенты влияния вибрационных напряжений на циклическую долговечность детали двигателя -прототипа и нового двигателя соответственно.

Условия применимости ретроспективного метода требуют выбора прототипа с достаточно близкими к проектируемой детали характеристиками: уровнем повторно-статических напряжений в критических зонах, свойствами материалов и динамической напряженностью [1].

Формулу (1) можно преобразовать с учетом комплексов влияния различных факторов на циклический ресурс следующим образом:

Пм="

пр.н

N

пр

^пр

з ■ пт' ^э

(3)

(4)

(5)

Здесь пк - коэффициент учета конструктивных факторов; пт - коэффициент учета технологических факторов; £,э - коэффициент учета отличия повреждаемости в полетном цикле.

Следует отметить, что в случае идентичности конструкционных материалов, применяемых на деталях нового двигателя и двигателя - прототипа, п м = 1. Если конструкция, технология изготовления и форма полетного цикла деталей нового двигателя не претерпела изменения по сравнению с деталями двигателя-прототипа, то пктэ = 1. Если уровень вибрационных напряжений в деталях нового двигателя относительно небольшой и не превышает уровня на двигателе - прототипе, тогда допустимо принимать пв = 1.

Особый интерес для практического использования ретроспективного метода представляют комплексы учета влияния свойств материала и конст-

© А. В. Шереметьев, А. В. Петров 2006 г.

ISSN 1727-0219 Вестникдвигателестроения № 1/2006

91

х

н

руктивных, технологических, эксплуатационных факторов.

На основании полученных в работах [2] и [3] результатов анализа и компьютерного моделирования возможных технологических отклонений (в пределах допуска) в замковых соединениях и их влияния на НДС и циклический ресурс рабочих лопаток вентиляторов авиационных ГТД, комплекс учета влияния конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов определяется следующим образом:

1 --

(ДМ Тех)

ср

(ДМ ТРех)ср

где (ДМТпех)ср , (^ТРех)ср

э = 0,67 э

(6)

средние изменения

щие напряжения в доверительный интервал. Полученные таким образом значения циклической долговечности являются существенно заниженны-

циклической долговечности детали, при возможных технологических отклонениях нового двигателя и двигателя-прототипа соответственно.

Применение ретроспективного метода прогнозирования ресурса показано на примере рабочих лопаток вентиляторов авиационных ГТД разработки ГП " Ивченко-Прогресс".

Рассматриваемые в данной работе рабочие лопатки вентиляторов новых двигателей и двигателей-прототипов имеют различные материалы: титановые сплавы ВТ3-1 - для двигателей-прототипов и ВТ6 - для новых двигателей, поэтому комплекс учета влияния свойств материала требует определения.

Величины циклической долговечности мПр.н и

Ы*пр. могут быть определены как по кривым малоцикловой усталости (МЦУ), так и по универсальной формуле Мэнсона, однако требуется оценка достоверности определения циклической долговечности в зависимости от уровня действующих напряжений.

В частности, при определении комплекса влияния материала для рабочих лопаток вентиляторов двигателей - прототипов, значения циклической долговечности первоначально определялись по кривым МЦУ для гладких образцов (рис. 1). На рис. 1 также видно явное преимущество титанового сплава ВТ6 над ВТ3-1 (до двух раз) в зоне МЦУ. Однако, уровень действующих в критических зонах лопаток повторно - статических напряжений был ниже, чем диапазон напряжений в образцах по кривым МЦУ. Поэтому, полученные по этим кривым значения циклической долговечности и комплексов влияния пм (табл. 1) оказались завышенными, лежащими за рамками доверительного интервала применения кривых МЦУ.

Применение кривых МЦУ, построенных для образцов с надрезом позволяет включать действую-

Рис. 1. Кривые малоцикловой усталости: 1 - титановый сплав ВТ3-1; 2 - титановый сплав ВТ6

Таблица 1 - Комплексы влияния материалов для рабочих лопаток вентиляторов (гладкие образцы)

Двигатель-прототип Материал атах ' МПа N р ' циклы п м

№ 1 ВТ3-1 723 38464 10,2

ВТ6 715 392825

№ 2 ВТ3-1 581 155596 70,3

ВТ6 547 1,1108

ми и неприменимыми для практики, что связано двойным учетом концентрации напряжений: при определении НДС расчетным путем с использованием моделей высокого уровня (например, трехмерные конечноэлементные модели, учитывающие контактное взаимодействие в соединениях), где уже учитывается реальная концентрация напряжений и при использовании кривых МЦУ на базе образцов с надрезом. Однако, относительные значения циклической долговечности являются физич-ными и приемлемыми (табл. 2).

