Научная статья на тему 'Учет отдельных хозяйственных операций на предприятиях общественного питания'

Учет отдельных хозяйственных операций на предприятиях общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / PUBLIC CATERING / FINANCIAL ACCOUNTING / MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихатов П.И.

Рассмотрены отдельные хозяйственные операции и их финансовый учет, характерные для предприятий общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Accounting Of Separate Economic Operations In Enterprises Of Public Catering

Considered individual business transactions and their financial accounting, characteristic of catering.

Текст научной работы на тему «Учет отдельных хозяйственных операций на предприятиях общественного питания»

УДК 642.5

Шихатов П.И.

Аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение»

ФБГОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова старший преподаватель НОУ ВО Международный Институт

Экономики и Права, г. Москва

УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Рассмотрены отдельные хозяйственные операции и их финансовый учет, характерные для предприятий общественного питания.

Ключевые слова: общественное питание, финансовый учет, управленческий учет

Shikhatov P. I.

Post-graduate student of the Department of Accounting

and taxation

FBGOU VO REU them. G. V. Plekhanov senior lecturer at the international Institute of Economics and Law

THE ACCOUNTING OF SEPARATE ECONOMIC OPERATIONS IN ENTERPRISES OF PUBLIC CATERING.

Сonsidered individual business transactions and their financial accounting, characteristic of catering.

Key words: public catering, financial accounting, management accounting

^Разнообразные предприятия общественного питания широко представлены на рынке России. Бухгалтерский (финансовый) учет на предприятиях общественного питания отличается отраслевой спецификой, так как одновременно осуществляется несколько видов деятельности: торговля, услуги и производство[4].

По распространённому мнению, около 70% данных для управленческого учета предоставляет бухгалтерский (финансовый) учет. Если для небольших предприятий общепита не стоит больших проблем в области финансового учета, что связано с малыми объемами продаж, производства, ассортимента продукции, товарной номенклатуры, то для крупных предприятий, имеющих широкий спектр расходов, существует проблема детализации расходов для целей управленческого учета и последующих управленческих решений [3].

Основная часть: Рынок не стоит на месте, появлялись и появляются новые формы предпринимательства. Рассмотрим отдельные хозяйственные ситуации, которые могут возникнуть у крупных предприятий общественного питания.

Аутстаффинг (out staffing, англ. - дословно, работники извне). В общественном питании могут привлекаться временные внешние работники, например, при обслуживании больших банкетов, когда своих трудовых ресурсов не хватает для выполнения большого заказа. В этих случаях могут привлекаться официанты, бармены, работники кухни. В этой ситуации заключается договор с соответствующей организацией, предоставляющей работников. По своей сути, для целей финансового учета, это является договором аренды, так как выполняются условия аренды, указанные в МСФО (IAS)16 -передача актива (в указанном случае трудовые ресурсы) во временное пользование с получением арендной платы. Как же правильно учесть расходы по такому договору?

Желательно, если привлекаются работники разных категорий (профессий), чтобы в договоре было четко указаны размеры платы по отдельным категориям работников. Тогда будет возможно детализировать расходы по аутстаффингу. В этом случае возможна следующая регистрация хозяйственных операций:

Оплата по договору аутстафф-компании: Дебет 76 Кредит 51 Учет оплаты услуг официантов: Дебет 44 Кредит 76 Учет оплаты услуг барменов: Дебет 44 Кредит 76

Учет оплаты труда работников кухни: Дебет 20 кредит 76

Учет дополнительных расходов по договору Дебет 26 Кредит 76

НДС: Дебет 19 Кредит 76

В том случае, если детализации платежа по договору нет, то в этой ситуации возможна регистрация хозяйственных операций:

Оплата по договору аутстафф-компании: Дебет 76 Кредит 51

Учет расхода по договору: Дебет 44 Кредит 76

НДС: Дебет 19 Кредит 76

Мы рассмотрели учет расходов по договору аутстаффинга, не лишним будет рассмотреть некоторые специфические моменты регистрации операций по оплате труда собственных работников организации общепита.

Операции оформляются на сумму основной и дополнительной заработной платы соответственно:

• сотрудников основного производства (шеф-повар, су-шеф, повара);

• рабочих вспомогательных производств (коренщики, мойщики);

• работников менеджмента (управляющие, старшие смены официантов);

• работников администрации организации (дирекция, бухгалтерия);

• работников, занятых в общехозяйственных работах (работники склада, закупщики, экспедиторы, водители, технический персонал по кухонному и иному оборудованию, уборщики);

• работников, связанных с продажей продукции и продвижением ее на рынок (официантов, барменов, сомелье).

Таким образом, корреспонденции счетов по учету сумм оплаты труда являются следующие:

• Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

• Кредит счета 70 - на сумму основной и дополнительной заработной платы соответственно: рабочих основного производства; рабочих вспомогательных производств; работников управления; работниковаппаратауправленияорганизацией,атакжеобслуживающего персонала, занятого на работах, имеющих общехозяйственное значение; работников, занятых в обслуживающих производствах и хозяйствах.

• Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 70 - на сумму заработной платы работников, занятых на работах, связанных с продажей продукции и продвижением ее на рынок (официантов, барменов, сомелье) .[1, 5].

Логичным было бы предположить, что все предложенные корреспонденции счетов применимы для крупных предприятий общественного питания с целью детализации расходов для последующего управленческого анализа и принятия управленческих решений.

