Научная статья на тему 'Учет психологических и генетических факторов риска в профилактике возникновения депрессии у женщин в период беременности'

Учет психологических и генетических факторов риска в профилактике возникновения депрессии у женщин в период беременности Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
142
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
депрессия / беременность / профилактика / психологические факторы / генетические факторы
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Силаева Анна Владимировна, Ракитин Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет психологических и генетических факторов риска в профилактике возникновения депрессии у женщин в период беременности»

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РИСКА В ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕПРЕССИИ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ

Силаева Анна Владимировна, Ракитин Сергей Сергеевич ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск, Россия

Ключевые слова: депрессия, беременность, профилактика, психологические факторы, генетические факторы.

Актуальность. Беременность заключает в себе оздоровительный, сдерживающий фактор, но в некоторых случаях сама по себе может провоцировать начало или обострение уже имеющихся психических расстройств, в связи с этим ряд исследований, направленных на изучение психологических особенностей протекания беременности, говорят о необходимости уделять более пристальное внимание психологическому благополучию женщин [1-7]. Научные результаты свидетельствуют о распространенности психических расстройств в период беременности и после родов, большую часть которых составляют депрессивные расстройства [1-10]. Отсутствие лечения психических расстройств, возникающих во время беременности, может привести к негативным последствиям: нарушение пищевого поведения; нарушения сна; риск употребления психоактивных веществ; неадекватная забота о ребёнке; возникновение суицидальных тенденций; отклоняющееся материнское поведение [7-8]. В настоящее время примерно у трети беременных женщин выявляются психопатологические нарушения, причем более половины составляют депрессивные расстройства [17]. В мировой науке [7-8] отмечается, что многие женщины не обсуждают симптомы депрессии с лечащим врачом по ряду причин: страх осуждения и обви-

нения в материнском некомпетентности со стороны медицинского персонала и ближайшего окружения; недостаточная осведомленность о симптомах депрессии, «маскировка» симптомов расстройства под соматические. В связи с этим необходимо осуществлять профилактические меры, направленные на выявление групп риска среди беременных женщин с симптомами депрессии или подверженных возникновению расстройства, с использованием психологических и генетических методов [7-10]. Результаты зарубежных исследователей [8-10] свидетельствуют о наличии различной восприимчивости женщин к послеродовой депрессии, которая может быть объяснена наличием или отсутствием генов-кандидатов, наличием или отсутствием специфических генетических полиморфизмов, которые определяют высокий риск возникновения депрессии. В настоящее время известно множество генов, предопределяющих развитие депрессии в период родов и послеродовой период, например 5-HTTLPR S-аллелъ, SLC6A4, ESR1 [9, 10]. Однако исследования такого рода в России мало распространены, но являются весьма актуальными.

Целью исследования явилось изучение возможности использования психологических и генетических методов в профилактике возникновения депрессии у женщин в период беременности.

Материалы и методы исследования. В комплексном исследовании, направленном на диагностику симптомов депрессии с помощью психологических опросников и методов молекулярной биологии приняло участие 100 пациенток ОГАУЗ «Областной Перинатальный центр» на разных сроках беременности -от 23 до 40 недель, в возрасте от 19 лет до 41 года. Пациенткам предъявлялась для заполнения Шкала депрессии Бека, и у каждой пациентки была взята кровь для выделения ДНК. Выделение ДНК из ядросодержащих клеток букального эпителия проводили стандартным методом осаждения ДНК на сорбенте (набор «ДНК-сорб-АМ», ФГУП ЦНИИЭ Роспортебнадзора, г.Москва). Определение

полиморфного статуса образцов ДНК по гену DRD4 проводили в два этапа с использованием ПДРФ анализа. Минорный вариант гена DRD4 определяли по наличию на электрофореграмме фрагментов ДНК, длиной 91 и 85 п.н. Гетерозиготный вариант генотипа характеризовался наличием трех фрагментов, размером 176, 91 и 85 п.н. Функционально полноценный вариант гена DRD4 констатировали по наличию одного фрагмента на электрофореграмме, размером 176 п.н. Типирование образцов по гену DRD2 проводили в два этапа с использованием пары олигонуклеотидных праймеров, специфичных к участку гена рецептора (forward 5'-CAC-GGC-TGG-CCA-AGT-TGT-CTA-3' и reverse 5'-CAC-CTT-CCT-GAG-TGT-CAT-CAA-3'). Опрошенные женщины по результатам шкалы депрессии Бека были поделены на 4 группы: 1 - первая группа включила респондентов с симптомами депрессии, соответствующими выраженной (средней тяжести) депрессии, средний возраст которых составил 19 ± 7,2 лет. 2 - вторая выборка включила респондентов, с симптомами депрессии, соответствующими умеренной депрессии, средний возраст пациенток составил 23 ± 9.8 лет. 3 - третья группа включила респондентов с симптомами депрессии, соответствующими легкой (субдепрессии) депрессии, средний возраст которых составил 25 ± 10,3 лет. 4 - в четвертую группу вошли психически и соматически здоровые женщины, соответствующие по полу и возрасту опрошенным группам респондентов. Группа исследуемых сформирована из этнически русских лиц и не состоящих в кровном родстве. Генетические исследования проводились согласно этическим принципам медицинской генетики, в соответствии с Хельсинской декларацией Всемирной ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» с поправками 2000 г. и правилами клинической практики в РФ, утвержденными Приказом Минздрава РФ от 19.06.2003 г. № 266.

