------------------------------------------------------Li?-------------------------------------------------------
УДК 336.1:657.1 Q.Â. Плотникова
УЧЕТ РЕЗЕРВОВ В СИСТЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Проблема учета финансовых инструментов наиболее остро обозначилась в условиях мирового финансового кризиса. Одновременно возник вопрос о формировании и отражении в учете и отчетности резервов, позволяющих компенсировать финансовые риски при использовании финансовых инструментов в хозяйственной деятельности организаций. Учет процедур хеджирования рисков на сегодняшний день является актуальным вопросом современного бухгалтерского учета. В статье раскрываются необходимость и возможность организации бухгалтерского учета операций, связанных с обращением финансовых инструментов, и учета хеджирования рисков данных инструментов.
Ключевые слова: финансовые инструменты, учет и отчетность резервов, финансовые риски, хеджирование рисков, бухгалтерский учет.
O.V. Plotnikova
RESERVE ACCOUNTING IN THE SYSTEM OF FINANCIAL INSTRUMENTS
The article claims that accounting of financial instruments gained particular significance during the world financial crisis. Therefore integration of financial reserves into accounting and reporting presents a new challenge. Those reserves help to hedge financial risks linked to various financial instruments. Risk hedging today is an urgent issue for bookkeeping and accounting. The necessity and possibility to reflect transactions related to various financial instruments and risk hedging of those instruments in bookkeeping and accounting are considered in the article.
The key words: financial instruments, accounting and reporting of reserves, financial risks, hedging of risks, bookkeeping.
Резервирование как неотъемлемая составляющая метода бухгалтерского учета рыночной экономики в последнее время находит все более широкое применение в отечественной учетной практике. Формирование и использование резервов выступает реальным бухгалтерским и налоговым инструментом управления величиной прибыли организации. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает правильный и рациональный подход к резервам, что позволит отсрочить уплату налогов с прибыли, более равномерно распределить затраты в отчетных периодах, улучшить бухгалтерскую отчетность. В особенности эта проблема затрагивает финансовые инструменты как регуляторы деятельности организаций на финансовом рынке.
В основе учетного отражения финансовых инструментов лежат подходы, определенные в Документе для обсуждения КМСФО/СЮА (Комитет по международным стандартам финансовой отчетности/Канадский институт дипломированных бухгалтеров). Было определено только несколько исключений, в остальных случаях все финансовые инструменты должны отражаться по справедливой стоимости, а соответствующие доходы и расходы должны отражаться в отчете о прибылях и убытках. Это означает, например, что сумма задолженности организации, отраженная в финансовой отчетности, будет отражать ее справедливую стоимость и, следовательно, должна учитывать изменения в кредитном риске.
Цели оценки кредиторской задолженности аналогичны целям оценки активов. Традиционно главные из них связаны с учетом расходов и потерь при определении прибыли. В настоящее время на передний план выдвигаются цели инвесторов и кредиторов в обеспечении их информацией для прогнозирования потоков денежных средств, которые возможно обеспечивать
отражением в бухгалтерском учете и отчетности финансовых инструментов при соответствующем создании резервов.
С бухгалтерской точки зрения резервирование может быть проведено за счет себестоимости продукции или за счет прибыли организации. Налоговые органы всегда предпочитают второй вариант, менеджеры - первый. В рыночной экономике резервы должны быть созданы до того, как будут объявлены дивиденды, а сама прибыль, по мнению западных теоретиков, должна быть больше трех величин: амортизационных отчислений, резерва по сомнительным долгам и прочих резервов.
В разных странах представителями разных школ и направлений было предложено множество подходов к признанию объектов бухгалтерского наблюдения в бухгалтерском учете и отчетности, что позволяет говорить о многостороннем характере и различном понимании бухгалтерской категории резервов:
- как самостоятельных статей активов;
- как условных учетных категорий пассивов - распределяемых затрат;
- как строго соответствующих друг другу статей активов и пассивов;
- как пассивов - источников собственных или заемных средств организации.
Исследование сущности резервов должно основываться на теоретической модели синтеза статической и динамической моделей, заложенной в основу современного бухгалтерского учета. Имеющие место расхождения между статической и динамической концепциями способствуют восприятию резервов как регулирующих статей, позволяющих объединить доходы и расходы, признанные в бухгалтерском учете по методу начисления, в исторической оценке, в суммах, эквивалентных денежным поступлениям, с активами и обязатель-
♦--------------------------------------------------
ствами, оцененными на конец периода по справедливой стоимости.
