Научная статья на тему 'Учет эколого-экономического ущерба от загрязнения водных объектов в показателе ВВП'

Учет эколого-экономического ущерба от загрязнения водных объектов в показателе ВВП Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
249
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИ-ЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Павлова Ирина Михайловна, Акбаров Аброр Ахмаджанович

Статья посвящена одной из современных проблем устойчивого развития экономики России экологически обоснованному исчислению показателя ВВП с целью реализации конституционного права человека и гражданина на жизнь в благоприятной окружающей среде. В ходе исследования выявлено, что стоимостная оценка ущерба, причиненного водным объектам страны вследствие сброса загрязненных стоков сопоставима с величиной валового внутреннего продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Павлова Ирина Михайловна, Акбаров Аброр Ахмаджанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет эколого-экономического ущерба от загрязнения водных объектов в показателе ВВП»

УДК 338.22.021.1

Павлова Ирина Михайловна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики

Российский государственный аграрный университет -

МСХА имени К.А.Тимирязева

pavlova.i.m@mail .ru

Акбаров Аброр Ахмаджанович

соискатель степени магистра,

кафедра экономики,

Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А.Тимирязева mexanik93 @list.ru Irina M. Pavlova

PhD in Economics, Associate Professor, The Department of Economics

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy Abror A. Akbarov Candidate for a master's degree The Department of Economics

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Учет эколого-экономического ущерба от загрязнения водных объектов в показателе ВВП

Accounting of ecological and economic damage from pollution of water bodies in the GDP indicator

Аннотация. Статья посвящена одной из современных проблем устойчивого развития экономики России - экологически обоснованному исчислению показателя ВВП с целью реализации конституционного права человека и гражданина на жизнь в благоприятной окружающей среде. В ходе исследования выявлено, что стоимостная оценка ущерба, причиненного водным объектам страны вследствие сброса загрязненных стоков сопоставима с величиной валового внутреннего продукта.

Ключевые слова: устойчивое развитие, загрязнение водных объектов, эколого-экономический ущерб, валовой внутренний продукт.

Annotation. The article is devoted to one of the modern problems of sustainable development of the Russian economy - environmentally valid calculation of GDP in order to realize the constitutional right to life in a favorable environment. The study revealed that the value of the damage caused to the country's water bodies due to the discharge of polluted wastewater is comparable to the value of the gross domestic product.

Key words: sustainable development, pollution of water bodies, environmental and economic damage, Gross Domestic Product.

«Начиная с 1992 года, за исключением стабилизации стратосферного озонового слоя, человечеству не удалось добиться достаточного прогресса, в целом, в решении экологических проблем» [1]. В документе, получившем название «Предупреждение ученых мира человечеству: уведомление второе» (подписан в ноябре 2017 г. 15364 учеными из 184 стран), помимо перечисления главных угроз существования разумной жизни на Земле, указан ряд «разнообразных и эффективных шагов, которые может предпринять человечество для перехода к устойчивому развитию», базирующихся, в том числе, на «чётком понимании» экономических инструментов. Согласно уведомлению ученых мира человечеству [1], необходим «пересмотр нашей экономики с целью <...> гарантировать, что ценообразование, налогообложение и система материального поощрения будут принимать во внимание реальную себестоимость» модели потребления, влияющей на окружающую среду. «Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (принята Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2015 г.) также поставлена задача «разработать, в дополнение к показателю валового внутреннего продукта, и другие показатели измерения прогресса в деле обеспечения устойчивого развития» [2].

В нашей стране понимание того, что «природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния» нашло отражение еще в «Экологической доктрине Российской Федерации» в 2002 году. Государственная политика в области экологии согласно [3] должна базироваться на принципе «устойчивого развития, предусматривающего равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признании невозможности развития человеческого общества при деградации природы». Для его успешной реализации необходимо «включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции».

В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4] стратегической целью «является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики». Достижение заявленной цели предполагается с использованием, в числе прочих, механизма «учета <...> негативного воздействия на окружающую среду <.> при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям».

Высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты России все еще остается «проблемой, требующей особого внимания» [5], и нарастание её масштаба «может стать одним из сдерживающих факторов» на пути экономического развития страны, достижения комфортных экологических условий и высоких стандартов жизни населения, обеспечения интересов будущих поколений жителей РФ».

Вышеизложенное определяет актуальность совершенствования методики исчисления валового внутреннего продукта на основе учета экологической деградации природных (и, в том числе, водных) ресурсов России. В предлагаемой работе приведены результаты сопоставления величины ВВП с показателем стоимостной оценки ущерба, причиняемого сбросом загрязненных стоков водным объектам страны [6 - 12]. Начиная с 2010 г., статистическая отчетность ежегодно представляет сведения о количестве поступающих в водоемы Российской Федерации загрязнителей для 34 видов веществ [7] (хотя контроль в области охраны водного бассейна проводится в отношении как минимум 159 видов ЗВ! [12; 13]).

