Научная статья на тему 'Учет результатов обучения в образовательном процессе (проект lota Открытого университета Великобритании)'

Учет результатов обучения в образовательном процессе (проект lota Открытого университета Великобритании) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / OPEN UNIVERSITY / ПОДХОД / ОСНОВАННЫЙ НА РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТ LOTA / LOTA PROJECT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / OUTCOME-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елкина Ирина Михайловна

Внедрение подхода, основанного на результатах обучения, оказывает влияние на разработку образовательных программ для высших учебных заведений и приводит к изменениям в организации образовательного процесса. В статье рассматриваются теоретическое обоснование и организация учета результатов обучения в образовательном процессе на примере проекта LOTA Открытого университета Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елкина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT LEARNING OUTCOMES IN THE PROCESS OF EDUCATION (LOTA PROJECT OF THE OPEN UNIVERSITY)

Introduction of the outcomes-based approach influences the development of curricula in higher educational institutions and leads to the changes in the organization of educational process. The article considers theoretical substantiation and organization of taking into account learning outcomes in educational process of LOTA project of the Open University.

Текст научной работы на тему «Учет результатов обучения в образовательном процессе (проект lota Открытого университета Великобритании)»

ТРИ «М»:

И.М. Елкина

МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОДИКА — МЕТОД

УДК 378.4

Учет результатов обучения в образовательном процессе (проект LOTA Открытого университета Великобритании)

Внедрение подхода, основанного на результатах обучения, оказывает влияние на разработку образовательных программ для высших учебных заведений и приводит к изменениям в организации образовательного процесса. В статье рассматриваются теоретическое обоснование и организация учета результатов обучения в образовательном процессе на примере проекта LOTA Открытого университета Великобритании.

Ключевые слова: Открытый университет Великобритании, подход, основанный на результатах обучения, проект LOTA, компетентностный подход.

В течение трех десятилетий в сфере образования Великобритании происходят серьезные изменения в области контроля результатов обучения. В 1997 году в Национальном комитете по изучению высшего образования в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии и аналогичном комитете в Шотландии обсуждалась необходимость внесения изменений в подходы к обучению и разработке образовательных программ. В частности, высшим учебным заведениям было рекомендовано разработать более подробное описание для каждой из предлагаемых образовательных программ. В них должны быть указаны основные цели программы и сформулированы ожидаемые результаты обучения, ключевые компетенции (коммуникация, умение работать с числами, использование информационных технологий и умение учиться), когнитивные компетенции (например, понимание методологии или способность к критическому анализу), предметно-специфические компетенции, в частности лабораторные, и т.д. [14].

В том же 1997 году было создано Независимое агентство по обеспечению качества образования для осуществления помощи образовательным организациям при проведении этих изменений. Работа

© Елкина И.М., 2015

102

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

агентства изначально строилась на основе сотрудничества с учебными заведениями, поэтому для проведения совместных экспертиз привлекались ученые и преподаватели британских университетов. Агентство выступило с рядом инициатив, предложив разработать национальную рамку квалификаций; подробно описать все образовательные программы; определить ожидаемые результаты обучения для каждой образовательной ступени по отдельным программам; создать систему оценивания, учитывающую все достижения студентов во время обучения, например, использовать студенческие портфолио (Progress File) и т.д. Были выдвинуты предложения по системе обеспечения гарантии качества образования, в частности, в виде «взаимооценки», когда коллеги из других университетов проверяют преподавание отдельного предмета в выбранном университете.

Необходимость разработки национальной рамки профессиональных квалификаций вызвала возобновление интереса к подходу к обучению, учитывающему результаты обучения. Этот подход используется во многих странах, включая Великобританию. Разработчики этого подхода считают, что это, скорее, подход к написанию образовательных программ, нежели использование специфических приемов и методов обучения. Однако ориентирование образовательных программ на результат, несомненно, оказывает влияние и на методики преподавания, и на образовательную среду, и на образовательный процесс и его участников в целом [16].

