Всё для бухгалтера
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТ
Н С. КУЛАЕВА, методолог-консультант ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
В соответствии с налоговым законодательством плательщиками по большинству видов налогов (сегодня в России действуют 9 федеральных налогов, 3 региональных и 2 местных) являются организации и индивидуальные предприниматели. Поэтому бюджетное учреждение, как и любая другая организация, может являться плательщиком ряда налогов. Даже если учреждение осуществляет только некоммерческую деятельность, то оно признается налогоплательщиком ЕСН. Кроме того, бюджетное учреждения выступает налоговым агентом по НДФЛ, в обязанности которого входит удержание сумм налога с налогоплательщиков (физических лиц — сотрудников учреждения) и перечисление в бюджет.
Анализ норм налогового законодательства позволяет отметить, что при определенных условиях бюджетные учреждения могут уплачивать следующие виды налогов:
• налог на добавленную стоимость,
• акцизы,
• налог на доходы физических лиц,
• единый социальный налог,
• налог на прибыль организаций,
• налог на имущество организаций,
• земельный налог,
• транспортный налог,
• налог на добычу полезных ископаемых,
• водный налог,
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
• государственная пошлина. Бухгалтерский учет в бюджетном учреждении
ведется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н (далее — Инструкция № 25н).
Для отражения операций по расчетам с бюджетом по налоговым платежам Инструкцией № 25н
предусмотрен счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».
Пунктом 185 Инструкции № 25н все налоговые платежи бюджетных учреждений разделены на две группы:
• расчеты по налогам, удержанным из оплаты труда,
• другие налоги и платежи.
Строго говоря, из заработной платы и других выплат работникам бюджетных учреждений (включая денежное довольствие военнослужащих) удерживается только налог на доходы физических лиц. В то же время единый социальный налог не удерживается из оплаты труда, но непосредственно связан с ней, так как исчисляется из суммы начисленной оплаты труда. Единый социальный налог удерживается из соответствующих источников возмещения.
Источниками возмещения налогов в бюджетных учреждениях могут быть:
• для НДФЛ — суммы начисленной оплаты труда;
• для всех остальных налогов — суммы, возмещаемые за счет бюджетных источников и доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
Аналитический учет по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» ведется по каждому налогу отдельно в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов.
К счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» бюджетными учреждениями открываются следующие аналитические счета:
• 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
• 0 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»;
• 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль»;
• 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
• 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
• 0 303 06 000 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Операции по счету 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
1 302 01 830 1 303 01 730 Удержан НДФЛ из заработной платы штатных работников бюджетного учреждения, занятых в основной деятельности
2 302 01 830 2 303 01 730 Удержан НДФЛ из заработной платы работников, занятых в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
1 303 01 830 1 304 05 211 Перечислен в бюджет НДФЛ органами, организующими исполнение бюджета, по заработной плате
2 303 01 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет НДФЛ с банковского счета бюджетного учреждения
1 401 01 213 1 303 02 730 Начислен ЕСН
1 303 02 830 1 032 13 730 Начислено пособие работникам бюджетного учреждения по временной нетрудоспособности (с третьего дня периода неработоспособности)
1 401 01 211 1 302 01 730 Начислено пособие работникам бюджетного учреждения по временной нетрудоспособности за первые два дня
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислено пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислены суммы возмещения расходов на санаторно-курортное обслуживание работников бюджетного учреждения и членов их семей
1 303 02 830 1 302 13 730 Начислены другие выплаты за счет средств государственного социального страхования
1 303 02 830 1 304 05 000 Перечислена в бюджет сумма ЕСН органами, организующими исполнение бюджетов
2 303 02 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет ЕСН с банковского счета
0 401 01 290 0 303 03 730 Начислен налог на прибыль
0 303 03 830 0 304 05 000 Перечислен в бюджет налог на прибыль, органами, организующими исполнение бюджетов
2 303 03 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет налог на прибыль с банковского счета
0 401 01 130 0 303 04 730 Начислен НДС
0 303 04 830 0 210 01 660 Отражена сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета
0 303 04 830 0 304 05 000 Перечислена в бюджет сумма НДС органами, организующими исполнение бюджетов
2 303 04 830 2 201 01 610 Перечислен в бюджет НДС с банковского счета учреждения
0 401 01 213 0 303 06 730 Начислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
0 303 06 830 0 304 05 000 Перечислены взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний органами, организующими исполнение бюджетов
0 303 06 830 0 302 13 730 Начислены выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
0 201 01 510 0 303 02 730 Отражено поступление сумм в погашение текущей задолженности по социальному страхованию
0 401 01 290 0 303 05 730 Начислены прочие платежи в бюджет
0 303 05 830 0 304 05 000 Перечислены прочие платежи в бюджет органами, организующими исполнение бюджетов
2 030 05 830 2 201 01 610 Перечислены прочие платежи в бюджет с банковских счетов
Особенность организации бюджетного учета состоит в том, что расчеты по погашению обязательств учреждения могут производиться непосредственно органами, организующими исполнение бюджетов, минуя счета бюджетных учреждений в банках. Для отражения таких операций используется счет 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов».
При осуществлении бюджетными учреждениями расчетов по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать некоторые особенности.
Так, Инструкцией № 25н установлено, что при приобретении нефинансовых активов для осуществления основной деятельности бюджетного учреждения и деятельности, приносящей доход: • первоначальная стоимость основных средств включает в себя сумму налога на добавленную стоимость, указанную в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если
иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации;
• первоначальная стоимость нематериальных активов включает в себя сумму НДС, указанную в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации;
• материальные запасы принимаются к учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, указанных в счетах-фактурах, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками, кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.
При приобретении нефинансовых активов бюджетными организациями для целей основной деятельности никаких дополнительных записей по отражению НДС на счетах бюджетного учета не производится.
Если бюджетные учреждения осуществляют деятельность, приносящую доход, то НДС, уплаченный при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) принимается к возмещению при осуществлении расчетов с бюджетом.
В случае, когда сумма налогового вычета превышает сумму задолженности перед бюджетом по НДС, бюджетное учреждение в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), может получить право на возврат излишне уплаченного налога.
Если одно и то же имущество используется бюджетными учреждениями и в основной деятельности, и в деятельности, приносящей доход, тогда суммы НДС в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ:
• учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, если они используются для осуществления операций, не облагаемых НДС;
• принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ, если они используются для осуществления операций, облагаемых НДС;
• принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в
порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Эта пропорция на основании п. 4 ст. 170 НК РФ определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных бюджетным учреждением за налоговый период.
Учитывая особенности деятельности бюджетных учреждений, мы рекомендуем закрепить в учетной политике порядок расчета пропорции по соотношению произведенных расходов.
Особенности исчисления бюджетными учреждениями налога на прибыль установлены ст. 321.1 НК РФ. В соответствии с этой статьей бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источ -ников, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения
Пункты 3 и 4 ст. 321.1 НК РФ устанавливают, соответственно, порядок распределения некоторых видов расходов и начисления амортизации, а также принятия расходов на ремонт.
Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию
административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств не предусмотрено, то указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности.
При этом в общей сумме доходов не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
При определении налоговой базы к расходам, связанным с осуществлением коммерческой
деятельности, кроме расходов, произведенных в целях осуществления предпринимательской деятельности, относятся:
• суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществления этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;
• суммы расходов на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств.
Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, вы можете ознакомиться в книге «Бюджетные учреждения» авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.financepress.ru
(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru