Все для бухгалтера УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ*
ЮМ. ПИСКАРЁВА, преподаватель бюджетного учета
Для определения нецелесообразности и непригодности дальнейшего использования объектов основных средств, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на их списание приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия, в состав которой входят: руководитель или его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер (заместитель), лица, на которые возложена ответственность за сохранность имущества, другие работники — специалисты по соответствующему оборудованию. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
Комиссия также определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит оценку исходя из цен возможного использования, осуществляет контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов; определением веса и сдачей на соответствующий склад. Для оформления списания основных средств комиссия состаатяет следующие документы:
• акт о списании основных средств в бюджетных учреждениях ф. ОС-4 бюдж. (0504104);
• акт о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях ф. ОС-4а бюдж. (0504105);
• акт о списании малоценных предметов ф. 443
(0504143);
• акт о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных учреждениях ф. 444
(0504144) с приложением списков исключенной литературы.
Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов о их списании руководителями исполнительных органов власти руководителем учреждения не допускается.
Форма ОС-4 бюдж. «Акт о списании основных средств и нематериальных активов», предназначена для списания одного объекта. В ней указывается балансовая стоимость и сумма начисленного износа, подробно приводятся причины списания, сведения о содержании и изъятии драгоценных металлов, заключение комиссии. На обратной стороне формы отражаются результаты от списания объекта, то есть расходы, связанные с ликвидаци-
ф Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях № 21 (93) 2003 г.
ей, а также поступления материалов. В акте указывается, что необходимые сведения отмечены в инвентарном списке ф. ОС-13 и в инвентарных карточках ф. ОС-6 бюдж. (0504106), ОС-8 (0504108) и ОС-9 (0504109).
Следует иметь в виду, что начисление износа в размере 100% стоимости объектов, пригодных к дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания.
При списании автотранспортных средств в акте ф. ОС-4а бюдж. указывается также пробег автомобилей, дается техническая характеристика их агрегатов и деталей и возможности дальнейшего их использования.
При списании объектов вследствие чрезвычайных ситуаций к акту о списании прилагается копия акта о конкретном происшествии, выясняются его причины, а также виновные лица.
В случае нарушения порядка списания, а также при бесхозяйственном отношении к ценностям (уничтожение, сжигание и т.д.) виновные в этом должностные лица должны привлекаться к ответственности в установленном порядке.
Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, а также детали и узлы, изготовленные из черных и цветных металлов и не используемые для нужд учреждения, подлежат реализации соответствующим организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности. Списанные с баланса детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, учитываются учреждением в соответствии с нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Минфином России.
Списание исключенной из библиотеки литературы в учреждениях производится по акту ф. 444. Комиссия устанавливает состояние устаревшей по содержанию и пришедшей в ветхость литературы. На стр. 2 ф. 444 приводится список исключаемой из библиотеки литературы, где указываются: инвентарный номер, автор и название книги, количество экземпляр в, их цена и общая стоимость. Если список составлен на нескольких страницах, то подписи членов комиссии ставятся на каждой странице. К акту прилагается документ о сдаче списанной литературы организациям, занимающимся заготовкой вторичного сырья, или же указываются непосредственно в акте номер и дата документа.
Все акты на списание основных средств обязательно подписываются всеми членами комиссий, утверждаются руководителями учреждений, а также руководителями органов исполнительной власти, дающими разрешение на списание основных средств.
Учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов. Инвентарным объектом является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Учет основных средств ведется в полных рублях, кроме библиотечных фондов. Суммы копеек регулируются соответствующими субсчетами счетов 14, 24,27.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту, кроме библиотечных фондов, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный номер, который состоит из 8 знаков. Первые три знака обозначают субсчет, четвертый — классификационную группу и последние 4 знака — порядковый номер в группе. Если в субсчетах не выделены группы, четвертый знак обозначается нулем. Так, инвентарный номер 01360004 обозначает: субсчет 013 «Машины и оборудование», группа 6 — «Вычислительная техника и оргтехника», порядковый номер объекта — 0004; инвентарный номер 01100002 обозначает: субсчет 011 «Сооружения», субсчет группы не имеет — 0, порядковый номер объекта — 0002.
