Научная статья на тему 'Ученый - педагог - патриот (к юбилею доктора филологических наук, профессора А. П. Сковородникова)'

Ученый - педагог - патриот (к юбилею доктора филологических наук, профессора А. П. Сковородникова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученый - педагог - патриот (к юбилею доктора филологических наук, профессора А. П. Сковородникова)»

УЧЕНЫЙ - ПЕДАГОГ - ПАТРИОТ (К юбилею доктора филологических наук, профессора А.П. Сковородникова)

Вся жизнь и деятельность Александра Петровича Сковородникова, незаурядного человека, талантливого и скрупулезного ученого, замечательного педагога, - наглядный пример служения высоким идеалам науки, заботы о русском языке, являющемся национальной ценностью народа.

Александр Петрович Сковородников - доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, советник ректора Сибирского федерального университета по вопросам гуманитарного научно-образовательного процесса. Его путь в науку впечатляет: рабочий мукомольного комбината, счетовод этого же заведения, студент медицинского техникума, охранник одной из частных фирм и только потом (после освоения трехгодичной программы подготовки учителей) - ассистент преподавателя русского языка в Институте иностранных языков в Харбине (Китай). После переезда в Россию, в город Красноярск, он сначала работал сметчиком в «Кон-структорско-технологическом бюро крайпромсовета», потом завучем в школе рабочей молодежи. Окончание «с отличием» историко-филологического факультета Красноярского педагогического института предоставило ему возможность поступления в аспирантуру по русскому языку [Копнина, Фельде, 2009]. В 1967 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Безглагольные эллиптические предложения в современном русском языке», а в 1983 году -докторскую диссертацию «Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования».

Понять личность этого лингвиста невозможно без хотя бы краткого обзора его основных научных исследований, в каждом из которых тонко проявляются черты характера русского человека, человека-патриота, обеспокоенного состоянием современного гуманитарного образования в целом и русского языка в частности и, как следствие - судьбой подрастающего поколения.

Научная деятельность А.П. Сковородникова многообразна. В сферу его научных интересов входят прежде всего культура речи, стилистика, риторика, лингвистическая прагматика, генристика, лингвистическая экспрессиология, лингвоэкология. Все эти научные направления связаны с изучением языка в функциональном аспекте, с исследованием возможностей речи. Большое внимание в работах А.П. Сковородников уделяет вопросам взаимодействия речи с окружающей действительностью, что входит в проблематику эколингвистики -относительно нового лингвистического направления, одним из первых российских разработчиков которого он является. В 1992 году он дает следующее бипо-

лярное определение экологии языка (лингвоэкологии, эколингвистики): «Это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения» [Сковородников, 1992, с. 105]. Таким образом, практическую деятельность в области эколингвистики ученый видит, с одной стороны, в сохранении и развитии лучшего, что есть в речевой практике, а с другой - в защите языка от всего, что наносит вред его развитию и функционированию.

Не менее значимой является разработка А.П. Сковородниковым понятийно-терминологического аппарата лингвоэкологии. На страницах своих работ он предложил терминопонятия, которые стали использоваться другими учеными, а именно: языковая аллергия, лексическая эрозия, лингвоцинизм и др. (см., напр.: [Сковородников, 1996, с. 7]).

В 1990 году при Красноярском государственном университете А.П. Сковородников создает Лабораторию лингвоэкологии и речевой культуры, которая с 1996 года получает статус подразделения Красноярского научного центра Сибирского отделения Международной академии наук высшей школы. В 2013 году Александр Петрович открывает первый, и пока единственный, журнал, посвященный вопросам лингвистической экологии, под названием «Экология языка и коммуникативная практика». В первом же номере журнала ставятся задачи, ориентированные на сохранение «чистоты» русской речи, и отстаивается гуманистический принцип общения без языкового насилия.

