4. Rybyantseva, M. S. Formation of the system of internal control and audit in organizations of retail trade / M. S. Rybyantseva // Natural-humanitarian research. - 2021. - No. 34(2). - S. 305-310. - DOI 10.24412/2309-4788-2021-11003.
5. Sigidov Yu.I. Formation of accounting and analytical information on the movement of cash flows in commercial organizations: monograph / Yu. I. Sigidov, A A Adamenko, T. E. Khorolskaya. - Krasnodar: KubGAU, 2019. - 144 p.
6. Chernyavskaya S.A Analysis of the movement and structure of cash flows in agricultural enterprises / S.A Chernyavskaya, D.S. Alekseeva, S.A. Kuts // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 1 (36). - S. 268-275.
8. Shvyreva, O. I. Knowingly false audit reports: problems of identification and prosecution / O. I. Shvyreva, S. Yu. Leshchenko, T. S. Romanenko // Natural Humanitarian Studies. - 2020. - No. 29(3). - S. 508-513. - DOI 10.24411/2309-4788-2020-10315.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-457-463
С.А. Чернявская - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, docsveta17@gmail.com,
SA.Chernavskaya - Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting Theory, FSBEI HE Kuban SAU;
В.С. Косых - студентка экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, V.S. Kosykh - student of the faculty of economics, FSBEI HE Kuban SAU; О.И. Вдовин - студент экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, O.I. Vdovin - student of the faculty of economics, FSBEI HE Kuban SAU.
УЧЕТ И АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ACCOUNTING AND ANALYSIS OF REVENUE OF TRANSPORTATION ORGANIZATIONS
Аннотация. В представленной работе нами был проведен анализ финансовых результатов, а именно: анализ динамики выручки, анализ динамики прибыли от продаж, а также анализ динамики чистой прибыли. В качестве объектов исследования были выбраны транспортные организации Красноярского края: ООО «СибТрансСервис», ООО «Северное предприятие Сибирь», ООО «ДСК Магистраль». Расчеты были выполнены на основе данных бухгалтерской отчетности исследуемых хозяйств за 2016-2020 года. Анализ финансовых результатов играет достаточно важную роль, поскольку получение прибыли является основной целью коммерческих организаций в настоящее время. Авторами был проведен анализ финансовых результатов, анализ рентабельности изменения валовой прибыли в исследуемых хозяйствах, что позволяет выявить складывающуюся ситуацию в отрасли транспортных перевозок Красноярского края.
Abstract. In the presented work, we conducted an analysis of financial results, namely: an analysis of revenue dynamics, an analysis of the dynamics of profit from sales, as well as an analysis of net profit. Transport organizations of the Krasnoyarsk Territory wer e selected as the objects of the study: «Sibtransser-vis», «Northern Enterprise Siberia», «Magistral». The calculations were performed on the basis of the accounting statements of the studied farms for 2016-2020. The analysis of financial results plays an important role, since making a profit is the main goal of commercial organizations at the present time. The authors conducted an analysis of financial results, profitability analysis and factor analysis of changes in gross profit in the studied farms, which allows us to identify the current situation in the transport industry of the Krasnoyarsk Territory.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, анализ, выручка, чистая прибыль, рентабельность, транспортные перевозки.
Keywords: accounting, analysis, revenue, net profit, profitability, transportation.
Организация транспортных грузоперевозок в Красноярском крае является перспективным направлением регионального сегмента экономической системы по следующим причинам: значительная площадь территории (2340000км2), удаленность населенных пунктов друг от друга, центральное географическое месторасположение в РФ, климатические условия, удален-
ность от финансовых центров (г. Москва, г. Санкт -Петербург и т.д.). Доля транспортных грузоперевозок составляет в 2020 г. - 55,1 %. Сохранение региональных компаний, занимающихся транспортными грузоперевозками, является приоритетной задачей для сохранения рабочих мест и поступления налогов в доходную часть бюджета края. В этой связи региональным гру-зоперевозчикам необходимо сохранить свой сегмент в условиях конкуренции с крупными компаниями («СДЕК», «Деловые линии» и др.). В качестве объекта исследования рассмотрим деятельность ООО «СибТрансСервис», ООО «Северное предприятие Сибирь», ООО «ДСК Магистраль» цель деятельность которых - осуществление регулярных грузоперевозок.
