Научная статья на тему 'Учет неосознаваемых компонентов психики при проектировании совместимости наглядности учебников'

Учет неосознаваемых компонентов психики при проектировании совместимости наглядности учебников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНИК / НАГЛЯДНОСТЬ / СОВМЕСТИМОСТЬ / ОСОЗНАВАЕМЫЕ И НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХИКИ / TEXTBOOK / VISUALIZATION / COMPATIBILITY / CONSCIOUS AND UNCONSCIOUS PSYCHE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Ирина Владимировна

В статье изложены основные положения наиболее значимой для понимания механизмов переработки визуальной информации общей психофизиологической концепции, отражающей синергию противоположных полюсов сознания. С учетом выводов данной концепции осуществлено выделение качественных параметров совместимости наглядности учебной литературы, фиксирующих особенности восприятия ребенком зрительной информации. Кроме того, предложены количественные показатели сравнительной характеристики сопоставляемых визуальных рядов учебников. На их основе разработана компьютерная программа проектирования системы наглядности учебных книг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting of Unconscious Psyche Components Under Projecting the Compatibility of Visual Aids in Textbooks

There is a subject matter of a significant for understanding of visual information adaptation mechanisms general psychophysiological conception in the article, which reflects synergy of contrary conscious poles. With an account of conclusions of the given conception emphasizing of qualitative parameters of visual aids compatibility in training literature was implemented, fixing of child's perception peculiarities of visual information. Besides, the quantitative indexes of compared visual ranges of textbooks' comparative characteristics are suggested. On its base the computer programme of textbooks' visualization system projecting was worked out

Текст научной работы на тему «Учет неосознаваемых компонентов психики при проектировании совместимости наглядности учебников»

УДК 37.015.3

Кротова Ирина Владимировна

Krotova Irina Vladimirovna

УЧЕТ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СОВМЕСТИМОСТИ НАГЛЯДНОСТИ УЧЕБНИКОВ

ACCOUNTING OF UNCONSCIOUS PSYCHE COMPONENTS UNDER PROJECTING THE COMPATIBILITY OF VISUAL AIDS IN TEXTBOOKS

В статье изложены основные положения наиболее значимой для понимания механизмов переработки визуальной информации общей психофизиологической концепции, отражающей синергию противоположных полюсов сознания. С учетом выводов данной концепции осуществлено выделение качественных параметров совместимости наглядности учебной литературы, фиксирующих особенности восприятия ребенком зрительной информации. Кроме того, предложены количественные показатели сравнительной характеристики сопоставляемых визуальных рядов учебников. На их основе разработана компьютерная программа проектирования системы наглядности учебных книг

Ключевые слова: учебник, наглядность, совместимость, осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики

There is a subject matter of a significant for understanding of visual information adaptation mechanisms general psychophysiological conception in the article, which reflects synergy of contrary conscious poles. With an account of conclusions of the given conception emphasizing of qualitative parameters of visual aids compatibility in training literature was implemented, fixing of child's perception peculiarities of visual information.

Besides, the quantitative indexes of compared visual ranges of textbooks' comparative characteristics are suggested. On its base the computer programme of textbooks' visualization system projecting was worked out

Key words: textbook, visualization, compatibility, conscious and unconscious psyche components

Несмотря на кажущуюся прозрачность учебника, научное исследование дает подчас неожиданные сведения о заложенных в нем посланиях. В 1970-х гг. американские социологи С. Баулс и Г. Гинтис в научный оборот ввели понятие «скрытый учебный план» (hidden curriculum). Под этим термином понимается набор убеждений, ценностей и норм, которые преподаются учащимся неявным образом, в частности, через иллю-

стративный ряд школьного учебника.

Проведенное ранее автором настоящей статьи исследование феномена наглядности научного знания как объекта многомерной сложности позволило наряду с другими выделить в структуре изучаемой категории дихотомию «сознательное - бессознательное» [8]. Данное обстоятельство явилось решающим при определении тактики исследования психофизиологических аспектов совместимости

наглядности школьных учебников. Такой подход связан с рядом специфических особенностей, отличающих учебную литературу от прочих видов печатной продукции.

