Научная статья на тему 'Учет изолированных потребителей в региональныхэнергетических программах'

Учет изолированных потребителей в региональныхэнергетических программах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / ИЗОЛИРОВАННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ / ВАРИАНТЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ / КАДАСТР ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суржикова О.А.

Долгосрочный прогноз развития энергетики региона осуществляется через разработку региональных энергетических программ, формирование которых регламентировано соответствующей методикой Министерства энергетики РФ. В работе рассмотрены задачи, на решение которых направлена региональная энергетическая программа, а так же установлены причины игнорирования изолированных от линий электропередач потребителей. Обосновывается связь изолированных потребителей с блоками региональной энергетической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет изолированных потребителей в региональныхэнергетических программах»

учет изолированных потребителей в региональных энергетических программах

о. а. суржикова,

магистр менеджмента E-mail: Olga_surzhikova@mail.ru томский политехнический университет, Чешский технический университет в г. Прага

Долгосрочный прогноз развития энергетики региона осуществляется через разработку региональных энергетических программ, формирование которых регламентировано соответствующей методикой Министерства энергетики РФ. В работе рассмотрены задачи, на решение которых направлена региональная энергетическая программа, а также установлены причины игнорирования изолированных от линий электропередач потребителей. Обосновывается связь изолированных потребителей с блоками региональной энергетической программы.

Ключевые слова:региональная энергетическая программа, электрическая энергия, изолированные потребители, варианты энергоснабжения, кадастр возможностей, экономическая эффективность.

Для определения ключевых показателей энергетической политики регионов, выявления направлений совершенствования производства и потребления топливно-энергетических ресурсов на базе инновационного развития экономики необходима такая стадия государственного регулирования, как долгосрочный прогноз развития энергетики регионов. Такой прогноз осуществляется в виде разработки региональных энергетических программ (РЭП).

Потребность в подобных программах возникает в связи с необходимостью заблаговременно определить пути и сформировать условия для надежного обеспечения различных потребителей конкретных регионов топливом и энергией. Разработке региональных энергетических программ должен предшествовать прогноз стратегии развития экономики региона, что заставляет рассматривать региональные программы как составные и взаимосвязанные части прогнозов социально-экономического развития соответствующих регионов [4].

Формирование региональных энергетических программ регламентировано соответствующей методикой [3], подготовленной Министерством энергетики РФ. Методические рекомендации адресованы республикам, краям, областям, а также федеральным округам и ассоциациям экономического взаимодействия субъектов Федерации, выступающих в качестве самостоятельных субъектов разработки и реализации региональной энергетической стратегии.

Региональные энергетические программы относятся к числу научно-технических проблем, разработка которых требует привлечения разнообразных методов расчета и технико-экономического анализа. При разработке региональных энергетических программ необходимо учитывать изменившиеся условия, связанные с ростом административно-хозяйственной самостоятельности как отдельных субъектов Федерации, так и других территориальных образований и повышением их ответственности за энергоснабжение. Это предполагает максимальное вовлечение в хозяйственный оборот собственных топливно-энергетических ресурсов, в том числе и возобновляемых.

Региональные энергетические программы разрабатываются на 15—20 лет с учетом анализа нескольких сценариев развития экономики, энергопотребления и энергосбережения региона, поиска эффективных путей и способов решения следующих среднесрочных и долгосрочных задач развития энергетического хозяйства:

1) совершенствование энергопотребления и энергосбережения;

2) обеспечение высокоэффективного и надежного энергоснабжения потребителей на территории региона путем рационального (в экономическом, социальном и экологическом аспектах) разви-

- 49

тия собственных топливно-энергетических баз и взаимовыгодного использования энергетических ресурсов других регионов;

3) определение состава, объемов и источников финансирования конкретных проектов реконструкции и развития существующих и создания новых топливно-энергетических объектов;

4) оптимизация вклада энергетики в социальное и экономическое развитие регионов России в целом (в частности, поступлений от нее в местные, региональные и федеральные бюджеты), возможных размеров, условий и способов предоставления льгот некоторым слоям населения, обслуживающей и производственным сферам и т. п.;

5) разработка действенных и экономически приемлемых мер защиты окружающей среды в связи с развитием энергетики;

6) выработка рациональной энергетической политики, т. е. уточнение законодательства, процедур ценообразования на топливо и энергию, налогов и льгот, условий кредитования и других экономических механизмов, улучшение организационной структуры и функций региональных органов управления энергетикой.