В таблице 1 показана структура баланса рассматриваемых экономических субъектов.
Таблица 1 - Структура баланса объектов исследования, тыс. руб.
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Относительное отклонение
2016 г. | 2019 г.
АКТИВ
Внеоборотные активы
ООО «СибТрансСервис» 45098 35339 39624 112238 151296 В 3,35 раза 134,80
ООО «Северное предприятие Сибирь» х х 2784 8634 6569 х 76,09
ООО «ДСК Магистраль» 13541 32915 73062 139401 217733 В 16,07 раза 156,19
Оборотные активы
ООО «СибТрансСервис» 114532 103833 172580 145876 139352 121,7 95,53
ООО «Северное предприятие Сибирь» 1422 3614 8295 8021 24097 В 16,95 раза В 3 раза
ООО «ДСК Магистраль» 26581 54041 74545 163507 249662 В 9,4 раза 152,69
БАЛАНС
ООО «СибТрансСервис» 159630 138172 21204 258114 290648 182,08 112,60
ООО «Северное предприятие Сибирь» 1422 3614 11079 16835 30665 В 21,56 раза 182,15
ООО «ДСК Магистраль» 40122 86955 147613 302926 467395 В 11,65 раза 154,30
ПАССИВ
Капитал и резервы
ООО «СибТрансСервис» 25943 30410 33969 40795 41027 158,14 100,57
ООО «Северное предприятие Сибирь» 212 1730 3045 4477 8675 В 40,92 раза 193,8
ООО «ДСК Магистраль» -2714 2299 4644 7600 10714 х 140,97
Долгосрочные обязательства
ООО «СибТрансСервис» 32147 40180 106971 183126 205414 В 6,39 раза 112,17
ООО «Северное предприятие Сибирь» х х х х 3757 х х
ООО «ДСК Магистраль» 18918 36977 108420 212142 318765 В 16,85 раза 150,26
Краткосрочные обязательства
ООО «СибТрансСервис» 101540 67582 71264 34193 44207 43,54 129,29
ООО «Северное предприятие Сибирь» 1210 1884 8034 12358 18233 В 15,07 раза 147,54
ООО «ДСК Магистраль» 20918 47680 34548 83184 137916 В 6,59 раза 165,8
БАЛАНС
ООО «СибТрансСервис» 159630 138172 212204 258114 290648 182,08 112,6
ООО «Северное предприятие Сибирь» 1422 3614 11079 16835 30665 В 21,56 раза 182,15
ООО «ДСК Магистраль» 40122 86955 147613 302926 467395 В 11,65 раза 154,30
В результате анализа таблицы 1, можно сделать вывод о том, что стоимость активов в данных организациях растет, что свидетельствует о стабильном экономическом росте исследуемых экономических субъектах. В ООО «СибТрансСервис» активы в 2020 г. по сравнению с 2016 г. увеличились на 131 018 тыс. руб. или на 82%, что связано, прежде всего, с ростом стоимости внеоборотных активов, которые за указанный период увеличились на 106 198 тыс. руб. , или в 3,35 раза.
В ООО «Северное предприятие Сибирь» величина активов в 2020 г. по сравнению с 2016г. увеличилась на 29 243 тыс. руб., или в 21,56 раза, что также произошло за счет увеличения оборотных активов на 22 675 тыс. руб., или в 16,95 раз.
