Научная статья на тему 'Учет влияния дополнительных объемов при расчете двигателей с внешним подводом теплоты по циклу Шмидта'

Учет влияния дополнительных объемов при расчете двигателей с внешним подводом теплоты по циклу Шмидта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
76
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛИ СТИРЛИНГА / ДВИГАТЕЛИ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ / ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ / ЦИКЛ ШМИДТА / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ноздрин Глеб Алексеевич, Абакшин Антон Юрьевич, Куколев Максим Игоревич

В статье представлены материалы для обсуждения улучшенного варианта цикла Шмидта для расчета двигателя Стирлинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the materials for discussion of the improved variant of Schmidt's cycle for Stirling engine calculation.

Текст научной работы на тему «Учет влияния дополнительных объемов при расчете двигателей с внешним подводом теплоты по циклу Шмидта»



Энергетика и электротехника

УДК 621.45

Г.А. Ноздрин, А.Ю. Абакшин, М.И. Куколев

УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ ПРИ РАСЧЕТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ

ПО ЦИКЛУ ШМИДТА

Создано большое количество маломощных модельных двигателей с внешним подводом теплоты (ДВПТ), работающих по циклам, близким к циклу Стирлинга. Однако конструкций мощностью в десятки и сотни кВт, выпускаемых серийно, — единицы. Остается актуальной задача совершенствования существующих расчетных моделей и методик для получения более точных значений основных параметров ДВПТ (прежде всего — большой мощности) на ранних стадиях пр о ектир ования.

Совершенствованием моделей и расчетных методик ДВПТ занимались в разные годы Ю. В. Красивский, В.С. Кукис, А .Я. Коган, В.И. Евенко, И.М. Приходько, С.И. Ефимов, А.И. Лушпа и другие исследователи. К сожалению, сегодня многие из их работ труднодоступны или вовсе утрачены.

При предварительных расчетах ДВПТ в подавляющем большинстве случаев используется цикл Шмидта. Однако он недостаточно точно описывает реальные конструкции двигателей, и полученные результаты расчетов затруднительно использовать в дальнейшем, при конструировании.

Одно из направлений уточнения цикла Шмидта — учет постоянных объемов с разной температурой рабочего тела (РТ) в них.

В расчете по циклу Шмидта [1, 2] используются три характерных объема ДВПТ: сжатия, расширения и «мертвый» (рис.1). При этом в цилиндрах задается температура сжатия и расширения, а температура мертвого объема рассчитывается так:

Те - Тс 2 :

(1)

где тв — температура в мертвом объеме; Те — температура в цилиндре расширения; ТС — температура в цилиндре сжатия.

В реальных ДВПТ, как правило, кроме этого присутствуют:

нагреватель и холодильник постоянных объемов с температурами, отличными от температуры мертвого объема;

надпоршневые объемы, образующиеся из-за зазора между крышками цилиндров и поршнями в верхней мертвой точке (ВМТ) (рис. 2).

Для учета указанных полостей предлагается внести в цикл Шмидта ряд изменений. В уравнение массы РТ

Мт = IV-+^ + РУл_=ке_

т ЯтЕ ятс ятв 2Ятс

где Мт — суммарная масса РТ; р — давление; Я — газовая постоянная РТ; Уе — объем цилиндра расширения; Ус — объем цилиндра сжатия; Ув — мертвый объем; К — постоянная, добавим члены, соответствующие дополнительным полостям, и тогда получим

Мт = РУУз-+рУС.+ру» + +РУсоь

ЯТЕ ятс ятв ят,

в

+ Руеир + Русир

яте

Ио1

КУе 2Ятс

ятс

со1

(3)

1еиР 1X1 сиР

Здесь Уш — объем нагревателя; Усы — объем холодильника; Уеир — надпоршневой объем цилиндра расширения; Усир — надпоршневой объ-

Рис. 1. Условная схема цикла Шмидта

в

Рис. 2. Предлагаемая «улучшенная» схема

ем цилиндра сжатия; Тш — температура нагревателя; Тсы — температура холодильника; Теир — температура надпоршневого объема цилиндра расширения; Тсир — температура надпоршневого объема цилиндра сжатия.

Тогда, учитывая что

Ve = 2 VE (1+ cos ф),

(4)

Vc = 2Vc (1 + cos(ф-а)), (5)

где VE — максимальный объем цилиндра расширения; Vc — максимальный объем цилиндра расширения; ф — угол поворота коленчатого вала (ПКВ); а — угол опережения изменения объемов, преобразовываем (3) к виду

— = — (1 + cos ф) + r (1 + cos (ф-а)) +...

p TE

... + 2VT. + 2VHotTc + 2VCo1TC +

VeTD VETHO, VETCOt , 2VeUPTC , 2VcUPTC

УЕТеиР УЕТсиР

где г — отношение объемов.

