УДК 796.325 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-9-87-94
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 12-13 ЛЕТ
Я.С. Рыбалкина, А.В. Доронцев
Выявлены функциональные изменения и уровень развития физических качеств у юных волейболисток в пубертатном периоде. Изучена степень влияния функциональных и антропометрических изменений у девочек 12-13 лет на выполнение технических элементов волейбола. Представлена динамика развития физических качеств и ответной реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку и скорость восстановления гемодинамических показателей после нее. Обнаружено снижение координационных показателей у спортсменок, выявлена положительная тенденция в скоро-стно-силовых показателях и нестабильная игра.
Ключевые слова: волейбол, девочки 12-13 лет, пубертатный период, развитие физических качеств, технические элементы, сердечно-сосудистая система.
Рыбалкина Янина Сергеевна, ассистент, о(го[email protected], Россия, Астрахань, Астраханский государственный медицинский университет,
Доронцев Александр Викторович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Астрахань, Астраханский государственный медицинский университет
Эффективность тренировочного процесса зависит от своевременной коррекции средств и методов, используемых в спортивной подготовке [6, 8, 10]. Пубертатный период обусловлен интенсивной перестройкой морфофункциональ-ных параметров всего организма спортсменов [3]. В период полового созревания наблюдается ускоренный рост костной ткани и наблюдается относительное замедление процессов структурной диф-ференцировки мышечно-связочного аппарата [11]. Медико-социальная оценка текущей кондиции спортсменов в пубертатном периоде позволяет оптимизировать учебно-тренировочный процесс [2, 4, 9].
Спортивные игры характеризуются ситуативной структурой двигательных действий, ответными действиями противоположной команды, согласованностью игроков внутри команды [7]. Они предъявляют разнообразные требования к игрокам команды в зависимости от амплуа, в то же
CONSIDERA TION OF FEA TURES OF PUBERTY IN THE TRAINING PROCESS OF VOLLEYBALL PLAYERS 12-13 YEARS OLD
Rybalkina Y.S., assistant, otroshenkova@ van-dex.ru, Russia, Astrakhan, Astrakhan State Medical University, Dorontsev A.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Astrakhan, Astrakhan State Medical Universitv
Functional changes and the level of development of physical qualities in young volleyball players during puberty were revealed. The degree of influence of functional and anthropometric changes in girls aged 12-13 on the performance of technical elements of volleyball was studied. The dynamics of development of physical qualities and the response of the cardiovascular system to physical activity and the rate of recovery of hemodynamic parameters after it were presented. A decrease in coordination indicators in athletes was found, a positive trend in speed-strength indicators and unstable play were revealed.
Key words: volleyball, girls aged 12-13, puberty, development of physical qualities, technical elements, cardiovascular system.
время результативность коллектива зависит от сыгранности команды и психоэмоционального климата в ней [1]. Для волейбола характерна быстрая смена ситуации, при которой необходимо спрогнозировать траекторию мяча, определить целесообразность и последовательность действий в защите и нападении [5]. В этой связи были проведены исследования по выявлению динамики развития физических качеств и влияние пубертатного периода на стабильность результатов в волейболе среди девочек 12-13 лет.
Цель исследования - выявить функциональные изменения и уровень развития физических качеств в пубертатном периоде.
Задачи исследования:
1) изучить степень влияния функциональных и антропометрических изменений у девочек 12-13 лет на выполнение технических элементов волейбола и, собственно, на саму игру;
2) определить динамику адаптационного резерва сердечно-сосудистой системы в исследуемом периоде.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие спортсменки спортивного клуба «Импульс», г. Астрахань. В начале исследования определялся уровень функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, показатели специальной физической подготовки (СФП), общей выносливости. Выполнения тестов СФП проводилось в начале учебного года и по его завершении. Исследования проводились в 2022/23 году.