В ООО «ДСК Магистраль» величина активов на 2020г. в сравнении с 2016г. увеличилась на 427 273 тыс. руб., или в 11,65 раза, на это повлияло увеличение внеоборотных активов на 204 192 тыс. руб., или в 16,07 раз.
Далее рассмотрим динамику результатов деятельности прибыли в таблице 2 и рисунках 1-3 объектов исследования.
Динамика выручки
546316 543703
N. 366178
337087 X ,
-----N^90528 280884
/ 197807 ---
80581«'
38569
12691 4753 17096 Ц935 _____
2016 -4—ООО аСибТрансСервис>» 2017 2018 2019 2020 ООО «Северное предприятие Сибирь» ^^^—ООО «ДСК Магистраль»
Рисунок 1 - Динамика выручки в исследуемых предприятиях с 2016 по 2020гг., тыс. руб.
Таблица 2 - Результаты производственно-финансовой деятельности по объектам исследования, тыс. руб.
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 202 0г. Относительное отклонение 2020 г.
2016 г. 2019 г.
Выручка
ООО «СибТрансСервис» 285298 546316 290528 197807 280884 98,45 142,00
ООО «Северное предприятие Сибирь» 12691 4 758 17 096 11935 38569 В 3 раза В 3,23 раза
ООО «ДСК Магистраль» 80 587 337 087 366 178 413 041 543704 В 6,74 раза 126,14
Себестоимость продаж
ООО «СибТрансСервис» 263578 532447 277821 163780 249366 152,44 152,26
ООО «Северное предприятие Сибирь» 12588 2 843 15 360 10034 24704 196,25 В 2,46 раза
ООО «ДСК Магистраль» -81165 -32595 -340432 -378020 -495230 В 6,1 раза 131,00
Валовая прибыль (убыток)
ООО «СибТрансСервис» 217720 13869 12707 34027 31518 14,48 92,63
ООО «Северное предприятие Сибирь» 103 1 915 1 736 1901 13865 В 134,61 раза В 7,29 раза
ООО «ДСК Магистраль» -578 14492 25746 35021 48474 х 138,41
Управленческие расходы
ООО «СибТрансСервис» - - 10763 8754 11920 - 136,17
ООО «Северное предприятие Сибирь» - - - - 11366 - -
ООО «ДСК Магистраль» -119 -3740 -9991 -11839 -18600 В 156,3 раза 157,10
Продолжение таблицы
Прибыль (убыток) от продаж
ООО «СибТрансСервис» 21720 13869 1944 25273 11920 54,88 47,16
ООО «Северное предприятие Сибирь» 103 1 915 1 736 1901 2499 В 24,26 раза 131,46
ООО «ДСК Магистраль» -697 10752 15755 23182 29874 х 128,87
Проценты к получению
ООО «СибТрансСервис» 70 91 - - - - -
Проценты к уплате
ООО «СибТрансСервис» 4070 3397 10122 9941 8431 В 2,07 раза 84,81
ООО «ДСК Магистраль» - -3789 -11058 -18204 -20083 - 110,32
Прочие доходы
ООО «СибТрансСервис» 6582 1513 21111 41443 115479 В 17,54 раза В 2,79 раза
ООО «Северное предприятие Сибирь» - 161 28 - 81 х х
ООО «ДСК Магистраль» 3043 695 293 2213 10719 В 3,52 раза В 4,84 раза
Прочие расходы!
