Научная статья на тему 'Учет и оценка гудвилла: мировой опыт и Российская специфика'

Учет и оценка гудвилла: мировой опыт и Российская специфика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1160
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ГУДВИЛЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельских И. Е., Сметанин И. М.

Проблема формирования международной конкурентоспособности отечественных компаний требует формирования современных правил учета такого нематериального актива как деловая репутация или гудвилл. Анализ мирового опыта и отечественной практики показывает, что процессы учета и оценки имеют много спорных моментов: различие в отнесении гудвилла к объектам нематериальных активов, разные сроки его эксплуатации, а также проблемы амортизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет и оценка гудвилла: мировой опыт и Российская специфика»

учет и оценка ГУдвиллА: мировой опыт и российская специфика

и. е. бельских,

доктор экономических наук, профессор Волгоградский государственный технический университет E-mail: igbelvolgograd@rambler. ru и. м. сметанин, магистрант

Волгоградский государственный технический университет E-mail: smetaninilya@yandex. ru

Проблема формирования международной конкурентоспособности отечественных компаний требует формирования современных правил учета такого нематериального актива, как деловая репутация или гудвилл. Анализ мирового опыта и отечественной практики показывает, что процессы учета и оценки имеют много спорных моментов: различие в отнесении гудвилла к объектам нематериальных активов, разные сроки его эксплуатации, а также проблемы амортизации.

Ключевые слова: деловая репутация, гудвилл, нематериальные активы.

Для современной мировой экономики в целом, а также для российской экономики, которая испытывает на себе большое влияние Запада, характерна высокая активность рынка сделок слияний и поглощений компаний. Активизацию данных процессов в стране можно связать с имевшим место в последние годы активным притоком иностранных инвестиций, конструктивным ростом промышленного, потребительского и финансового секторов.

В количественном отношении объем сделок в 2005 г. составил 1 376 операций, в 2006 г. — 1 393, в 2007 г. — 1 336 и 1 183 сделки в 2008 г. В стоимостном выражении динамика этих показателей соответственно равна 59,9 млрд долл. США,

56,3 млрд долл. США, 126,6 млрд долл. США и 110,4 млрд долл. США. Снижение стоимостного объема рынка в 2008 г. объясняется срывом / переносом ряда крупных сделок (ОГК-1, Лента, John Maneely Company), снижением активности иностранных инвесторов, консолидацией в банковской сфере [2]. В результате данных процессов возникает проблема учета и оценки гудвилла — деловой репутации фирмы.

В отечественной финансовой науке и теории бухгалтерского учета данный термин признается синонимичным международному термину «гудвилл» (по мнению Н. А. Абдуллаева, И. А. Бланка, Н. А. Колайко, Я. В. Соколова и многих др.). Это не совсем правильно, так как деловая репутация может рассматриваться как важнейший элемент гудвилла.

В зарубежной практике финансового анализа термин «гудвилл» получил распространение с XV в. В конце XIX в. — начале XX в. в работах экономистов этого периода И. Ф. Шера и Ф. Пикслея делается вывод о том, что гудвилл не только продукт бухгалтерского учета, но и дисконтированная стоимость будущих сверхприбылей. В дальнейшем он оценивался с позиции нематериального актива, который повышает стоимость компании (Э. Шма-ленбах, К. Д. Ларсон, П. У. Миллер и др.).

Рынок капиталов признает реальное существование гудвилла компаний. Так, С. Полозков, Т. Семенов указывают, что «... в начале 1980-х гг. индекс Доу-Джонса стал показывать возрастающий отрыв рыночной капитализации некоторых фирм от стоимости реальных активов — зданий, сооружений, оборудования, запасов.» [3, с. 46], при этом указанный рост по объективным причинам не может быть связан только со спекулятивным «разогревом» рынка ценных бумаг. Среди крупнейших компаний мира по величине рыночной капитализации выделяются Microsoft Corp., Intel Corp., Vodafone Group Pic, Johnson & Johnson Inc., CiANCo Systems Inc., Procter & Gamble Co., Coca-Cola Co., GlaxoSmithKline Pic — компании, для которых характерно существенное превышение показателя рыночной капитализации над стоимостью их чистых активов и высокая стоимость используемых ими идентифицируемых нематериальных активов. По этой причине стоимость бизнеса, отражающая рыночную конъюнктуру, организационно-правовую форму бизнеса и ожидания инвесторов о функционировании бизнеса в будущем, должна быть увеличена на стоимость созданного гудвилла. Даже если в некоторых случаях обоснована нулевая стоимость гудвилла, порядок его оценки при определении стоимости всего предприятия (компании) сохраняется неизменным.