Однако образование оценочных резервов выступает, по существу, как один из примеров рыночного подхода к методике бухгалтерского учета, позволяющий уточнять балансовую оценку отдельных статей активов. В настоящее время их формируют в соответствии с правилами бухгалтерского учета вне зависимости от финансового результата деятельности организации в целях обеспечения одного из основных учетных принципов - принципа осмотрительности в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [6], т.е. большей готовности к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская при этом создания скрытых резервов. Оценочные резервы существенно повышают достоверность и качество финансовой отчетности организации и потому широко используются в международной практике. Это позволяет пользователям видеть реальную оценку активов организации. В настоящее время российские нормативные документы регламентируют только образование оценочных резервов: по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений, под снижение стоимости материальных ценностей.
При этом отметим, что в нормативных и инструктивных материалах по бухгалтерскому учету о создании и учете резервов под обесценение финансовых вложений говорится недостаточно. Точнее выражаясь, нигде не говорится о создании резервов по использованию финансовых инструментов. А финансовые инструменты как система договоров в наибольшей степени подвержены рискам, и формирование резервной системы более чем необходимо.
Стандарт IAS - 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации...» содержит требования к представлению информации о финансовых инструментах и определяет информацию, которая подлежит раскрытию в отношении таких инструментов. Требования, касающиеся представления информации, применяются к классификации финансовых инструментов с позиции эмитента по категориям финансовых активов, финансовых обязательств и долевых инструментов; к классификации соответствующих долей участия, дивидендов, убытков и прибылей; а также к обязательствам, в которых финансовые активы и финансовые обязательства следует зачитывать друг против друга. Согласно стандарту раскрытию подлежит информация о факторах, влияющих на величину, распределение времени и определенность будущих денежных потоков, относящихся к финансовым инструментам. Наряду с этим в стандарте содержится требование о раскрытии информации о характере и степени использования организацией финансовых инструментов, о хозяйственных целях, достижению которых они служат, о сопутствующих им рисках и политике руководства и контроля над этими рисками [1, с. 444]. Весьма емкое и детальное определение цели стандартов, но самое главное -это требование об отражении в финансовой отчетности, обязательств и долевых инструментов. По существу вопроса, речь идет о признании в учете контрактных отношений и отражении в учетной политике организации необходимости раскрытия информации о факторах, влияющих на стоимость и условия договорного обязательства и системы контроля над рисками, возника-
ющими при исполнении обязательства, что позволит осуществить формирование резервов.
Для этого выделим общие, на наш взгляд, для всех резервов предстоящих расходов критерии их создания и использования:
- формирование резервов организациями осуществляется на добровольной основе, т.е. не выступает обязательным. Если организация, исходя из принятой ею учетной политики, не создает резервы, то она может включить понесенные затраты в расходы отчетного периода;
- начисление резервов предусматривается и обосновывается в учетной политике организации. Наряду с отражением самого факта создания тех или иных резервов в учетной политике должны быть зафиксированы методы расчета оценочных значений для образования резервов предстоящих платежей;
- отнесение предстоящих расходов равномерно на издержки производства отчетного периода. Для обеспечения в будущем стабильных финансовых результатов хозяйственной деятельности необходимо равномерное ежемесячное отнесение предстоящих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), что должно быть подтверждено соответствующими первичными документами;
- создание резервов сроком не более чем на один отчетный год. Резервы предстоящих расходов не имеют остатков на конец отчетного года за исключением некоторых резервов, по которым допускаются остатки, переходящие на следующий год. К их числу относятся резервы на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, на создание ремонтного фонда (резерва) и некоторые другие;
- инвентаризация резервов предстоящих расходов. Резервирование осуществляется, как правило, на основании специальных расчетов или смет Обоснованность, правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и прочего и при необходимости корректируется. При инвентаризации резервов, не имеющих переходящих остатков в конце отчетного года, излишне зарезервированные суммы сторнируются, а недостаток резерва компенсируется дополнительной записью по включению дополнительных отчислений в затраты на производство и расходы на продажу. При инвентаризации резервов, имеющих переходящие остатки, для уточнения последних производится аналогичная корректировка себестоимости продукции (работ, услуг). Если инвентаризация не проводится, то остатков резервов на конец года быть не должно, они в полной сумме присоединяются к прибыли текущего года.
Отражается создание указанных резервов, как правило, по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту сч. 96 «Резервы предстоящих расходов», и воздействуют они на финансовый результат опосредованно, через счета учета затрат, что позволяет относить их к категории косвенных.