ООО «СибТрансСервис» 16890 6492 9359 41443 115479 В 6,84 раза В 4,56 раза
ООО «Северное предприятие Сибирь» 13 179 63 97 12 92,31 12,37
ООО «ДСК Магистраль» -1876 -2304 -2519 -3722 -16976 В 9,05 раза В 2,79 раза
Прибыль (убыток) до налогообложения
ООО «СибТрансСервис» 7412 5584 3574 4037 11289 152,31 В 2,8 раза
ООО «Северное предприятие Сибирь» 90 1 897 1 701 4804 2568 В 28,53 раза 53,46
ООО «ДСК Магистраль» 470 5354 2471 3469 3534 В 7,52 раза 101,87
Чистая прибыль (убыток)
ООО «СибТрансСервис» 5930 4467 3559 226 232 3,91 102,65
ООО «Северное предприятие Сибирь» 72 1 518 1 360 1432 4198 В 58,3 раза В 2,93 раза
ООО «ДСК Магистраль» 340 5013 2344 2956 3093 В 9,1 раза 104,63
Динамика прибыли от продаж
35000
29874
2016 2017 2018 2019 2020
-5000
■ ООО «СибТрансСервис» ■ ООО «Северное предприятие Сибирь» ■ ООО «ДСК Магистраль»
Рисунок 2 - Динамика прибыли от продаж в исследуемых предприятиях
с 2016 по 2020 гг., тыс. руб.
Рисунок 3 - Динамика чистой прибыли в исследуемых предприятиях с 2016 по 2020гг., тыс. руб.
В ООО «СибТрансСервис» выручка в 2020 г. уменьшилась по сравнению с 2016 г. на 4414 тыс. руб.; по сравнению с 2019 г. на 42 % или на 83077 тыс. руб., что связанно в увеличением прочих доходов на 74036 тыс. руб. или в 2,79 раза.
Наиболее высокие темпы увеличения выручки отслежены нами в ООО «ДСК Магистраль»: в 2020 г. к 2016 г. она увеличилась на 463117 тыс. руб., или в 6,74 раза; по сравнению с 2019 г. - на 130663 тыс. руб., или на 26,14 %, что связано с увеличением прочих доходов на 8506 тыс. руб. или в 4,84 раза.
В ООО «Северное предприятие Сибирь» в 2020 г. к 2016 г. - увеличилась на 25878 тыс. руб., или в 3 раза, что связано с увеличением валовой прибыли на 13762 или в 134,61 раза; в 2020 г. к 2019 г. - увеличилась на 36634 тыс. руб., или в 3,23 раза, что связанно с увеличением валовой прибыли на 11964 тыс. руб. или в 7,29 раз.
Далее рассмотрим динамику показателей рентабельности в рассматриваемых организациях в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели рентабельности по объектам исследования
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абсолютное отклонение (+,-), 2020 г.
2016 г. | 2019 г.
Рентабельность совокупного капитала, %
ООО«СибТрансСервис» 4,74 3,75 2,04 1,72 4,12 -0,62 2,40
ООО «Северное предприятие Сибирь» 8,62 75,34 23,15 34,42 10,81 2,16 -23,61
ООО «ДСК Магистраль» 1,42 9,46 2,11 1,54 0,92 -0,50 -0,62
Рентабельность собственного капитала, %
ООО«СибТрансСервис» 32,26 19,82 11,10 10,80 27,59 -4,67 16,79
ООО «Северное предприятие Сибирь» 51,14 195,37 71,25 127,73 39,05 -12,09 -88,68
ООО «ДСК Магистраль» 14,43 -1416,4 71,18 56,66 38,59 24,16 -18,07
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %
ООО «СибТрансСервис» 7,61 2,54 0,67 12,78 4,24 -3,37 -8,54
ООО «Северное предприятие Сибирь» 0,81 40,25 10,15 15,93 6,48 5,67 -9,45
ООО «ДСК Магистраль» -0,86 3,19 4,30 5,61 5,50 6,36 -0,11
Валовая рентабельность производства, %
ООО «СибТрансСервис» 8,24 2,60 4,57 20,78 12,64 4,40 -8,14
ООО «Северное предприятие Сибирь» 0,82 67,36 11,30 18,95 56,12 55,30 37,17
ООО «ДСК Магистраль» 0,71 44,46 7,56 9,26 9,79 10,50 0,53
Продолжение таблицы
Чистая рентабельность производства, %
ООО«СибТрансСервис» 2,25 0,84 1,28 0,14 0,09 -2,16 -0,05
ООО «Северное предприятие Сибирь» 0,58 53,39 8,85 14,27 16,99 16,29 2,60
ООО «ДСК Магистраль» 0,42 15,38 0,69 0,78 0,62 0,20 -0,16
Рентабельность совокупного капитала в приведенных выше организациях преимущественно сокращается. Так в ООО «СибТрансСервис» по сравнению с 2016г. она сократилась на 0,62 п.п., но повысилась на 2,40 п.п. по сравнению с 2019 г. В ООО «Северное предприятие Сибирь» по сравнению с 2016 г. повысилась на 2,16п.п., но понизилась на 23,61п.п. по сравнению с 2019г. В ООО «ДСКМагистраль» понизилась на 0,5п.п. по сравнению с 2016 г. и на 0,62 п.п. по сравнению со 2020 г.