В международной теории и практике бухгалтерского учета деловая репутация фирмы признается суммой будущих экономических выгод, связанных с активами, которые не поддаются индивидуальной идентификации и признанию в качестве самостоятельных объектов [4]. История развития гудвилла обозначает следующие его характеристики (составлено авторами по итогам анализа литературы по теме):

- гудвилл не имеет материально-вещественной природы;

- он присущ некоторой фирме и неотделим от нее;

- гудвилл возникает тогда, когда предприятие получает некоторые преимущества, обеспечивающие в будущем стабильные высокие прибыли, превышающие средний уровень в отрасли;

- величина гудвилла находит свою учетную оценку только при купле-продаже предприятия.

Данный актив приобретает большое значение, если компания развивается за счет стратегии сли-

яний и поглощений. В этом случае гудвилл может занимать значительную долю в активе баланса. Например, в отчетности крупнейших телекоммуникационных компаний России и СНГ ОАО «ВымпелКом» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» величина гудвилла в активах компании составляет 9 % и 2 % соответственно. Это означает, что компании охотно инвестируют средства в перспективные компании телекоммуникационной отрасли в ожидании будущего дохода [1].

В Российской Федерации деловая репутация фирмы начиная с 2000 г. отражается в бухгалтерском балансе отдельной строкой в составе нематериальных активов. В то же время она настолько отличается от других нематериальных активов по способам проявления в реальном мире, методам оценки, способам приобретения и выбытия, что возникает вопрос об уместности ее включения в данную группу. Все нематериальные активы (промышленные образцы, ноу-хау, товарные знаки и патенты, права на пользование природными ресурсами и т. д.), имея невещественную природу, связаны с материальным миром через ощутимые нами предметы. Отсутствие даже опосредованной вещественности у гудвилла бесспорно. Он может быть признан в деловом мире, но установить конкретное место его локализации не представляется возможным. Другие нематериальные активы проявляют себя через некоторые объекты реального мира. По этому проявлению мы можем судить о степени участия нематериальных активов в процессе производства, их ценности, новизне.

В бухгалтерской практике гудвилл появляется и принимается к учету в момент совершения сделки купли-продажи предприятия. В МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» гудвилл рассматривается в виде разницы между затратами по приобретению (инвестициями) и долей инвестора в оценочной стоимости идентифицируемых приобретаемых активов и обязательств по состоянию на дату совершения операции. Положительная разница признается в качестве актива, появляющегося только при объединении компаний, так как на момент объединения возникает некоторый расход средств, контролируемый компанией, который может быть использован в целях получения доходов, т. е. это то, за что предприятие-покупатель заплатило, но что не может быть передано (продано, обменено) отдельно от бизнеса в целом. Так, в гудвилл могут включаться выгоды от интеграции приобретен-

ного бизнеса и бизнеса покупателя, например, экономия на затратах за счет увеличения масштаба операций или увеличение сферы влияния и доли на рынке [4].

Для целей бухгалтерского учета объединение компаний может осуществляться методом приобретения или методом слияния интересов.

Объединение методом слияния интересов характеризуется тем, что имеет место при полном объединении относительно равных по стоимости компаний, т. е. когда приобретается не менее 90 % уставного капитала, при этом право на участие в получаемых компанией будущих экономических выгодах от прежних владельцев не отчуждается. Другими словами, акционеры объединяющихся компаний разделяют риски и выгоды от объединения независимо от того, владельцами какой компании они были до слияния.