Статистический анализ результатов проведен с помощью программного обеспечения <^ТАТКТ1СА 12.5». Для оценки достоверности различий проводились вычисления с использованием ^критерия Стью-дента. Исходно установленный уровень статистической значимости р<0,05. Для выявления взаимосвязи функциональных резервов и уровня развития физических качеств был проведен корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. При изучении влияния пубертатного периода на антропометрические параметры девочек, занимающихся волейболом, выявлено, что у обследованных в течение года наблюдалось увеличение массы тела на 8,39±1,2 %, роста - на 3,7±0,8 %, индекс массы тела составлял 18,3±1,4 кг/м2 и соответствовал норме.
Как видно из табл. 1, в пубертатном периоде достоверно увеличились скоростно-силовые показатели в выполнении прыжковых упражнений с имитацией выполнения блокирующих и нападающих действий, в то же время наблюдалось значимое снижение результативности в выполнении сложнокоординационных заданий, а также показателей выполнения упражнений на общую координацию. Вероятно, это связано с достаточно резким увеличением антропометрических показателей, что отражается на выполнении двигательных заданий, связанных с выполнением амплитудных упражнений.
Таблица 1
Восстановления гемодинамических показателей спортсменок
после физической нагрузки
№ теста Начальный протокол Итоговый протокол
Результат ЧСС в покое уд/мин ЧСС на 1-й мин восстановления, уд/мин ЧСС на 4 мин, уд/мин Результат ЧСС в покое, уд/мин ЧСС на 1-й мин восстановления, уд/мин ЧСС на 4 мин, уд/мин
1 Прыжок в высоту с разбега толчком двумя ногами с касанием разметки (3 попытки), см
45,1 ±3,0 63,5 ±3,6 135,3 ±3,1 81,3 ±2,4 49,4 ±2,9 70,1 ±5,2 137,0 ±5,7* 102,4 ±2,6*
2 Тест Уччелли
1,30 ±0,03 62,0 ±5,5 134,7 ±7,9 95,5 ±7,2 1,28 ±0,03* 69,1 ±6,3 150,7 ±6,8* 119,1 ±7,3*
3 Прыжки на оптимальную высоту + 80 см к росту спортсменки с места толчком двумя ногами до первого снижения (прыжковая выносливость), кол-во раз
31,7 ±4,2 60,9 ±4,8 144,7 ±6,9 99,1 ±7,4 27,0 ±5,6* 71,5 ±7,0 157,5 ±8,1* 125 ±8,6*
4 Нападающий удар с разбега из зоны 4 (2) в течение 2 мин. Оценивается попадание мяча в две мишени (квадраты 3*3 м), маркированные по боковым линиям
7,4 ±1,2 64,3 ±4,4 150,6 ±9,0 97,4 ±7,9 5,1 ±1,3* 69,6 ±7,6 161,4 ±8,3* 122,0 ±7,7*
5 Челночный бег 5*6 м, с
11,9 ±0,8 66,1 ±3,9 141,6 ±5,7 98,2 ±6,4 13,5 ±0,7* 71,1 ±6,1 155,2 ±7,4* 117,9 ±6,3*
6 Бег «Елочка», с
28,9 ±1,1 61,5 ±4,0 140,3 ±7,9 97,7 ±8,0 30,3 ±1,3* 70,3 ±5,9* 151,6 ±9,3* 120,7 ±8,1*
Примечание: * -р<0,05 по сравнению с начальными показателями.
При сравнении уровня развития координационных качеств, на примере челночного бега, наблюдался существенный регресс, что отражалось на выполнении игровых элементов, перемещении по площадке во время игры, особенно это проявлялось на игре связующих игроков и либеро. При анализе гемодинамических показателей в исследуемый период было установлено, что максимальное повышение ЧСС определялось при выполнении нападающего удара из 10 серий, при выполнении других упражнений пульсовые показатели были менее выражены. В ходе обработки полученных данных была обнаружена статистически значимая корреляционная связь снижения резервного потенциала сердечно-сосудистой системы у исследуемого контингента, которая выражалась в повышении ЧСС на стандартную нагрузку (р=0,042, г=0,711) и увеличением времени на восстановление пульсовых показателей (р=0,047, г =0,608).
