Научная статья на тему 'УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЭКСПАНСИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК'

УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЭКСПАНСИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПАНСИЯ / ЭКСПОРТ / ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ / ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арский А.А.

В исследовании представлена авторская интерпретация алгоритма формирования товарной политики с учетом комплекса факторов, оказывающих влияние на результат экспансии; представляются рекомендации по выходу компании на международный рынок с учетом факторов внешней среды, к которым отнесены различного рода риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT THE REGIONAL FACTOR IN THE FORMATION OF THE COMMODITY POLICY OF EXPANSION INTO THE INTERNATIONAL MARKET

The study presents the author’s interpretation of the algorithm for the formation of a commodity policy, taking into account a complex of factors affecting the result of trade expansion, presents recommendations for a company to enter the international market, taking into account environmental factors, which include various types of risks.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЭКСПАНСИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК»

УДК 339.138

doi:10.52210/2224669X_2021_3_57

УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ

ЭКСПАНСИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

А.А. Арский

Аннотация. В исследовании представлена авторская интерпретация алгоритма формирования товарной политики с учетом комплекса факторов, оказывающих влияние на результат экспансии; представляются рекомендации по выходу компании на международный рынок с учетом факторов внешней среды, к которым отнесены различного рода риски.

Ключевые слова: экспансия, экспорт, торговые войны, товарная политика.

TAKING INTO ACCOUNT THE REGIONAL FACTOR IN THE FORMATION OF THE COMMODITY POLICY OF EXPANSION INTO THE INTERNATIONAL MARKET

A.A. Arskiy

Abstract. The study presents the author's interpretation of the algorithm for the formation of a commodity policy, taking into account a complex of factors affecting the result of trade expansion, presents recommendations for a company to enter the international market, taking into account environmental factors, which include various types of risks.

Keywords: expansion, export, trade wars, commodity policy.

Товарная политика - это набор целенаправленных, взаимосвязанных действий и алгоритмов удовлетворения потребительского спроса, призванных обеспечить максимальную эффективность экономической деятельности организации. Именно понимая товарную политику в такой дефиниции, возможно увязать экономическую эффективность коммерческой организации с тем товарным ассортиментом и дополнительными услугами, с которым она выходит на рынок покупателей.

Актуальной задачей настоящего исследования, является определение напряженности факторного воздействия условий региона, его потенциала при осуществлении торговой экспансии на международный рынок.

Сама история развития промышленного и торгового потенциала РФ за последние 20 лет толкает нас к рассмотрению вопросов товарной политики, ее качества и способности к трансформации в аспекте анализа экспорта углеводородов, продовольствия, удобрений и оружия.

Исследуя экспортный потенциал территорий, необходимо учитывать конъюнктуру рынка и внешние факторы среды, в том числе и санкционное давление, торговые войны третьих стран и т.д.

Автором проведены исследования динамики внешней торговли РФ, на основании результатов анализа которых возможно сделать обоснованный вывод о том, что структура российского экспорта не претерпела значительных изменений, хотя закономерно «просела» по объемам торговли, как и весь мировой рынок сырья и продовольствия [2]. Так, например, на рисунке 1, представлена информация из Бюллетеня о текущих тенденциях российской экономики, который был подготовлен Аналитическим центром при Правительстве РФ (под редакцией профессора Л. Григорьева) [1].

Рисунок 1. Динамика физического и стоимостного объемов экспорта нефти РФ 2008-2020 гг.

Из представленной динамики следует, что прослеживается корреляция зависимости объемов торговли от спроса на рынке нефтепродуктов и объемах их потребления на рынке. На сегодняшний момент известно, что стоимость природного газа, особенно в Европе, значительно превышает показатели стоимости прошлого года, при этом на рынок газа в целом оказывала факторное воздействие ситуация с вводом в эксплуатацию газопровода «Северный по-ток-2», который в последние пять лет стал объектом санкционного давления со стороны США и их союзников в Европе. Политизация проекта «Северный поток-2» закономерно обесценивает надежность партнерских отношений Европы и США и ставит под сомнение жизнеспособность и «институциональную дееспособность» Всемирной торговой организации.

Как было заявлено ранее, спад на международном рынке отразился и на традиционных номенклатурах российского экспорта, информация о которых представлена на рисунке 2. В настоящее время

1 II III IV II III IV II III IV II III IV II III IV II III IV 1 II III IV 1 II

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

—о—Экспорт, млрддолп США -о—Импорт, м/рддолп. США — — Экспорт иедекс (прав, ось), % — — Импорт индекс (прав, ось), %

Рисунок 2. Мировая квартальная динамика экспорта и импорта товаров (млрд долл.), индексы объемов экспорта и импорта товаров, I кв. 2005=100, %, 2013-2020 гг. [3]

российская экономика достигла «допандемийных» объемов экспорта, в том числе по объемам выручки от торговли углеводородами, так как их стоимость значительно корректировалась в разгар локдаунов, прокатившихся по развитым и развивающимся странам.