В американской практике метод слияния интересов предусматривал выполнение двенадцати требований, но был наиболее популярен среди топ-менеджеров, так как не приводил к возмещению будущих сверхприбылей прежним владельцам со стороны новых, а консолидация активов осуществлялась по учетной стоимости до проведения унификации учетной политики. Это означало, что объединение компаний методом слияния интересов не вело к появлению гудвилла как актива. Несмотря на «удобство» применения рассмотренного метода, на данный момент времени международные стандарты запрещают его применение. Причины запрета сводятся к тому, что метод игнорирует экономическую реальность, его применение не позволяет беспристрастно представить финансовую информацию, так как прибыли будущих периодов завышаются, искажаются показатели эффективности инвестиций, а финансовое положение компаний замалчивается. Считается, что метод слияния интересов не соответствует принципу учета по себестоимости, т. е. когда себестоимость определяется справедливой стоимостью выпущенных акций.

Метод приобретения, в отличие от слияния интересов, дает инвесторам больше информации о первоначальном состоянии активов на предприятии. Например, при одинаковой выручке использование метода приобретения дает меньшую чистую прибыль, чем в случае слияния интересов. Причиной этого является превышение справедливой стоимости приобретаемой компании над

учетной стоимостью чистых активов. Исходя из этого, административные менеджеры старались как можно чаще использовать метод слияния интересов, ведь их компенсации достаточно часто зависели от бухгалтерских показателей прибыли. Все крупные слияния в США до отмены метода слияния интересов (по оценкам FASB — Совета по стандартам финансового учета США) были структурированы как слияние интересов. Зарубежные и международные организации стандартизации бухгалтерского учета, в частности организации Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Канады, а также IASC (Комитет по международным стандартам финансовой отчетности), не разрешают проводить объединение компаний методом слияния интересов.

При проведении объединения методом приобретения покупаемая компания прекращает свое независимое существование. Говорить о том, что объединение осуществилось, можно лишь в тот момент времени, когда для компании-покупателя сняты все ограничения на осуществление ее контроля над чистыми активами и операциями приобретаемой компании. Таким образом, приобретение уже 51 % акций корпорации, а не покупка всей компании, означает, что объединение осуществилось. При объединении данным методом может возникать бухгалтерский гудвилл, если покупатель помимо стоимости чистых активов оплачивает дополнительные суммы в ожидании экстраординарных доходов.

Расчет приобретенной деловой репутации на практике осуществляется в несколько этапов:

1. На первоначальном этапе выделяются все идентифицируемые активы, в том числе нематериальные активы, стоимость которых может быть достоверно определена.

2. Далее определяется справедливая стоимость бизнеса, т. е. величина, на которую могут быть обменены активы или погашены обязательства в предстоящих в краткосрочной перспективе сделках между хорошо осведомленными, заинтересованными сторонами. При приобретении компании все ее активы и обязательства на дату приобретения должны быть переоценены до справедливой стоимости.

3. Современные международные стандарты предусматривают включение в расчет стоимости гудвилла справедливой стоимости неконтролируемой доли в компании (доли меньшинства)

в полном размере, объем которой должен быть рассчитан.

4. На конечном этапе определяется деловая репутация в виде суммы справедливой стоимости вознаграждения за долю в компании, справедливой стоимости неконтролируемой доли в компании, справедливой стоимости доли в капитале приобретаемой компании до момента получения контроля (если покупка была осуществлена в несколько стадий) за вычетом справедливой стоимости чистых активов компании на дату покупки.

Примером расчета может служить следующая операция: справедливая стоимость покупаемой компании на дату приобретения составляет 1 800 тыс. долл. Компания-покупатель приобретает 60 % уставного капитала за 1 200 тыс. долл., а также несет дополнительные расходы (5 000 долл.), связанные с юридическими услугами. При этом справедливая стоимость всех идентифицируемых активов и обязательств равна 1 700 тыс. долл. Доля меньшинства в данном случае составит 720 тыс. долл. (40 % х 1 800 тыс. долл.). Таким образом, величина гудвилла составит 220 тыс. долл. (1 200 тыс. долл. + 720 тыс. долл. — 1 700 тыс. долл.). При расчете величины гудвилла дополнительные затраты не будут включаться в его стоимость, т. е. сумма сделки в данном примере составит 1 205 тыс. долл. Предыдущие версии стандартов предусматривали включение этих затрат в стоимость гудвилла в полном объеме.

