Научная статья на тему 'Учет и оценка возвратных отходов на железнодорожном транспорте'

Учет и оценка возвратных отходов на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
682
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ВОЗВРАТНЫЕ ОТХОДЫ / VALUATION / RETURN WASTE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Земсков Владимир Михайлович, Завьялова Татьяна Владимировна

В данной статье рассмотрены понятие и методологические аспекты оценки возвратных отходов в линейных подразделениях путевого хозяйства. Путем проведенных исследований предложены мероприятия по усилению учета и контроля за использованием старогодных материалов верхнего строения пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Земсков Владимир Михайлович, Завьялова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the concept and methodological aspects of return waste products in track facilities. The measures for strengthening the accounting and control over the use of old materials of track are suggested by the investigations.

Текст научной работы на тему «Учет и оценка возвратных отходов на железнодорожном транспорте»

Земсков В.М., Завьялова Т.В.

УЧЕТ И ОЦЕНКА ВОЗВРАТНЫХ ОТХОДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

ТРАНСПОРТЕ

Zemskov V.M., Zavyalova T.V.

ACCOUNTING AND VALUATION OF RETURN WASTE PRODUCTS OF RAIL TRANSPORT

Ключевые слова: оценка, возвратные отходы,

Keywords: valuation, return waste products

Аннотация

В данной статье рассмотрены понятие и методологические аспекты оценки возвратных отходов в линейных подразделениях путевого хозяйства. Путем проведенных исследований предложены мероприятия по усилению учета и контроля за использованием старогодных материалов верхнего строения пути.

Abstract

The article presents the concept and methodological aspects of return waste products in track facilities. The measures for strengthening the accounting and control over the use of old materials of track are suggested by the investigations.

Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки товарно - материальных ценностей, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

Из определения возвратных отходов можно выделить несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать объект именно в качестве возвратных отходов:

1) они представляют собой остатки материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, теплоносителей и т.д.), которые образуются в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг;

2) эти остатки ресурсов частично утратили потребительские качества исходных ресурсов (например, если от бревна остались стружки или опилки, или если от большого отреза ткани остались лоскутки, из которых уже невозможно произвести ту полноценную продукцию, которую производят из исходного ресурса);

3) использование этих остатков сопряжено с повышенными расходами или пониженным выходом продукции (например, из лоскутков можно выполнять изделия в стиле «пэчворк», но для этого нужно сначала сшить отдельные лоскутки в единое полотно, что потребует значительно больших усилий), либо их вообще невозможно использовать по прямому назначению (например, из опилок и стружек уже не изготовить стул или стол, но можно продать их фирме, производящей ДСП, или фирме, которая будет использовать опилки и стружки для упаковки хрупких изделий).

Порядок учета возвратных отходов для целей бухгалтерского учета регулируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.01 №119н. В соответствии с п.111 Методических рекомендаций возвратные отходы сдаются на склад по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией по

цене возможного использования или продажи. Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

Возвратные отходы принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 20 «Основное производство».

Таким образом, действующее законодательство связывает порядок оценки возвратных отходов с направлением их дальнейшего использования.

- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);

- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.

Методику расчета стоимости в первом случае предприятию необходимо выработать самостоятельно в зависимости от специфики производства.

В последнее время при осуществлении ремонтно-путевых работ подразделениями путевого хозяйства большое распространение получила практика использования старогодных материалов верхнего строения пути (старогодные рельсы, шпалы, накладки, болты и т.д.). Старогодные материалы образуются в результате снятия старогодней рельсошпальной решетки со щебеночного балласта либо могут быть приобретены по внутреннему хозрасчету у других подразделений путевого хозяйства. Сфера применения старогодных материалов определена техническими указаниями по использованию материалов верхнего строения пути.

Стоимость старогодных материалов по отдельным видам ремонтных работ достигает 4550 % в общей стоимости МВСП. Нормы расходования старогодных материалов верхнего строения пути отличаются от норм расходования новых материалов. Исходя из этого, мы считаем необходимым при осуществлении ремонтных работ с использованием старогодных материалов, выделять их в отдельную статью, что позволит нам проконтролировать соблюдение норм их расходования.