Результаты исследования и их обсуждение. Уровень депрессии в исследуемой популяции женщин составил 42 % (легкая - 20%, умеренная—18 %, выраженная — 4 %). Частота встречаемости гомозиготного минорного варианта генотипа гена дофаминового рецептора 48Ьр VNTR типа (DRD4) составила 58,9 %, гетерозиготный вариант генотипа встречался в исследуемой выборке с частотой 27,0% еще реже встречался гомозиготный (функционально полноценный) вариант генотипа 14,1%. Анализ частоты распределения аллелей показал, увеличение встречаемости минорного аллеля — более чем в три раза. У носителей генотипа кодирующего функционально полноценный вариант гена с большей относительной частотой наблюдалось состояние характеризующееся отсутствием депрессии. У носителей гомозиготного минорного варианта генотипа, как правило, депрессия наблюдалась чаще — у 12,1 %, чем отсутствовала — у 2 %. В группе обследованных женщин, носителей минорного генотипа, в сравнении с носителями гетеро- и гомо- функционально полноценного варианта генотипов встречаемость депрессии была в 6,2 раза выше (р=0,001). Риск развития депрессии у носителей минорного варианта генома в гомозиготном состоянии увеличен в 6,5 раза по сравнению с аналогичными показателями у людей-носителей мажорного варианта генотипа.

Заключение. В связи с тем, что в ряде случаев использование психологических инструментов диагностики депрессии затруднено (установочное поведение респондента, сопротивление диагностики, состояние здоровья и т.д.), то актуальными и необходимыми могут быть скрининговые методы, основанные на генетическом анализе, которые позволят своевременно и максимально точно выявлять предрасположенность возникновения депрессии и определять тактику профилактических мероприятий.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект №13-06-00709_а).

Список литературы:

1. Шмунклер А.Б. Помощь психически больным в период беременности //Русский медицинский журнал. -2001. - Т.9, № 25. - С. 1204-1206.

2. Marcus S.M. Depression during Pregnancy: Rates, Risks and Consequences // Can J Clin Pharmacol. - 2009. - Vol. 16 -No.1. - pp. 15-22.

3. Meltzer-Brody S. New insights into perinatal depression: pathogenesis and treatment during pregnancy and postpartum Dialogues in Clinical Neuroscience - 2011. - Vol 13. No.1. - рр. 89-100.

4. Колесников И.А. Депрессивные расстройства в период беременности //Психотерапия. - 2008. - №5. - С. 7-14.

5. Прибытков А.А. Клинические особенности депрессивных расстройств невротического уровня в послеродовом периоде // Социальная и клиническая психиатрия. - Т.15, №4. - 2005. - С.63-66.

6. Филоненко А.В. Терапия послеродовой депрессии и грудное вскармливание новорожденного (обзор литературы) // Психические расстройства в общей медицине. - 2012. - № 2. - С. 46-49.

7. Брутман В.И. Личностные и психические нарушения у женщин, отказывающихся от новорожденных / В.И. Брутман // Российский психиатрический журнал. - 2001. - №5. - С.15.

8. Cohen L.S., Nonacs R.M., Mood and anxiety disorders during pregnancy and postpartum // Review ofpsychiatry series. - 2005. - Vol. 24, No.4. - P.165.

9. Corwin E.J. et al., The Heritability of Postpartum Depression // Biol Res Nurs. - 2010. - Vol.12, No.1. - рр. 73-83.

10. Mitchell C. et. al., Role of mother's genes and environment in postpartum depression // PNAS. - 2011. - Vol. 108, No. 20. - pp. 8189-8193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.