Научная статья на тему 'Учет расходов будущих периодов государственных (муниципальных) учреждений'

Учет расходов будущих периодов государственных (муниципальных) учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ / БЮДЖЕТНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЧЕТА / МЕТОД НАЧИСЛЕНИЙ / ПРИНЦИП ВРЕМЕННОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ФАКТОВ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варпаева И. А.

В статье рассматривается экономическая сущность расходов будущих периодов, порядок их бухгалтерского и налогового учета в деятельности бюджетных учреждений нового типа после введения в 2011 г. Единого плана счетов для государственных (муниципальных) учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет расходов будущих периодов государственных (муниципальных) учреждений»

Всё для бухгалтера

УЧЕТ РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)

УЧРЕЖДЕНИЙ

И. А. ВЛРПАЕВЛ, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Нижегородский коммерческий институт

Единый план счетов, согласно приказу Минфина России от01.12.2010№157н«0б утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н), с 2011г. для государственных (муниципальных) учреждений предусматривает применение в учете финансово-хозяйственной деятельности счета 0 401 50 ООО «Расходы будущих периодов». Данный счет предназначен для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Счет «Расходы будущих периодов» относится к бюджетно-распределительным счетам — счетам, предназначенным для распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами с целью равномерного включения расходов в затраты (издержки производства или обращения) или отражения в учете полученных доходов.

Счет «Расходы будущих периодов» показывает расходы, произведенные в отчетном периоде и подлежащие списанию в будущих периодах в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально каким-либо натуральным показателям — например, объему продукции и т. д.). По дебету счета отражаются произведенные расходы, по кредиту — их ежемесячное списание в доле,

приходящейся на отчетный период на затраты (на уменьшение финансового результата). Дебетовое сальдо показывает сумму расходов, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим периодам.

В российском бухгалтерском учете расходы будущих периодов квалифицируются как экономические ресурсы и фиксируются в активе баланса, при этом выступают самостоятельным видом актива, который следует отличать от других активов, отражаемых в балансе, в том числе от капитальных вложений и авансов.

Применение в учете бюджетно-распредели-тельных счетов в целом и счета «Расходы будущих периодов» в частности связано с применением допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Допущения — это некие постулаты, основополагающие принципы, которые должны быть учтены при подготовке учетной политики и организации бухгалтерского учета в каждом конкретном хозяйствующем субъекте с учетом определенных требований не только к формату бухгалтерской отчетности, но и к содержанию ее показателей, установленных действующим бухгалтерским законодательством. Иными словами, положения учетной политики не должны нарушать эти исходные постулаты, поскольку в противном случае будет нарушена методология бухгалтерского учета.

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности организации означает, что эти факты относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фак-

тического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это означает, что:

— факты хозяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерском учете за учетный период, в котором они имели место или по мере их совершения;

— все доходы и расходы, полученные или выплаченные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности в основном соответствует методу начислений {англ. framework—каркас, структура), применяемому в российском и международном бухгалтерском учете.

Принцип начисления можно разбить на три составные части:

— принцип определения затрат;

— принцип регистрации доходов;

— принцип соответствия доходов и расходов.

Принцип определения затрат состоит в том,

что затратами признается не выплата денежных средств или их эквивалентов за приобретенные активы, а возникновение обязательств уплатить за них. Принцип регистрации доходов предполагает, что доход отражается в том отчетном периоде, когда он заработан, независимо от фактического времени поступления денежных средств или их эквивалентов. Принцип соответствия доходов расходам предполагает, что расходы отражаются в бухгалтерском учете затотже период, что и доходы, для получения которых они были произведены. Автором этого принципа считается немецкий ученый Э. Шмаленбах, который исходил из того, что актив — это расходы (кроме денежных средств), которые должны стать доходами в будущем.

Обязательность временной определенности фактов хозяйственной деятельности в учете учреждений бюджетной сферы установлена с 01.01.2011 в Инструкции № 157н. При этом использована следующая трактовка метода начисления: бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

В Инструкции № 157н устанавливается, что на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы, которые связанны:

— с подготовительными работами в связи с их сезонным характером производства;

— с освоением новых производств, установок и агрегатов;

— с рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;

— с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;

— с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;

— с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств;

— с иными аналогичными расходами.

При этом указывается, что учет расходов в составе расходов будущих периодов производится, если учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов.

Счет 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» также введен в Единый план счетов 2011 г. государственных (муниципальных) учреждений для сближения его с планом счетов коммерческих организаций.

Применение в практике учета деятельности учреждений бюджетной сферы счетов «Расходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов» повышает эффективность управления доходами и расходами государственных (муниципальных) учреждений и также устраняет значительное количество несоответствий между порядком отражения доходов и расходов в их бухгалтерском и налоговом учете.

Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н), базирующийся на положениях Инструкции № 157н по применению Единого плана счетов, для учета деятельности бюджетных учреждений1 предусматривает открытие к счету 0 401 50 000 счетов аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции по расходам учреждения:

— 0 401 50 211 «Расходы будущих периодов по заработной плате»;

— 0 401 50 212 «Расходы будущих периодов по прочим выплатам»;

— 0 401 50 220 «Расходы будущих периодов на оплатуработ, услуг», в том числе:

• 0 401 50 225 «Расходы будущих периодов на

работы, услуги по содержанию имущества»;

• 0 401 50 226 «Расходы будущих периодов на

прочие работы, услуги»;

1 Государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета (бюджетные учреждения нового типа).

• 0 401 50 262 «Расходы будущих периодов на

пособия по социальной помощи населению».

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету расходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете расходов (выплат) учреждения.

Отметим, что с 01.01.2011 Инструкция № 157н обязывает бюджетные учреждения формировать и утверждать свою учетную политику в целях организации ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, а также выполняемых в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Также в учетной политике следует установить порядок и сроки списания расходов будущих периодов на затраты (уменьшение финансового результата) — равномерно, пропорционально объему продукции, работ, услуг. В некоторых случаях порядок списания обоснованно установить, исходя из условий договоров (аренда основных средств, приобретение лицензии на право деятельности, приобретение права пользования объектами нематериальных активов и т. п.).

Итак, учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) и соглашениям.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

— признание расходов в составе расходов будущих периодов:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета сч. 0 401 50 200 «Расходы будущих периодов»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета сч. 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (0 302 И 730, 0 302 12 730, 0 302 20 730, 0 302 25 730, 0 302 26 730, 0 302 62 730);

— отнесение расходов бюджетного учреждения, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года отражается на основании справки по форме 0504833:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета сч. 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта» (0 401 20 211, 0 401 20 212, 0 401 20 200, 0 401 20 225, 0 401 20 226, 0 401 20 262)

Кредит соответствующих счетов аналитического учета сч. 0 401 50 200 «Расходы будущих периодов».

Отметим, если учреждение приобрело право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), то соответствующие нематериальные активы, полученные в пользование учреждением-лицензиатом, учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

Можно предположить, что в рамках приносящей доход деятельности по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг) в учете бюджетных учреждений также возникают расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В отношении учета таких расходов, исходя из общих норм ведения учета, установленных Инструкцией № 157н, учреждение также должно придерживаться принципов метода начисления. Но ни в тексте Инструкции № 157н к Единому плану счетов, ни в Инструкции № 174н для бюджетных учреждений нового типа не оговаривается порядок применения счета учета расходов будущих периодов в рамках деятельности, приносящей доход.

В то же время п. 299 Инструкции № 157н устанавливает, что формирование раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета, осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств бюджета, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, актом учреждения, принимаемым при формировании учетной политики учреждения.

Кроме того, с 01.01.2011 согласно Инструкции № 174н для бюджетных учреждений нового типа предусмотрены следующие самостоятельные решения по применению Единого плана, которые также должны найти свое отражение в их учетной политике:

— бюджетное учреждение вправе с учетом положений Инструкции № 157н по применению Единого плана счетов при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений;

— при отсутствии в Инструкции № 174н корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой бюджетным

учреждением в соответствии с законодательством РФ, бюджетные учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов.

Таким образом, в учетной политике учреждения (после соответствующего согласования) следует отразить порядок учета расходов будущих периодов по деятельности, приносящей доход. При этом схема записей будет следующей:

— признание расходов в составе расходов будущих периодов:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета сч. 2 401 50 200 «Расходы будущих периодов» Кредит соответствующих счетов аналитического учета сч. 2 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;

— отнесение расходов бюджетного учреждения, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих периодов, на затраты периода (по видам и экономическому содержанию расходов), производится с кредита соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 50 200 «Расходы будущих периодов» соответственно:

• прямых расходов в себестоимости продукции (работ, услуг) — в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (аналог счета 20 «Основное производство» Общероссийского плана счетов коммерческих предприятий);

• накладных расходов — в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг» (аналог счета 25 «Общепроизводственные расходы» Общероссийского плана счетов коммерческих предприятий);

• управленческих расходов — в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 109 80 000 «Общехозяйственные расходы» (аналог счета 26 «Общехозяйственные расходы» Общероссийского плана счетов коммерческих предприятий);

• коммерческих расходов (расходов на продажу) — в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 109 90 000 «Издержки обращения» (аналог счета 44 «Расходы на продажу» Общероссийского плана счетов коммерческих предприятий).

