УДК 338/5
Корзун Лариса Николаевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета анализа и аудита ФГБОУ ВО КГУ e-mail: [email protected]
Мозговая Юлия Сергеевна, магистрант 2 курса факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ
e-mail: [email protected]
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ
Аннотация: в публикации нашли отражение вопросы теории и практики организации системы финансового учета расходов на продажу в частности рекламных расходов
Ключевые слова: расходы на продажу, рекламные расходы, учет расходов
Korzun Larisa Nikolaevna, the senior teacher of department of accounting of the analysis and audit FGBOU IN KGU e-mail: [email protected]
Mozgovaya Yulia Sergeyevna, the undergraduate 2 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU e-mail: [email protected]
ACCOUNT AND CONTROL OF EXPENSES ON SALE
Summary: questions of the theory and practice of the organization of system of financial accounting of expenses on sale in particular of advertizing expenses have found reflection in the publication
Keywords: expenses on sale, advertizing expenses, accounting of expenses
В научной литературе финансовому учету коммерческих расходов уделяется меньше внимания, нежели учету производственных расходов. Но все равно коммерческие расходы являются расходами по обычным видам деятельности и возникают у предприятий различных форм собственности, функционирующих во всех отраслях экономики [1]. Расходы производственного предприятия можно разделить на два вида:
производственные и внепроизводственные. Производственные расходы это расходы, непосредственно связанные с производством готовой продукции, работ и услуг. Внепроизводственные расходы (расходы на продажу)- расходы, которые связаны с отгрузкой или реализацией продукции. Вместе с производственной себестоимостью они образуют полную себестоимость готовой продукции. Многие производственные предприятия занимаются не только изготовлением продукции, но также и ее реализацией. Для качественного сбыта продукции, необходимо эту продукцию упаковать, грамотно прорекламировать и доставить до потребителя. Все это требует дополнительных затрат [3].
Все расходы, связанные с продажей готовой продукции должны учитываться на счете 44. К таким расходам относятся следующие виды:
- на затаривание и упаковку продукции на складах готовой продукции;
- по доставке продукции покупателю или же до самой станции погрузки и страхование на время перевозки и хранения;
- по содержанию складов и помещений готовой продукции с целью хранения продукции в местах ее продажи; различных мест реализации продукции, работ и услуг; погрузочной техники, прочих основных средств, используемых в процессе отгрузки, реализации и доставки продукции потребителям и т. д.;
- на рекламу;
- на осуществление приемки выполненных работ и оказанных услуг;
- комиссионные вознаграждения, выплачиваемые посредническим организациям, с помощью которых осуществляется реализация продукции, работ и услуг;
- представительские расходы, выполняемые с целью реализации продукции, работ и услуг;
- на исследование конъюнктуры рынка, отбор покупателей, создание и совершенствование системы тарифов и цен, использованию баз данных и программных продуктов, связанных с управлением системой тарифов и цен;
- на создание и приобретение документов, связанных с технологией продажи;
- персонала организации;
- иные затраты [1].
Деятельность торговых предприятий направлена на перепродажу приобретенного товара, поэтому производственный процесс в таких организациях как правило отсутствует. В таблице 1 отразим номенклатуру статей расходов на продажу в организации.
Таблица 1 - Номенклатура статей расходов на продажу
Статьи расходов Характеристика расходов
1. Расходы на упаковку, транспортировку продукции Затраты на тару, упаковку и перевозку издательской продукции, экспедирование и пересылку периодических изданий и т.п.
2. Расходы на рекламу Затраты на рекламу всех видов, пропагандирующих продукцию издательства, расходы на объявления в прессе, по радио и телевидению, на создание и распространение листовок, буклетов, баннеров, затраты на осуществление выставок, ярмарок и т.д.
3. Расходы на маркетинговые исследования Затраты на текущее исследование конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, связанной с выпуском книгопечатной продукции и ее реализацией и т.п.
4. Коммерческие расходы Расходы на содержание фирменных магазинов и киосков; расходы на оплату труда с ЕСН, ОПС и ДС торгового персонала, предпродажную подготовку издательской продукции, на содержание складов, торговых залов и торгового оборудования, амортизационные отчисления по основным средствам и т.п.
5. Прочие расходы Расчетная (плановая) себестоимость обязательных бесплатных экземпляров и другие затраты по реализации продукции, не предусмотренные предыдущими статьями
Учет на счете 44 ведется на субсчетах: 44-1 «Коммерческие расходы» и 44-2 «Издержки обращения».
На субсчете 44-1 отражены все расходы, которые напрямую связаны с упаковкой, погрузкой и отправкой продукции по соответствующим договорам. Также на субсчете 44-1 учитываются расходы, связанные со сбытом товаров (затраты на содержание складов, затраты на анализ и экспертизу продукции, расходы на рекламу и пр.).
На субсчете 44-2 организации ООО «АЛЬФА» отражены затраты по заготовке и доставке произведенной продукции в организацию до включения в фактическую себестоимость заготовления ценностей.
Для признания расходов на рекламу в бухгалтерском учете в подтверждающих документах делают следующие записи:
Дт 44 Кт 60 (76) — отражены рекламные услуги;
Дт 44 Кт 10 — рекламная продукция, не являющаяся основным средством, списана в расходы;
Дт 44 Кт 02 — начислена амортизация по основному средству, используемому в рекламных целях.
В процессе рекламной деятельности возникает множество различных неожиданностей, поэтому необходим тщательный контроль за расходами на рекламу. Для этого на ООО «АЛЬФА» существует система маркетингового контроля, которая охватывает следующие типы:
- контроль за выполнением годовых планов - сопоставление текущих показателей с контрольными цифрами годового плана. Ответственными за проведение такого контроля выступают Генеральный директор и Заместитель генерального директора;
- контроль прибыльности - определение фактической рентабельности различных товаров, территорий, сегментов рынка и торговых каналов. Ответственный - Заместитель генерального директора;
- стратегический контроль - регулярная проверка соответствия исходных стратегических установок компании имеющимся рыночным возможностям. Ответственный - Заместитель генерального директора.
Таким образом, расходы на рекламу требуют большого внимания проверяющих и тщательной оценки при принятии бухгалтером тех или иных затрат как нормируемых или ненормируемых.
Список источников:
1. Новосельский С.О. Индикативный механизм оценки социально-экономической конкурентоспособности развития районов Курской области / С.О. Новосельский, М.В. Шатохин, Ю.Д. Ванин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2012. - №7. - С.26-30
2. Новосельский С.О. Состояние и перспективы кредитования предприятий малого бизнеса в условиях существующей рыночной конъюнктуры / С.О. Новосельский, Д.В. Зюкин, И.Н. Щедрина // Наука и практика регионов. - 2016. - №1.- С. 16-24
3. Новосельский С.О. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия пищевой промышленности / С.О. Новосельский, Л.В. Бычкова, В.А. Климов, Н.А. Коптева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - №8. - С.25-30
4. Новосельский С.О. Управление продовольственной безопасностью на региональном уровне: коллективная монография / С.О. Новосельский, М.В. Шатохин, О.В. Телегина, Н.В. Жахов, А.А. Золотарев. - Курск: Регион. откр. социальный ин-т, 2015. - 106 с.