Введем некоторые обозначения: отношение температур в нагревателе

(6)

lHot

= TL.

г '

Hot

(7)

отношение температур в холодильнике

xCol

= Tc

Col

(8)

отношение температур в надпоршневом объеме цилиндра расширения

leUP

= Tc

leUP

(9)

отношение температур в надпоршневом объ еме цилиндра сжатия

Tc

xcUP ="

cUP

приведенный объем нагревателя

с = VHot . SHot ;

приведенный объем холодильника

SCol

= Vcol.

(10)

(11)

(12)

приведенный объем надпоршневой полости цилиндра расширения

SeUP =

VeUP

(13)

приведенный объем надпоршневой полости цилиндра сжатия

cUP

_ VcUP

(14)

I

Энергетика и электротехника

Теперь представим (6) в виде —

— = т(1 + cos ф) + r (1 + cos (ф - а)) +

+ 2S + 2SHot тHot +...+ 2SCoi TCol +

+ 2SeUP TeUP + 2ScUP TcUP

(15)

Используя серию преобразований, описанных в [1], представим (15) в виде

K

(2 2 \0,5

т + 2тг cos а + r ) cos^-©)

-U) +

+ T + r + 2S + 2SHot THot +...

. + 2SCol TCol + 2SeUP TeUP + 2ScUP xcUP. (16)

Пусть

(2 2 \0'5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т + 2т r cos а + r I ; (17)

B = т + r + 2S + 2SHot THot + 2SCol TCol +

+ 2SeUP TeUP + 2ScUP TcUP. (18)

Как можно видеть из (17) и (18), все внесенные изменения вошли в постоянную В. Таким образом, все прочие уравнения цикла Шмидта можно использовать без изменения, заменив В.

Если температуры РТ в цилиндре расширения, надпоршневом объеме цилиндра расширения и нагревателе принять одинаковыми и равными ТЕ , а температуры в цилиндре сжатия, надпоршневом объеме цилиндра сжатия и хо-

лодильнике равными Тс, то полученные зависимости можно существенно упростить. Исходное уравнение (3) примет вид

мт = +А+Р^й.++РХ™ +

т ЯТе ЯТс ЯТВ ЯТЕ ЯТс

+ PVeUP + PVcUP = —Ve

rte

RTC 2RTC

(19)

Учитывая (4) и (5), представим (19) в виде -(1 + cos ф) + r (1 + cos (ф-а))-

K=Tk

Р TE

) +...

... + Vfr + 2Tc (Ун, + VeUP ) . 2(Vc0i + VcUP )

VeTd

VeTE

(20)

Введем обозначения: приведенный горячий объем

VHot + Vel

X

Hot eUP . Ve

приведенный холодный объем

Y = VCol + VcUP

Ve

Теперь представим (20) в виде —

— = т(1 + cos ф) + г (1 + cos (ф-а))

+ 2S + 2 X т + 2Y.

(21)

(22)

(23)

Используя серию преобразований, описанных в [1], представим (23) в виде

М, кг

350 ПКВ, град

Рис. 3. Распределение масс при расчете по циклу Шмидта

(------Мс;--Мй\----Ме)

М, кг

О 50 100 150 200 250 300 ПКВ, град

Рис. 4. Распределение масс при расчете по предложенной методике

K p

= (т2 + 2тrcosа + r2) cos(cp-©) +

+ т + k + 2S + 2X1 + 27. (24)

В результате постоянная В примет вид

В = х + г + 2S + 2Хт + 27 . (25)

В качестве иллюстрации на рис. 3 и 4 представлены графики, показывающие количество РТ в полостях при расчете по циклу Шмидта и по предложенной методике.

Учет полостей постоянного объема с различной температурой позволяет расширить возможности применения цикла Шмидта и приблизить расчет к конструкциям существующих ДС. В результате получается более подробная информация о распределении масс РТ в объемах ДС, результаты более эффективно используются в качестве исходных данных для термодинамического расчета ДС.

Учет надпоршневых объемов также позволяет использовать результаты для дальнейших расчетов без ошибок, связанных с «нулевыми» массой РТ и объемами цилиндров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уокер, Г. Двигатели Стирлинга [Текст ] / Г. Уокер.— М.: Машиностроение, 1985.— 407 с.

2. Ридер, Г. Двигатели Стирлинга [Текст ] / Г. Ридер, Ч. Хупер.— М.: Мир, 1986.— 464 с.

УДК 621.312

А.В. Сысоев, С.В. Смоловик

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА РАССТАНОВКИ ИСТОЧНИКОВ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В СЛОЖНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ

Снижение потерь электроэнергии в электроэнергетических системах путем рационального распределения потоков реактивной мощности и оптимизации режимов напряжения, даже на

единицы процентов, экономит огромные финансовые средства. За счет изменения распределения потоков реактивной мощности по линиям происходит значительное улучшение параметров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.