Направление, связанное с теорией и практикой эффективной речи, столь же плодотворно развивается в научных трудах Александра Петровича и его учеников. Он неоднократно подчеркивал в публикациях культурную ценность красноречия и необходимость преподавания риторики в средней школе и вузе. Исследователи пишут о существовании красноярской школы риторического образования и о том, что А.П. Сковородников много сделал для возвращения риторики из исторического прошлого в современную научную и научно-педагогическую практику [Курцева, 2011].

В 1987 году он создал и возглавил первую в постперестроечной России кафедру, в названии которой было слово «риторика», - кафедру общего языкознания и риторики. Заметным вкладом в развитие риторической теории и культуры речи стало изучение системы выразительных средств и риторических приемов современного русского литературного языка, что нашло отражение в энциклопедических словарях-справочниках «Культура русской речи», «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты» и словаре-справочнике «Эффективность речевого общения (базовые компетенции)». Словари, идеологом и одним из авторов которых является А.П. Сковородников, уже можно считать лингвистическими бестселлерами. Об истории серии словарей см. заметку: [Шмелева, 2013].

Все научные работы А.П. Сковородникова отличаются междисциплинарным подходом к исследуемому материалу. Так, философские идеи используются

им в осмыслении понятия «национальный риторический идеал» и разработке методики его представления [Сковородников, 1997; 1999].

За годы продуктивной деятельности красноярской научной школы эффективной речи было проведено множество мероприятий, объединяющих единомышленников, увлеченных совершенствованием речевой культуры: около двадцати международных, всероссийских и региональных научных конференций, совещаний и семинаров, призванных консолидировать усилия, направленные на изучение современного языкового состояния, на сохранение чистоты и богатства русской речи. Накануне своего юбилея Александр Петрович принял активное участие в организации и проведении международной конференции «Экология языка и коммуникативная практика» (Красноярск, 2-4 октября 2014 года): он возглавил одно из пленарных заседаний и круглый стол по актуальным вопросам эколингвистики.

Разработанное А.П. Сковородниковым понятие культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения [Сковородников, Копнина, 2009] имеет непосредственную значимость для современного образования, ориентированного на компетентностный подход. По инициативе Александра Петровича, при его непосредственном участии и курировании в учебные планы всех факультетов Красноярского государственного университета (с 2007 года -Сибирского федерального университета) была введена учебная дисциплина «Русский язык и культура речи», а также факультативы «Основы риторики», «Стилистика и литературное редактирование», «Деловая коммуникация», разработаны соответствующие рабочие программы. Компетентностный подход в преподавании русского языка и культуры речи нашел отражение в учебном пособии «Русский язык и культура речи», редактором которого ученый является [Русский язык..., 2013]. При этом Александр Петрович постоянно оказывает информационную и научно-методическую помощь учителям Красноярска и других городов края по проблемам внедрения риторики и культуры речи в школьную практику.

Названный выше круг научных тем нашел отражение на страницах научно-методического бюллетеня «Теоретические и прикладные аспекты речевого общения», редакторскую работу которого возглавил А.П. Сковородников. Решением 3-ей Международной конференции по риторике (г. Москва, январь 1999 года) «Бюллетеню» присвоен статус «Вестника Российской риторической ассоциации». Позже издание было переименовано в специализированный вестник «Речевое общение», который издавался на протяжении 12 лет.

В докладе «Роль гуманитарного образования и науки в современной России» [Сковородников, 2009] А.П. Сковородников предлагает концепцию гуманитарного образования в университете инновационного (предпринимательского) типа. На наш взгляд, позиции, пять лет назад высказанные ученым, не только не потеряли свою актуальность, но и приобрели еще большую остроту в свете современных социально-экономических и политических катаклизмов. Доклад Александра Петровича организован посредством метода «комментированной цитаты». Этот метод предполагает прямое цитирование высказываний представителей самых разных