Исследованиями в этой области занимались представители многих высших учебных заведений, в частности, Открытого университета. Открытый университет Великобритании — это один из первых университетов, предложивших самый широкий спектр образовательных программ дистанционного образования для студентов различных возрастов. Сейчас это один из крупнейших университетов страны, где обучаются более 200 000 студентов; его представительства находятся и в большинстве европейских стран. Основанный в конце 1960-х гг., университет с самого начала предложил высокие стандарты обучения в сочетании с самыми передовыми на тот момент технологиями дистанционного образования: использование радио, телевидения, а теперь и возможностей информационных технологий. Открытый университет отличается от других британских вузов тем, что в нем нет ограничений в выборе образовательной траектории (за исключением требований к обучению в аспирантуре), то есть студент может выбрать любой курс обучения, начиная с любого уровня. Многие студенты ограничиваются одним-двумя курсами по тем дисциплинам, которые им необходимы для совершенствования в профессии, однако большинство оканчивают университет, получая диплом бакалавра или магистра по выбранной специальности. Студенты могут выбирать предметы в рамках определенной образовательной программы и изучать их в удобном для себя порядке, чтобы получить диплом. Поэтому в университете качеству образования всегда уделялось большое внимание, и с самого начала в нем проводи-

103

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

лись исследования, нацеленные на улучшение образовательного процесса. Также Открытый университет принимал участие в целом ряде различных программ по определению ключевых компетенций (key skills) (коммент. 1) для их дальнейшего использования в Национальной рамке квалификаций. С учетом предложений комитетов по изучению высшего образования, работы агентства по обеспечению качества образования и опыта предыдущей работы университета по изучению подхода, основанного на результатах обучения, при разработке образовательных программ в 1999 году был запущен проект LOTA — Learning Outcomes and Their Assessment (результаты обучения и их оценивание) [12].

Участники проекта должны были предоставить план действий: по определению результатов обучения в виде приобретаемых студентами знаний, специфических навыков по предмету и ключевых компетенций; по описанию ожидаемых результатов обучения для курсов и образовательных ступеней для уже имеющихся и для разрабатываемых образовательных программ; по внедрению надежных методик, которые позволили бы достоверно оценить достигнутые результаты в рамках подхода, нацеленного на результаты обучения.

В совместной работе с агентством по обеспечению качества образования профессорско-преподавательский состав факультетов и школ университета начал работу по пересмотру программ (а Открытый университет предлагает более 200 образовательных программ для 200 000 студентов). Исследователи использовали четыре группы результатов обучения, предложенные агентством:

— знание и понимание, связанное с содержанием программ;

— ключевые компетенции. При разработке использовалась Национальная рамка квалификаций Англии, Уэльса и Северной Ирландии, которая включает пять уровней сформированности компетенций в различных областях;

— когнитивные компетенции (учитывалась таксономия учебных целей Б.С. Блума — оценивание, синтез, анализ и т.д.);

— практические и профессиональные компетенции [12].

По мнению разработчиков, переориентация образовательных программ на результаты обучения не только смогла бы повысить качество образования, предоставляемого университетом, и востребованность его выпускников на рынке труда, но и внести положительные изменения в процесс обучения, повышая самостоятельность и ответственность студентов при обучении.

Участники проекта LOTA предложили провести ряд организационных изменений, а также подготовили теоретическое обоснование для переработки программ. В качестве теоретической основы для переработки образовательных программ разработчики опирались на метакогнитивный подход, теорию атрибуции (коммент. 2), концепции о доминирующей роли

104

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

самостоятельной работы студентов при обучении, необходимости формирования метанавыка «умение учиться» и установлении положительной мотивации к обучению.

С самого начала разработчики проекта LOTA отказались от использования компетентностного подхода, при котором результаты обучения для каждого студента формулируются как «достигнутые» или «не достигнутые». Исследователи полагали, что сложный процесс обучения в университете не может быть сведен к получению ограниченного количества «достигнутых» или «не достигнутых» результатов, тем самым превращая их в набор поведенческих реакций. Как полагают специалисты Открытого университета, если оценивание является частью обучения, тогда и результат обучения будет более сложный, чем просто «достигнутый» или «не достигнутый». Интересно, что такое мнение перекликается с позицией российского исследователя Н.И. Нелюбина об использовании компетент-ностного подхода при обучении: «...в итоге сам субъект профессиональной деятельности лишается возможности самоосуществления и развития себя в профессии, превращается в бездушный и не укорененный в собственном бытии интеграл ключевых компетенций. Так за «лесом компетенций» теряется личность субъекта профессионального пути» [10].