Во-первых, текст учебника представляет собой совокупность двух способов изложения информации: словесного и иллюстрационного. При этом состав учебной письменной речи имеет значительно больший набор символов, чем обычный художественный текст. Кроме традиционного русского алфавита в совокупный учебный текст дополнительно включены: полностью латинский и частично греческий алфавиты, цифры, ноты, абстрактные символы формул и другие, употребляемые в школьных учебниках знаки. Эти «вкрапления» отчасти активизируют интуитивные, иконические и целостные аспекты мерности неосознаваемой сферы психики обучаемого.

Во-вторых, визуальный ряд представления информации в учебной литературе, как правило, являет собой сочетание конкретнообразной и схемно-модульной форм. При этом первая из них адресована правому интуитивному, образному полушарию мозга, а вторая предполагает активизацию левого логического, аналитического полушария. В силу данного обстоятельства учет совместного функционирования осознаваемой и неосознаваемой сферы психики ребенка является необходимым условием анализа и проектирования учебной литературы.

В-третьих, учебная письменная речь предназначена для детей, у которых, по сравнению со взрослыми, более выражена область неосознаваемой психической деятельности. С возрастом роль неосознаваемой сферы детей постепенно снижается. В то же время учащиеся старших классов, по сравнению со взрослыми, всё ещё обладают повышенной внушаемостью. У них в большей степени развиты элементы подражания и психического заражения. Поэтому у разработчиков учебной книги, возможно неосознанно, происходит «автоматическое закладывание» неосознаваемых компонентов в текст произведения. Учебная пись-

менная речь гораздо в большей степени, чем обычная, насыщена особыми продуктами, активизирующими неосознаваемую сферу, что представляет более благоприятные возможности для её изучения.

С учетом изложенного, основной задачей статьи является обоснование наиболее значимой для понимания механизмов переработки визуальной информации концепции, отражающей синергию противоположных полюсов сознания, и характеристика её наиболее важных положений. Другой задачей выступает выделение качественных параметров совместимости наглядности учебной литературы, фиксирующих особенности восприятия ребенком зрительной информации.

Трактовка психофизиологической стороны переработки визуальной информации является непростой. По существу данной проблемы среди исследователей имеются самые различные точки зрения, приводятся доводы в пользу тех или иных взглядов. В своем исследовании мы опираемся на учение о высшей нервной деятельности, законы которого были сформулированы И.П. Павловым и И.М. Сеченовым, а также на современные представления о психической организации человека как совокупности двух сфер: осознаваемой (сознание) и неосознаваемой (бессознательное). При этом надо иметь в виду, что неосознаваемая сфера не существует изолированно, сама по себе, она диалектически связана с другой её противоположностью - сознанием. По этому поводу знаменитый физиолог И.П. Павлов отмечал: «Мы отлично знаем, до какой степени душевная психическая жизнь пёстро складывается из сознательного и бессознательного» [9; С. 105].

В целом, психическое есть субъективное выражение, особое качество объективных мозговых процессов, состоящих в образовании временных нервных связей в коре полушарий головного мозга. Как показывают психофизиологические исследования, почти вся информация от периферических рецепторов доходит до мозга, однако только незначительная её часть

воспринимается сознательно. По этому поводу Е.М. Величковский отмечает: «...100 000 000 рецепторов, которые передают в кору большого мозга как минимум 100 000 000 импульсов в секунду, то тогда мы можем на основании доказанных психологией закономерностей измерить и вычислить, что не больше чем 100 000 импульсов в секунду могут быть сознательно восприняты» [3; С. 20].

Избыточность проявляется и в организации нервных элементов. По данным А.С. Батуева [1], к телу только одного нейрона подходят 250 тыс. синаптических бляшек, которые несут информацию практически от всех остальных нейронных ансамблей. Она поступает в подкорковые структуры головного мозга (продолговатый мозг, средний мозг, ретикулярную формацию), затем уже после селекции

- в неокортекс. При этом избыточные сведения не являются излишними. Они необходимы для дополнительной страховки, повышения степени надёжности регулирования процессов в организме, не выходя прямо к сознанию. Отсюда следует, что человек осознаёт не более одной тысячной части входной информации. Куда же направляется подавляющая часть сведений? Психологи считают, что большая часть информации перерабатывается человеком на неосознаваемом уровне [5].