Эколого-экономические показатели последствия данного негативного антропогенного воздействия по России в целом представлены в таблице 1. Масса сброса загрязняющих веществ за исследуемый период уменьшилась на 12,5 % (с 18699,6 тыс. т в 2010 г. до 16368,7 тыс. т в 2016 г.); при этом её структура практически не изменилась - основной удельный вес приходится всего на два загрязнителя: сухой остаток (50,7 % в 2010 г. и 42,7 % в 2016 г.) и хлориды (30,3 % в 2010 г. и 34,6 % в 2016 г.). Денежная оценка экологического ущерба от загрязнения водных объектов за шесть лет снизилась незначительно - на 3,2 % (с 1071,33 млрд. руб. в 2010 г. до 1037,35 млрд. руб. в 2016 г.), но следует отметить, что эта величина рассчитана в текущих ценах. Более половины общей суммы эколого-экономического ущерба определяет сброс фосфатов (как в 2010 г. - 52,8 %, так и в 2016 г. - 53,4 %); структура показателя также достаточно стабильна.

Таблица 1 - Структура эколого-экономического ущерба от сброса загрязняющих веществ в водные объекты Российской Федерации (2010 г., 2016 г.)

№№ п/п Наименование загрязняющих веществ Масса сброса загрязняющих веществ Стоимостная оценка экологического ущерба от сброса загрязняющих веществ

2010 год 2016 год 2010 год 2016 год

тонн в % к I тонн в % к I млрд.руб. в % к I млрд.руб. в % к I

1 Нитрат-анион 366430,0 1,96 423790,0 2,59 8,431 0,79 15,358 1,48

2 Сульфат анион (сульфаты) 1915400,0 10,24 1962800,0 11,99 22,036 2,06 35,565 3,43

3 Сухой остаток 9479600,0 50,69 6993900,0 42,73 109,060 10,18 126,726 12,22

4 Хлориды 5662450,0 30,28 5656110,0 34,55 65,145 6,08 102,486 9,88

5 Азот аммонийный 297218,1 1,59 65771,4 0,40 191,486 17,87 66,738 6,43

6 Азот общий 36452,8 0,19 35619,0 0,22 23,485 2,19 36,142 3,48

7 Алюминий 979,51 0,01 534,97 0,00 1,510 0,14 1,299 0,13

8 Взвешенные вещества 275725,0 1,47 191551,0 1,17 19,033 1,78 20,825 2,01

9 Железо (все растворимые в воде формы) 6482,8 0,03 2383,27 0,01 9,994 0,93 5,787 0,56

10 Жиры/масла 4098,9 0,02 2147,0 0,01 4,810 0,45 3,968 0,38

11 Калий 30126,4 0,16 69098,5 0,42 0,347 0,03 1,252 0,12

12 Кальций 215610,3 1,15 466814,0 2,85 2,481 0,23 8,458 0,82

13 Лигнин сульфатный 11945,7 0,06 10003,6 0,06 4,673 0,44 6,163 0,59

14 Лигносульфат аммония 7864,1 0,04 3392,3 0,02 5,067 0,47 3,442 0,33

15 Магний (все растворимые в воде формы) 37440,9 0,20 35140,4 0,21 0,861 0,08 1,273 0,12

16 Мочевина (карбамид) 4318,7 0,02 4950,8 0,03 0,050 0,00 0,090 0,01

17 Натрий 304150,0 1,63 414020,0 2,53 3,499 0,33 7,502 0,72

18 Нефть и нефтепродукты 2638,7 0,01 1918,8 0,01 4,068 0,38 4,659 0,45

19 Нитрит-анион 6537,8 0,03 6515,3 0,04 7,672 0,72 12,042 1,16

20 ОП-10, СПАВ, смесь моно- и диалкилфеноловых эфиров полиэтилен-гликоля 1841,9 0,01 1633,6 0,01 2,161 0,20 3,019 0,29

21 Фосфаты 28257,5 0,15 17584,1 0,11 565,662 52,80 554,390 53,44

22 Фтор 2505,6 0,01 2011,9 0,01 3,863 0,36 4,885 0,47

23 Бензол 0,8 0,00 0,0 0,00 0,000 0,00 0,000 0,00

24 Бор 106,2 0,00 107,1 0,00 0,068 0,01 0,109 0,01

25 Ванадий 6,8 0,00 2,8 0,00 0,189 0,02 0,122 0,01

26 Марганец 525,3 0,00 323,7 0,00 5,258 0,49 5,102 0,49

27 Медь 73,9 0,00 32,4 0,00 2,057 0,19 1,420 0,14

28 Никель 37,4 0,00 28,3 0,00 0,374 0,03 0,447 0,04

29 Ртуть 0,0 0,00 0,0 0,00 0,129 0,01 0,107 0,01

30 Свинец (все растворимые в воде формы) 9,0 0,00 5,1 0,00 0,090 0,01 0,080 0,01

31 Фенол 28,0 0,00 18,2 0,00 0,779 0,07 0,799 0,08

32 Формальдегид 105,8 0,00 82,9 0,00 1,059 0,10 1,307 0,13

33 Хром 24,8 0,00 13,6 0,00 0,038 0,00 0,033 0,00

34 Цинк 588,7 0,00 365,3 0,00 5,892 0,55 5,759 0,56

I 18699581,3 100 16368669,5 100 1071,325 100 1037,354 100

Стоимостная оценка вреда от экологической деградации водных ресурсов России в результате попадания в них загрязняющих веществ, таким образом, составила: в 2010 г. - 2,31 % от валового внутреннего продукта, в 2016 г. -

