Научная статья на тему 'УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МВД РФ'

УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1116
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ / МОНИТОРИНГ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерыкалов С.А.

В статье рассматриваются основные положения, определяющие единый порядок учета обращений граждан и организаций в Российской Федерации, механизмы его реализации и субъекты учета. На примере Министерства внутренних дел РФ конкретизированы возможности и механизмы работы с обращениями граждан с использованием действующей информационной системы электронного документооборота. Сделан вывод о имеющихся ресурсах в развитии действующей системы учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGISTRATION OF APPEALS OF CITIZENS IN THE SYSTEM OF THE MIA OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the main provisions defining the unified procedure for accounting for appeals of citizens and organizations in the Russian Federation, the mechanisms of its implementation and the subjects of accounting. Using the example of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the possibilities and mechanisms of working with citizens' appeals using the current electronic document management information system are specified. The conclusion is made about the available resources in the development of the current accounting system.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МВД РФ»

УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ МВД РФ

С.А. Ерыкалов, слушатель Академия управления МВД России (Россия, г. Томск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-70-76

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения, определяющие единый порядок учета обращений граждан и организаций в Российской Федерации, механизмы его реализации и субъекты учета. На примере Министерства внутренних дел РФ конкретизированы возможности и механизмы работы с обращениями граждан с использованием действующей информационной системы электронного документооборота. Сделан вывод о имеющихся ресурсах в развитии действующей системы учета.

Ключевые слова: информационные технологии, электронные обращения, мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений, официальный сайт, государственные органы.

Одним из важнейших условий существования демократического государства является реализация прав граждан на свободу слова, выражения своего мнения, а также принятие участия в повышении эффективности работы государственных учреждений и организаций путем внесения соответствующий предложений.

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2] (далее - Закон № 59-ФЗ) устанавливаются правила, связанные с реализацией гражданином РФ статьи 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в органы местного самоуправления и органы государственной власти, определяется порядок рассмотрения обращений граждан должностными лицами.

Согласно положениям Закона № 59-ФЗ любой гражданин может обратиться в государственные органы, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, в иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, по любому интересующему его вопросу. Кроме того, Законом № 59-ФЗ установлены требования к письменному обращению, основные механизмы направления и регистрации письменного обращения, порядок и сроки его рассмотрения.

В связи с активным развитием информационных технологий и повсеместным

внедрением их в жизнь каждого человека, наряду с традиционными способами подачи обращений (путем личного приема граждан, по средствам почтовой связи и т.п.), активно используются и новые формы подачи обращений граждан (на официальных сайтах государственных и муниципальных учреждений, на страницах электронных приемных, по средствам мобильных приложений и так далее).

В качестве инструмента, систематизирующего учет всех поступающих обращений граждан и организаций, Президентом РФ подписан Указ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» (далее - Указ № 171), в котором определен конечный исполнитель производимых работ по сбору информации и интернет-ресурс для размещения результатов мониторинга.

Настоящим распорядительным документом установлено, что мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, а также мер, принятых по всем обращениям и инициативам, возложено на установленную некоммерческую организацию - Фонд развития информационной демократии и гражданского общества. На указанную организацию возложены обязанности по направлению ежемесячно в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, в субъек-

ты Российской Федерации обобщенных материалов мониторинга и анализа результатов рассмотрения обращений, предоставленных органами и учреждениями, указанными в п. 2 Указа № 171, а также организация доступ к конечным материалам, опубликованным на сайте "Российская общественная инициатива", органам местного самоуправления (в части касающейся).

В целях структурирования конечных результатов мониторинга и проведения анализа на основе полученной эмпирической базы возникла необходимость привести сведения по обращениям к общему знаменателю, объединив их по определенной совокупности признаков. В результате для классификации обращений по тематике распоряжением Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 30 ноября 2017 г. № 104 разработаны структура и содержание типового общероссийского тематического классификатора обращений граждан, на основе которого органы государственного управления и организации разрабатывают соответствующие тематические классификаторы обращений в соответствии направлениями деятельности и спецификой.

Органы публичной власти в соответствии с Указом № 171 представляют сведения о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о принятых по ним мерах, в установленной форме, которая заполняется в электронном виде в сети Интернет на сайте ССТУ.РФ (Сетевой Справочный Телефонный Узел) в разделе «Результаты рассмотрения обращений». Сведения заносятся от имени пользователя (должностного лица органа власти), ответственного за данное направление деятельности, и которому ранее для авторизации на портале ССТУ.РФ по заявке был выдан уникальный логин и пароль. Следует заметить, что на момент написания статьи открытый доступ к ресурсу отсутствует.

В системе органов внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 [6] (далее -Приказ № 707) установлен порядок рас-

смотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с Законом № 59-ФЗ. Кроме того, приказом установлено, для учета можно использовать соответствующие картотеки или журналы, а при использовании автоматизированной информационной системы (далее - АИС) учета обращений, обеспечивающей соблюдение всех требований действующих нормативных правовых актов в указанной сфере, работа с ним ведется в электронном виде.