Анализ выявленной реакции сердечно-сосудистых показателей на физическую нагрузку, обусловленную, с одной стороны, игровыми элемен-
тами, с другой - общей физической подготовкой, показал существенную разницу при выполнении двигательных заданий, в основе которых была задача по формированию специальной выносливости, связанной с выполнением координационных действий и, собственно, с самой игрой в волейбол. Исходно высокие показатели ЧСС проявлялись при выполнении нападающих упражнений с разбега и блокирующих действий (р=0,039, г=0,615). Важно, что среди игроков наиболее высокая ЧСС во время игры фиксировалась у связующих игроков и либеро. При комплексной оценке ответной реакции сердечно-сосудистой системы на игру в волейбол были выявлены статистически достоверные менее выраженные показатели ЧСС, по сравнению с выполнением упражнений амплитудно-координационного характера (р=0,044, г=0,509). В то же время в ходе игр в соревновательном формате максимальные гемодинамические показатели наблюдались во 2-й и заключительной партиях (р=0,040, г=0,681).
При оценке развития физических качеств за исследуемый период (табл. 2) отмечался рост скоростно-силовых показателей и снижение показателей выносливости и координационных способностей. По нашему мнению, снижение резервов сердечно-сосудистой системы связано с достаточно резким изменением антропометрических показателей.
Таблица 2
Динамика развития физических качеств у спортсменок и ответной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку
Начальный протокол Итоговый протокол
ЧСС на ЧСС на
Резуль- ЧСС в покое 1-й мин восста- ЧСС на 4 мин, Резуль- ЧСС в покое, 1-й мин восста- ЧСС на 4 мин,
тат уд/мин новления, уд/мин уд/мин тат уд/мин новления, уд/мин уд/мин
6-минутный тест Купера м
1010,1 64,1 155,3 100,1 920,3 71,5 167,1 111,3
±66,4 ±3,9 ±9,6 ±7,3 ±45,7* ±6,6 ±9,3* ±6,9*
Бег на 60 м, с
9,61 62,7 120,3 85,5 10,68 72,0 131,5 97,1
±0,5 ±3,5 ±6,0 ±7,2 ±0,7* ±4,7 ±4,9* ±6,6*
Прыжок в длину с места ( лучший из 3 попыток) |, см
178,9 61,9 89,0 77,1 190,5 74,6 110,3 101,8
±9,6 ±4,8 ±5,3 ±3,0 ±7,2* ±4,2 ±6,2* ±6,9*
Сгибание и разгибани рук в упоре лежа на полу, кол-во раз
12,4 62,7 118,1 87,3 17,4 69,9 131,4 95,7
±2,2 ±3,0 ±6,3 ±5,9 ±3,1* ±5,5 ±7,0* ±4,6*
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, кол-во раз
39,1 63,3 139,0 98,4 47,0 71,9 150,6 115,0
±4,8 ±4,0 ±5,7 ±5,5 ±3,6* ±4,4 ±7,3* ±5,9*
Примечание: * -р<0,05 по сравнению с начальными показателями.
Проведенный тест Купера (6-минутный бег) подтверждает негативную реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, характеризующуюся развитием общей выносливости и, соответственно, снижением результативности. Неоднозначные результаты были выявлены в скоростно-силовых тестах. Так, в контрольном нормативе «прыжок в длину с места» наблюдалось значимое повышение результата, в то же время тестирование сопровождалось достоверным повышением ЧСС.
Педагогическое наблюдение за волейболистками в исследуемый период подтвердило, что изменение антропометрических показателей в краткосрочном периоде оказывает существенное влияние на результативность выполнения технических элементов и, собственно, самой игры, при этом наблюдается ответная реакция сердечно-сосудистой системы, характеризующаяся повышенными гемодинамическими показателями.