Рентабельность собственного капитала в ООО «СибТрансСервис» уменьшилась на 4,67п.п. по сравнению с 2016г. и увеличилась на 16,79п.п. по сравнению с 2019г. В ООО «Северное предприятие Сибирь» рентабельность уменьшилась на 12,09п.п. по сравнению с 2016г. и на 88,68п.п. по сравнению с 2019г. В ООО «ДСК Магистраль» данный показатель увеличился на 24,16п.п. по сравнению с 2016г. и уменьшился на 18,07 п.п. по сравнению с 2019 г.
Чистая рентабельность производства в ООО «СибТрансСервис» уменьшилась на 2,16п.п. по отношению к 2016г. и на 0,05п.п. по отношению к 2019г. В ООО «Северное предприятие Сибирь» рентабельность увеличилась на 16,29п.п. по отношению к 2016г. и на 2,6 п.п. по отношению к 2019г. В ООО «ДСК Магистраль» увеличилась на 0,2 п.п. по отношению к 2016г.,но уменьшилась на 0,16п.п. по отношению к 2019 г.
В целях максимизации прибыли нами рекомендованы следующие предложения:
- для повышения деловой репутации данных перевозчиков целесообразно внедрить систему отслеживания траффика грузоперевозки и информирования заказчика через систему электронного документа;
- для повышения объема заказов следует расширить территории хранения товара, а также техники для перевозки (склады, стоянки), что увеличит расстояние перевозки и как следствие увеличится выручка, прибыль от одного чека;
- не допускать отправления транспорта без полной загруженности, строго установить количество топлива, которое необходимо для данного рейса. Догрузка или сопутствующие грузы дают возможность как увеличить рентабельность перевозок, так и сэкономить средства заказчикам.
То есть вышеуказанные мероприятия будут способствовать увеличению количества клиентов, объемом перевозимых грузов и в соответствии увеличение выручки и чистой прибыли.
Источники:
1. Миронов О.А Рентабельность как ключевой фактор оценки эффективности работы экономических субъектов / О.А Миронов, С.А Чернявская // В сборнике: Современная экономика и ее информационное обеспечение: состояние, проблемы и перспективы развития материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. 2019. С. 246-249.
2. Прохорова В. В.. Субрегиональные аспекты структуризации хозяйственного пространства современной России / В.В. Прохорова, С.А. Чернявская // Бизнес в законе. 2010. № 1. С. 235-237.
3. Торчинова О.В. Субрегиональная система как интегрированный субъект экономических отношений / О.В. Торчинова, С.А Чернявская // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 2-2. С. 200-204.
4. Чернявская С.А Субрегиональная система как результат спецификации экономических отношений / Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 68-70.
5. Чернявская С.А Учет и анализ финансовых результатов / Чернявская С.А, Власенко Е.А, Бонда-ренко Е., Гаврилов А // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 1 (27). С. 310-315.
6. Аксенова Ж.А Проблемы формирования системы внутреннего контроля на предприятии с использованием информационных технологий / Аксенова Ж.А, Ищенко О.В., Салий В.В. // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 31-37.