Согласно требованиям Приказа № 707, АИС должна обеспечивать проверку по-вторности обращений, сохранение контрольных сведений об обращениях, а также формирование необходимой статистической отчетности. В обязательном порядке заполнению подлежат следующие реквизиты обращений: номер и дата регистрации, фамилия, имя, отчество гражданина, почтовый или электронный адрес заявителя, краткое содержание обращения, кому адресовано, классификация по теме затрагиваемых вопросов, вид обращения (жалоба, предложение, заявление, запрос, неоднократное и другие), какое решение принято по поставленным вопросам, результат рассмотрения с датой ответа или уведомления, фамилии и инициалов руководителя, подписавшего ответ или уведомление и другие.

Неуклонно растущий документооборот в сфере государственной власти, предприятиях и организациях, необходимость хранения бумажных архивов больших объемов, наличие территориально-удаленных подразделений, необходимость быстрого поиска требуемой информации, обеспечения безопасности данных потребовал принятия решений, направленных на оптимизацию стоимости и времени, затрачиваемых на документационное обеспечение производственных функций.

В этой связи 6 сентября 2012 года издается постановление Правительства Российской Федерации № 890 [3], которым определено, что все органы исполнительной власти должны перейти на обмен документами в электронном виде при взаи-

модействии друг с другом и с Правительством Российской Федерации. Перед этим все участники электронного взаимодействия должны определить и подтвердить готовность своей АИС электронного документооборота к взаимному обмену данными.

Следует отметить, что в настоящее время существующими нормативными документами не закреплено использование какой-либо универсальной АИС от конкретного разработчика, поэтому субъекты рассмотрения обращений могут использовать любое программное обеспечение, удовлетворяющее их запросам, и позволяющее выполнять отчетные функции, предусмотренные Указом № 171. Вместе с тем как пример универсализации электронной формы подачи обращений можно рассматривать Единый портал государственных услуг, на котором реализованы возможности осуществления прав граждан на подачу обращений в органы государственной и муниципальной власти.

В рамках реализации Постановления № 890, в МВД России подготовлены распоряжения № 1/2147 от 14.03.2014 «О мероприятиях по переходу на электронный документооборот» и № 1/8640 от 18.09.2014 «О приеме обращений в форме электронного документа, зарегистрированных в ДДО МВД России».

В результате проводимых мероприятий в Министерстве внутренних дел Российской Федерации был внедрен Сервис электронного документооборота (далее -

СЭД), предназначенный для автоматизации деятельности сотрудников, служащих и работников МВД России и его территориальных органов, связанной с созданием, редактированием, упорядоченным хранением и использованием документов (в том числе в электронной форме), образующихся в результате деятельности.

Доступ пользователей к СЭД осуществляется исключительно с компьютеров, подключенных к ведомственной интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети (ИМТС). В обязательном порядке требуется пройти авторизацию путем ввода логина и пароля, либо используя электронно-цифровую подпись.

СЭД разработан на основе результатов опытно-конструкторской работы «Разработка программного обеспечения (сервиса) электронного документооборота».

Для работы с обращениями граждан и организаций используется раздел СЭД «Обращения граждан», в котором реализованы все функции в соответствии с требованиями Приказа № 707 (регистрация и первичное рассмотрение обращений граждан и организаций, заполнение адресатов документов, отображение связанных обращений, предусмотрено прикрепление электронного образа обращения, создание резолюций, создание ответа/уведомления инициатору обращения, печать сопроводительного письма, направление ответа гражданину, в том числе на указанные адреса электронной почты, и т.п.) (рис. 1).

Рис. 1. Схема работы с обращениями граждан в СЭД

Кроме того, указанная АИС позволяет по заданным реквизитам выводить готовые отчетные формы по ранее рассмотренным обращениям.

В целях повышения эффективности аналитической и статистической работы по делопроизводству, рассмотрению обращений граждан и организаций, издан

приказ МВД России от 30 июня 2016 г. № 360 [7], которым утверждены в том числе правила работы по представлению подразделениями МВД России сведений по итоговым результатам рассмотрения обращений граждан. Настоящий приказ определяет сроки и периодичность предоставления информации органами внутренних дел в

Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, в соответствии с установленными формами отчетности, с использованием СЭД МВД России.

В свою очередь приказом МВД РФ от 29 декабря 2018 г. № 900 [8] утверждено положение о Департаменте делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД РФ (далее - Департамент), при этом к основным функциям и полномочиям Департамента относятся осуществление анализа и последующая оценка рассмотрения организациями и подразделениями МВД России обращений, а также принимаемых по ним мер, подготовка информационных и статистических обзоров, а также организация ведения централизованного учета обращений.