Инвентарный номер должен быть проставлен во всех документах и регистрах учета и обязательно обозначен на объектах путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской, специальным штампом или иным способом. На объектах хозяйственного инвентаря, изготовленных из пошивочного материала (портьеры, сценические занавеси и др.), инвентарные номера маркируются специальным штампом, при необходимости инвентарный номер вышивается.
Кроме того, при автоматизированной системе учета основных средств объектам присваиваются коды основных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств (ОКОФ).
Инвентарные номера, присвоенные объектам основных средств, сохраняются за ними на весь период их нахождения в данном учреждении, а инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к учету объектам.
Арендованные основные средст ва учитываются на забалансовом счете 01 «Арендованные ос новные средства» под инвентарными номерами присвоенными им арендодателем. Сданные в арен ду объекты числятся на балансе учреждения под присвоенными им инвентарными номерами.
Контролирующим органам необходимо проверять правильность присвоения инвентарных номеров, их наличие в документах и регистрах учета, а также на объектах основных средств (особенно, когда этот объект является сложным). Однако в конкретной работе в учреждениях по присвоению инвентарных номеров основным средствам и нанесению их на объекты имеется много недостатков.
Учет операций по выбытию и перемещению основных средств ведется в накопительной ведомости ф. 438 (0504138) (мемориальный ордер 9 и 10). Записи в накопительную ведомость производятся по каждому документу. При этом в графе «Итого» подсчитывается сумма выбывших и перемещенных объектов основных средств, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца подсчитываются итоги по субсчетам и записываются в книгу «Журнал — главная», ф. 308 (0504811).
Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках ф. ОС-6 бюдж. (0504106), ОС-8 (0504108). Эти карточки ведутся по каждому инвентарному объекту. Кроме того, применяется инвентарная карточка группового учета ф. ОС-9 (0504109).
Инвентарные карточки в обязательном порядке регистрируются в описи инвентарных карточек ф. ОС-10 (0504110), ведущейся в одном экземпляре. Записи в ней производятся в разрезе классификационных групп основных средств с указанием года открытия карточек (год указывается перед регистрацией первой карточки). Для каждой группы отводится определенное количество страниц, что характерно для групп субсчетов 010, 011, 012, 015, 017, 018, для групп субсчетов 013, 016 и 019 целесообразно открывать отдельные описи. Нумерация ведется по каждой группе, начиная с № 1. В ф. ОС-10 введены две графы: дата и номер мемориального ордера выбытия объекта, тогда как в п. 50 Инструкции оставлена графа «Примечание», где указывались эти сведения.
Опись инвентарных карточек по учету основных средств ф. ОС-10 сдается в архив, когда в ней имеются отметки о списании инвентаря по последней инвентарной карточке ф. ОС-6 бюдж., ОС-8, ОС-9.
В централизованных бухгалтериях описи ведутся в таком же порядке по каждому обслуживаемому учреждению.
Ниже приводится образец заполнения ф. ОС-10 «Опись инвентарных карточек по учету основных средств».
Опись инвентарных карточек по учету основных средств
за период с по
1 января
1995 г. г.
Учреждение (централизованная бухгалтерия)
Форма ОС -10 поОКУД Дата Дата
по ОКПО
КОДЫ
0504110
Форма ОС-10 с. 2
Наименование «Прочие машины и оборудование* классификационной группы гр. 8 субсчета 013_
код по ОКОФ
Номер Инвентарный Название объекта Отметка о выбытии
карточки номер Дата Номер м/о
1 2 3 4 5
8 01380008 Телевизор «Панасоник Г АО -70*
Инвентарная карточка ф. ОС-6 бюдж. (0504106) предназначена для учета зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, инструментов, производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря, транспортных средств и др. Открывается на каждый инвентарный объект, записи производятся на основании ф. ОС-1, ОС-2, ОС-3, технических паспортов и других документов. В карточке указывается полное наименование объектов, а также их предметная характеристика (инвентарный номер, модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска и ввода в эксплуатацию, сведения об износе и др.).