Как полагают британские разработчики, при оценивании результатов обучения должны учитываться и продукт обучения, и само обучение как процесс. Такую же позицию еще в 1990-х гг. занимали и некоторые отечественные ученые, рассматривая сочетание проверки знаний с оценкой способа усвоения материала (в частности, М.В. Кларин, разрабатывая концепцию полного усвоения учебного материала [6], В.П. Беспалько, предлагая технологию критериально-ориентированного обучения [2], С.В. Иванова, рассматривая идеи о гуманизации образования [5], и т.д.). Ведь студенты, изучающие предмет, выучивают не только содержание дисциплины, но создают свои собственные смыслы и контенты знания во время обучения. Большинство студентов вырабатывает собственные стратегии обучения в том социальном контексте, в котором они осуществляют свою учебную деятельность, и оценивание должно вносить положительный вклад в процесс обучения. Некоторые исследователи, в частности Дж. Алан (J. Allan), считают, что результаты обучения не должны быть сформулированы в терминах определенных поведенческих реакций. У различных студентов обучение происходит по-разному, и оно не всегда связано именно с реализацией поведенческих целей. Результаты обучения зависят не только от целей обучения или содержания курса / модуля. Студенту также совсем не обязательно завершить обучение по выбранному курсу или модулю, чтобы достичь определенных результатов. Некоторые из новых результатов обучения можно определить по предыдущим, достигнутым ранее в процессе обучения [11].

Разработчики проекта LOTA рассматривают оценивание результатов обучения как интегрированную часть образовательного процесса, где

105

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

и студент и преподаватель играют взаимосвязанные роли, где преподавание и учение видятся как единый комплекс, социально опосредованный. При таком подходе признается важность широкого спектра методов оценивания. Критерии обучения необходимо обсуждать преподавателям и студентам совместно, при этом всегда необходимо учитывать, что результаты могут быть разными, персонализированными, также и образовательная траектория для их достижения может быть разнообразной, индивидуализированной. Знание критериев оценивания и ожидаемых результатов обучения позволяет студентам контролировать процесс своего обучения и использовать оценивание в качестве учебного опыта. Обратная связь является важным компонентом рефлексии студентов, и, как показал Д. Сэдлер (D.R. Sadler), она также играет важную роль в процессе самооценки. Так, студент сравнивает свой текущий уровень освоения деятельности со стандартом, например, базовым уровнем освоения навыка, и предпринимает некое действие по «закрытию разрыва» («closure the gap») [17].

Опираясь на систему ключевых компетенций, исследователи Открытого университета выбрали одну из них в качестве основы для определения ожидаемых результатов обучения, — это «умение учиться», что подразумевает большую свободу студента при обучении, но при этом и большую ответственность. Для этого нужно было предложить как можно более полную информацию о курсе обучения, требованиях к каждой образовательной программе и, кроме того, обеспечить возможность для студента развить те метанавыки, которые описываются как «умение учиться».

Метакогнитивный подход был изучен многими исследователями в 30-х, позже в 70-х и 90-х гг. ХХ века (Дж. Дьюи (J. Dewey), Дж. Флейвелл (J. Fla-vell), Дж. Биггс (J. Biggs) и др.). Исследователи показали, что с развитием метакогнитивной компетенции меняется отношение студента к обучению. Разнообразие учебных задач, включение оценивания в обучение приводит к тому, что студенты ответственнее относятся к учебе, демонстрируя более высокие результаты обучения (работы по саморегуляции К. Двек (C. Dweck), Д. Шунка (D. Schunk) и Б. Циммермана (B. Zimmermann) и т.д.). По мнению этих исследователей, саморегуляция студентов связана с обучением, организацией среды для продуктивной работы и эффективного использования ресурсов такой образовательной среды, с поддержанием идеи ценности обучения, а также получением удовлетворения от предпринимаемых усилий при обучении [22].