Есть основания полагать, что взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики сказываются на протекании информационных процессов. Временная оценка поступающих сведений может происходить до их осознания. При этом часто обработка информации может осуществляться без участия сознания. На каждой ступени переработки поступающих сведений сенсорными системами осуществляется фильтрация и селекция информации. Данные исследований (В.Д. Глезер) показывают, что каждый этап переработки поступающих сведений вносит свой вклад в процесс осознания. В работах А.А. Брудного [2], В. Dreher и J. Stone [11], П.В. Симонова [10] и ряда других исследователей доказана неравноценность различных видов информации, что,

безусловно, может сказаться и на эффективности применения различных наглядных форм в процессе обучения. При этом существует иерархия доминантных раздражителей, которые связаны с множеством факторов среды. Если проследить последовательность этапов переработки поступающих сведений, то можно заметить, что они далеко не все регистрируются памятью. Как показывают исследования в когнитивной психологии, информации, контролируемой сознанием, соответствует скорость обработки примерно 1022 бит/с, что намного порядков ниже, чем её количество, перерабатываемое в мозгу.

Существующие неправомерные спекуляции по поводу значения неосознаваемого для содержания и качества сознания возникают преимущественно из-за ложных предпосылок. В их основе лежит игнорирование закономерностей работы мозга, которые определяют взаимосвязи между доминантной и недоминантной информацией, бессознательными и сознательными механизмами обработки поступающих сведений. Противопоставление и изоляция отдельных сторон одного процесса приводит к тому, что многие явления сознания личности кажутся недетерминированными. В целом накопление и извлечение из памяти неосознаваемых сведений зависят от следующих факторов:

а) силы и качества мотивации;

б) достижения промежуточных результатов;

в) вероятности совпадения событий;

г) числа повторений;

д) времени, имеющегося в распоряжении субъекта.

Необходимость бессознательной обработки информации диктуется не только когнитивными факторами, связанными с её селекцией и процессом мышления, но и эволюционными детерминантами, которые составляют основу механизма психологической защиты субъекта. Исследованиями Э.А. Костандова [6] установлено, что эмоциональная значимость лежит в основе осознания подпороговых зри-

тельных воздействий. Если визуально воспринимаемая информация эмоционально индифферентна, то происходит диффузное уменьшение времени коркового ответа, и она не осознаётся. В противном случае все происходит наоборот, и зрительный образ доходит до сознания.

Знание закономерностей протекания нервных процессов дает возможность эффективно использовать иллюстрации учебника, обеспечивать усвоение учащимися учебного материала, избегая при его изложении как однообразных, так и чрезмерно сильных раздражителей. Так, наличие в учебной литературе преимущественно иллюстраций одного типа приводит к возникновению очага торможения, препятствующего образованию новых временных связей. Чрезмерно яркие изображения, используемые авторами для оживления учебной книги, могут вызвать появление сильных очагов возбуждения, которые будут также препятствовать усвоению основного содержания изучаемого материала.

Другая область, которая обусловливает участие неосознаваемых компонентов психики в переработке информации, является, по данным А. Коски-Яаннеса, деятельностью. Он пишет: «...наша деятельность никогда не является полностью осознанной и произвольной. Сознание включается тогда, когда в этом есть необходимость. И многие наши поступки и мотивы обычно так и остаются до конца неосознанными» [5; С. 47]. Отсюда следует, что их информационное регулирование обеспечивается как раз неосознаваемой сферой психики. В.И. Кочнев, дифференцируя сферу влияния данного феномена, отмечает: «К сфере подсознания относится всё то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определённых условиях. Это хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок» [7; С. 75].

Феномен неосознаваемого проявляет

себя в пограничной зоне при реализации высоко значимой установки личности. Дело в том, что, с одной стороны, она должна использовать максимальные возможности человека, с другой, не должна вторгаться в рискованную, ненадёжную область предельных возможностей личности. По данным В.Г. Асеева, у границ этой зоны формируются побочные характеристики различных психических образований, связанных с различными полюсами сознания.