Следует отметить, что во многих случаях в инвентарной карточке ф. ОС-6 бюдж. указывались не все сведения, неудовлетворительно заполнялись наименование объектов и их производитель, сведения о краткой характеристике объектов и др. Так, о холодильнике могло указываться наименование без модели и краткая характеристика, что он служит для хранения продуктов, а в медицинских учреждениях — медикаментов, о телевизоре - то, что он служит для получения изображения — в лучшем случае, цветного и т.д. Возможно, это было вызвано тем, что в старом бланке для характеристики не было соответствующих показателей. Это несоответствие устранено. Между тем при перемещении основных средств внутри учреждения в карточке указано, что запись производится на оборотной стороне, в то же время в п. 51 Инструкции записано, что она производится на ее лицевой стороне. По нашему мнению, в этом случае следует руководствоваться данными, приведенными в ф. ОС-6 бюдж.
В соответствии с инструкцией Минфина РФ от 04.08.92 № 67 «О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреж-
дениях и организациях» учреждения ведут учет драгоценных металлов, содержащихся в объектах основных средств. Эти сведения приводятся в инвентарной карточке ф. ОС-6 бюдж. в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» на основании сведений, имеющихся в технической документации. Данные о драгоценных металлах импортного оборудования должны также содержаться в технической документации, переведенной на русский язык.
Инвентарная карточка ф. ОС-8 (0504108) предназначена для учета рабочего, продуктивного и племенного скота, а также для учета многолетних насаждений и капитальных расходов по улучшению земель (без сооружений). В ней приводится индивидуальная характеристика животного с указанием возраста, масти, тавра, клички и т.п.
Многолетние насаждения учитываются по инвентарным объектам с указанием вида насаждений, количества высаженных единиц и площади. В стоимость объекта включается сумма всех расходов, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ. Вместе с тем следует отметить, что во многих учреждениях многолетние насаждения не взяты на учет, а проверяющие органы часто не отмечают этот недостаток.
Учет капитальных расходов по улучшению земель ведется в разрезе мероприятий: планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, расчистка зарослей, очистка водоемов, с указанием занимаемой площади и стоимости выполненных работ по каждому мероприятию.
Инвентарная карточка группового учета ф. ОС-9 (0504109) предназначена для учета библиотечных фондов и сценическо-постановочных средств.
Учет сценическо-постановочных средств ведется на карточках в количественно-суммовом
выражении. Записи в карточке целесообразно в необходимых случаях производить по каждому предмету отдельной строкой, на каждое наименование однородных предметов открывается одна карточка. Учет сценическо-постановочных средств ведется в порядке, установленном Мин культуры России по согласованию с Минфином России.
Учет библиотечного фонда ведется в бухгалтерии и библиотеке. В бухгалтерии для библиотечных фондов открывается одна карточка ф. ОС-9 в суммовом выражении. Однако целесообразно в бухгалтерии вести учет на отдельных инвентарных карточках в суммовом выражении школьных учебников и художественной литературы.
Учет библиотечных фондов ведется в порядке, установленном приказом Минкультуры России от 02.12.98 № 590 «Об учете библиотечного фонда». Вместе с тем возможны для использования в организации работы библиотек отдельные позиции (не противоречащие инструкции Минкультуры России) из Типового положения о школьной библиотеке (Минпрос СССР от 14.05.75 № 28-м), Типового Положения о библиотеке высшею учебного заведения (Минвуз СССР от 20.11.80 N9 1271), Инструкции об учете и проверке фондов медицинских библиотек (Минздрав СССР от 21.12.73, с учетом письма Минздрава СССР от 30.12.87 № 1337). В дальнейшем федеральным органам исполнительной власти необходимо переработать указанные инструкции, исходя из современных требований.
При заполнении инвентарных карточек аналитического учета основных средств необходимо помнить, что в Инструкции 107н для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников (материальные ценности, средства в расчетах и др.), субсчету присваивается отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам — 1, по средствам, полученным за счет внебюджетных источников: 2 — по предпринимательской деятельности, 3 - по целевым средствам и безвозмездным поступлениям).