профессиональных сфер - политиков, социологов, юристов, журналистов, учителей и др. - с последующим комментированием этих цитат. Подбор цитат позволил ученому представить анализ современной действительности в России и доказать, что в современных условиях «...было бы непростительной ошибкой ограничиваться только профессиональной подготовкой студентов и проигнорировать аспект их общекультурного, этического и гражданского становления, которое, увы, оказалось неосуществленным (по крайней мере -незавершенным) в лоне семьи и школы». Он говорит о необходимости развивать гуманитарную сторону образовательного процесса в вузе и важности патриотического воспитания: «Мы должны понимать и чувствовать Отечество как абсолютную ценность. <...> Фундаментом любого мировоззрения является система ценностей, <...> поэтому же проблеме ценностей наше педагогическое гуманитарное сообщество должно уделять самое пристальное внимание. <...> Вернуть России, в первую очередь ее молодому поколению, национальных героев могут и должны гуманитарии, прежде всего - историки, филологи, философы. <...> Именно филология в содружестве с историей и философией обеспечивают освоение ценностно-смысловых ориентиров, ментальных структур, гарантирующих целостность данного общества и государства». В докладе А.П. Сковородников, не умаляя значимости изучения иностранных языков, предлагает обратить внимание на тот факт, что в ряде государственных вузов России приветствуется и материально поддерживается преподавание разных курсов, в том числе гуманитарных, на иностранном языке, в первую очередь - английском. Между тем невозможно представить себе изучение русского языка и литературы российскими студентами на английском языке.

Концепция культурно-речевой компетенции носителя

полнофункциональной речевой культуры, предложенная

А.П. Сковородниковым, представлена моделью, состоящей из четырех базовых компетенций: общефилологической, языковой, коммуникативной, этико-эстетической - с соответствующими наборами субкомпетенций, эксплицирующих их содержание. Особенностью этой модели является то, что она дает возможность каждому конкретному учебному заведению вырабатывать собственный вариант ее реализации с учетом условий и специфики тех направлений и специальностей, которые в нем преподаются [Сковородников, Копнина, 2008; 2009].

Александр Петрович как личность не просто привлекает внимание эрудированностью, виртуозным владением многими жанрами устной речи, а притягивает к себе своим энтузиазмом, энергией, готовностью поделиться научной идеей, житейской мудростью. «Учиться надо не до старости, а до смерти», - любит повторять конфуцианское изречение Александр Петрович. Его организаторские способности, творческая энергия и научная деятельность вызывают огромное уважение и искреннее восхищение. Для нас он великолепный ученый, замечательный педагог и, безусловно, настоящий патриот своего Отечества.

Литература

Копнина Г.А., Фельде О.В. Академик слова. К юбилею выдающегося красноярского филолога А.П. Сковородникова // Новая университетская жизнь. 2009. N° 19.

Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003.

Курцева З.И. Коммуникативно-нравственный аспект риторического образования: автореф. дис. ... докт. педагог. наук. М., 2011.

Русский язык и культура речи (базовые компетенции). [Электронный ресурс]. URL : http://catalog.sfu-kras.rU/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe#page-title

Сковородников А.П. Лингвистическая экология: проблемы становления // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: науч.-метод. бюл. Красноярск-Ачинск, 1996. Вып. 1.

Сковородников А.П. Об экологии русского языка // Филологические науки. 1992. № 5-6.

Сковородников А.П. Роль гуманитарного образования и науки в современной России. Красноярск, 2009.

Сковородников А.П., Копнина Г.А. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. Supplement. 2009. № 2.

Сковородников А.П., Копнина Г.А. О формировании речевой культуры студента высшего учебного заведения (в аспекте компетентностного подхода) // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 4.

Шмелева Т.В. История словаря // Сибирский форум. Интеллектуальный диалог. Март 2013. [Электронный ресурс]. URL : http://sibforum.sfu-kras.ru/node/462

Экология языка и коммуникативная практика: сетевое научное издание. [Электронный ресурс]. URL : http://ecoling.sfu-kras.ru/

Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2005.

Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2012.

Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск, 2014.

Сковородников А.П. О содержании понятия «национальный риторический идеал» применительно к современной российской действительности // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Красноярск-Ачинск, 1997. Вып. 5.

Сковородников А.П. К методологии разработки и представления русского риторического идеала // Вестник Красноярского государственного университета. 1999. Вып. 1.

И.В. Евсеева, А.Н. Сперанская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.