Еще один компонент, влияющий на обучение, — это мотивация студента. Разработчики проекта Открытого университета опирались на работы Ф. Вайнерта (F. Weinert) и Р. Клюве (R. Kluwe), по мнению которых индивидуальные различия студентов определяют степень готовности к «умению учиться». В рамках теории атрибуции они показали, что отношение студента к обучению влияет на его дальнейшие успехи и его мотивацию. Ответственный студент, умеющий учиться самостоятельно, с боль-

106

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

шей вероятностью достигнет успехов в обучении, чем тот студент, который связывает свои учебные достижения с работой преподавателей или с внешними факторами (удача, уровень сложности заданий и т.д.) [21]. М. Ванг (M. Wang) и А. Палинскар (A. Palinscar) так описывают успешного самостоятельного студента: «Это успевающий студент, который характеризуется тем, что принимает активное участие в обучении, имеет знания по материалу предмета, относящиеся к учебным задачам, понимает характеристики и функциональные требования образовательной среды. Он способен использовать то, что он знает, и искать другие ресурсы по необходимости, он учится самостоятельно и осознанно, используя стратегическое планирование, самоопрос, самомониторинг, самопреобразование и самооценку. Одним словом, он самообучается» [20].

В своем исследовании сложных интеллектуальных навыков Р. Гарнер (R. Garner) показал, что возможность выбора студентами наилучших подходов и методов обучения, самостоятельной разработки стратегий в обучении позволяет студенту стать более ответственным за свое обучение [15]. Эта концепция подтверждается исследованиями бельгийских ученых, рассматривавших влияние способов оценивания на глубину отношения к обучению студентов университета. Их статистические данные показывают, что при использовании разнообразных методов и средств оценивания студенты гораздо серьезнее и ответственнее относятся к обучению и прикладывают больше усилий для достижения результата, чем в случае обычного итогового контроля в виде тестов с выбором ответов [18].

Надо отметить, что многие теоретические положения, применяемые разработчиками Открытого университета, перекликаются с исследованиями, проведенными в отечественной педагогике. В частности, проблемы формирования метакогнитивного опыта (М.Н. Скаткин, Ф.И. Гааз, Н.Ф. Талызина и др.), мотивирования студентов к обучению, организации образовательной среды и образовательного пространства рассматривались в работах, посвященных компетентностному и личностно-ориентированному подходам к обучению (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова, В.С. Меськов, А.А. Мамченко и др.), философии дидактики в постиндустриальном обществе (С.В. Иванова). Авторы особо отмечают, что образовательная среда должна быть максимально разнообразна, должна быть субъектно-ориентированной и субъект-субъектной, способствующей творческой деятельности обучающихся. Организации образовательного пространства, понимаемого и как совокупность различных объектов, и как место субъектной деятельности, уделяется особое внимание в постиндустриальном обществе. Новая эпоха, предъявляя более высокие требования к уровню профессиональной квалификации, признает за человеком стремление к творческому развитию, к росту его потребностей в образовании [4]. В этом смысле в теоретико-практических результатах работы по проекту LOTA Открытого университета прослеживается направленность на обеспечение как ма-

107

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

териальной составляющей образовательного пространства (компьютеризированные образовательные программы, предоставление широкого спектра средств общения между преподавателем и студентом, техническая оснащенность и т.д.), так и субъектной составляющей, которая позволяет студенту как субъекту обучения реализовать свой потенциал полноправного участника образовательного процесса.

Анализируя литературу, можно сделать вывод о том, что разработчики проекта LOTA, отказавшись от использования компетентностного подхода для обоснования переработки программ с точки зрения результатов обучения, частично применяют личностно-ориентированный подход к обучению (учитывая, что многие факторы, в том числе и экономические, не позволяют полностью реализовать этот подход в высшем образовании). Это выражается в нацеленности на формирование метакогнитивной компетенции «умение учиться», на предоставлении максимума информации студентам об их собственном процессе обучения и его результатах, на учете самооценки студентов, на обеспечении возможности самостоятельного выбора своей образовательной траектории.

