SCIENCE TIME
■
УЧЕТ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ,
СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ, В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Якимова Елена Алексеевна, Суднищиков Евгений Андреевич, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск
E-mail: jakimovalena@mail. ru
Аннотация. В статье рассматривается возможность построения учебно-тренировочного процесса борцов греко-римского стиля с учетом анатомо-физиологических особенностей организма. В качестве комплексного показателя функционального состояния спортсмена использован жизненный индекс. Установлено, что морфофункциональные свойства спортсменов на основе экспресс-оценки состояния здоровья - жизненного индекса, обеспечивают соблюдение требований эффективности технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля.
Ключевые слова: греко-римская борьба, спортивная тренировка, технико-тактическая подготовка, морфофункциональные особенности, жизненный индекс.
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (МГПИ-ЧГПУ). Тема: «Современные технологии диагностики здоровья и функционального состояния организма студентов в условиях вуза».
В научной и учебной литературе по спортивной борьбе достаточно разработок и методических рекомендаций по методике технической и тактической подготовки, широко освещен вопрос индивидуального подхода в процессе становления спортивного мастерства. В то же время вопросы становления технико-тактического мастерства спортсменов в зависимости от их анатомо-физиологических особенностей практически не раскрыты. Описанная ситуация обусловливает необходимость поиска путей, повышающих надежность и зрелищность технико-тактических действий борцов, что, в свою очередь,
I
SCIENCE TIME
I
определяет стабильное проведение оцениваемых приемов в соревновательных условиях. В этом плане вопросы дифференцированного подхода к технико-тактической подготовке борцов греко-римского стиля в зависимости от анатомо-физиологических особенностей приобретают особое значение [1].
В связи с изложенным выше, нами была предпринята попытка изучения процесса подготовки спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой и распределённых в разные группы в зависимости от морфофункциональных свойств организма.Исследования проводились с участием спортсменов-студентов факультета физической культуры, занимающихся в секции по греко-римской борьбе на базе ГУ ДОД «СДЮСШОР по греко-римской борьбе им. А.В. Мишина».
На предварительном этапе исследования по специально разработанной нами анкете проводился опрос тренеров по греко-римской борьбе, а также исследование соревновательной деятельности спортсменов-борцов на предмет выявления частоты проведения технико-тактических действий в разных возрастных группах и весовых категориях. Всего в опросе приняли участие 27 тренеров, стаж педагогической деятельности которых составлял 5 лет и более.
Мнения специалистов и результаты анализа соревновательной деятельности позволили нам выявить технические приёмы, наиболее часто применяющиеся в соревновательной практике борцов греко-римского стиля, и имеющие наибольшее значение для становления технико-тактического мастерства: в стойке: - бросок через спину захватом руки и туловища - 28,3 %, бросок прогибом -17,5 %, перевод в партер нырком - 13,5 %, перевод в партер рывком за руку - 19,3%;в партере — переворот накатом в партере - 33,7 %, бросок из партера захватом «обратный пояс» - 8,2 %, бросок захватом за туловище сзади -5,4 %, удержание в опасном положении - 35,2 %.
В дальнейшем была разработана методика тактико-технической подготовки борцов, основанная на учете морфофункциональных особенностей организма. Для изучения эффективности применения предложенной нами методики тактико-технической подготовки с учётом морфофункциональных свойств организма проводилось исследование с участием 49 борцов греко-римского стиля в возрасте 18-19 лет, у каждого из которых была проведена оценка морфофункционального развития по величине жизненного индекса (ЖИ). По величине ЖИ были определены 3 экспериментальные группы (ЭГ) по 12 человек в каждой: ЭГ1 - экспериментальная группа с низким ЖИ, ЭГ2 -экспериментальная группа со средним ЖИ, ЭГ3 - экспериментальная группа с большим ЖИ. 13 спортсменов с различными значениями ЖИ составили контрольную группу (КГ).
В экспериментальных группах тренировочные нагрузки дозировали с учетом жизненного индекса, с применением специальных тестовых упражнений
I
SCIENCE TIME
I
из греко-римской борьбы по регламенту схватки и перерыва во время схватки, с учетом морфофункциональных особенностей спортсменов. В КГ спортсмены тренировались в том же объеме по общей программе подготовки, утвержденной в ГУ ДОД «СДЮСШОР по греко-римской борьбе им. А.В. Мишина», без учета
Экспериментальная методика технико-тактической подготовки заключалась в следующем.
