Научная статья на тему 'Учет особенностей транзитных путешествий при организации международных перевозок'

Учет особенностей транзитных путешествий при организации международных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТ / ОСТАНОВКА В ПУТИ / ВИЗОВЫЙ РЕЖИМ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС / TRANSIT / STOPOVER / VISA REGIME / SPECIAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутепова Г. Н.

Некоторые специфические особенности транзитных путешествий могут быть использованы при организации международных перевозок для расширения географии, спектра предоставляемых услуг на воздушном транспорте и повышения их качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNT OF FEATURES OF TRANSIT TRAVEL AT THE ORGANIZATION OF INTERNATIONAL TRANSPORTATION

Some specific features of transit trips can be used in the organization of international transport for geographic expansion, increasing the range and quality of services in air transport.

Текст научной работы на тему «Учет особенностей транзитных путешествий при организации международных перевозок»

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ транзитных путешествии при организации МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Кутепова Г.Н., к.э.н., доцент, зав. кафедрой туризма, Московский государственный институт индустрии туризма

Некоторые специфические особенности транзитных путешествий могут быть использованы при организации международных перевозок для расширения географии, спектра предоставляемых услуг на воздушном транспорте и повышения их качества.

Ключевые слова: транзит, остановка в пути, визовый режим, специальный сервис

ACCOUNT OF FEATURES OF TRANSIT TRAVEL AT THE ORGANIZATION OF INTERNATIONAL TRANSPORTATION

Kutepova G., Ph.D., Associate Professor, Head. Department of Tourism, Moscow State Institute of Tourism Industry

Some specific features of transit trips can be used in the organization of international transport for geographic expansion, increasing the range and quality of services in air transport.

Keywords: transit, stopover, visa regime, special service

Несмотря на возрастающие потоки массового туризма, индивидуальные туры в XXI веке остаются ареной конкурентной борьбы за платежеспособного, часто путешествующего в привилегированных классах обслуживания клиента. Сложнее становятся маршруты, сочетающие рекреацию, деловые, или даже медицинские цели, возрастает количество услуг, в предоставлении которых нуждаются туристы в пути.

В то же время авиакомпании, находясь в самом эпицентре конкуренции на туристском рынке, предлагают пассажирам обширный спектр услуг дополнительного сервиса, которые не предлагаются клиентам туристскими фирмами, потому что нет специальной информации. Нередко информация существует, но нет опыта в бронировании данной услуги, а постоянный цейтнот и ритм работы туристских компаний не позволяют оптимизировать отдельные этапы транспортного обслуживания туристов.

Одним из эффективных путей повышения качества обслуживания туристов на авиационном транспорте является использование сервисных возможностей, которые предоставляют авиакомпании мира в транзитном путешествии.

Главные особенности транзитных путешествий:

1. возможность совершения остановки в пункте транзита;

2. льготный визовый режим для транзитных путешественников;

3. специальный сервис для транзитных пассажиров.

В соответствии с главным принципом международного воздушного сообщения, все авиакомпании мира выполняют регулярные рейсы через базовые аэропорты, в которых происходит пересадка пассажира на рейс той же компании, либо на рейс другой авиакомпании.

Время между приземлением и вылетом в аэропорту пересадки называется временем пересадки (стыковки). Как правило, это время не превышает 4-5-ти часов. В случае продолжительного времени стыковки, более 10-ти часов, или необходимости ночевки в аэропорту, пересадка называется принудительной остановкой.

Возможна, по желанию пассажира, добровольная остановка в аэропорту пересадки, которая предполагает пребывание в аэропорту транзита более 24-х часов. Максимальное разрешенное время остановки, как правило, не превышает 5-ти суток.

Для тарифов первого и бизнес-классов обслуживания добровольная остановка разрешена бесплатно. В экономическом классе, по специальным тарифам с ограничениями, стоимость остановки составляет от 100 до 150 у.е.

Таким образом, пассажир имеет возможность разнообразить перелет остановкой в пути и расширить географию своего путешествия.

Если пункт пересадки и пункт назначения находятся в разных странах, например на маршруте Москва-Париж-Нью-Йорк авиакомпанией А^гапсе, транзит происходит без смены авиакомпании и определяется нахождением пассажира во время пересадки в транзитной зоне, т.е. на воздушном мосту между Францией и Америкой. В этом случае пассажир не пересекает границу Франции и поэтому не проходит специальные процедуры паспортного и таможенного контроля. Транзитная виза в данном случае не требуется.