Как проект LOTA реализуется на практике? Учитывая специфику обучения в Открытом университете, участниками проекта были предложены следующие этапы организационной работы по пересмотру образовательных программ с точки зрения подхода, основанного на результатах обучения.

Выработка единой терминологии.

Одним из первых шагов стало не столько определение результатов обучения для каждой конкретной программы, сколько согласование терминологии, используемой преподавателями различных дисциплин при описании этих результатов. Главной задачей разработчиков проекта LOTA и стала помощь преподавателям в осуществлении этой деятельности.

Определение ожидаемых результатов по каждой образовательной программе или курсу; подбор методик оценивания.

При разработке системы оценивания потребовалось включить в нее все предлагаемые курсы и модули, выбираемые студентами при изучении дисциплин. Переработка образовательных программ на основе нового подхода была непростой задачей. Образовательные программы в Открытом университете организованы на основе кредитов по различным курсам. В основном обучение осуществляется дистанционно, посредством электронных курсов. Студентам также предоставляется возможность личных консультаций, в университете хорошо налажена обратная связь с преподавателями. В проекте LOTA Открытого университета процесс оценивания результатов рассматривается как часть процесса обучения, и роль преподавателя в нем считается ключевой. Большое внимание уделяется применению и формирующего, и суммативного оценивания. Поскольку университет предлагает гибкую систему обучения для своих студентов

108

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

с возможностью изучения курсов по выбору, входящих в состав образовательной программы, сначала нужно было описать результаты обучения для всех сопутствующих курсов, а затем составить систему оценивания, учитывающую эти выбранные студентами дополнительные курсы в рамках основной образовательной программы.

Далее преподавателям отдельных курсов и дисциплин было необходимо подобрать или самостоятельно разработать подходящую методику оценивания результатов обучения, для того чтобы, объединив результаты обучения по отдельным курсам, отслеживать и контролировать приобретение или развитие соответствующих навыков у студентов.

Установление и использование обратной связи со студентами, преподавателями и разработчиками.

Одним из новых способов организации работы в рамках проекта LOTA стало установление обратной связи между разработчиками программ, студентами и преподавателями. Поскольку Открытый университет осуществляет образование дистанционным способом, важным элементом процесса обучения является диалог между студентами и преподавателями как при личном общении, так и при общении посредством электронной почты, чатов, вебинаров и т.д. Основой диалога команды разработчиков с преподавателями стали вебинары и электронное общение, являющееся главным компонентом разработки и осуществления образовательных программ в университете. Специально созданный Centre for Outcomes-Based Education (Центр образования, основанного на результатах обучения) скоординировал и организационно и финансово поддержал работу представителей различных факультетов, что в реальности всегда очень сложно осуществить из-за трудностей с расписанием участников групп разработчиков, а также в связи с трудоемкостью проделанной работы. Представители всех факультетов согласовывали ожидаемые результаты обучения и методы их оценивания при разработке новых программ; все уже существующие образовательные программы тоже прошли эту процедуру.

Межфакультетские вебинары позволяли преподавателям обмениваться идеями и опытом работы. Так, например, выяснилось, что особое внимание при оценивании результатов обучения необходимо было уделить студенческим эссе, демонстрирующим навыки критического мышления. Разработчики программ учитывали мнение преподавателей о том, что студенты изначально плохо себе представляют, как правильно писать такие эссе, и их почти не учат этому. Поэтому обратная связь со студентами в процессе написания эссе должна стать неотъемлемой частью этого процесса, иначе теряется формирующая сущность оценивания. Сам стиль общения преподавателей со студентами при осуществлении обратной связи приобрел характер большей личностной ориентированности. По результатам работы были изданы специальные руководства для тех коллег, которые хотели бы воспользоваться накопленным опытом (см. коммент. 3), также

109

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

для преподавателей была разработана контрольная таблица, описывающая процесс оценивания результатов обучения.