Некоторыми учеными (H. Niegemann, P. Salonen, B. Treiber) ставился вопрос о том, до какой степени учащийся может проникнуть за пределы информации, содержащейся в дидактическом материале? Отвечая на него, исследователи указывают глубинный, интегративный уровень познания, связанный с содержательным аспектом изучения. Однако нам представляется, что данная точка зрения отличается односторонностью, так как при этом не учитывается неосознаваемое усвоение визуально получаемой информации.

В процессе изучения комплекта учебников для общеобразовательной школы, исходя из изложенных соображений, нами было выполнено распределение характеристик совместимости наглядности учебной литературы на два класса: содержательные и формальные параметры. Такое деление обусловлено необходимостью как качественной, так и количественной оценки исследуемого дидактического феномена. С учетом этого обстоятельства особенности визуального ряда учебника, которые описываются неинвариантными параметрами наглядности, назовем общими, или формальными. Другие особенности, которые фиксируют специфические аспекты восприятия учащимися зрительной информации, вызванные действием как осознаваемых, так и неосознаваемых компонентов психики, отнесем к качественным, или содержательным параметрам.

Остановимся подробнее на описании второго класса аналитических показателей наглядности учебной литературы. Анализ ра-

бот психофизиологической направленности и изучение иллюстративного материала 67 книг из федерального комплекта учебников для общеобразовательной школы позволили выделить следующую совокупность названных показателей:

- отношение к обществу;

- отношение к природе;

- отношение к технике;

- отношение к спорту;

- отношение к искусству;

- интерпретация человеческого фактора;

- гендерная интерпретация наглядности;

- возрастная интерпретация наглядности;

- историческая интерпретация рисунка;

- географическая интерпретация события;

- интерпретация по частям света;

- политическая интерпретация рисунка (по странам);

- экономическая интерпретация наглядности;

- наличие учебного заведения на иллюстрации;

- способ изображения.

В силу своей природы данные показатели являются качественными характеристиками исследуемого дидактического феномена и не могут быть формализованы на данном этапе развития математического аппарата системнопараметрического анализа. Однако задание указанной совокупности характеристик визуального ряда учебной литературы сделало возможным выделение другого блока аналитических показателей наглядности учебной книги. Эти показатели совместимости выявляют сравнительные характеристики сопоставляемых визуальных рядов.

Очевидно, что, как справедливо отмечает В.П. Клочков: «...каждое учебное пособие, объективно представляя собой какую-либо область человеческого опыта, со всей необходимостью должно соотноситься с другими учебными книгами. Дело в том, что изучение отдельных предметов недопустимо вне их есте-

ственной связи. Наличие же такой связи способствует системному анализу изучаемых явлений, вырабатывает у школьников умение рассматривать события в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Это способствует интеграции их знаний и помогает в дальнейшем выработке представлений о целостной картине окружающей действительности» [4; С. 49]. Вот почему второй блок представлен сравнительными показателями анализа совместимости, которые позволяют находить взаимосвязи между иллюстративными системами разных учебников хотя бы на уровне качественных показателей.

Особенность показателей связи заключается в том, что они представляют собой дополняемые пары:

- коэффициент взаимной связи і и ] иллюстративных рядов по определенному качественному показателю;

- коэффициент взаимной связи ] и і иллюстративных рядов по определенному качественному показателю;

- коэффициент взаимной обособленности і и ] иллюстративных рядов по определенному качественному показателю;

- коэффициент взаимной обособленности ] и і иллюстративных рядов по определенному качественному показателю.

Кратко охарактеризуем указанные параметры. Прежде всего, отметим, что каждый из них описывает сравниваемые иллюстративные ряды по каждому из пятнадцати выделенных ранее качественных показателей. Другой особенностью рассматриваемой совокупности характеристик является их применимость к следующим уровням организации визуального ряда учебной литературы: отдельных иллюстраций, их совокупности в учебнике и в комплекте учебных книг для общеобразовательной школы.

