Научная статья на тему 'УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
бюджетный учет / материальные запасы / бюджетные учреждения / budget accounting / inventories / budgetary institutions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакиров А.Р., Мусатов М.Д., Солодова С.В.

Исследовании изучены основы учета материальных запасов в бюджетных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING OF MATERIAL RESERVES IN BUDGETARY INSTITUTIONS

The study examines the basics of inventory accounting in budgetary institutions.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 336.14.01 Шакиров А.Р., Мусатов М.Д., Солодова С.В.

Шакиров А.Р.

студент 3 курса направления «Экономическая безопасность» Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)

Мусатов М.Д.

студент 3 курса направления «Экономическая безопасность» Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)

Научный руководитель: Солодова С.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, учета и экономической безопасности Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: в исследовании изучены основы учета материальных запасов в бюджетных учреждениях.

Ключевые слова: бюджетный учет, материальные запасы, бюджетные учреждения.

В современном мире учет материальных запасов играет важную роль в деятельности организаций, особенно бюджетных учреждений. Правильное ведение учета позволяет контролировать использование и распределение

материальных ресурсов, оптимизировать затраты и обеспечивать эффективное функционирование учреждения.

Бухгалтерский учет (далее бухучет) запасов ведут методом двойной записи на балансовых счетах. Единицу учета организация определяет самостоятельно, фиксируя выбор в учетной политике. В качестве учетной единицы могут выступать реестровая или номенклатурная единица либо однородная группа материальных запасов (далее МЗ). Например, медицинское оборудование лечебное учреждение учитывает по штукам, а лекарственные препараты — по партиям. Однородные группы МЗ в качестве единицы учета способствуют оптимизации учетных операций, а также помогают отслеживать сроки годности таких видов продукции, как лекарства, продукты питания и пр. Бюджетные учреждения формируют комиссию по поступлению и выбытию МЗ, которая действует на постоянной основе. Комиссия определяет:

• период полезного использования МЗ, которые используют в деятельности организации более 12 месяцев, условия группировки объектов МЗ и НЗП для их аналитического учета,

• порядок установления первоначальной стоимости МЗ, которые приобретены организацией, но в текущий момент находятся в пути и признаны к учету в оценке, предусмотренной договором,

• правила определения затрат на производство различных видов продукции. Условия отнесения МЗ на конкретный счет аналитического учета установлен п. 118 инструкции № 157н. В сложных случаях, когда нет уверенности в отнесении запасов на тот или иной счет, следует принять во внимание положения отраслевых нормативных актов и ОКПД 2 (общероссийский классификатор).

Для учета МЗ предусмотрен синтетический счет 105 «Материальные запасы в бюджетном учреждении». Он состоит из 26 разрядов, но в бухгалтерском учете организации применяют разряды с 18-го по 26-й. Код в разрядах с 22-го по 26-й в номере счета зависит от вида и группы МЗ и сути их

перемещения. В соответствии с аналитическим кодом вида МЗ подразделяются на следующие виды:

105 01 — лекарственные препараты и медицинские материалы,

105 02 — продукты питания,

105 03 — горюче-смазочные материалы,

105 04 — строительные материалы,

105 05 — мягкий инвентарь,

105 06 — прочие МЗ,

105 07 — готовая продукция,

105 08 — товары,

105 09 — наценка на товары.

Признание МЗ к учету. Источники поступления материальных ценностей в бюджетную организацию: покупка, получение в безвозмездное пользование от других организаций, создание своими силами для собственных нужд, создание своими силами для целей реализации. МЗ принимают к учету по первоначальной стоимости, в качестве которой, в зависимости от вида операции, могут признавать: фактическую стоимость, остаточную стоимость, справедливую стоимость, нормативно-плановую стоимость, условную оценку, стоимость, зафиксированную в передаточной документации. Признание МЗ к бухучету отражают следующими проводками (таблица 1).

Таблица 1. Проводки для принятия к учету материальных запасов.