Таким образом, взаимодействие между тремя сторонами — участниками образовательного процесса: разработчиками программ, преподавателями и студентами — позволило учитывать и мнения студентов, и это также оказало положительное влияние на процесс обучения.

Работа с самооценкой студентов.

Учет самооценки студентов и установление с ними обратной связи при оценивании результатов обучения стали неотъемлемой частью переработки программ и процесса обучения. Проведенные исследования непрерывного оценивания студентов позволили преподавателям разработать опросник по самооценке, который помог студентам лучше понимать и учебные задания, и общие ожидаемые результаты обучения по выбранной программе.

Включение результатов обучения в образовательные программы.

Следующий шаг заключался в том, чтобы «встроить» ожидаемые результаты обучения в образовательные программы. Сначала надо было выяснить, как преподаватель использует результаты обучения при работе со студентами, в частности, при оценивании и получении обратной связи по соответствующим заданиям. Проведенное исследование показало, что остается много нерешенных вопросов, поэтому работа на этой стадии еще не завершена. Далее предполагается привлечь самих студентов для обсуждения того, как включить результаты обучения в процесс оценивания. Как показывают участники проекта, пока этот процесс идет с трудом, но у многих преподавателей сложилось мнение, что если способы и критерии оценивания будут прозрачными для студентов, они почувствуют большую ответственность за свое обучение [13].

Практические шаги по пересмотру образовательных программ с позиций результатов обучения предпринимаются и в нашей стране [1]. Однако при составлении Национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов используется терминология доминирующего компетентностного подхода, поэтому разработчики обсуждают компетенции и уровень их сформированности при создании квалификационных систем. В частности, группы специалистов МГГУ им. Шолохова проводили анкетирование работодателей и наиболее квалифицированных специалистов для выяснения необходимых навыков, умений, способностей и мотивации успешного профессионала. На основе полученных данных были разработаны матрицы согласования компетенций и задач профессиональной деятельности и определено соответствие между этими матрицами и средствами оценивания уровня формирования компетенций для создания системы оценивания результатов обучения [7]. Таким образом, в университете в соответствии с ожидаемыми результатами обучения были переработаны некоторые образовательные программы.

110

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

В своей работе М.Б. Челышкова конкретизирует этапы создания фонда оценочных средств при компетентностном подходе к обучению. Сначала необходимо отобрать и описать компетенции, которые должны быть сформированы у будущих специалистов в процессе обучения, определить уровни их сформированное™. Далее для каждой компетенции подобрать задания для ее развития и оценивания в соответствии с уровнями. Такой фонд оценочных средств необходимо корректировать с учетом пожеланий работодателей будущих специалистов [3]. Многие отечественные исследователи также согласны с тем, что чем разнообразнее задания для формирования уровней компетенции (или личностных качеств) и для оценивания результатов обучения, чем больше в них присутствует творческая составляющая, тем успешнее проходит процесс обучения.

Сравнивая практическую деятельность по определению результатов обучения и переработки образовательных программ с их учетом в России и в Великобритании, следует отметить, что, несмотря на подробно разрабатываемые рекомендации по процессу оценивания формирования компетенций, созданию средств оценки уровней их формирования, в отечественной педагогике, по сравнению с европейской (и британской, в частности), уделяется недостаточное внимание работе с самооценкой и включению результатов обучения в образовательные программы. Хотя в Великобритании эта работа еще продолжается в рамках проекта LOTA и имеются результаты только по отдельным этапам переработки программ на основе подхода, основанного на результатах обучения, учет личностных качеств, мотивов и потребностей студентов, обучающихся в Открытом университете, позволяет обеспечить качественную профессиональную подготовку будущих специалистов и выводит сам университет в число ведущих образовательных учреждений Соединенного Королевства.

