Самофалов В.И.,
д.э.н., профессор кафедры международных экономических отношений РГЭУ (РИНХ)
E-mail: [email protected] Скрипченко А.В.,
магистрант кафедры международных экономических отношений РГЭУ (РИНХ)
Tel. +7-918-530-84-24
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ФИРМЫ
В случае если бизнес фирмы связан с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), то данное обстоятельство во многом предопределяет необходимость тщательного осмысления цели фирмы во внешнеэкономической сфере, так как от этого зависит выбор адекватной формы организации международного бизнеса, подготовки и реализации конкретных внешнеэкономических сделок, оценки допустимых для фирмы издержек, структура и глубина проработки отдельных разделов ее бизнес-плана, включая комплекс международного маркетинга.
Ключевые слова: планирование бизнеса, внешнеэкономическая деятельность, конъюнктура мировых рынков, международный маркетинг, внешнеэкономические операции, финансовый план.
Samofalov V.I., Skripchenko A.W.
ACCOUNTING THE FEATURES OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY WITHIN COMPANY'S BUSINESS-PLAN
If the company's business is related to the international activity, it predetermines the need of careful comprehension
of the firm's target in the international area (business' targets in specific international activity form), because there is a lot of processes such as adequate choice of the international business' organization form, preparation and realization of specific international deals and admissible costs estimation that depend on it. Structure and study's depth of business plan's sections, including the international marketing complex, have this dependence as well.
Бизнес-планирование фирмы, функционирующей в условиях внешнеэкономической деятельности (ВЭД), требует учета ряда существенных обстоятельств при выборе ее коммерческой стратегии.
Основная отличительная особенность планирования в условиях внешнеэкономической деятельности заключается в более высокой степени риска в принятии управленческих решений. Международная рыночная среда отличается высокой динамикой и разнона-правленностью изменений, высоким уровнем конкуренции, что предполагает целесообразность разработки бизнес-плана.
В зависимости от сферы экономических интересов хозяйствующих субъектов и формы их присутствия на внешнем рынке выделяются разнообразные виды и формы ВЭД (см. классификатор -источник: Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управления : учебник / под ред. проф. Е.П. Пузаковой. - М.: Экономисту 2008).
При подготовке и реализации внешнеэкономических сделок фирма стоит перед необходимостью мониторинга и постоянного анализа широкого набора факторов, которые оказывают непосредственное влияние на ее бизнес и которые необходимо учитывать в процессе бизнес-планирования (рис. 1).
Рисунок 1 - Схема взаимодействия участников внешнеторговой сделки
В качестве таких факторов отметим, например, состояние спроса на зарубежных рынках сбыта, политическую и экономическую стабильность в этих странах, состояние внутреннего национального рынка сырья, торгово-политические отношения своей страны со странами-партнерами и т.п. [1].
Таким образом, бизнес-планирование в условиях внешнеэкономической деятельности представляет собой сложный процесс, который требует дополнительных затрат времени, средств, привлечение дополнительных
источников достоверной информации по широкому кругу вопросов.
В общем случае типовой состав разделов бизнес-плана (этапов бизнес-планирования) может быть представлен последовательностью необходимых действий инициатора бизнес-проекта (табл. 1): выбор эффективной цели, исследование отрасли, описание фирмы и ее продукции, анализ рынка и выбор стратегии маркетинга, разработка производственного и организационного плана, разработка планового баланса фирмы и ее финансового плана.
Таблица 1 - Учет факторов ВЭД на различных этапах бизнес-планирования
Разделы бизнес-плана Факторы ВЭД
1. Постановка эффективной цели Тенденции развития мировой экономики Внешнеполитическая обстановка Инвестиционная привлекательность страны Государственное регулирование ВЭД
2. Анализ отрасли Динамика отрасли во всемирном хозяйстве Государственная поддержка ВЭД отрасли в стране базирования и за рубежом Состояние смежных отраслей
3. Описание фирмы Тенденции регионального развития Конкурентные преимущества на мировом и национальном рынках
4. Описание продукта Аналоги продукции на мировых рынках Зарубежные технологии, достижения научно-технического прогресса
5. Анализ рынка. Выбор целевых сегментов рынка Состояние мировых рынков сбыта Тенденции потребительского спроса Состояние мировых рынков сырья и материалов, финансовых ресурсов Мировые цены
6. Разработка стратегии маркетинга и сбыта. План-маркетинг Внешнеторговые режимы страны-базирования и зарубежных стран Состояние мировых рынков услуг посредников и международных перевозчиков Инвестиционное законодательство зарубежных стран
7. Разработка производственного плана. План по прибыли. Плановый баланс Мировые цены Международные стандарты качества Состояние мировых рынков сырья, материалов и оборудования Состояние критической инфраструктуры производства и ВЭД
8. Разработка организационного плана. Операционный план Состояние мировых рынков транспортных услуг Состояние мировых рынков страховых услуг Тенденции международной бизнес-практики Разработки международных организаций в области стандартизации заключения сделок Нормативно-правовое обеспечение совместного предпринимательства
9. Разработка финансового плана. Риски во ВЭД Динамика валютных рынков Состояние мировой финансовой системы и рынка банковских услуг Экономические циклы в мировом хозяйстве.