Авиакомпания А^гапсе (как и другие авиалинии в случае продолжения путешествия без смены авиакомпании) регистрирует багаж до конечного пункта и перегружает его в пункте пересадки на трансатлантический рейс Париж-Нью-Йорк.

Если же пункт пересадки и назначения находятся в одной стране, например на рейсе Москва-Нью-Йорк-Сиэтл, то в пункте пересадки, - Нью-Йорке, пассажир пересекает границу США, и совершает пересадку с международного рейса на внутренний рейс. В этом случае пассажир получает свой багаж, проходит паспортный и таможенный контроль, а затем продолжает полет внутренними авиалиниями.

Особенностью воздушного сообщения в США является отсутствие понятия «транзитная виза». Любой транзитный маршрут через аэропорты Америки предполагает наличие у пассажира въездной американской визы. Например, при перелете авиакомпанией Дельта по маршруту Москва-Нью-Йорк-Ванкувер (Канада) пассажир должен оформить въездную визу в США, пройти все процедуры в аэропорту пересадки, а затем продолжить свой полет.

Таким образом, учитывая продолжительность и тщательность официальных процедур при пересечении границы США, при отсутствии необходимости путешествовать внутренними авиалиниями, удобнее воспользоваться услугами европейских авиакомпаний, поскольку в этом случае все формальности будут соблюдены в аэропорту прибытия.

В других странах, как правило, при нахождении пассажира в транзитной зоне, т.е. без пересечения государственной воздушной границы, виза не требуется, за исключением отдельных национальностей и отдельных государств. Например, при транзите через территорию Германии гражданам Индии и Бангладеш требуется въездная немецкая виза. Информацию о том, необходима транзитная виза или нет в зависимости от маршрута, пунктов отправления и назначения, национальности пассажира менеджеру туристской фирмы необходимо получить в авиакомпании или специализированном агентстве по продаже авиабилетов.

По прибытии в пункт назначения в визовую страну пассажир проходит паспортный контроль. Для определенной категории пассажиров очень важна информация о правилах его прохождения, поскольку многие считают, что наличие визы обеспечивает гарантированный въезд в страну.

Вместе с тем, разрешение на въезд принимается миграционным офицером на паспортном контроле. Основанием для въезда в страну с визовым режимом является решение миграционных властей, которое принимается на основании документов пассажира: действительного паспорта, визы, страховки, ваучера на проживание, внешнего вида, поведения пассажира, а также данных специальных информационных систем (о нежелательных пассажирах, персонах нон-грата, уголовно и политически преследуемых личностях).

Решение миграционных властей не объясняется и не оспаривается. Пассажир, не получивший разрешения на въезд, депортируется из страны в пункт отправления.

В случае необходимости ночевки в аэропорту пересадки, авиакомпании стараются максимально смягчить это неудобство для пас-

сажиров предоставлением дополнительных услуг. В этом случае, возможны следующие варианты.

1. Авиакомпании предоставляет транзитную визу и номер в отеле (для некоторых авиакомпаний и элитных классов обслуживания - бесплатно).

Например, авиакомпания Катарские авиалинии (Qatar Airways) на дальне-магистральных рейсах через Доху для пассажиров бизнес и первого класса предоставляет автомобиль представительского класса для доставки в отель и номер в отеле бесплатно. Для получения транзитной визы необходимо предоставить сканированную копию паспорта в авиакомпанию до вылета. Виза будет получена после прибытия в Доху.

2. Авиакомпания Емирейтс (Emirates) также максимально лояльно относится к транзитным пассажирам, особенно к тем, кто останавливается в Дубаи по пути, предоставляя различные варианты размещения и трансфера аэропорт - отель-аэропорт.

3. Пассажиры первого и бизнес-классов авиакомпании Etihad, желающие сделать небольшую остановку в пути на дальнемагистральных рейсах, имеют возможность получить от авиакомпании в подарок 2 или 3 ночи в лучших отелях Абу-Даби и Дубая, включая завтрак и бесплатный трансфер до отеля на автомобиле с водителем. Пассажир выбирает отель, в котором хочет остановиться и заполняет специальную форму на сайте etihad.com/ complimentarynights. В течение 48 часов партнеры Etihad Airways свяжутся с пассажиром для выбора отеля и даты заселения, далее будет необходимо лишь предъявить посадочный талон Etihad и подтверждение о бронировании при регистрации в отеле (до 31 августа 2011г.).