1,21 % (см. таблицу 2). Приведенные данные свидетельствуют, на наш взгляд, о достаточной сопоставимости рассматриваемых экономических параметров.

Таблица 2 - Сравнение валового внутреннего продукта и эколого-экономического ущерба от сброса загрязняющих веществ в водные объекты Российской Федерации (2010 г., 2016 г.)

№№ п/п Наименование показателей 2010 год 2016 год

1 Валовой внутренний продукт в текущих ценах, млрд.руб. 46308,54 86043,65

2 Стоимостная оценка экологического ущерба от сброса загрязняющих веществ в водные объекты в текущих ценах, млрд.руб. 1071,33 1037,35

3 Стоимостная оценка экологического ущерба от сброса загрязняющих веществ в водные объекты, % к ВВП 2,31 1,21

Настоятельная необходимость корректировки макроэкономических показателей (в частности, ВВП) с учетом издержек, возникающих в процессе хозяйственной деятельности экодеформаций, становится особенно очевидной, если принять во внимание тот факт, что в представленных расчетах отражена стоимостная характеристика только одного (из девяти возможных для оценки [6]!) вида ущерба водным объектам, наносимого лишь одному компоненту окружающей среды нашей страны.

Литература:

1. Предупреждение ученых мира человечеству: уведомление второе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://academic. оир. сот/Ыо8с1епсе/агИс1е/67/12/1026/4605229

2. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года. Л/70/Ь.1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdj7OpenElement

3. Экологическая доктрина Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=133908&print=Y

4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/265665

5. Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012

г. № 350) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=130089&print=Y

6. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 87) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12067365/

7. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». - М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2016. - 639 с.

8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». - М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2017. - 760 с.

9. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. -М.: 2010. - 813 с.

10. Российский статистический ежегодник. 2014: стат. сб. / Росстат. - М.: 2014. - 693 с.

11. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. - М.: 2017. - 686 с.

12. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 г. № 552) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aquacultura.org/upload/files/pdf/552.pdf

13. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/zRLyZUq3mAhEk3A6NKumi84V580CForm.pdf

References:

1. World Scientists' Warning to Humanity: A Second Notice [Internet resource]. - Access mode: https://academic. oup. com/bioscience/article/67/12/1026/4605229

2. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. A/70/L.1 [Internet resource]. - Access mode: https://documents-dds-ny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement

3. Ecological doctrine of Russian Federation (approved by the order of the Russian government № 1225-р (August 31, 2002)) [Internet resource]. - Access mode: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=133908&print=Y

4. Fundamentals of the state policy in the field of ecological development of the Russian Federation for the period till 2030 (approved by the order of the

Russian government № 2423-p (December 18, 2012)) [Internet resource]. -Access mode: http://zakonbase.ru/content/base/265665

5. Federal target programme «Development of the water sector of the Russian Federation in 2012-2020» (approved by the resolution of the Russian government № 350 (April 19, 2012)) [Internet resource]. - Access mode: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=130089&print=Y

6. Methods of calculating the amount of damage caused to water bodies due to violation of water legislation (approved by the order of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation № 87 (April 13, 2009)) [Internet resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12067365/

7. State report «About the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2015». - M.: Minprirody of Russia; NIA-Priroda, 2016. -639 p.

8. State report «About the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2016». - M.: Minprirody of Russia; NIA-Priroda, 2017. -760 p.

9. Russian Statistical Yearbook 2010: Stat. book / Rosstat. - M.: 2010. -

813 p.

10. Russian Statistical Yearbook 2014: Stat. book / Rosstat. - M.: 2014. - 693 p.

11. Russian Statistical Yearbook 2017: Stat. book / Rosstat. - M.: 2017. - 686p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Water quality standards for fishery water bodies. Standards of maximum permissible concentrations of harmful substances in waters of fishery water bodies (approved by the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation № 552 (December 13, 2016)) [Internet resource]. - Access mode: http://aquacultura.org/upload/files/pdf/552.pdf

13. Rates of payment for negative impact on the environment (approved by the resolution of the Russian government № 913 (September 13, 2016)) [Internet resource]. - Access mode: http://government.ru/media/files/zRLyZUq3mAhEk3A6NKumi84V580CForm.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.