После соблюдения указанных правил для обобщения аналитического учета составляются раздельные оборотные ведомости по основным средствам ф. 326 (0504126). Оборотные ведомости составляются по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемых соответствующим синтетическим счетом, ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей (составленных раздельно) сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов (с присвоенными отличительными признаками в виде номеров) книги «Журнал - главная» ф. 308. Записи в оборотных ведомостях могут производиться при необходимости в течение нескольких лет.
Счет 02 «Износ основных средств» Субсчет 020 «Износ основных средств»
В соответствии с Инструкцией 107н начисление износа основных средств отражается на субсчете 020 «Износ основных средств». Износ определяется и учитывается по зданиям и сооружениям, передаточным устройствам, машинам и оборудованию, рабочему скоту, транспортным средствам, производственному (включая принадлежности) и хозяйственному инвентарю, многолетним насаждениям, достигшим эксплуатационного возраста.
Износ не определяется по следующим основным средствам: по зданиям и сооружениям, являющимся уникальными памятниками архитеюуры и искусства; оборудованию, экспонатам, образцам, моделям действующим и недействующим, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей; продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных учреждениях); многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; библиотечным фондам, фильмо-фовду, сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям, по основным средствам учреждений, находящихся за границей.
Износ объектов основных средств определяется за полный календарный год (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены), в соответствии с установленными нормами.
В настоящее время сложилось положение, при котором начисление износа производится многими учреждениями в соответствии с указаниями и нормами, установленными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР от 28.06.74 № АБ-23-Д специально для бюджетных учреждений (Минздрав СССР от 01.06.88, по согласованию с Минфином СССР, издал дополнительно нормы для медицинского оборудования), а другими учреждениями — в соответствии с нор-махми, утвержденными постановлением Совмина СССР от 22.10.90 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Поскольку указания 1974 года не имеют норм для некоторых современных основных средств, а нормы, утвержденные постановлением Совмина СССР, не создавались для бюджетных учреждений, министерствам и ведомствам, имеющим подведомственные бюджетные учреждения, необходимо разработать нормы по основным средствам бюджетных учреждений, соответствующим современным требованиям, и утвердить их в установленном порядке. В практической работе по основным средствам, по которым не предусмотрены нормы в указаниях 1974 года, рекомендуется пользоваться нормами, ус-
тановленными постановлением Совмина СССР от 22.10.90 N° 1072, или же определить нормы износа, имеющиеся по аналогичным основным средствам.
В инвентарных карточках учета основных средств ф. ОС-6 бюдж., ОС-8 записываются: сумма износа по документам приобретения, годовые нормы в процентах и сумма износа в рублях, последний год начисления износа.
Такая запись производится только однажды при открытии карточки.
Начисление износа не может производиться свыше 100% стоимости основных средств. Между тем 100%-е начисление износа не может служить основанием для списания основных средств, если они пригодны к дальнейшей эксплуатации.
Износ исчисляется путем умножения балансовой стоимости соответствующих объектов по состоянию на конец года на установленную норму износа. Изменение общей суммы износа в течение года имеет место за счет поступления и выбытия инвентарных объектов.
Например: балансовая стоимость объекта -10 000 руб. Годовая норма износа (в соответствии с указаниями 1974 года) по коду 4392 (радиоприемники всеволновые и бытовые телевизоры) составляет 10%. Износ будет начисляться в течение 10 лет. Ежегодная сумма составит 1000 руб.
(10 000x10
I 100 ,
Ежегодно из карточек сумма износа записывается в оборотную ведомость ф. 326 по субсчету 020. На общую сумму износа, начисленного за отчетный год раздельно по основным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств, и средств, полученных за счет внебюджетных источников, в последний рабочий день декабря составляется мемориальный ордер ф. 274 с отражением по дебету субсчета 250 и кредиту субсчета 020. Записи в оборотной ведомости производятся путем отражения входящего сальдо по начисленному износу в разрезе каждого объекта и движения сумм износа по его начислению и списанию. Однако, по нашему мнению, этих сведений в оборотной ведомости недостаточно для безошибочного начисления износа. Необходимы еще сведения о балансовой стоимости объекта, годовой норме в процентах и ее сумме в рублях, последний год начисления износа.