Однако при разработке региональных энергетических программ практически не учитываются удаленные и малонаселенные поселения, изолированные от линий электропередач, причем тому есть определенные причины:

• небольшие энергетические нагрузки таких населенных пунктов, составляющие, как правило, от десятков кВт до нескольких МВт;

• их многочисленность и рассредоточенностъ по территории области, края, региона;

• для большинства потребителей характерна удаленность от транспортных магистралей и линий электропередачи;

• принадлежность к муниципальным органам управления, не располагающим достаточными материальными и денежными средствами для обеспечения энергией этой категории потребителей.

В силу вышеперечисленных причин и незначительной величины энергопотребления удаленных и малонаселенных поселений, составляющих порядка 0,7 % от суммарного энергопотребления по России, эта категория потребителей остается без внимания при рассмотрении перспективного развития энергетических объектов.

В то же время удельные затраты на производство электрической и тепловой энергии значительно превышают аналогичные в системах централизованного энергообеспечения.

50 -

Несмотря на малочисленность удаленных и малонаселенных поселений, по сравнению с общим населением областей, краев и регионов, социальная значимость решения проблем энергоснабжения таких потребителей весьма велика. Низкая рождаемость, высокий отток населения в более крупные поселки и города приводят к вымиранию населенных пунктов, расположенных на сельскохозяйственных, лесопромышленных и промысловых территориях, что неблагоприятно сказывается на экономике регионов в целом. Кроме того, многие такие поселения являются местом проживания коренных малочисленных народов, которым требуются особые меры социальной защищенности.

Количество дизельных электростанций, служащих основными источниками электроэнергии для удаленных и малонаселенных поселений, на территории России составляет порядка 5000 штук, на которых вырабатывается 1,8 млрд кВт-ч (0,2 % от суммарной выработки по России). Потребление дизельного топлива составляет около 1 млн т условного топлива. Стоимость ежегодного завоза топлива для удаленных и малонаселенных поселений достигает 10 млрд руб., что составляет порядка 0,5 % от бюджета России [1].

Ежегодно возникающие проблемы электрообеспечения многочисленных удаленных и малонаселенных поселений во множестве регионов решаются без должного методического аппарата, без разработки перспективных направлений энергоснабжения с рассмотрением различных типов энергоисточников и экономического обоснования их применения [2].

В связи с вышеизложенным автором предлагается ввести в структурную схему разработки региональных энергетических программ блок исследований экономической эффективности вариантов энергоснабжения удаленных и малонаселенных поселений.

Связь подразделов блоков удаленных и малонаселенных поселений с блоками региональной энергетической программы определяется следующими аспектами:

1) позволяет комплексно рассматривать взаимосвязь развития экономики и энергетического хозяйства удаленных и малонаселенных поселений с экономическим развитием региона (области, края), а также изменение их инфраструктуры, что даст возможность определять перспективный рост численности населения и энергетических нагрузок для выбора мощности при реконструкции существующих либо сооружении новых энергоисточников;

2) дает возможность более точно учесть в структуре топливно-энергетического комплекса региона потребность в том или ином виде топлива в зависимости от вариантов энергоснабжения;

3) позволяет обозначить в общем финансировании необходимые средства для изолированных потребителей, а также потребность в оборудовании и энергоустановках различного типа.

Для проведения исследований требуется следующая исходная информация:

• схема централизованного электроснабжения на рассматриваемой территории, в том числе и сетей низких классов напряжения;

• тарифы на электроэнергию;

• транспортная схема завоза топлива с ценовыми характеристиками либо стоимость топлива у изолированных потребителей;

• данные по электро- и теплопотреблению по каждому изолированному населенному пункту либо уточненные данные переписи населения (для определения расчетных энергетических характеристик);

• технико-экономические показатели существующих автономных энергоисточников;

• характеристика обеспеченности территории возобновляемыми природными энергоресурсами.

Предлагаемый блок исследований экономической эффективности вариантов энергоснабжения удаленных и малонаселенных поселений включает в себя несколько взаимосвязанных подразделов, подлежащих выполнению в три этапа.

На первом этапе на основе анализа существующего состояния экономики и энергетики изолированных потребителей, сопоставления местоположения населенных пунктов и схемы централизованного электроснабжения, изучения перспектив развития экономики поселения формируется перечень изолированных потребителей территории. Также выявляются возможности подключения к энергосистеме и степень обеспеченности возобновляемыми природными энергоресурсами.

На втором этапе путем проработки всех возможных вариантов топливо- и энергоснабжения (централизованное электроснабжение, атомные электростанции малой мощности, местные виды топлива, энергоисточники на возобновляемых природных энергоресурсах, и т. п.) определяется технологическая целесообразность и экономическая допустимость применения оптимальных вариантов энергоснабжения на региональном уровне, а также устанавливаются предпочтительные вари-

анты энергоснабжения для каждого конкретного потребителя.