Таким образом, при формировании товарной политики экспансии на международный рынок нужно учитывать совокупность факторов внешней среды, комплексная реализация которых может оказать значительное влияние на эффективность данной экспансии [3; 4]. Учет данной совокупности факторов в маркетинговом аспекте имеет ещё и имиджевое значение как для товара, так и для компании, не говоря уже о стране, которую представляет данная компания. Известно, что при первом неудачном выходе на рынок компании проблематично войти на него вторично, даже уже с другим продуктом, так как при различной напряженности конкурентного поля, конкуренты компании будут стремиться использовать первичную неудачу в качестве антирекламы и даже черного пиара.

Необходимо выработать рекомендации по формированию товарной политики для экспансии на внешние рынки в общем формате. Далее данные рекомендации могут быть адаптированы к конкретному региону в зависимости от товарной номенклатуры его экспорта и условий доступа к границе (при возможности трансграничного сотрудничества в формате ЕАЭС) [5; 6]. Рекомендации могут быть представлены в виде требований и ограничений, обеспечивающих планирование процесса экспансии и учетом данного факторного воздействия.

Представленные в таблице 1 базовые рекомендации позволяют задать соответствующие тренды экспансии, адаптивные практически для всех товарных групп любого региона. Исключением могут стать лишь однокомпонентные товары и услуги, такие как нефтепродукты и природный газ. Ограничения факторного воздействия (п. 1) предусматривает столкновение маркетинговых стратегий традиционных участников рынка и участника, осуществляющего экспансию. Безусловно, наиболее успешный выход на региональные рынки гарантирован транснациональным компаниям, игнорирующим (п. 2) трудности входа на рынок и имеющие базис торговых сетей и базис рекламного продвижения.

Таблица 1

Требования и ограничения при формировании товарной политики экспансии на международные рынки

№ Базовая рекомендация Рациональное значение (требование) Ограничение факторного воздействия

1 Выход на новый рынок сбыта, должен в полной мере «отработать» инновационный аспект (1) (Й. Шумпетер) в части получения конкурентного преимущества i ^ max Новый рынок сбыта подразумевает формирование «моды» на продукт или замещает продукты, ушедшие с рынка (продовольственные товары)

2 Анализ рисков экспансии, должен носить комплексный характер с максимальным количеством исследуемых (О r ^ cß n Анализ динамической системы внешнего рынка, опирается на краткосрочный прогноз спроса, при этом период планирования среднесрочный (до одного года)

3 Экспансия должна предусматривать варианты «программы минимум» и «программы максимум» min > 1 < max Достижение точки безубыточности, в начале экспансии - обязательно. Экономический результат экспорта, должен превосходить результаты реализации на внутреннем рынке

Научная новизна данного исследования состоит в авторской интерпретации алгоритма формирования товарной политики с учетом комплекса факторов, оказывающих влияние на результат экспансии. В формате проводимых исследований установлено, что любая экспансия на внешние рынки, рано или поздно политизируется и приобретает форму секционного шантажа, становится причиной торговой войны или торга в кулуарах политического закулисья. В настоящее время успешно противостоять западным санкциям и торговым войнам могут лишь страны со стабильной экономической структурой производства и ликвидной сырьевой базой. Эти страны - РФ и КНР. В этой связи трансграничная кооперация и совместные

проекты в области энергетики и транспорта - ни что иное, как гарантии эффективного противовеса нерыночному давлению на наши страны со стороны коалиции, теряющей позиции на международном рынке. Нельзя игнорировать генерацию управляемых факторов напряженности вокруг наших стран, например, ситуацию, сгенерированную США в Афганистане, Сирии и на Тайване.

Библиографический список

1. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_sept2020.pdf (дата обращения 15.08.2021).

2. АрскийА.А. Проблемы формирования комплексного прогноза динамики внешнеторговой деятельности России с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. 2020. № 5 (31).

3. Ерохин В.Л. Возможные сценарии изменения объемов мировой торговли вследствие влияния пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. 2020. № 2 (28).

4. Худжатов М.Б. Анализ динамики внешней торговли Российской Федерации в условиях пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. 2021. № 1 (33).

5. Шайлиева М.М. Посткризисное развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе Центрального федерального округа // Маркетинг и логистика. 2021. № 1 (33).

6. Шайлиева М.М. Проблемы и тенденции развития экономического потенциала агробизнеса в регионах России // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2020. № 4.

А.А. Арский

кандидат экономических наук, доцент

доцент кафедры международной торговли и внешней торговли РФ Всероссийская академия внешней торговли, г. Москва E-mail: arskiy@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.