1. Для групп с малым ЖИ в первом периоде - броски через спину по 3 повторения в каждую сторону, далее челночный бег (ЧБ) 3 х 10м, затем переворот «накатом» в партере. Во втором периоде - броски «прогибом» - 3 х 3, ЧБ - 3 х 10м, перевод в партер рывком за руку - 3 х 3. В третьем периоде: перевод в партер нырком - 3 х 3, ЧБ - 3 х 10м, броски обратным захватом за туловище - 3 х 3, ЧБ. После окончания каждого тренировочного задания был определён перерыв, предусмотренный правилами соревнований между схватками. В одной тренировке комплекс повторялся 4 раза.
2. Для групп со средним ЖИ число повторений увеличивалось до 5повторений в каждую сторону, все остальные упражнения и приёмы оставались
3. Для групп с большим ЖИ число повторений увеличивалось до 10. Дальнейшее увеличение повторений в сериях становилось нецелесообразным, так как уменьшалась педагогическая оценка и значительно увеличивалось время проведения приёмов.
Учебно-тренировочное занятие вместе с разминкой, основной и заключительной частью занимало 90 мин. Метод технико-тактической подготовки по предложенной нами методике в системе годовой подготовки составлял 10 % от общего объема технико-тактической подготовки.
Для оценки эффективности проведённого нами эксперимента было необходимо произвести оценку тренировочной деятельности представителей КГ до эксперимента и после его окончания по двум видам измерений: а) педагогической оценке; б) времени проведения технических действий.
Педагогическая оценка осуществлялась с использованием следующих критериев: оценка «5» выставлялась за правильно проведённый приём в высоком темпе и с большой амплитудой; оценка «4»- за правильно проведённый приём в высоком темпе, но с малой амплитудой; оценка -«3» давалась за правильно проведённый приём в низком темпе и малой амплитудой; оценка «2» - за проведённый приём с небольшими техническими ошибками в низком темпе и малой амплитудой; оценка «1» - за проведённый приём с грубыми техническими ошибками в низком темпе и малой амплитудой; оценка «0» - за не проведённый приём [4].
В процессе педагогического тестирования каждый приём один спортсмен
ЖИ [2].
прежними.
I
SCIENCE TIME
I
выполнял 10 повторений подряд. Кроме педагогической оценки определялось время проведения одного технического действия в процессе 10 кратного повторения.
Так как в процессе проведения педагогического эксперимента с представителями ЭГ, в КГ также проводились тренировочные занятия (по программе подготовки СДЮСШОР по греко-римской борьбе), оказалось, что учебно-тренировочный процесс по традиционной программе технико-тактической подготовки, реализуемый на протяжении года, оказал положительный эффект и на данную группу испытуемых.
Для выявления эффективности предложенной нами методики технико-тактической подготовки, основанной на учете морфофункциональных показателей организма, по сравнению с традиционной программой учебно-тренировочных занятий, мы определили разницу в значениях вышеперечисленных показателей у представителей КГ и ЭГ до эксперимента и после его окончания.
Оказалось, что в ЭГ с малым ЖИ прибавка педагогической оценки, по сравнению с представителями КГ, составила: по 10 повторениям 10,6 баллов, по 5-ти повторениям - 12,2 балла, по 3-м повторениям - 11,3 балла (при Р < 0,001).
У представителей ЭГ2(со средним ЖИ) прибавка педагогической оценки по 10-ти, 5-ти и 3-м повторениям составила соответственно: 41,3 балла, 34,4 балла, 15,6 баллов при Р< 0,01.
В ЭГ3 (с ЖИ выше среднего) увеличение педагогической оценки на момент окончания педагогического эксперимента по сравнению с представителями КГ, по 10-ти, 5-ти и 3-м повторениям составило соответственно: 22,2 балла, 21,3 балла, 18,1 балла при Р < 0,001.
Чтобы оценить прибавление в скорости исполнения приёмов наблюдаемых нами групп проведено сравнение временных показателей до эксперимента и после, вычисление разницы, а затем - выявление различий между КГ и представителями трех ЭГ.
Так же, как и в случае педагогической оценки, по истечение года учебно-тренировочных занятий в КГ возросла скорость выполнения одного приёма и, соответственно, уменьшилось время, затраченное на его выполнение. Возросла скорость выполнения технико-тактических действий и у представителей всех трех ЭГ.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у представителей ЭГ1 (с низким ЖИ) разница в скорости исполнения технико-тактических действий по 10-ти, 5-ти и 3-и повторениям составила соответственно: 30,6с, 22,2 с, 17,3с при Р < 0,001.