Анализируя соревновательную деятельность волейболисток исследуемого возраста, можно выделить следующие факторы, влияющие на результативность игры:
- возросшая утомляемость, которая приводит к ряду ошибок технического характера, снижение координации на фоне утомления становится причиной нестабильного выполнения подач, приема мяча, доигровки, падения при выполнении сложнокоординационно-амплитудных действий;
- принимая во внимание, что пубертатный период в исследуемой группе имел различный уровень влияния на спортивные кондиции спортсменов, то снижение темпа выполнения технических приемов у одних волейболисток сказывался на рассогласованности технических действий, что в конечном итоге приводило к нарушению сыгранности команды;
- существенным фактором нестабильной игры можно считать возрастающий эмоциональный фон, который, как было выявлено, отрицательно сказывался на играх в финальных партиях.
Поэтому основной задачей в соревновательном цикле в исследуемом периоде является создание условий для объективного медико-педагогического контроля спортсменов, это будет способствовать снижению рисков травматизма и стабилизации психоэмоционального состояния спортсменов.
Целесообразность использования функциональных проб в предсо-ревновательный период в комплексном медицинском обследовании, по нашему мнению, позволит выявить динамику ответной реакции на физическую нагрузку в пиковых показателях и тем самым скорректировать основной состав команды, а также своевременно проводить замены игроков.
Особое внимание необходимо уделить снижению показателей координационного характера, что отражалось в тестах на общую координацию и контрольных нормативах СФП. Достоверно значимых изменений при повышении моторного времени тренировки с использованием скоро-
стно-силовых упражнений с изменяющейся траекторией движения в процессе исследования не наблюдалось, что является подтверждением изменений антропометрических показателей. Проведенная оценка освоения сложнокоординационных упражнений владения мячом в данный период развития позволяет сделать заключение, что нестабильность результатов проявляется в основном при выполнении технических действий, характеризующихся ситуативными перемещениями по площадке, а также выполнением подачи мяча в прыжке и нападающего удара.
Выводы
1. Объем физической нагрузки в пубертатном периоде, характеризующийся системными морфофункциональные изменениями, необходимо планировать с учетом индивидуальных показателей функциональных резервов и ответной реакции сердечно-сосудистой системы на интенсивность и объем физической нагрузки.
2. Учитывая выявленный регресс в исполнении координационно сложных упражнений, обусловленный изменением антропометрических данных, необходимо внесение соответствующих корректив в методику совершенствования элементов координационно-амплитудного характера.
3. Выявленная статистически достоверная корреляция снижения показателей общей выносливости в пубертатном периоде исследуемого контингента является закономерным морфофункциональным фактором периода полового созревания и поэтому не нуждается в повышении объема учебно-тренировочных нагрузок для развития показателей выносливости.
4. Установлено, что нестабильность выполнения координационно -амплитудных элементов, обусловленная изменением антропометрических показателей, имела сугубо индивидуальный характер, что позволяет корректировать методику освоения волейбольных элементов в соответствии с амплуа игроков.
5. Достоверное повышение скоростно-силовых показателей в пубертатном периоде в значительной степени позволяет включать в программу учебно-тренировочных занятий соответствующие упражнения для повышения качества выполнения нападающего удара и постановки блока.
6. Результаты современных инструментальных методов адаптационных резервов жизненно важных систем организма должны быть приоритетными показателями в планировании уровня физической и психоэмоциональной нагрузок в годовом цикле подготовки спортсменов в пубертатном периоде.
Список литературы
1. Бугаевский К.А. Рассмотрение особенностей менструального цикла у спортсменок-волейболисток // Наука-2020. 2016. № 5(11). С. 197— 203.
2. Вахитов И.Х., Гиззатуллин А.Р., Зефиров Т.Л. Физиология физических упражнений: учеб. пособие. Казань: Изд-во КФУ, 2015. 248 с.
3. Иорданская Ф.А. Функциональная подготовленность волейболистов: диагностика, механизмы адаптации, коррекция симптомов дизадап-тации. М.: Спорт, 2017. 176 с.
4. Исследования применения элементов спортивных игр в процессе занятий лечебной физической культурой / А.В. Доронцев [и др.] // Астраханский медицинский журнал. 2023. Т. 18. № 4. С. 35-42.