Комментарии

1. Key skills можно перевести на русский язык как «ключевые компетенции», именно такой перевод был предложен в документах и текстах, связанных с Болонскими соглашениями или с компетентностным подходом. Однако основное значение и некоторые варианты значений слова skill включают и навык, и квалификацию, мастерство, и умение [9]. Учитывая отказ разработчиков проекта LOTA от компетентностного подхода, выражение key skills можно было бы перевести как «ключевые навыки» (что также встречалось в некоторых русскоязычных источниках), но, так как в русскоязычной педагогической литературе принят перевод «ключевые компетенции», в дальнейшем будем пользоваться именно этим термином.

2. Предметом теории атрибуции выступает механизм объяснения людьми своего поведения и поведения других; в частности, человек может объяснять поведение как результат влияния внешних сил (внешняя атрибуция) или как результат собственных усилий, личных качеств и др. (внутренняя атрибуция) [8].

111

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

3. Система уровней ожидаемых результатов обучения для студентов: сводная таблица [19].

Результат обучения Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3

Знание и понимание Знание и понимание предмета Показать, что вы знаете и понимаете принципы, концепции и термины по изучаемому предмету Показать знание и критическое понимание принципов, концепций и методов, используемых в изучаемом предмете Показать систематические знания и критическое осмысление изучаемого предмета

Когнитивные навыки Описание, применение, анализ и синтез знаний Использовать знания и понимание для описания, анализа и интерпретации определенных аспектов по изучаемому предмету Применять знания и понимание к спектру вопросов и проблем, важных для данного предмета. Применять существующие методики для критической оценки и интерпретации по изучаемому предмету Выбирать и использовать существующие методики анализа и опроса вне контекста, в котором они изучались изначально, знать об их ограничениях. Синтезировать, критически оценивать и исследовать информацию, доводы и предположения из различных источников, включая публикации по текущим вопросам или исследованиям. Признавать, что существует потенциальная неопределенность, двусмысленность и ограниченность знаний по вашему предмету

Ключевые навыки Адресованы вопросам и проблемам осведомленности о контексте и среде Иметь представление и начать исследовать вопросы и проблемы по изучаемому предмету Критически сравнивать и использовать различные подходы к вопросам и проблемам по изучаемому предмету Определять и задавать вопросы для исследования важных вопросов или проблем по изучаемому предмету

Коммуникация Общаться ясно, эффективно и соответствующе с другими (включая межличностные навыки общения, сотрудничество и умение работать в команде) Развивать навыки в передаче информации точно и в соответствии с целями вашего предмета и аудитории Передавать информацию, доводы и идеи эффективно, используя стиль, соответствующий предмету, целям и аудитории Передавать сложную информацию, доводы и идеи эффективно и в соответствии с предметом, целями и аудиторией

112

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

Окончание табл.

Результат обучения Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3

Информационная грамотность Нахождение, критическое оценивание и использование информации Развивать навыки в нахождении, отборе и использовании информации или данных в определенном контексте Находить, критически оценивать и использовать информацию или данные в контексте изучаемого предмета Находить, критически оценивать и использовать информацию или данные в сложном контексте

Информацион-но-коммуника-ционные технологии и умение работать с числами Использование подходящих информационно-коммуникационных технологий и навыков работы с числами Развивать использование инструментов информационнокоммуникационных технологий и навыков работы с числами, чтобы поддержать ваши успехи в обучении Использовать инструменты инфор-мационно-ком-муникационных технологий и навыки работы с числами, чтобы учиться эффективно Отбирать и использовать инструменты информационно-коммуникационных технологий для улучшения учебы и развития навыков работы с числами

Умение учиться Управление и улучшение вашего обучения Развивать понимание и использование доступных ресурсов, помогающих в учебе, и начинать развиваться как самостоятельный студент Самостоятельно планировать, отслеживать и пересматривать собственные достижения Самостоятельно планировать, отслеживать и оценивать свое обучение и искать способы улучшить учебную деятельность

Практические и профессиональные навыки Развитие практических навыков и профессиональной осведомленности Развивать практические и профессиональные навыки и осведомленность в существенных этических вопросах Использовать практические и профессиональные навыки и демонстрировать знание важных этических вопросов Использовать практические и профессиональные навыки и соответствующую этику в поведении

Развитие личности и построение карьеры Использование личного планирования и планирования карьеры и ресурсы развития Планировать свою образовательную траекторию, чтобы связать ваше обучение с целями личностного развития или профессиональными целями Распознавать и отмечать ваши навыки и знания, чтобы достичь личностных или профессиональных целей Распознавать, отмечать и сообщать о ваших навыках и знаниях, чтобы достичь ваших личностных или профессиональных целей

113

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

Литература

1. Бебенина Е.В. Современные методы маркетинговой борьбы за абитуриента // Alma Mater (Вестник Высшей школы). 2011. № 11. С. 68—71.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2009.