Кроме того, сюда следовало бы отнести любые резервы, создаваемые в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины либо срока исполнения которых суще-
♦
♦
ствует неопределенность, предусмотренные ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности [7] и ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» [5]. Однако для них (помимо сч. 96 «Резервы предстоящих расходов») не предусмотрен ни один из имеющихся синтетических счетов, резерв не имеет четкой формулировки (названия), а процедура его формирования и использования достаточно неоднозначна. Тем более когда это касается системы договоров, отражающих финансовые инструменты. Относительно дебетуемого счета наиболее уместен счет прочих доходов и расходов. Это позволяет говорить о том, что обязательственные резервы в одних случаях могут трактоваться как прямые, в других - как косвенные. Необходимость создания резервов и соответствующей им методики учета определяется и признанием учетной категории справедливой стоимости.
Справедливая стоимость является одной из важнейших категорий всех Международных стандартов, именно она и предопределяет единство финансового и управленческого учета. По сути дела, изначально справедливая стоимость определяется расчетно-аналитическими методами, учитывающими интересы желающих совершить сделку с хозяйствующими субъектами. Кроме того, учет должен обеспечить управление информацией о событиях, повлиявших на изменение в балансе справедливой стоимости, их влиянии на финансовые результаты деятельности организации и, более того, на свершившийся факт хозяйственной жизни: «... организация должна раскрывать значение справедливой стоимости для каждого класса финансовых активов и финансовых обязательств таким образом, чтобы ее можно было сопоставить с соответствующим значением балансовой стоимости, указанной в балансе» [1, с. 474].
При этом: «Организация должна раскрывать:
a) методы и существенные допущения, применяемые при определении справедливых стоимостей финансовых активов и финансовых обязательств отдельно для значительных классов финансовых активов и финансовых обязательств;
b) информацию о том, определяются ли значения справедливой стоимости полностью или частично путем прямой ссылки на опубликованные ценовые котировки активного рынка либо посредством оценочной методики;
c) информацию о том, отражены ли в финансовой отчетности финансовые инструменты, оцененные по справедливой стоимости, значения которой определялись посредством оценочной методики на основе допущений, не подтвержденных существующими на рынке ценами или ставками: если в результате перехода с любого такого допущения на достаточно вероятную альтернативу получается существенным образом отличающееся значение справедливой стоимости, то организация должна отразить данный факт и раскрыть эффект, который возник вследствие таких достаточно вероятных альтернативных допущений на определение справедливой стоимости. В этом контексте степень существенности должна оцениваться с точки зрения прибыли или убытка и суммарных активов и обязательств;
с1) оцененную посредством оценочной методики совокупную величину изменения справедливой стоимости, которая была признана в прибыли или убытке в течение отчетного периода» [1, с. 475].
Справедливая стоимость обязательств по своим критериям ближе к экономической оценке, призванной решать задачи конкретной сделки, для каждой из которых она рассчитывается заново, и поэтому носит, как правило, калькуляционный характер.
Традиционная бухгалтерия допускает резервирование по дебиторской задолженности (и то только под сомнительные долги), но не позволяет резервировать кредиторскую задолженность или задолженность по обязательствам. Учитывая тот факт, что в сделке его корреспонденты, создавая резерв под дебиторскую задолженность, начисляют примерно в тех же суммах резерв на свою кредиторскую задолженность, суммы обоих вариантов должны быть приблизительно тождественны. Необходимость резервирования под обязательства IAS 32 объясняет следующим образом: «Условия финансового инструмента могут содержать требование о том, чтобы организация предоставила денежные средства или иной финансовый актив, либо произвела расчет по нему так, чтобы он превратился в финансовое обязательство в случае наступления или ненаступления неопределенных будущих событий (или по результатам неопределенных обстоятельств), которые не контролируются ни эмитентом, ни держателем данного инструмента, таких как изменение биржевого индекса, индекса цен на потребительские товары, ставки процента или условий налогообложения, либо будущих доходов, чистой прибыли или соотношения собственных и заемных средств эмитента [1, с. 455].
Назначение и суть механизма регулирования оценки финансовых вложений посредством формирования соответствующего оценочного резерва (регулятива) в целом идентичны методике, применяемой в отношении материально производственных запасов.
Ключевое отличие заключается в том, что основой оценки материально-производственных запасов служит их первоначальная (историческая) стоимость; запасы учитываются по рыночной стоимости лишь в случае, если она ниже первоначальной. Ситуация с финансовыми вложениями почти обратная: их последующая (текущая) оценка производится по рыночной стоимости (согласно МСФО - по справедливой), а те вложения, по которым она не определяется, отражаются в наименьшей оценке из первоначальной (исторической) и реальной.