На третьем этапе из оценки финансово-экономической эффективности вариантов энергоснабжения конкретного потребителя формируется программа энергоснабжения удаленных и малонаселенных поселений с учетом современных тенденций и намечается механизм ее реализации.

При необходимости, исходя из ограниченности инвестиций, из всего перечня рассматриваемых потребителей выявляются те, которые можно отнести к первоочередным, учитывая наиболее тяжелое состояние энергоснабжения в этих населенных пунктах, а также социальные и экологические аспекты.

Для потребителей, у которых имеется техническая необходимость, разрабатывается схема реконструкции существующих источников. В схеме определяются перечень мероприятий по реконструкции, необходимое оборудование и объемы привлекаемых инвестиций.

Суммарная мощность энергоисточника определяется исходя из нагрузки потребителя с учетом потерь в сетях и расхода энергии на собственные нужды. Количество агрегатов и их единичная мощность определяются при условии обеспечения резерва, необходимого для надежности энергоснабжения.

Блок энергоснабжения удаленных и малонаселенных поселений должен включать в себя следующие разделы:

1) паспортизация современного состояния энергетического хозяйства;

2) анализ кадастров возобновляемых природных энергоресурсов;

3) ранжирование потребителей с учетом целесообразности применения различных схем энергоснабжения;

4) обоснование экономической эффективности вариантов развития энергоснабжения;

5) механизмы реализации программ;

6) условия финансирования;

7) наименование оборудования и его поставщики;

8) сроки и объемы привлекаемых инвестиций для конкретных потребителей.

Таким образом, в ходе исследования предложена и обоснована необходимость введения в структурную схему разработки региональных энергетических программ блока электроснабжения удаленных, малонаселенных и труднодоступных потребителей. Предложен вариант состава этого блока и раскрыта поэтапная схема исследований

- 51

экономической эффективности конкретного варианта энергоснабжения для каждого конкретного потребителя такого рода.

В связи со сложным положением электроснабжения удаленных и малонаселенных поселений администрации регионов должны быть крайне заинтересованы в разработке региональных программ энергоснабжения с учетом особенностей таких территорий. Выражаем уверенность в том, что данная публикация привлечет внимание региональных властей к данной проблематике, будет полезна при решении поднятых проблем.

Список литературы

1. Виссарионов В. И., Малинин Н. К., Дирюгина Г. В. Технико-экономические характеристики малой гидроэнергетики (справочные материалы). М.: Изд-во МЭИ, 2001.

2. Иванова И. Ю, Тугузова Т. Ф, Попов С. П., Петров Н. А. Малая энергетика Севера: проблемы и пути развития. Новосибирск: Наука, 2002.

3. Методика формирования региональных энергетических программ. М, 2000.

4. Региональные энергетические программы: методические основы и опыт разработки / Под. ред. Б. Г. Санеева. Новосибирск: Наука, 1995.

т

VIII Национальная Конференция «Роль микрофинансирования в преодолении финансово-экономического кризиса» 17-19 ноября 2009 г.

17-19 ноября 2009 г. состоится VIII Национальная Конференция «Роль микрофинансирования в преодолении финансово-экономического кризиса». Организаторы конференции: Национальное Партнерство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и Российский Микрофинансовый Центр.

В этом году лейтмотивом конференции станет тема роли системы кредитования малого бизнеса и микрофинансирования в преодолении финансово-экономического кризиса.

Свое выступление на открытии подтвердил Нобелевский лауреат Премии мира, профессор Мухаммад Юнус. В конференции также примут участие:

• А.В. Попова, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ;

• АЛ. Саватюгин, директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ;

• М.Ю. Копейкин, член правления, заместитель председателя Внешэкономбанка;

• С.А. Крюков, председатель Правления Российского банка развития;

• М.В. Мамута, президент НАУМИР;

• Г.А. Тосунян, президент Ассоциации российских банков, профессор;

• А.А. Губкин, депутат Государственной Думы, председатель подкомитета по микрофинансированию и кредитной кооперации.

Основные темы дискуссии в рамках Конференции:

• Вопросы регулирования и саморегулирования кредитных кооперативов в рамках нового закона «О кредитной кооперации»;

• Разработка новых стандартов бухгалтерского учета, налоговой и финансовой отчетности в кредитных кооперативах;

• Новое в правоприменительной практике МФО;

• Государственная бюджетная поддержка микрофинансирования;

• Пути привлечения частных инвестиций и сбережений для повышения капитализации национальной микрофинансовой системы;

• Развитие электронных денег и электронных платежных систем;

• Пути сохранения и развития малых и средних региональных банков в современных условиях.

Дополнительная информация по телефону +7(495)258-68-31,258-87-05 или conference@rmcenter.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.