4. Иванова С.В. Социальные условия и формирование образовательного пространства в постиндустриальную эпоху. Федеральный справочник. Образование в России. М.: НП «Центр стратегического партнерства», 2014. Т. 10.

5. Иванова С.В. Образование в организационно-гуманистическом измерении: Монография. М.: РУДН, 2007.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. 1994. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Материалы научно-образовательного центра «Контекстно-компетентност-ные технологии в профессиональном образовании» МГГУ им. М.А. Шолохова. [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/kktpo (дата обращения 09.01.2014).

8. Материалы Федерального образовательного портала «Экономика, социология, менеджмент». [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/ text/33559961.html (дата обращения 12.01.2015).

9. Мюллер В.К. Полный англо-русский русско-английский словарь. 300 000 слов и выражений. М.: Эксмо, 2013.

10. Нелюбин Н.И. Компетентностный подход: фонтанирующая полисемия на фоне методологической недостаточности // Ценности и смыслы. 2014. № 5 (33).

11. Allan J. (1996). Learning outcomes in Higher Education. [Электронный ресурс]. URL: reforma.fen.uchile.cl>...Learning...higher...Allan.pdf (дата обращения 28.12.2014).

12. Coats M. Compliance or creativity? Using learning outcomes to enhance learner autonomy. [Электронный ресурс]. URL: open.ac.uk >cobe/resources/RhodesSA. pdf (дата обращения 17.06.2014).

13. Coats M. and Stevenson A. Towards outcomes-based assessment: an unfinished story of triangulation and transformation. In: Association for the Study of Evaluation and Assessment in Education in Southern Africa (ASEASA) Conference on Evaluating Assessment: Reflecting on Outcome-Based Education and Assessment, July 2006, Johannesburg, South Africa.

14. Dearing R. Higher Education in the Learning Society — report of the National Committee of Enquiry into Higher Education. Norwich, HMSO. [Электронный ресурс]. URL: http://www.leeds.ac.uk/educol/ncihe/ (дата обращения 09.11.2014).

15. Garner R. Metacognition and reading comprehension. Norwood, N.J., Ablex.

114

Учет результатов обучения в образовательном процессе...

16. Kennedy K. Outcomes based learning: concepts, issues and action. [Электронный ресурс]. URL: www.ied.edu.hk/.../OBLConcepts%20Issues%2... (дата обращения 28.12.2014).

17. Sadler D. Academic freedom, achievement standards and professional identity. [Электронный ресурс]. URL: uws.edu.au>..,SADLER_Academic...standards... identity.pdf (дата обращения 09.11.2014).

18. Struyven K, Dochy F. and Janssens S. Students’ perceptions about evaluation and assessment in higher education: a review. [Электронный ресурс]. URL: 03.03.2014).

19. Undergraduate levels framework. 2005, The Open University. [Электронный ресурс]. URL: open.ac.uk>cobe/booklets/Levels Brochure_new.pdf (дата обращения 17.06.2014).

20. Wang M. and Palincscar A. Teaching students to assume an active role in their learning. In Reynolds, M.C. (ed) Knowledge base for the beginning teacher. Oxford, Pergamon.

21. Weinert F.E. and Kluwe R.L.I. Metacognition, motivation and understanding. Hillsdale, New Jersey, Erlbaum.

22. Zimmerman B.J. Becoming a Self-regulated Learner: an overview. [Электронный ресурс]. URL: mathleadershipcorps.com>wp...a...regulated-learner.pdf (дата обращения 28.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.