Первый и второй параметры связи наглядности учебной литературы являются парными и взаимно дополняют друг друга. Формулы нахождения соответствующих коэффициентов взаимной связи между иллюстративны-

ми системами анализируемых учебников имеют следующий вид:

Оу = Пі0 / пу; Оуі = Пі0 / П]і,

где Су - коэффициент взаимной связи і- и у-

иллюстративных рядов;

Су] - коэффициент взаимной связи у- и і-иллюстративных рядов;

Пі0 - число общих качественных характеристик сравниваемых иллюстративных систем;

пу - число исследуемых качественных характеристик в і-м иллюстративном ряду;

Пуі - аналогичная величина в у-м визуальном ряду.

Третий и четвертый показатели являются противоположными для двух ранее рассмотренных характеристик. Они описывают степень обособления сопоставляемых иллюстративных систем. Все дело в том, что, кроме определенной меры связности, наглядность каждого учебника в некоторой мере обладает самостоятельностью, обусловленной спецификой предмета, возрастными особенностями учащихся, для которых предназначена учебная литература, а также субъективными представлениями автора учебника о способе визуального представления научного знания. Эти ха-

1. Батуев А.С. Нейрофизиология коры головного мозга: модульный принцип организации /

A.С. Батуев. - Л.: ЛГУ, 1984. - 192 с.

2. Брудный А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. - М.: Лабиринт, 1998. -366 с.

3. Величковский Е.М. Современная когнитивная психология /Е.М. Величковский. - М.: МГУ, 1982. - 290 с.

4. Клочков В.П. Анализ совместимости учебных текстов: программно-целевой аспект /

B.П. Клочков. - Томск: тГу, 1999. - 190 с.

5. Коски-Яаннес А. Характер личности и деятельность // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Наука, 1987. - С. 45.

6. Костандов Э.А. Проблема нейрофизиологического анализа сознания и неосознаваемых

рактеристики получили название коэффициентов обособленности. Формулы, по которым они находятся, имеют вид Оу = N - П|0) / пу; Оу = (пу1 - П|0) / пу1, где Оу и Оу| - парные коэффициенты обособления соответственно I- и у-иллюстративных рядов;

П|0, пу1, п| - изменяемые параметры, значение которых указано выше.

Формирование двух блоков ранжированных характеристик связности и обособленности иллюстративных систем учебников создало необходимые и достаточные условия для разработки компьютерной программы «Анализ совместимости многомерных объектов наглядности», которая позволяет не только оценить совместимость визуального ряда уже имеющейся учебной литературы, но и оказать действенную помощь авторам при проектировании оптимальной системы наглядности учебника. В существенной степени этому способствовал учет основных выводов концепции синергии осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики для понимания процессов переработки визуальной, в том числе наглядной, информации.

_____________________________Литература

психических явлений // Методологические аспекты изучения деятельности мозга. - М.: Наука, 1986. - С. 195-206.

I. Кочнев В.И. Психологические особенности сценического обаяния // Вопросы психологии.

- 1993. - № 5. - С. 14-80.

8. Кротова И.В. Методология совместимости наглядности (на примере учебников средней школы): монография /И.В. Кротова, В.П. Клочков.

- Красноярск, 2001. - 208 с.

9. Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. - Т. 3. - Кн. 1. - М.: АН СССР, 1951.

10. Симонов П.В. Созидающий мозг: нейро-биологические основы творчества / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1993. - 296 с.

II. Stone J, Dreher B. Parallel processing of information in the visual pathways // Trends of Neuroscience. - 1982. - V. 5. - P. 441-446.

Коротко об авторе______________________________________

Кротова И.В., к. хим. н., доцент кафедры экологохимической экспертизы товаров, заместитель гроректо-ра по научной работе и международному сотрудничеству ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт» (КрасГТЭИ) [email protected]

Научные интересы: теория учебной книги; инновационные методы обучения; рейтинговая система оценки знаний

____________________________________Briefly about author

Krotova I.V., Ph.D. (Chemistry), Assistant Professor of Ecological and Chemical Examination of Merchandise Department, deputy pro-rector of scientific work and international co-operation, PEI HPE "Krasnoyarsk State Trade and Economic Institute" (KrasSTEI)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scientific interests: theory of textbook, innovative methods of education, rating system of knowledge grade

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.