7. Аксенова Ж.А. Особенности формирования и проведения анализа бухгалтерской, налоговой отчетности организации с использованием информационных технологий / Аксенова Ж.А, Ищенко О.В., Салий В.В. // В сборнике: Преподаватель года 2020. Сборник статей Международного научно-методического конкурса. В 2-х частях. 2020. С. 48-55.
8. Айрапетян Н.А Учет и анализ оборотных активов в организации малого бизнеса / Н.А Айра-петян, С. А Чернявская, Дубровская А В., Васюченко АА // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 800-806.
9. Адаменко А А Оценка результатов коммерческой деятельности экономического субъекта / А А Адаменко, Д.В Петров, О.В. Борода // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 31 (5). - С. 21-25.
10.Хорольская Т.Е. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности коммерческой организации / Т.Е. Хорольская, Е.В. Калашникова, Е.И. Еленская // Вестник академии знаний. - 2020. - № 3 (38). - С. 286-290.
11.Рапинчук Ф.С. Анализ инвестиций в строительстве Краснодарского края / Ф.С. Рапинчук, С. А. Чернявская, Шитов К.П, Шхалахов Л.В., Летучий АН.// Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 512-517.
References:
1. Mironov O.A Profitability as a key factor in evaluating the effectiveness of economic entities / O.A Mironov, S.A Chernyavskaya // In the collection: Modern economy and its information support: state, problems and development prospects materials of the International scientific conference of young scientists and university teachers. 2019. S. 246-249.
2. Prokhorova V.V. Sub-regional aspects of structuring the economic space of modern Russia / V.V. Prokhorova, S.A Chernyavskaya // Business in law. 2010. No. 1. S. 235-237.
3. Torchinova O.V. Subregional system as an integrated subject of economic relations / O.V. Torchino-va, S.A Chernyavskaya // Terra Economicus. 2009. V. 7. No. 2-2. pp. 200-204.
4. Chernyavskaya S.A. Sub-regional system as a result of the specification of economic relations / Terra Economicus. 2009. V. 7. No. 3-2. pp. 68-70.
5. Chernyavskaya S.A Accounting and analysis of financial results / Chernyavskaya S.A., Vlasenko E.A., Bondarenko E., Gavrilov A // Natural Humanitarian Studies. 2020. No. 1 (27). pp. 310-315.
6. Aksenova Zh.A Problems of formation of the internal control system at the enterprise with the use of information technologies / Aksenova Zh.A., Ishchenko O.V., Salii V.V. // Natural-humanitarian research. 2020. No. 29 (3). pp. 31-37.
7. Aksenova Zh.A Features of formation and analysis of accounting, tax reporting of an organization using information technologies / Aksenova Zh.A., Ishchenko O.V., Salii V.V. // In the collection: Teacher of the Year 2020. Collection of articles of the International Scientific and Methodological Competition. In 2 parts. 2020. S. 48-55.
8. Airapetyan N.A Accounting and analysis of current assets in a small business organization / N.A Airapetyan, S. A Chernyavskaya, Dubrovskaya AV., Vasyuchenko A A // Economics and entre-preneurship. 2018. No. 3 (92). pp. 800-806.
9. Adamenko A. A. Evaluation of the results of the commercial activity of an economic entity / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, O.V. Beard // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 31 (5). - S. 2125.
10.Khorolskaya T.E. Methodology for analyzing the financial results of a commercial organization / T.E. Khorolskaya, E.V. Kalashnikova, E.I. Yelenskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. -2020. - No. 3 (38). - S. 286-290.
11.Rapinchuk F.S. Analysis of investments in the construction of the Krasnodar Territory / F.S. Rapinchuk, S.A Chernyavskaya, Shitov K.P., Shkhalakhov L.V., Flying AN.// Economics and En-trepreneurship. 2018. No. 4 (93). pp. 512-517.