Рассмотрим ситуацию, связанную с привлечением сторонних организаций, осуществляющих комплекс услуг и работ, необходимых для поддержания жизнедеятельности предприятия или аутсорсинг.

Аутсорсинг (outsourcing, outer-source-using, англ. - дословно, использование внешних, привлеченных сил, ресурсов). Предприятия общественного питания чаще всего пользуются услугами аутсорсинговыхкомпанийдля обслуживанияразличногооборудования и генеральной уборки помещений (клининг). Аутсорсинг в этом случае выгоден предприятию, так как не требуется содержания постоянного персонала, дополнительных расходов на закупку специфических материалов, инструментария, их хранения, и т.п. Выполнение работ и услуг производится квалифицированными сотрудниками, все расходы учитываются при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, НДС принимается к зачету.

Предлагаемая корреспонденция счетов в этом случае следующая: Оплата по договору аутсорсинга Дебет 76 Кредит 51 Обслуживание кухонного оборудования Дебет 20 кредит 76 Генеральная уборка всех помещений Дебет 26 кредит 76 НДС Дебет 19 Кредит 76

Помимо указанных хозяйственных операций, рассмотрим некоторые другие специфические хозяйственные операции, такие, как учет банкетов, выездного буфетного обслуживания (catering), доставка блюд потребителю.

Учет банкетов (банкетного обслуживания) требует правильного документального оформления. Обязателен договор на проведение банкета и приложения к нему в виде согласованного меню. В меню обязательно указание наименования блюд, их цена и количество. Обслуживание может указываться отдельной графой. Согласованное (утвержденное) меню будет необходимо для последующего списания продуктов на себестоимость продаж.

В случае оплаты по безналичному расчету проводимый банкет обязательно учитывается через ККТ, по разделу «оплата по документам», «оплата по безналичному расчету» и т.п. В журнале КО-4 операция фиксируется в графе «оплата по документам».

Фиксация проведения банкета через ККТ так же необходима для автоматизированного списания продуктов при использовании соответствующих программно-аппаратных комплексов.^-Кеерег/ StoreHouse, iiko, Майкрос, 1С-Рарус Общепит и т.п.) [2].

Подобные требования необходимо соблюсти и в случае выездного буфетного обслуживания (catering): договор, утвержденное меню, проведение через ККТ. В большинстве случаев могут возникнуть расходы на транспортировку персонала, оборудования, блюд до места проведения выездного обслуживания. В этом случае, если используются услуги стороннего перевозчика, расходы на оплату транспортировки возможно включить в стоимость договора, согласовав с заказчиком выездного обслуживания.

В случае, если предприятие общественного питания осуществляет доставку блюд потребителю, расходы на доставку составляют немалую долю в общем объеме расходов.

Доставка блюд, в большинстве случаев, осуществляется собственным транспортом. В этой ситуации предлагаем следующие корреспонденции счетов:

Заработная плата водителей-курьеров Дебет 44 Кредит 70 Страховые взносы на ФОТ водителей-курьеров Дебет 44 Кредит

69

ГСМ приобретение Дебет 10 Кредит 60(71)

ГСМ расход Дебет 44 Кредит 10

Амортизация ОС (автомобилей) Дебет 44 Кредит 02

ТО, текущий ремонт а/м Дебет 44 кредит 60(76)

ОСАГО оплата Дебет 76 кредит 51

ОСАГО оприходование Дебет 97 Кредит 76

Учет использования ОСАГО(помесячно) Дебет 44 Кредит 97

Оплата парковки Дебет 44 Кредит 60

НДС Дебет 19 Кредит 60(76)

В рассматриваемой ситуации, доставка блюд потребителю, присутствуют расходы на упаковку и тару блюд. Корреспонденция счетов возможна следующая:

Приобретение тары, упаковочных материалов Дебет 60 Кредит 51(50)

Оприходование упаковочных материалов, тары Дебет 10 Кредит60

НДС Дебет 19 Кредит 60

Упаковка блюд Дебет 44 Кредит 10

При работе предприятия общественного питания по договору франчайзиинга хозяйственные операции учитываются следующим образом:

Оплата по договору франчайзинга Дебет 76 Кредит 51

Учет расходов по договору Дебет 44 кредит 76

НДС Дебет 19 Кредит 76

Рассмотренные хозяйственные ситуации характерны для современных крупных предприятий общественного питания. Предложенные способы регистрации хозяйственных операций позволят детализировать расходы предприятия с целью получения полноценной информации для управленческого учета, анализа и последующего принятия рациональных управленческих решений.

Литература

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению (утвержден приказом Министерством финансов РФ от 31 октября 2000г. № 94н. в редакции приказов МФ РФ от 07.05.2003 г. № 38н, 18.09.2006. №115н, 08.11.2010, №142н)

2. Шихатов П.И. Роль автоматизации учетных процессов в предприятиях общественного питания в формировании современной модели управленческого учета//В сборнике: Проблемы и перспективы реализации учетной, контрольной и аналитической функций в социокультурном пространстве современного бизнеса. Материалы VII Международной научной интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2016. С. 221-223.

3. Шихатов П.И. Некоторые аспекты управленческого учета в организациях общественного питания//Вестник Международного института экономики и права. 2016. № 3 (24). С. 43-50.

4. Шихатов П.И. Современное состояние предприятий отрасли общественного питания в России.// В книге: Современный мир и Россия: время перемен и новой модели развития. Москва, 2014. С. 338-345.

5. Шихатов П.И. Совершенствование бухгалтерского учета выплат вознаграждений работникам в организациях общественного питания.// Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17). С. 14-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.