Каждый из выбранных способов оценки имеет свои достоинства и недостатки. Недостаток отражения ценных бумаг по рыночной стоимости - отсутствие данных о реальных затратах (себестоимости) ценной бумаги. В отношении долевых бумаг невозможно определить размер собственного капитала компании-эмитента в части акций, которые принадлежат инвестору. Долговые ценные бумаги, оцениваемые по рыночной стоимости, не дают представления о номинальной стоимости бумаги, т.е. стоимости ее погашения.
Решить проблемы, связанные с отражением финансовых вложений по рыночной стоимости, отчасти позволяет метод оценки по низшей стоимости из стоимости приобретения и рыночной стоимости. Заметим, однако, что он применяется лишь в отношении тех финансовых вложений, по которым не определяется рыночная стоимость. Таким образом, финансовые вложения, рыночная стоимость которых увеличилась и превысила их первоначальную стоимость, отражаются
♦-------------------------------------------------
в балансе по первоначальной стоимости. В противном случае, т.е. если финансовые вложения обесценились, они отражаются по реальной сниженной стоимости. Для этих целей на сумму снижения реальной стоимости организация создает резерв под обесценение финансовых вложений. В балансе финансовые вложения отражаются в сумме за вычетом суммы образованного резерва. При этом на счетах бухгалтерского учета отражается стоимость фактического приобретения (или номинальная стоимость) и созданный резерв под обесценение финансовых вложений. Разница между двумя этими показателями и есть обесценение, позволяющее определить реальную (расчетную) стоимость.
Отметим, что ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» [9] не устанавливает механизма определения расчетной стоимости финансовых вложений. По нашему мнению, например, для определения расчетной стоимости акций может использоваться стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на одну акцию. Так, расчетной стоимостью акций открытого акционерного общества может быть признана их стоимость, определенная исходя из стоимости чистых активов этого акционерного общества. Стоимость чистых активов общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом п. 3 ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» и Приказом Минфина России, ФКЦБ России «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» [10].
При этом с опорой на нормы Федерального закона «Об акционерных обществах» [3] расчетной стоимостью акций закрытого акционерного общества также может быть признана стоимость, определенная на основе стоимости чистых активов общества на последнюю отчетную дату, предшествующую проведению проверки, подтвердившей устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по данным бухгалтерской отчетности, срок представления которой уже наступил. Аналогичным образом, исходя из положений Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [4], расчетной стоимостью вклада в уставный капитал может быть признана действительная стоимость доли в уставном капитале, определенная на основе стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату, предшествующую проведению проверки, подтвердившей устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по данным бухгалтерской отчетности, срок представления которой уже наступил.
Для учета изменения расчетной стоимости финансовых вложений, если она ниже учетной стоимости, Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено использование сч. 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». На этом счете учитываются состояние и движение резервов под потенциальное обесценение вложений в финансовые активы, по которым не определяется текущая рыночная стоимость. Резерв создается за счет финансовых результатов коммерческой организации или увеличения расходов некоммерческой организации на сумму разницы между стоимостью, по которой финансовые вложения приняты к учету, и их расчетной стоимостью. В инструкции к указанному счету не конкретизируется, по каким финансовым активам и когда (как часто) создается резерв под обесценение. Ответ на этот вопрос дает ПБУ 19/02 «Учет
финансовых вложений». Создание рассматриваемого резерва происходит в случае устойчивого снижения стоимости финансовых вложений. Проверка такого снижения производится не реже одного раза в год по состоянию на отчетную дату.
В соответствии с МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» [1, с. 683] к объективным данным, свидетельствующим об обесценении финансового актива или группы активов, относится следующая информация, ставшая известной владельцу актива:
- о значительных финансовых трудностях, испытываемых эмитентом или должником;
- о нарушении договора, например отказе или уклонении от уплаты процентов или основной суммы долга;
- о предоставлении кредитором льготных условий по экономическим или юридическим причинам, связанным с финансовыми трудностями заемщика, на что кредитор не решился бы ни при каких других обстоятельствах;
- о вероятности банкротства или финансовой реорганизации заемщика;
- об исчезновении активного рынка для данного финансового актива по причине финансовых трудностей;
- о наличии доступной информации, свидетельствующей об определимом уменьшении предполагаемых будущих потоков денежных средств по группе финансовых активов с момента первоначального признания этих активов, при том что такое уменьшение еще не может быть отождествлено с отдельными финансовыми активами в составе этой группы, включая:
а) неблагоприятные изменения в платежном статусе заемщиков в группе (например, увеличение числа просроченных платежей или владельцев кредитных карт, достигших своего кредитного лимита и производящих минимальные ежемесячные платежи);
б)национальные или местные экономические условия, соотносимые с неисполнением обязательств по активам в составе группы (например, рост безработицы в географическом регионе заемщиков, снижение цен на недвижимость применительно к состоянию ипотеки в соответствующем районе, снижение цен на нефть применительно к получению заемных активов производителями нефти или неблагоприятные изменения отраслевой конъюнктуры, имеющие последствия для заемщиков в составе группы).