В ЭГ2 (со средним ЖИ) разница в скорости выполнения технико-тактических приемов по 10-ти, 5-ти и 3-м повторениям составила соответственно: 14 с,14,7 с, 18с при Р < 0,001.
| SCIENCE TIME Щ
У представителей ЭГ3 (с высоким ЖИ) разница в скорости выполнения технико-тактических действий по 10-ти, 5-ти и 3-м повторениям составила соответственно: 20,6с, 19,5с и 17,2с при P <0,001.
Как видно из представленных данных, во всех экспериментальных группах значения педагогической оценки и скорости выполнения технико-тактических приемов после окончания экспериментального исследования оказались достоверно выше, по сравнению с представителями КГ, что свидетельствует о достаточной высокой эффективности предложенной нами методики технико-тактической подготовки юных борцов греко-римского стиля, основанной на учете морфофункциональных показателей организма спортсменов.
После завершения педагогического эксперимента были проведены контрольные тренировочные схватки, целью которых стало определение количества завершенных технических действий в ЭГ до эксперимента и после его окончания (таблица 1).
Таблица 1
Разница показателей соревновательной деятельности борцов ЭГ
№ Прием Количество раз %
п/п до после
Приемы в стойке
1 Броски через спину 12 16 < 33,3
2 Броски прогибом 13 17 < 21
3 Сваливание 4 5 25
4 Перевод в партер нырком 15 21 40
5 Перевод в партер рывком 14 19 < 35,7
6 Контрприем 7 9 < 28,5
Приемы в партере
7 Перевод накатом 22 31 < 40,9
8 Бросок захватом за туловище сзади 17 22 < 29,4
9 Бросок обратным захватом 16 24 50
10 Выход на верх 21 25 < 19
11 Переворот захватом руки 6 7 < 16,6
12 Переворот захватом руки и шеи 4 2 50
13 Удержание в опасном положении 19 24 < 26,3
14 Туше 14 14 < 21,4
Данные, представленные в таблице, отражают результаты эксперимента в соревновательной практике. Так, в процентном отношении в процессе проведения основных технико-тактических действий произошло увеличение количества выполнения отдельных приемов - от 21% (броски прогибом) до 50% (бросок обратным захватом). Кроме того, значительно вырос рейтинг выступлений спортсменов из экспериментальных групп на соревнованиях в течение года: 1-е место - на 7,14 %; 2-е место - на 21,4 %; 3-е место - на 3,57 %; 5-х мест - на 7,14
I SCIENCE TIME Щ
%.
Во время проведения педагогического эксперимента были применены современные методы оперативного, текущего и общего контроля, дифференцированного подхода, как педагогического инновационного метода позволяющего следить и корректировать нагрузку во время формирования двигательных навыков у спортсменов в условиях нарастающего утомления.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод о том, что морфофункциональные свойства спортсменов на основе экспресс-оценки состояния здоровья - жизненного индекса, обеспечивают соблюдение требований технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля. Применение предложенной экспресс-оценки состояния и уровня подготовленности на основе жизненного индекса, позволило существенно улучшить параметры (модельные характеристики) экспериментальной группы и успешное выступление в соревнованиях.
Представленные результаты исследования имеют определенную практическую значимость:
а) сокращение времени становления технико-тактического мастерства юных борцов;
б) повышение зрелищности борцовских поединков за счёт увеличения количества сложно-технических действий;
в) достоверное увеличение технико-тактических показателей позволит готовить надежную смену в сборную команду России;
г) оптимизация физического и психофизиологического напряжения организма борцов в процессе тренировки;
д) укрепление уверенности в себе и в своих силах за счёт наглядного роста спортивного результата и снижение большого «отсева» занимающихся при переходе во взрослую группу [3; 5].
Литература:
1. Гожин В.В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы: учебник / В.В. Гожин, О.Б. Малков. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 168 с.
2. Подливаев Б.А. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва: программа / Б.А. Подливаев, Г.М. Грузных. - М. : Советский спорт, 2008. - 270 с.
3. Самургашев Р.В. Борьба греко-римская: учебник / Р.В. Самургашев, Ю.А. Шулика, А.С. Кузнецов, И.И. Иванов. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 398 с.
4. Семенов А.П. Греко-римская борьба: учебник / А.П. Семенов. - М.: Олипия Пресс, 2009. - 256 с.
| SCIENCE TIME Щ
5. Якимова Е.А., Сурков А.О., Сурков М.О. Оптимизация тренировочно-соревновательного процесса борцов греко-римского стиля на основе биомеханических критериев // Science Time. - 2015. - №11 (23). - С. 634-640.