Приобретаемый гудвилл представляет собой расход покупателя в целях получения некоторой суммы ожидаемых сверхприбылей. Как и любой другой внеоборотный актив, он может обесцениваться в соответствии с МБС (IAS) 36 «Обесценение активов» (SFAS 142 «Гудвилл и

нематериальные активы»). Ранее международные стандарты бухгалтерского учета предусматривали систематическую амортизацию приобретенной деловой репутации на основе графика поступления прибылей, который должен был пересматриваться и корректироваться ежегодно. В том случае, если такой график объективно не мог быть составлен, то рекомендовался прямолинейный метод списания гудвилла в течение 20 лет. Действующие американские нормы учета и международные стандарты в настоящее время не предусматривают амортизацию приобретенного гудвилла. Это связано, прежде всего, с большими убытками холдинговых компаний, отражаемых по статье «Амортизация гудвилла». Теперь если события или изменения в условиях указывают на возможное обесценение гудвилла, не менее чем один раз в год проводится его тестирование, т. е. проверка на обесценение. В результате стоимость гудвилла может быть откорректирована.

Списание и уменьшение величины гудвилла непосредственно влияет на финансовые показатели компании, которыми руководствуются потенциальные инвесторы, что сказывается на котировках ее ценных бумаг В отчете инвестбанка «ЮниКре-дит» были оценены масштабы списания нематериальных активов российских компаний по итогам VI кв. 2008 г. Величина гудвилла, накопленная в результате бурной активности российских компаний в области слияний и поглощений в последние годы, может существенно сократиться. По оценкам инвестбанка «ЮниКредит», чистая прибыль у одиннадцати крупнейших российских компаний может уменьшиться на 3,3 млрд долл. вследствие переоценки гудвилла, которая может составить до 20 %. Данная оценка представлена в табл. 1.

Таблица 1

Переоценка гудвилла в 2008 г., млн долл.

Компания Чистая прибыль Гудвилл 20 % списания Пересмотренная чистая прибыль

Evraz 3,409 977 883 2,526

НЛМК 2,937 869 257 2,68

«Мечел» 2,101 572 191 1,911

«Северсталь» 2,948 421 150 2,798

ВБД 155 132 27 128

Х5 137 259 696 -559

«Вымпелком» 1,501 880 881 620

МТС 1,984 1,605 72 1,912

СТС Media 151 156 60 91

РБК 7 -2 12 -5

IBS 27 7 25 2

Источник: по материалам [4].

Российский бухгалтерский учет предусматривает систематическую амортизацию приобретенного гудвилла путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. Данный срок показывает предельное время, за которое должны быть реализованы на практике все преимущества приобретенной компании, отчужденные от прежних владельцев и возмещенные им в виде гудвилла. Амортизация гудвилла, регламентируемая российскими правилами бухгалтерского учета, противоречит современным международным стандартам, рассматривающим гудвилл в виде неаморти-зируемого актива. В российской практике положительная деловая репутация учитывается в качестве самостоятельного инвентарного объекта нематериального актива (пп. 4 и 43 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, далее — ПБУ 14/2007) на отдельном субсчете сч. 04 «Нематериальные активы». Амортизационные отчисления определяются исходя из фактической (первоначальной) стоимости этого нематериального актива. Сумма начисленной амортизации ежемесячно включается в состав расходов по обычным видам деятельности, начиная с первого месяца, следующего за месяцем принятия нематериального актива к учету.

В целях налогового учета со вступлением в силу Федерального закона от 01.01.2008 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской федерации» компания-покупатель при приобретении другой компании, как имущественного комплекса, может списать полученную надбавку (гудвилл) в течение пяти лет [7].