5. Карпов В.Ю., Марьина Н.В., Скоросов К.К. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирование техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6(124). С. 9196.
6. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования физической культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2012. № 6. С. 96-99.
7. Ненахов И.Г. Повышение уровня проявления способности к равновесию у спортсменов посредством коррекции мышечно-тонических асимметрий: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2018. 145 с.
8. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов: монография. М.: Спорт, 2019. 656 с.
9. Проблема подростков в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2017. № 31. С. 1-11.
10. Шлык Н.И. Вариабельность сердечного ритма и методы определения у спортсменов в тренировочном процессе: метод. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2022. 93 с.
11. Biological maturation, morphology, fitness, and motor coordination as part of a selection strategy in the search for international youth soccer players (age 15-16 years) / J. Vandendriessche [et al.] // Journal of sports sciences. 2012. No 30(15). P. 1695-1703.
References
1. Bugaevskij K.A. Rassmotrenie osobennostej menstrual'nogo cikla u sportsmenok-volejbolistok [Consideration of the characteristics of the menstrual cycle in female volleyball players] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2016. No. 5(11). P. 197-203.
2. Vahitov I.H., Gizzatullin A.R., Zefirov T.L. Fiziologiya fizicheskih uprazhnenij [Physiology of physical exercises]: textbook. manual. Kazan: Publishing house of Kazan Federal University, 2015. 248 p.
3. Iordanskaya F.A. Funkcional'naya podgotovlennost' volejbolistov: diagnostika, mekhanizmy adaptacii, korrekciya simptomov dizadaptacii [Functional fitness of volleyball players: diagnostics, adaptation mechanisms, correction of maladaptation symptoms]. M.: Sport, 2017. 176 p.
4. Issledovaniya primeneniya elementov sportivnyh igr v processe zanyatij lechebnoj fizicheskoj kul'turoj [Research on the use of elements of sports games in the process of therapeutic physical education classes] / A.V. Dorontsev [et al.] // Astrahanskij medicinskij zhur-nal [Astrakhan medical journal]. 2023. Vol. 18. No. 4. P. 35-42.
5. Karpov V.Yu., Mar'ina N.V., Skorosov K.K. Teoretiko-metodicheskie aspekty sopryazhennogo razvitiya fizicheskih kachestv i formirovanie tekhniki dvigatel'nyh dejstvij u devochek srednego shkol'nogo vozrasta [Theoretical and methodological aspects of the conjugate development of physical qualities and the formation of motor action technique in middle school girls] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of P.F. Lesgaft University]. 2015. No. 6(124). P. 91-96.
6. Lubysheva L.I. Sportivnoe vospitanie kak osnova formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti [Sports education as a basis for the formation of an individual's physical culture] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2012. No. 6. P. 96-99.
7. Nenahov I.G. Povyshenie urovnya proyavleniya sposobnosti k ravnovesiyu u sportsmenov posredstvom korrekcii myshechno-tonicheskih asimmetrij [Increasing the level of manifestation of the ability to balance in athletes through the correction of muscle-tonic asymmetries]: dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2018. 145 p.
8. Platonov V.N. Dvigatel'nye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor qualities and physical training of athletes]: monograph. M.: Sport, 2019. 656 p.
9. Problema podrostkov v Rossijskoj Federacii [The problem of adolescents in the Russian Federation] / L.S. Namazova-Baranova [et al.] // Al'manah instituta korrekcionnoj pedagogiki RAO [Almanac of the institute of correctional pedagogics of the Russian Academy of Education]. 2017. No. 31. P. 1-11.
10. Shlyk N.I. Variabel'nost' serdechnogo ritma i metody opredeleniya u sportsmenov v trenirovochnom processe [Heart rate variability and methods for determining it in athletes during the training process]: method. manual. Izhevsk: Udmurt University Publishing House, 2022. 93 p.
11 Biological maturation, morphology, fitness, and motor coordination as part of a selection strategy in the search for international youth soccer players (age 15-16 years) / J. Vandendriessche [et al.]// Journal of sports sciences. 2012. No 30(15). P. 1695-1703.