Так, на начальном этапе предприниматель должен сформулировать эффективную цель бизнеса, то есть представить конкретный результат его деятельности, будь то захват сегмента национального рынка, создание международного бренда или получение определенной массы прибыли.
Важнейшими факторами внешнеэкономической деятельности, на которые стоит обратить внимание при формировании цели, являются тенденции развития мировой экономики (а именно динамика доходов различных стран, мировой отраслевой структуры, и научного прогресса), внешнеполитическая обстановка в мире, привлекательность страны базирования будущего бизнеса для инвесторов внутри страны и за рубежом, а также государственная политика в области ВЭД. Данные факторы являются конъюнктурообразующими, то есть от них зависят условия, в которых будет создаваться бизнес, а значит, и его эффективность. В зависимости же от государственной политики для предприятий, действующих во внешнеэкономической сфере, могут открываться позитивные возможности (в случае ориентации государства на развитие экспорта/импорта в данной отрасли) или препятствия (в условиях закрытой экономики).
После постановки цели нужно провести анализ отрасли, в которой будет действовать предприятие, и из этого вытекают факторы, на которые стоит обратить внимание при наличии у фирмы внешнеэкономической деятельности.
Анализ динамики состояния данной отрасли в мире, оценка состояния ее смежных отраслей предполагает формирование представления о возможностях и угрозах, которые будут стоять перед фирмой. Исследование зарубежного опыта помогает создавать наиболее эффективный алгоритм действий по развитию бизнеса, а сбор данных о
смежных отраслях позволяет более точно спрогнозировать объемы реализации продукции предприятия.
Государственное регулирование данной отрасли, как и в случае с регулированием ВЭД, может являться для бизнеса как плюсом (например, при наличии программы поддержки, льгот и т.д.), так и минусом (например, при квотах на ввоз и вывоз продукции за рубеж).
Следующим разделом бизнес-плана может выступать описание фирмы, а именно ее отличительных особенностей, преимуществ и недостатков, а также описания места, на котором будет организовано предприятие. На данном этапе стоит проанализировать тенденции регионального развития, преимущества различных регионов для разного рода деятельности.
В условиях ВЭД для предприятия встает проблема роста трансакционных, транспортных и логистических издержек. Выбор удачного местоположения позволяет свести такие издержки к минимуму за счет близости к внешним рынкам, источникам сырья или местного благоприятного законодательства.
При описании фирмы важным аспектом является ее конкурентоспособность, в условиях же внешнеэкономической деятельности конкурентоспособность следует рассматривать в мировом аспекте. Потенциальные контрагенты выбирают себе партнеров по всему миру, основываясь на многих показателях, и именно конкурентный анализ позволяет сформировать образ фирмы, к которому должен стремиться предприниматель при планировании своей деятельности.
Конкурентный анализ переходит и на следующий этап бизнес-плана - описание продукта, однако уже в виде исследования продукции, аналогичной той, что выпускает фирма. При описании продукта следует принять во внимание достижения конкурентов в сфере
развития своей продукции и ассортиментного портфеля. Это может быть наличие большого количества спецификаций, уникальность каждого отдельного изделия или, наоборот, стандарт качества, знакомый потребителю. В любом случае если продукция фирмы имеет аналоги в мире и если планируется выход на внешние рынки, то такое исследование должно быть проведено.
Описание продукта также подразумевает и описание технологии, по которой он будет производиться. Технология может одновременно служить и гарантом качества. Отсюда следует, что достижения науки не должны проходить мимо взгляда инициатора бизнеса. В большом количестве случаев именно вовремя вложенные в новую технологию средства обусловливали успех той или иной фирмы.
Следующим и самым важным при планировании внешнеэкономической деятельности разделом бизнес-плана является анализ рынка. От правильного определения параметров рынка и выделения целевого сегмента зависит состоятельность всей концепции бизнеса. В условиях ВЭД сложность в разработке этого раздела обусловливается большим количеством труднодоступной и разрозненной информации, необходимой для его составления. На данном этапе важно провести общее исследование мировых рынков сбыта, отсеять явно бесперспективные (по крайней мере на этот момент), сконцентрироваться на одном или нескольких целевых регионах. С ростом количества исследуемых рынков маркетинговые расходы увеличиваются значительно, поэтому важно правильно оценить и внутренние ресурсы компании.
В зависимости от эластичности спроса на продукцию фирмы следует также обратить внимание на динамику потребительских предпочтений: в зависимости от региона они могут разнить-
ся, и это должно быть учтено при формировании ассортиментного портфеля.