Считаем, что особое внимание необходимо обратить на то, что правила бухгалтерского и налогового учета в отношении порядка создания резерва под обесценение финансовых вложений различны. Если в бухгалтерском учете говорится о формировании резерва по финансовым вложениям, то терминологический аппарат налогового законодательства ограничивается понятием «ценная бумага».
Такое существенное отличие приводит к возникновению разницы между прибылью, определяемой по правилам бухгалтерского и налогового учета, и соответственно к необходимости применения требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» [8]. Помимо этого, различия возникают и в отношении механизма создания резерва. Порядок создания резерва под обесценение ценных бумаг регламентирован ст. 300 Налогового кодекса РФ и имеет множество существенных отличий.
♦
♦
Необходимость начисления резервов, в частности резерва на обесценение, в том числе и добровольного, вытекает из требования осмотрительности, предъявляемого к учетной политике предприятия, согласно которому учетная политика должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п. 7 ПБУ 1/2008). Следовательно, возможные расходы (потери) организации от возможного невозврата вложенных средств вследствие снижения стоимости финансовых вложений (финансовых инструментов), числящихся на балансе организации на отчетную дату, должны признаваться в соответствующем этой дате отчетном периоде.
1. Бетге Й. Балансоведение. М.: Бухгалтерский учет, 2000.
2. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери-АССА, 2005.
3. Об акционерных обществах: Федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.95 г. (в ред. от 05.01.06 г).
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон №14-ФЗ от 08.02.98 г. (в ред. от 29.12.04 г.).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утв. Приказом Минфина РФ от 02 июля 2002 г. № 66н (ред. от 18.09.2006).
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06 октября 2008 г., №106н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06 октября 2008 г. № 107н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н (ред. от 11.02.2008).
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утв. Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н (ред. от 27.11.2006).
10. Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ: Приказ Минфина РФ №10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг №03-6/пз от 29.01.03 г.
11. Шарп У., Алекснадер Г., Бейли Дж. Инвестиции / пер с англ. М.: ИФРА-М, 1997.
удк 336.221 в.В. Саарян
ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ СПРАВЕДЛИВОЙ МОДЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В статье предложено направление модернизации налогообложения транспортных средств, ориентированное на соблюдение принципа справедливости налогообложения.
Ключевые слова: налогообложение, транспортные средства, справедливая модель налогообложения.
V.V. Saaryan
DEVELOPMENT OF FAIR TAXATION OF MOTOR VEHICLES IN RUSSIA
The author suggests a new approach to the modernization of motor vehicles taxation in Russia based on the principles of tax equity.
The key words: taxation, motor vehicles, fair taxation system.
В современных условиях российская система налогообложения находится в стадии совершенствования. При этом предлагаемые направления ее реформирования в основном связаны с разрешением двух противоречивых задач, затрагивающих интересы двух основных участников налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Несомненно, любое государство ставит перед собой задачу, направленную на обеспечение любого уровня управления достаточным количеством финансовых ресурсов, наличие которых позволяет в зависимости от их величины решать социальноэкономические вопросы. Ведь именно нехватка этих ресурсов ставит то или иное государство в зависимость от других стран, оказывает негативное воздействие на состояние экономики и общества в целом.
Вторая и, на наш взгляд, не менее важная задача связана с созданием государством стимулов для хозяйствующих субъектов и физических лиц, способных их заинтересовать в развитии имеющихся производств,
поиске и разработке нововведений в области техники, технологии, организации труда и управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта. Решение этой задачи, несомненно, предполагает проведение рациональной налоговой политики, в арсенале которой обязаны присутствовать не отдельные ее инструменты, а их многообразие. Как справедливо отмечается, рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в этот период усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики.
Понимая важность и справедливость этого постулата, автор ставит перед собой цель оценить последние новшества, связанные с реформированием транспортного налога, и на основе этого разработать справедливую модель налогообложения транспортных средств в Российской Федерации. При этом категории «справедливость» должно отводиться важное место в построе-