Научная статья на тему 'УЧЕТ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ'

УЧЕТ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРЫ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЦЕНЫ / ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липатова А.В.

В статье рассмотрено понятие розничной торговли, а так же учет товаров в розничной торговле по покупной и продажной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ»

решений, как по всей организации, так и в разрезе различных сегментов деятельности.

Использованные источники:

1. Ибрагимова А.Х. Постановка управленческого учета // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, в 2-х томах.- Курск.- 2015.- С. 176-178.

2. Пономарева Н.В. Оптимизация процесса формирования информации по сегментам деятельности // Глобальные экономические вызовы современного мира: Материалы международной научно- практической конференции (Краснодар, 21 декабря 2015 г.). Издательство: Краснодарский центр научно-технической информации (ЦНТИ).- 2015.- С.106-110.

3. Пономарева Н.В. О факторах выбора отчетных сегментов хозяйственной деятельности // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015.- № 3.- С. 145147.

4. Семиколенова М.Н. Организационно-методические аспекты управленческого учета по сегментам деятельности // Аудиторские ведомости.- 2015.- №5.- С.41-52.

5. Удалова З.В., Пронина М.А. Принципы формирования сегментарного учета и отчетности в системе управленческого учета сельскохозяйственных организаций // Бухучет в сельском хозяйстве.- 2015.- №1.- С. 43-53.

Липатова А.В. бакалавр 4го курса ФГБОУВО «Орловский ГАУ» Россия, г. Орел УЧЕТ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация: В статье рассмотрено понятие розничной торговли, а так же учет товаров в розничной торговле по покупной и продажной стоимости.

Ключевые слова: Розничная торговля, товары, бухгалтерский учет, цены, торговая наценка.

Розничная торговля - это вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.

Бухгалтерский учет в розничной торговле включает в себя учет поступления, реализации, возврата товаров и другие операции.

Организации, осуществляющие розничную торговую деятельность, может вести бухгалтерский учет товаров по покупной или продажной стоимости. Если организация ведет учет товаров в продажных ценах, стоимость остатка товаров отражается в балансе по фактической себестоимости без учета начисленной торговой наценки, приходящейся на остаток товаров. Организации розничной торговли, ведущие учет товаров по

продажным ценам, из строки «Готовая продукция и товары для перепродажи» вычитают сальдо по кредиту счета 42 «Торговая наценка» [4].

Так как розничная цена представляет собой сумму цены поставщика и торговой наценки, в первичной бухгалтерской документации должен быть документ, увязывающий эти две цены между собой и являющийся документальным подтверждением расчета розничной цены. Таким документом является реестр розничных цен.

Учет поступления товаров отражается следующими бухгалтерскими записями, представленными в таблице 1.

Таблица 1 - Учет поступления товаров^ в розничной торговле

№ Факт хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов

ДТ КТ

1 Поступили товары от поставщиков 41 60

2 Отражен НДС по поступившим товарам 19 60

3 Уплачено поставщику за поступившие товары с расчетного счета организации 60 51

4 Принят к зачету НДС по приобретенным товарам 68 19

Реализация товаров регулируется Гражданским кодексом РФ, в котором отражена необходимость заключения договора розничной купли -продажи, поставки, комиссии, бартера и т.д. Учет реализации товаров отражается счете 90 «Продажи» [1].

Учет реализации товаров по покупным ценам отражается следующими бухгалтерскими записями, представленными в таблице 2.

Таблица 2 - Учет реализации товаров по покупным ценам в розничной торговле__

№ Факт хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов

ДТ КТ

1 Реализованы товары по себестоимости 90.2 62

2 Начислен НДС по проданным товарам 90.3 68

3 Списаны расходы на продажу 90.2 44

4 Отражена задолженность покупателя 62 90.1

5 Выявлен финансовый результат от продажи товаров 90.9 99

Учет реализации товаров по продажным ценам отражается следующими бухгалтерскими записями, представленными в таблице 3 [5].

Таблица 3 - Учет реализации товаров по продажным ценам в

№ Факт хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов

ДТ КТ

1 Отражена задолженность покупателя 62 90.1

2 Списана себестоимость товара 90.2 41

3 Начислен НДС по проданным товарам 90.3 68

4 Списаны расходы на продажу 90.2 44

5 Отражена наценка на товар 90.2 42

6 Выявлен финансовый результат от продажи товаров 90.9 99

Так как в учете товар числится по цене, которую платит за его приобретение покупатель, то фактически списание товара на счет 90 «Продажи» производится по продажной цене. То есть выручка, поступившая от покупателей, будет равняться сумме, списанной с кредита счета 41 «Товар», субсчет 2 «Товары в розничной торговле» в дебет счета 90. 2 «Себестоимость продаж».

Для определения финансового результата нужно списать не продажную стоимость товара, а разницу между розничной ценой и ценой приобретения, т. е. сторнировать сумму торговой наценки, отраженной по счету 42 «Торговая наценка». Эта разница, представляющая собой валовый доход, в рознице называется реализованным наложением [3].

Таким образом, принятие решений по установлению цены и регулированию объемов реализации продукции строится на основе правильного отражения в учете товаров и торговой наценки. Одним из мощных инструментов в установлении предела, до которого может упасть размер продаж, чтобы не было убытка данной точки, является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты - объем -прибыль» (Cost - Volume - Profit; CVP - анализ). Он позволяет руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск [2].

Использованные источники:

1. Акимова, Н.В. Учет и анализ внеоборотного капитала на промышленных предприятиях при переходе на международные стандарты финансовой отчетности: диссертация кандидата экономических наук/ Акимова Наталья Викторовна.- Орел, 2004.- 189 с.

2. Гамидова, Н.Г. Cost-volume-profit-анализ в системе управления / Н.Г. Гамидова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - №4(9). - С.65-69.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW

5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.