Статью «Возвратные отходы» мы считаем целесообразным, ввести в номенклатуру статей в связи с тем, что при производстве ремонтных работ железнодорожного пути, получают достаточно большое количество материалов верхнего строения пути, пригодных для использования после их восстановления. Такие материалы верхнего строения пути, получаемые от ремонта, но требующие восстановления, следует считать отходами ремонтного производства.

Кроме старогодных рельсов, к материалам верхнего строения пути, которые могут быть использованы повторно для укладки, относятся железобетонные шпалы, переводные брусья, старогодные скрепления и т.д. Цена их возможного использования также определяется с учетом понижающего коэффициента без отнесения к определенной группе годности. Так, например, для железобетонных шпал, пригодных для повторной укладки верхнего строения пути, применяется понижающий коэффициент 0,15. Если шпалы не пригодны для дальнейшего использования по прямому назначению для укладки железнодорожного пути, то их оценивают по текущей рыночной цене.

Анализ действующей практики учета возвратных отходов показал, что учет старогодных материалов верхнего строения пути, пригодных для дальнейшего использования, ведется обезличенно по всему линейному подразделению путевого хозяйства. В свою очередь, это не позволяет учитывать возврат старогодных материалов по каждому ремонтному участку и устанавливать центры ответственности.

В целях повышения аналитичности информации по учету старогодных материалов, пригодных для дальнейшего использования при производстве ремонтно-путевых работ, мы предлагаем по каждому ремонтному участку составлять сводную ведомость по учету старогодных материалов (табл. 1).

Применение сводной ведомости учета старогодных материалов позволит исключать из общей суммы затрат на ремонт стоимость материалов верхнего строения пути пригодных к восстановлению по каждому объекту.

В течение месяца такая ведомость ведется по каждому ремонтному участку. В ней отражается наименование и количество старогодных материалов, полученных от ремонта железнодорожного пути, текущая рыночная цена и цена их возможного использования по каждому виду ремонтных работ по номенклатуре расходов. Количество старогодных материалов, непригодных к восстановлению или дальнейшей эксплуатации, показывается в натуральном выражении по номенклатуре материальных ценностей и в стоимостном выражении по каждому ремонтному участку, где производиться ремонт.

Таблица 1 - Сводная ведомость учета старогодных материалов, полученных в результате ремонта железнодорожного пути и пригодных к восстановлению

Принято от__________________________________________________

наименование ремонтного участка

старогодных материалов, пригодных для дальнейшего использования

№ п/ п Наименов ание с/г МВСП Ед из м. Вид ремонта (по номенкла туре расходов) Понижаю щий коэффици ент Текущ ая рыноч ная цена, руб. Ко л- во Рыночн ая стоимо сть, руб. Цена возможног о использова ния, руб. Стоимость возможног о использова ния, руб.

1. Рельсы Р-65 тн. 2110 0,35 15350- 00 5 76750- 00 5372-50 26862-50

2. Шпалы Ш-1 шт 2112 0,15 720-00 15 25 109800 0-00 105-00 164700-00

и т.д.

Итого:

Старогодные материалы верхнего строения пути, непригодные к восстановлению в количестве_______на сумму__________

Сдал: бригадир участка_________ Бухгалтер__________

Принял: зав. складом_________

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. - М.: «Проспект», 2008. - 288с.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Министерства Финансов от 30.03.01 № 26н).

3. Методика распределения расходов от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов по видам деятельности. - М.: ОАО «РЖД», 2008.-95 с.

4. Глущенко И.Н. Бухгалтерский управленческий учет на железнодорожном

транспорте. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на

железнодорожном транспорте», 2008.-238 с.- ІББК 978-5-89035-476-1

5. Суховая О.Н. Экономика путевого хозяйства: Учебник для вузов и колледжей

ж/д транспорта. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на

железнодорожном транспорте», 2008.- 277 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.