л

ктэ

Таблица 2 - Комплексы влияния материалов для рабочихлопаток вентиляторов(образцы с надрезом с р = 0,25 мм)

Таблица 3 - Комплексы влияния материалов для рабочих лопаток вентиляторов (на основании формулы Мэнсона)

Двигатель-прототип Материал атах' МПа N р , циклы п м

№ 1 ВТ3-1 723 1756 1,60

ВТ6 715 2809

№ 2 ВТ3-1 581 3520 1,92

ВТ6 547 6760

Двигатель-прототип Материал атах 5 МПа N р , циклы п м

№ 1 ВТ3-1 723 1756 1,60

ВТ6 715 2809

№ 2 ВТ3-1 581 3520 1,92

ВТ6 547 6760

В качестве универсального подхода к определению комплексов влияния пм и Пктэ предлагается их определять на основе циклической долговечности, определенной по формуле Мэнсона:

=II1-

1 - у

0,6

г 1,75 • а г, N ~р 06 + - В

Е

N

-0,12

,(7)

Таблица 4 - Влияние уровня действующих напряжений на относительную повреждаемость (на основании формулы Мэнсона)

где еа - амплитуда полной деформации в цикле; у - относительное сужение материала образца; а в - предел длительной прочности; Е -модуль упругости; Np - число циклов до разрушения.

В табл. 3 приведены расчетные значения циклической долговечности, определенных по формуле Мэнсона (7) и комплексов влияния материала для рабочих лопаток вентиляторов двигателей - прототипов. Как видно из табл. 3, комплекс влияния материала может принимать значения как больше, так и меньше единицы, что объясняется изменением преимущества титанового сплава ВТ6 по отношению к ВТ3-1 в зависимости от уровня действующих напряжений. Этот факт иллюстрируют табл. 4 и рис. 1, в которой приведено изменение относительной циклической долговечности в зависимости от величины напряжений. Из табл. 4 следует, что в диапазоне напряжений 400 - 700 МПа (в зоне упругости) титановый сплав ВТ3-1 превосходит ВТ6 по характеристикам МЦУ, а при уровне напряжений 800 - 1000 МПа (в упруго - пластической зоне) преимущество имеет титановый сплав ВТ6.

На основании вышеизложенного был осуществлен выбор лопаток вентиляторов двигателей - прототипов, определены комплексы влияния пм и пктэ установлены циклические ресурсы рабочих лопаток вентиляторов двух новых авиационных ГТД ретроспективным методом (табл. 5).

Как видно из приведенных результатов, определение величин комплексов влияния и коэффициентов, входящих в формулы (1) и (2) требует взвешенного подхода к определению числа цик-

атах ' МПа Материал N р , циклы п м

400 ВТ3-1 19496620 0,68

ВТ6 13362060

500 ВТ3-1 2095104 0,70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВТ6 1466477

600 ВТ3-1 357239 0,74

ВТ6 265153

700 ВТ3-1 90834 0,85

ВТ6 77094

800 ВТ3-1 32003 1,02

ВТ6 32689

900 ВТ3-1 14364 1,29

ВТ6 18488

1000 ВТ3-1 8128 1,56

ВТ6 12709

лов до разрушения (повреждаемости) деталей.

Можно выделить следующие рекомендации:

1) применение кривых малоцикловой усталости должно быть ограничено диапазоном доверительных значений долговечностей, который подтвержден испытаниями образцов;

2) уровень напряжений в сравниваемых деталях не должен различаться более, чем на величины, оговоренные в условиях применения метода;

3) сравнение циклической долговечности деталей желательно проводить в зонах однотипных концентраторов напряжений;

4) для определения расчетных значений циклической долговечности, а также комплексов влияния материала, конструктивных, технологических

/55Л/1727-0219 Вестникдвигателестроения № 1/2006

93

1

е

а

Таблица 5 - Ресурсы лопаток вентиляторов, определенные ретроспективным методом

Новый двигатель ^ max 5 МПа Двигатель-прототип N пр ' циклы Пм % N н , циклы

А 758 №1 10300 0,96 0,67 1,0 6624

Б 507 №2 21180 1,28 0,67 1,0 18163

и эксплуатационных факторов (где используется отношение циклических долговечностей) рекомендуется использование формулы Мэнсона.

Список литературы

1. Муравченко Ф.М., Шереметьев А.В. О методе определения циклических ресурсов авиадвигателей // Оценка и обоснование продления ресурса элементов конструкций: Тр. Меж-дунар. конф. - К.: Нац. АН Украины. Ин-т пробл. прочности, 2000. - т.2. - С. 831-836.

2. Муравченко Ф.М., Шереметьев А.В., Петров А.В. Анализ напряженно-деформированного состояния деталей авиационных ГТД с учетом возможных технологических отклонений // Вюник двигунобудування, 2005. - №1. - С. 2328.

3. Шереметьев А.В., Петров А.В. Использование компьютерного моделирования для учета технологической наследственности при установлении ресурсов деталей авиационных ГТД // Авiацiйно-космiчна технка i технолопя. - Харюв, 2005. - Вип.4(20). - С. 50-53.

Поступила в редакцию 16.01.2006 г.

Анота^я: Надано рекомендацИ' з визначення комплексе впливу матер1алу, конструк-тивних, технолог1чних та експлуатац1йних фактор1в при встановленн1 ресурав рет-роспективним методом.

Abstract: Recommendations for definition of influence complexes of material, constructive, technological and operational factors when establishing service life by retrospective method are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.