Рекомендуется для ручного учета примерно следующая ведомость, которая может использоваться в течение нескольких лет.
Данные о начисленном износе за год сверяются с книгой «Журнал — главная» ф. 308.
№ п/п Инвентарный номер Наименование объектов основных средств Балансовая стоимость (в рублях) Годовая норма Последний год начисления износа Начислен износ по состоянию на 2001 г. (в рублях) Начислен износ (в рублях) за
Номер шифра (кода) Норма 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
в % в рублях
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 01380008 Телевизор *Панасоник ТАО-70» 10000 4392 10 1000 2005 6000 10600
Итого за год по основным средствам, приобретенным за счет бюджетных средств, и т.д.
Счет 03 «Другие долгосрочные вложения»
Счет 03 «Другие долгосрочные вложения» вновь введен в план счетов и на нем учитываются: долгосрочные финансовые вложения (субсчет 030) и нематериальные активы (субсчет 031).
На субсчете 030 «Долгосрочные финансовые вложения» отражается движение вложений (инвестиций) учреждений на срок более одного года в ценные бумаги, в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ на вере, в процентные облигации государственных и местных займов, производимых за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. В отличие от дол-
госрочных вложений краткосрочные финансовые вложения производятся сроком до года и учитываются на субсчете 134 «Краткосрочные финансовые вложения».
Аналитический учет по субсчету 030 ведется по видам финансовых вложений и по объектам, в которые осуществлены эти вложения на много-графных карточках ф. 283 (0512026).
На субсчете 031 «Нематериальные активы» учитываются нематериальные активы, использование которых в хозяйственной деятельности осуществляется в течение периода, превышающего 12 месяцев.
К нематериальным активам относятся права, возникающие:
из авторских и иных договоров на создание научных разработок, а также на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; из прав на «ноу-хау», отдельные квартиры, приобретенные для учреждений в объектах жилого фонда, находящихся на балансах других организаций.
«Ноу-хау» определяется как технические знания, секреты, опыт административный, финансовый, коммерческий или иной опыт, практически применяемые в деятельности организации, но которые еще не стали всеобщим достоянием.
Под «ноу-хау», или коммерческой тайной, понимается такая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу тою, что:
о ней неизвестно третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании;
обладатель информации принимает меры для охраны ее конфиденциальности. Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица). Нематериальные активы отражаются в сумме расходов на приобретение и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию. Износ по нематериальным активам не начисляется (по ранее действующей Инструкции он начислялся).
При списании нематериальных активов используются формы документов, установленные для списания объектов основных средств.
Аналитический учет по субсчету 031 ведется по объектам нематериальных активов в инвентарной карточке ф. ОС-6 бюдж.
Инвентарные карточки обобщаются в раздельной оборотной ведомости ф. 326, и итоги ежеквартально сверяются с книгой «Журнал — главная» ф. 308.
Счет 25 «Фовд в основных средствах
и нематериальных активах»
Счет 25 «Фонд в основных средствах и нематериальных активах» подразделяется на субсчета:
250 «Фонд в основных средствах»;
251 «Фонд в нематериальных активах».
На субсчете 250 учитываются вложения в фонд основных средств (с учетом износа) в распоряжении учреждения.
Аналитический учет по субсчету 250 ведется на раздельных многографных карточках ф. 283 (0504807) или 0512026 в разрезе показателей по поступлению и выбытию основных средств, приведенных в годовой отчетности по ф. 5 «Отчет о движении основных средств». Общая сумма аналитического учета по субсчету 250 должна быть равна этому субсчету в книге «Журнал - главная» ф. 308.
На субсчете 251 учитываются вложения в фонд нематериальных активов. Аналитический учет ведется на раздельных многографных карточках ф. 282 или 0512026 и должен соответствовать субсчету 251 в книге «Журнал — главная» ф. 308.