4. Британские авиалинии не предоставляют транзитным пассажирам отель бесплатно, но для граждан России существует льготный транзитный режим: законопослушные в России и Великобритании граждане получают бесплатно транзитную визу в аэропорту по прибытии. При этом необходимо предъявить документы, подтверждающие место размещения пассажира на время транзита: ваучер на отель, приглашение партнеров, страховки и др. Для остановки в Великобритании на срок до 5-ти дней лучшим решением будет получение транзитной британской визы.

5. Голландские авиалинии KLM всегда очень лояльно относились к транзитным путешественникам из России. Пассажиру не приходится беспокоиться о транзитной визе, достаточно заполнить в агентстве анкету, которая отправляется в офис авиакомпании, и забронировать отель в аэропорту или в Амстердаме на срок транзита или остановки. Авиакомпания берет на себя отправку анкеты пассажира в голландское посольство. Наличие билета и ваучера на отель является основанием для получения голландской транзитной визы.

Правила транзита, требования к документам пассажира при транзите или остановке во время путешествия необходимо уточнять в авиакомпании или в специализированном агентстве. Правила подвержены изменениям и доступны профессионалам в специализированных разделах в системах бронирования.

В перечень услуг, предлагаемых турфирмами не всегда входят даже самые простые, например, заказ питания на борту по специальному меню (вегетарианскому, низкокалорийному, кошерному и др., всего более 14-ти наименований). Единственное условие, которое необходимо соблюсти для получения данной услуги - сделать заказ не менее, чем за 72 часа до вылета. Услуга предоставляется бесплатно.

Особенной заботы требуют пассажиры пожилого возраста, с ограниченными возможностями, после травм и др. Для них авиакомпании предлагают услуги по доставке пассажира от стойки регистрации до борта, или даже до кресла на борту. Это также бесплатная услуга, которую следует забронировать заранее. Однако не все профессионалы знают, что если по каким-то причинам состояние здоровья пассажира ухудшилось, но лететь это не мешает, а утомительные официальные процедуры в аэропорту пройти сложно, заказать транспортировку можно непосредственно в момент регистрации.

Авиакомпании постоянно расширяют спектр предлагаемых услуг для транзитных пассажиров. В некоторых аэропортах есть часовни и «комнаты спокойствия», где можно молиться, медитировать или просто сидеть в тишине. Туристы, которые чувствуют необходимость в общении со священником, в лондонском Heathrow могут поговорить с представителями англиканской, католической церкви, буддистской, индуистской и исламской конфессий.

Многие аэропорты мира открывают небольшие тренажерные залы, работающие круглосуточно для пассажиров, которые вынуждены переносить длительные перелеты в замкнутом пространстве авиалайнера и утомительные пересадки. В таких залах можно не только вернуть тонус мышцам, избавиться от эффекта затекания конечностей, но и просто приятно провести время перед следующим полетом. Однако необходимо о такой возможности знать заранее, чтобы захватить спортивную обувь.

Если у пассажира при себе нет спортивной обуви и подходящей для занятий спортом одежды, можно устроить прогулку вокруг терминала в спокойном темпе - бег может привлечь нежелательное внимание охраны аэропорта.

Избавиться от страха перед полетом, снять напряжение и отдохнуть помогут Бра-центры и массажные салоны, работающие при аэропортах.

Аэропорты Юго-Восточной Азии заметно отличаются от других тем, что в них пышной зелени гораздо больше, чем стекла и бетона. Например, на территории аэропорта в малайзийском Куала-Лумпуре есть свой собственный дождевой лес. При международном аэропорте Сингапура Changi действуют десятки разных садов, включая сад орхидей и оранжерею с тропическими бабочками. Однако и европейский аэропорт в Копенгагене известен, как самый «не аэропортный аэропорт», настолько комфортно чувствуют себя пассажиры в многочисленных кафе на зеленых улочках терминалов.

Если времени между стыковками достаточно, можно отправиться на несколько часов в город. Сингапурский аэропорт предлагает туристам, ожидающим рейса дольше пяти часов, бесплатную 2-часовую экскурсию в город. Также в нем есть детские игровые комнаты, мастерские, где обучают разнообразным ремеслам, три кинозала с бесплатными фильмами и помещения, где можно бесплатно заняться видеоиграми.

Все эти возможности авиапассажир не должен открывать для себя по прибытии в аэропорт пересадки. Информацию о предоставляемых в аэропорту услугах, вместе с картой аэропорта, путешественник должен получить вместе с авиабилетом.

Благодаря уникальным возможностям, предоставляемым авиакомпаниями, аэропортами, туроператорами и настоящими профессионалами индустрии туризма, воздушные путешествия сегодня могут быть не испытаниями судьбы, а незабываемыми приключениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.