При этом стоит обратить особое внимание на учет сумм НДС, относящихся к принятым на учет

расходам будущих периодов в рамках деятельности, облагаемой данным налогом.

Отражение сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками) по выполненным работам, оказанным услугам производится записью:

Д-т сч. 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

К-т соответствующих счетов аналитического учета сч. 2 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Суммы НДС к возмещению из бюджета отражаются записью:

Д-т сч. 2 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по НДС»

К-тсч. 2 210 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

По мнению автора, относительно периода, в котором НДС следует включить в возмещаемую из бюджета сумму, учреждения вправе руководствоваться разъяснениями специалистов налогового ведомства (письмо ФНС России от 23.07.2009 № 3-1-11/531 «О порядке применения вычетов по НДС»), В этом письме ФНС России разъясняет, что НДС по расходам будущих периодов можно принять единовременно в общем порядке. Словом, если расходы не нормируются в налоговом учете, принять НДС к вычету можно сразу и в полной сумме. Если же расходы учитываются по нормативам, хозяйствующий субъект имеет право на вычет по НДС в той части, которая списана при расчете налога на прибыль.

В документах ФНС России можно встретить и противоположный подход к возмещению из бюджета сумм НДС по расходам будущих периодов — принимать НДС к вычету нужно по частям в доле, пропорциональной сумме затрат, списанной на расходы в текущем периоде. Однако такая позиция отнюдь не бесспорна. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ (НК РФ) не предусматривает поэтапного принятия к вычету НДС. Кроме того, право на вычет не зависит от порядка списания затрат. При этом суды в налоговых спорах по данному вопросу в большинстве случаев поддерживали организации (постановление ФАС Московского округа от 18.06.2007 № КА-А40/5440-07).

Следует помнить, что право на налоговый вычет по НДС возникает при выполнении следующих условий:

— товары, работы, услуги, при оплате которых уплачивается НДС, приобретены (предназначены) для деятельности, облагаемой НДС;

— товары, работы, услуги должны быть оприходованы (учтены в учете);

— от поставщика (подрядчика) получен надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Таковы правилап. 2ст. 171, п. 1 ст. 172 НКРФ.

В отношении признания расходов будущих периодов в составе расходов для целей налогового учета отметим, что Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 01.01.2011 отменил действие ст. 321.1 НКРФ, всоот-ветствии с которой были установлены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями. Таким образом, с 2011 г. бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке, определенном гл. 25 НК РФ.

Примечательно, что в налоговом учете понятие «расходы будущих периодов» отсутствует. Общие правила признания расходов при методе начисления изложены в п. 1 ст. 272 НК РФ. Так, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают, исходя из условий сделок. Если сделка не содержит подобных условий и связь между доходами и расходами не может быть четко определена или определяется косвенным путем, налогоплательщик распределяет расходы самостоятельно. Это значит, что в учетной политике он сам устанавливает срок, в течение которого такие расходы учитываются для целей налогообложения. При этом следует соблюдать принцип равномерности признания расходов.

При этом в гл. 25 НК РФ для отдельных видов расходов, которые в бухгалтерском учете могут быть признаны расходами будущих периодов, уже утвержден определенный срок их признания в целях налогообложения:

— расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ) — в зависимости от видов расходов период их включения в налоговую базу составляет от12 мес. до 2 лет;

— расходы на обязательное и добровольное страхование имущества (п. 6 ст. 272 НК РФ) — если по договору взносы уплачиваются разовым платежом и при условии, что договор заключен на срок более одного отчетного периода — расходы учитываются в налоговой базе равномерно в те-

чение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде2.

Поскольку перечень расходов будущих периодов, приведенный в Инструкции № 157н, является открытым, то при возникновении этих расходов в деятельности учреждения их обоснованно можно отнести на счет 0 401 50 200, установив при этом срок их списания на финансовый результат согласно нормам НК РФ, чтобы избежать различий в бухгалтерском и налоговом учете. Данное решение следует отразить в учетной политике как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Отметим, что за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения предусмотрены штрафные санкции (ст. 120 НК РФ). Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается, в частности, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций.

Список литературы

1. Диркова Е. Ю. Расходы будущих периодов: убытки или активы? // Налоговая политика и практика. 2011.№ 1.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

5. О порядке применения вычетов по НДС: письмо ФНС России от 23.07.2009 № 3-1-11/531.

2 Следует учитывать, что в ст. 263 гл. 25 НК РФ установлены определенные ограничения по расходам на страхование, признаваемым для целей налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.