В рамках реализации Указа № 171 Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации реализован механизм автоматической передачи информации в раздел «Результаты рассмотрения обращений граждан» ресурса ССТУ.РФ из СЭД МВД России.

Проведя самостоятельно анализ предоставленной информации, можно получить целую картину за любой временной период, кратный квартальному промежутку времени. Так, в 2021 году в адрес Министерства внутренних дел РФ и его руководства направлено 277 155 обращений граждан и организаций, что на 17,8% больше, чем в 2020 году (235 239). В сравнении с количеством учтенных обращений в 2017 году (198 960), за последние 5 лет прослеживается отчетливая тенденция увеличения их числа на 39,3 %.

Положительная динамика, связанная с постоянным увеличением количества поданных обращений, скорее всего связана с повсеместной цифровизацией, возможностью электронного способа подачи обращений. Этому способствует множество факторов: неограниченное время подачи заявлений (написать обращение в электронном виде гражданин может в любое время суток); расширение географии, воспользоваться своим правом гражданин может из любой точки земли, где суще-

ствует возможность доступа к сети Интернет; отсутствие финансовых затрат (за исключением оплаты трафика за пользование сети Интернет в соответствии с установленными тарифами провайдеров); удобство, так как отпадает необходимость обращаться непосредственно в органы власти или направлять письма через почтовые ящики либо почтовые отделения. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что по итогам 2021 года отмечается увеличение на 26,8% (с 91 467 до 115 938) количества зарегистрированных обращений, оставленных на официальном сайте МВД России (www.мвд.рф).

В общем их количестве 60,7% (168 368) относятся к категории заявлений; 37,9% (104 967) - к жалобам; 0,8% (2 161) - являются предложениями граждан по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, законодательства РФ и ведомственных нормативных документов; 0,6% (1 634) - запросы информации по различным направлениям деятельности органов внутренних дел.

Большую часть обращений (114 451 или 41,3%) составляют вопросы, затрагивающие проблемы противодействия преступности и обеспечения административного производства. Среди них можно отметить проблемы противодействия преступности в сфере экономики (40 138 или 14,5%), преступления и правонарушения против личности (3 650 или 1,3%), по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка (1 819 или 0,7%). В 671 обращении содержатся слова благодарности руководителям и сотрудникам органов внутренних дел за высокий профессионализм и добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Вместе с тем исходя из сведений, размещаемых на официальном сайте МВД РФ, отсутствует возможность получить информацию по общему количеству обращений, поступивших в территориальные органы МВД России, а также в иные подразделения и организации системы МВД России.

Кроме того, при сравнении сведений, опубликованных в обзоре за 4 квартал 2021 года установлено, что количество об-

ращений с официального сайта МВД Рос- тельности. Кроме того, эффективность ин-сии, не совпадает с значениями, указан- ститута обращений зависит также от от-ными в обзоре за 4 квартал 2020 года. крытости и доступности итоговых сведе-

Таким образом, можно сделать вывод, ний о проведении мониторингов и отчетов что в учете обращений граждан остаются органов публичной власти, размещаемых еще резервы для совершенствования дея- на сайте ССТУ.РФ.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 03.07.2020. № 31. Ст. 4412.

2. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 07.05.2013 № 80-ФЗ, от 02.07.2013 № 182-ФЗ, от 24.11.2014 № 357-ФЗ, от 03.11.2015 № 305-ФЗ, от 27.11.2017 № 355-ФЗ, от 27.12.2018 № 528-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.06.2022).

3. Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 (ред. от 28.04.2021) «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.06.2022).

4. Указ Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.06.2022).

5. Тематический классификатор обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утв. распоряжением Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 30 ноября 2017 г. № 104 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.06.2022).

6. Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.06.2022).

7. Приказ МВД России от 30.06.2016 № 360 «О порядке организации работы по представлению органами, подразделениями и организациями системы МВД России сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.06.2022).

8. Приказ МВД РФ от 29.12.2018 № 900 «Об утверждении положения о Департаменте делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.06.2022).

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p 1 ai/mvd/ structure1/Departamenti/Departament_deloproizvodstva_i_raboti_s/Informacija_o_ras smotrenii_obrashhenij (дата обращения 15.06.2022).

REGISTRATION OF APPEALS OF CITIZENS IN THE SYSTEM OF THE MIA OF

THE RUSSIAN FEDERATION

S.A. Erykalov, Student

Academy of Management of the Interior Ministry of the Russian Federation (Russia, Tomsk)

Abstract. The article discusses the main provisions defining the unified procedure for accounting for appeals of citizens and organizations in the Russian Federation, the mechanisms of its implementation and the subjects of accounting. Using the example of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the possibilities and mechanisms of working with citizens' appeals using the current electronic document management information system are specified. The conclusion is made about the available resources in the development of the current accounting system.

Keywords: information technology, electronic applications, monitoring and analysis of the results of consideration of applications, official website, government agencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.