Ниже приводится корреспонденция субсчетов по бухгалтерским операциям основных средств.
№ Содержание операции Номер субсчета
п/п по дебету по кредиту
1 2 3 4
Корреспонденция субсчетов основных средств н других долгосрочных вложений
1 Прием в эксплуатацию вновь выстроенных зданий, сооружений и передаточных устройств или работ по реконструкции зданий и сооружений Одновременно производится вторая запись: за счет бюджетных средств за счет средств на содержание и развитие материально-технической базы за счет целевых средств и безвозмездных поступлений 010 - 012 143 241 270 250 203 224 225
2 3 Приобретение машин и оборудования, нематериальных активов, транспортных средств, инструментов, производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота, книг, включаемых в библиотечный фонд, и прочих основных средств Одновременно производится вторая запись Безвозмездное получение основных средств и нематериальных активов 013, 015 -019, 031 200, 201, 210, 220, 223, 225 010-019, 031 130, 131, 178 250, 251 020, 250, 251 222 250
4 Оприходование изготовленных хозяйственным способом основных средств Одновременно производится вторая запись 013, 016, 019 200, 210, 220, 223, 225
№ Содержание операции Номер субсчета
п/п по дебету по кредиту
1 2 3 4
5 Оприходование излишков основных средств, нематериальных активов, выявленных при инвентаризации по рыночной стоимости Одновременно по объектам основных средств и нематериальных активов, относящихся к предпринимательской деятельности, производится запись 010 - 019, 031 241 250,251 400
6 7 Передача безвозмездно основных средств, нематериальных активов Реализация излишнего, неиспользуемого оборудования, транспортных средств и др. На суммы, поступившие за реализуемые основные средства по их продажной стоимости, включая налог на добавленную стоимость В размере балансовой стоимости: по предметам, приобретенным за счет бюджетных средств по предметам, приобретенным за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности по предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений На сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую перечислению в доход бюджета На сумму разницы между рыночной и балансовой стоимостью (без налога на добавленную стоимость) 020, 250, 251 020, 250 110, 111 178 178 178 178 178 010 - 013, 015 - 019, 031 013,015 - 019 178 270 241 270 173 400
8 Реализация зданий, сооружений и передаточных устройств по цене реализации На &уммы, полученные от реализации, производится запись на расчеты по платежам в бюджет На суммы, перечисленные в бюджет 020, 250 091, 101 173 010 - 012 173 091, 101
9 v Списание основных средств, пришедших в негодность 020, 250 010 - 019
10 Списание нематериальных активов по истечении срока их использования 251 031
11 Оприходование стоимости материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения: по предметам, приобретенным за счет бюджетных средств, на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия по предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности - на увеличение средств на содержание и развитие материально-технической базы по предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия 063, 069 063, 069 063, 069 270 241 270
12 Списание недостач основных средств, нематериальных активов, образовавшихся вследствие стихийных бедствий и принятых за счет учреждения 020, 250, 251 013 - 019, 031
13 Списание основных средств, нематериальных активов вследствие недостачи, установленной при инвентаризации, отнесенных за счет виновных лиц по балансовой стоимости Одновременно производится вторая запись на суммы недостачи по рыночной стоимости, отнесенной на виновных лиц по объектам основных средств и нематериальных активов, приобретенных за счет: бюджетных средств целевых средств и безвозмездных поступлений средств от предпринимательской деятельности 020, 250, 251 170 170 170 013 - 019, 031 173 270 401
14 Начисление суммы износа в последний рабочий день декабря 250 020
15 Приобретение ценных бумаг и облигаций и других долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений 030, 134 111, 118
16 Вложение в уставный капитал объектов основных средств и нематериальных активов Одновременно производится вторая запись Реализация (погашение) облигаций и других долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений: в размере учетной стоимости на сумму, превышающую учетную стоимость на сумму ниже учетной стоимости 030 250, 251, 020 111, 118. 178 111, 118, 178 400 D10 - 019, 031 241 030, 134 400 030, 134
17 Получение доходов по финансовым вложениям 111. 118 400