Дт Кт Расшифровка

010500000 (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) 030234730, 020834660 Приобретение материалов по их фактической стоимости

010500000 (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) 030404340 Безвозмездная передача МЗ от вышестоящей организации

010500000 (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) 010600000 (010624340, 010634340) Производство материалов собственными силами

010500000 (010532340, 010533340, 010534340, 010535340, 010536340) 040110172 Приняты к учету МЗ, полученные в ходе ликвидации ОС

010500000 (010531340 -010536340) 040110199 Приняты к учету неучтенные МЗ, установленные при проведении инвентаризации

Списание МЗ с баланса. Случаи, когда запасы списывают с баланса учреждения: МЗ потреблены (использованы) в процессе деятельности учреждения. Организация приняла решение не использовать МЗ для целей, которые были предусмотрены в момент признания объекта учета по причине отсутствия полезного потенциала либо финансовой выгоды. Комиссия приняла решение списать имущество. Материальные ценности передали другому бюджетному учреждению. МЗ переданы в дар, реализованы, обменены. Имеются другие основания, которыми предусмотрена возможность списания имущества. Вне зависимости от причины выбытия должны быть соблюдены несколько условий: В момент списания передаются все операционные выгоды и риски, которые обусловлены владением МЗ. Субъект учета не распоряжается выбывшими МЗ в той степени, которая установлена предоставленными правами. Имеется возможность четко определить сумму дохода или расхода от списания ценностей, а также от затрат, связанных с этой процедурой. Отсутствует прогноз возможных экономических выгод, связанных со

списанием имущества. Списание материальных ценностей осуществляется по стоимости каждой единицы либо по их средней стоимости. Способ, которому отдан приоритет, применяют последовательно на протяжении всего отчетного периода. Чтобы отразить списание материальных запасов в бухучете используют счета, которые оканчиваются на «440», что означает уменьшение стоимости. Примеры проводок, когда запасы списывают с баланса учреждения показаны в таблице 2.

Таблица 2. Проводки для списания материальных запасов с учета.

Дт Кт Расшифровка

040120272, 010900000 (010960272, 010970272, 010980272, 010990272) 010500000 (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) Материалы полностью использованы в текущей деятельности

040110172 010500000 (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) Имущество реализовано (списано в результате непригодности, недостачи)

030404340 010500000 (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) Материалы переданы другому бюджетному учреждению в рамках внутриведомственных расходов

040120241 010500000 (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) Передача материальных запасов прочим государственным (муниципальным) учреждениям

Основные изменения, введенные Приказом Минфина России от 13.09.2023 № 143н, касаются федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Изменения включают:

• уточнение понятий и определений, связанных с активами, обязательствами, доходами и расходами организаций государственного сектора,

• определение основных принципов и правил формирования учетной политики организаций государственного сектора,

• установление требований к составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора,

• регламентация порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, а также требований к учету и оценке нематериальных активов и основных средств,

• введение новых понятий и определений, связанных с учетом государственных субсидий и операций с основными средствами,

• уточнение правил учета доходов и расходов, связанных с выполнением государственного задания и оказанием платных услуг,

• регламентация порядка учета и отражения в отчетности событий после отчетной даты и условных обязательств,

• введение новых требований к раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора.

Эти изменения направлены на совершенствование регулирования бюджетного учета активов и обязательств, операций, изменяющих эти активы и обязательства, а также бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Они будут применяться при формировании учетной политики и составлении бюджетной отчетности начиная с 2024 года.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: учет материальных запасов имеет большое значение для эффективного функционирования организаций, особенно бюджетных учреждений. Правильное ведение учета помогает контролировать использование и распределение ресурсов, оптимизировать затраты и обеспечивать успешную работу учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бюджетный учет и отчетность: Практикум / Н. Г. Гаджиев, А. А. Грачева, С. А. Коноваленко [и др.]. - Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2022. - 188 с. - ISBN 978-5-9913-0238-9. - EDN DPEJ;

2. Горбунова, Н. А. Анализ влияния эффективности использования материальных запасов на величину материальных затрат / Н. А. Горбунова, Е. Г. Саранцева // Управленческий учет. - 2021. - № 8-3. - С. 449-459. - DOI 10.25806/uu8-32021449-459. - EDN JABUAK;

3. Калуцкая, Н. А. Организация учета материальных запасов бюджетного учреждения / Н. А. Калуцкая, С. Н. Коваленко // Бухучет в здравоохранении. -2021. - № 10. - С. 26-32. - DOI 10.33920/med-17-2110-03. - EDN WTYKVZ;

4. Солодова, С. В. Бухгалтерский учет в организациях государственного сектора : Учебник / С. В. Солодова. - 3-е изд., пер. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 360 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-53416127-4. - EDN OUHPHM

Shakirov A.R., Musatov M.D., Solodova S. V.

Shakirov A.R.

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

Musatov M.D.

Scientific adviser Volgograd State University (Volgograd, Russia)

Solodova S.V.

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

ACCOUNTING OF MATERIAL RESERVES IN BUDGETARY INSTITUTIONS

Abstract: the study examines the basics of inventory accounting in budgetary institutions. Keywords: budget accounting, inventories, budgetary institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.