На практике в процессе осуществления сделки купли-продажи предприятия может возникнуть такая ситуация, когда разница между ценой сделки и суммарной стоимостью чистых активов будет отрицательна, т. е. зафиксирована отрицательная деловая репутация. Теоретически появление отрицательного гудвилла может рассматриваться как аномальное явление. Действительно, если стоимость отдельных чистых активов превышает стоимость всего бизнеса, то рациональней осуществить продажу предприятия по отдельности. Продавец получит в этом случае

выигрыш в размере отрицательной репутации. Если же рациональный продавец согласен осуществить сделку купли-продажи всей фирмы по цене ниже оцениваемой стоимости чистых активов, то, следовательно, оценка чистых активов была произведена необъективно и завышает их реальную стоимость. Другими словами, причина появления отрицательного гудвилла лежит в завышении стоимости чистых активов продаваемого предприятия. В то же время в реальной жизни может иметь место ситуация, когда полученный в результате сделки купли-продажи предприятия отрицательный гудвилл будет превосходить суммарную стоимость чистых активов. Тогда после списания всей их стоимости величина отрицательного гудвилла все равно останется положительной. Продавец может согласиться на эту сделку, если ожидает в будущем убытки или даже прибыли, по уровню меньшей относительного среднеотраслевого значения.

Современные международные стандарты представляют отрицательную деловую репутацию в виде следующей формулировки: «превышение доли покупателя в справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств над стоимостью приобретения».

Если ранее отрицательный гудвилл отражался в отчете о прибылях и убытках, но только в той мере, в какой признавались ожидавшиеся будущие убытки и затраты, включенные в план покупателя по реструктуризации приобретенного бизнеса, то в настоящее время отрицательный гудвилл представляет собой прибыль, возникающую в результате удачной покупки. А поскольку это прибыль, то она должна быть отражена в отчете о прибылях и убытках в день приобретения. Но при этом не нужно забывать, что перед тем, как отразить эту прибыль, покупатель должен оценить, является ли отражение опер ации по покупке бизне са верн ым, т. е. нужно удостовериться, что все обязательства были выявлены, верно оценены и признаны в отчетности, все активы идентифицированы и правильно измерены, а стоимость приобретения определена верно [4].

В отечественном учете вся сумма отрицательной деловой репутации с введением ПБУ 14/2007 единовременно в полной сумме относится на финансовые результаты организации

в качестве прочих доходов, что является значительным шагом на пути адаптации российских правил бухгалтерской отчетности к международным стандартам, ведь ранее отрицательная деловая репутация относилась на сч. 98 «Доходы будущих периодов» и списывалась равномерно в течение 20 лет.

Модификация российских стандартов бухгалтерского учета по оценке деловой репутации свидетельствует о курсе на адаптацию к международным стандартам, что подтверждают значительные изменения, введенные в ПБУ 14/2007, в части отражения и учета отрицательной деловой репутации, переоценки и тестирования объектов нематериальных активов на обесценение. Однако многие вопросы в настоящее время все же остаются спорными: различие в отнесении гудвилла к объектам нематериальных активов, разные сроки его эксплуатации, а также проблемы амортизации. В современной практике гудвилл остается категорией, которой российские компании только учатся управлять.

Очевидно, что развитие данного направления в деятельности отечественных компаний будет зависеть от использования зарубежного и передового отечественного опыта.

Список литературы

1. Компании готовятся к списанию активов. Давление на чистую прибыль должно сохраниться. Отчет инвестбанка «ЮниКредит». URL: http:// fincake. ru/stock/reviews/1327/download/961

2. Обзор российского рынка слияний и поглощений, январь — декабрь 2008: информационный проект аналитической группы ReDeal. URL: http://www. mergers. ru/netcat_files/File/ Bulletin_2008.pdf

3. Полозков С., Семенов Т. Исследования различий влияния знаний и информации на развитие общества // Экономист. 2005. № 2. С. 46—50.

4. Рыльцова Г. Новые правила объединения бизнеса. МСФО (IFRS) 3. URL: http://www. gaap. ru/biblio/gaap-ias/compare_rus2/106.asp

5. Савельев А. А. Учет гудвилла в соответствии с новыми стандартами МСФО и US GAAP // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2008. № 6 (21).

6. Тарасенко В. Goodwill дорогого стоит. URL: http://www. rbcdaily. ru/2009/01/28/ finance/399295

7. Умрихин С. Как выгоднее учесть отложенные налоги по МСФО // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2008. № 9 (27).

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.