Здесь же, в анализе рынка, стоит провести исследование предложения на необходимые для деятельности фирмы материалы и сырье. Нахождение добросовестных поставщиков как внутри страны, так и за рубежом с наиболее выгодными условиями будет влиять на издержки и стабильность производства на предприятии, а значит и на прибыль.
Данные, полученные на предыдущем этапе, являются исходными для разработки плана-маркетинга. В условиях внешнеэкономической направленности бизнеса начать данный раздел стоит с выбора формы выхода фирмы на внешний рынок. В зависимости от целей и возможностей компании это может быть торговля напрямую с контрагентами из других стран, сбыт продукции через посредников, таких как внешнеторговые фирмы, торговля через товарную биржу или организация филиала предприятия за рубежом.
Разные формы выхода на внешние рынки обусловливают анализ различных факторов. В случае внешней торговли, исходя из анализа рынка, стоит исследовать внешнеторговые режимы выбранных для экспорта стран. Если планируется воспользоваться услугами посредников, то следует проанализировать конъюнктуру данного рынка для выбора лучших партнеров. И наконец, если фирма обладает достаточными ресурсами для организации бизнеса за рубежом, то следует детально изучить инвестиционное законодательство этих стран.
После того, как был проанализирован спрос и сформирована политика в области маркетинга, встает вопрос об организации производства (разработка производственного плана). Факторы ВЭД, учитываемые на данном этапе бизнес-планирования, связаны с организацией эффективного и стабильного выпуска продукции и обеспечением кон-
курентоспособности предприятия на мировом рынке. Последнее может быть обеспечено принятием международных стандартов (например ISO) на предприятии и получением соответствующего сертификата, что будет выступать гарантом эффективной работы персонала фирмы и качества выпускаемой продукции. Организация же стабильного производства в условиях внешнеэкономической деятельности предприятия сопряжена с доступом к современному и качественному оборудованию (мировые рынки оборудования) и инфраструктуре (международные терминалы).
Как было отмечено ранее, проникновение на зарубежный рынок может быть сопряжено с трудностями из-за различий в деловой практике в разных странах. Алгоритм преодоление разного рода трудностей во ВЭД, а также организация управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии может быть описано в рамках операционного плана предприятия или выделено в отдельный раздел бизнес-плана - «Разработка организационного плана». В обоих случаях на данном этапе стоит выделять воздействие таких факторов, как тенденции в международной бизнес-практике, деятельность международных организаций в области стандартизации бизнес-отношений. В случае же планирования внешнеторговой деятельности следует учитывать состояние рынка транспортных и страховых услуг и, исходя из этого, выбирать условия внешнеторгового контракта, разрабатывать схему взаимодействия с контрагентами.
Заключительной частью бизнес-плана традиционно является финансовый план, отражающий движение денежных средств во времени. По финансовому плану можно определить, состоятелен ли планируемый бизнес, является ли он рентабельным и будет ли достигнута необходимая норма прибыли.
Внешнеэкономический аспект в данном случае может учитываться сле-
дующим образом: в использовании прогноза динамики валютного рынка, что может повлиять на размер дохода от внешнеэкономических операций; в анализе мировой финансовой системы и рынка банковских услуг, которые могут быть использованы предприятием; а также в прогнозе экономических циклов, исходя из которого нужно запланировать возможные понижения или повышения спроса на продукцию компании или воздействия на иные финансовые показатели. Учет факторов ВЭД на этапе расчета финансового плана должен преследовать цель минимизации или ухода от рисков нестабильной международной экономической среды.
Таким образом, ключевой особенностью учета факторов ВЭД в бизнес-планировании фирмы является тот факт, что бизнес-план выступает в качестве инструмента моделирования бизнеса предприятия, учитывающего динамику конъюнктуры мировых рынков. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Воронкова ОН., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управления : учебник / под ред. проф. Е.П. Пузаковой. - М.: Экономистъ, 2008.
2. Бизнес-планирование в условиях внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие в 2-х частях / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова, В.И. Самофалов, Е.Ф. Сатарова ; под общ. ред. В.И. Самофалова ; РГЭУ (РИНХ). - Ростов н/Д, 2005. - Ч. 1. - 327 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Voronkova O.N., Puzakova E.P. Foreign Economic Activity: organization and management: textbook / ed. prof. E.P. Puzakova, 2-nd ed., supplemented and revised. - M.: Economist, 2008. - P. 624.
2. Business Planning in Terms of Foreign Economic Activity: Textbook in 2 vol. / O.N. Voronkova, E.P. Puzakova, V.I. Samofalov, E.F. Sattarova / Ed. prof. V.I. Samofalov / RSEU. - Rostov-on-Don, 2005. - Vol. 1. - 327 p.